Связь природного ландшафта с творчеством литераторов,художников,музыкантов
Связь природного ландшафта с творчеством литераторов,художников,музыкантов
Природа всегда влияла на творчество Оренбургских писателей, художников и музыкантов.
Все книги являются настоящим кладом для оренбургских краеведов (филологов, охотоведов, историков быта). В своей совокупности они составляют целую энциклопедию по Оренбургскому краю, по которой можно изучать его природу, прекрасно ознакомиться с его флорой и фауной и вместе с тем получить отчетливое представление о населении края, каким оно было полтора века назад, об этническом его составе, социальной структуре, о быте и нравах. Никакая другая местность нашей необъятной родины не исключая и прославленной в литературе среднерусской полосы, не описана так обстоятельно и точно и вместе с тем так любовно и художественно, как описана в книгах Аксакова эта часть Оренбуржья, его «аксаковская зона» (Бугурусланский, Алексеевский, Абдулинский и Северный районы Оренбургской области).
Аксаков был страстный патриот Оренбургского края, и именно поэтому, в силу самой страстности своего «оренбургского» патриотизма, а также в силу своего большого таланта, он не остался на уровне «областного» писателя, а стал писателем общерусского масштаба и значения. Он прославил оренбургские степи, леса, реки и сделал их родными для каждого русского читателя, независимо от его места жительства. Книги Аксакова сразу же после своего появления вошли в золотой фонд русской классической литературы, а отрывки из них – в школьные хрестоматии.
И с тех пор все русские школьники, из поколения в поколение, учились и учатся понимать и любить русскую природу не только по Тургеневу и Льву Толстому, но и по Аксакову.
Когда вышли в свет «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852 г) они вызвали восторженный отзыв со стороны такого компетентного ценителя, как Тургенев, который в том же году издал отдельной книгой свои «Записки охотника».
Знакомя читателей с оренбургской степью, Аксаков подчеркивал ее преимущества в сравнении с другими степями. «Слово степь, – писал он в «Записках ружейного охотника», – имеет у нас особенное значение и обыкновенно представляет воображению обширные пространства голой, ровной, безводной земной поверхности; многие степи таковы действительно, но в Оренбургской губернии, в уездах Уфимском, Стерлитамакском, Белебеевском, Бугурусланском и Бузулуцком, степи совсем не таковы: поверхность земли в них по большей части неровная, волнистая, местами довольно лесная, даже гористая, пересекаемая оврагами с родниковыми ручьями, степными речками и озерами…
Сочными, пышными, высокими травами и цветами покрыта их черноземная почва, особенно по долинам и равнинам между перелесками. В благоприятный год степные сенокосы обильнее и лучше заливных лугов. Только по скатам величавых горных хребтов, которые вдоль по рекам, речкам и суходолам перерезывают иногда степные сырты и увалы, попадаются горные породы мелкорослых трав: особенного вида приземистый, рассыпчатый ковыль, сизый горный шалфей, белая низенькая полынь, чабер и богородская трава. Особенным ароматом наполняют они воздух, и кто не ночевывал летом в наших степях, на покатостях горных кряжей, тот не может иметь понятия о благорастворенном, мягком, живительном их воздухе, который здоровее даже лесного».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Связь природного ландшафта с творчеством литераторов,художников,музыкантов »
Исследовательская работа
«Связь природного ландшафта с творчеством литераторов, художников, музыкантов»
Автор: ученица 9 «б» класса МБОУ «Сакмарская СОШ»
Смоленская Анастасия Сергеевна.
Руководитель: учитель русского языка и литературы: Ефременко Татьяна Ивановна.
с.Сакмара 2015г
«Вот родина моя... Вот дикие пустыни!..
Вот благодарная оратаю земля!
Дубовые леса, и злачные долины,
И тучной жатвою покрытые поля!
Вот горы, до небес чело свое взносящи,
Младые отрасли Рифейских древних гор,
И реки, с пеною меж пропастей летящи,
Разливом по лугам пленяющие взор!»
С.Т. Аксаков.
Для каждого человека Родина – это прежде всего тот уголок земли, где он родился, где прошли его детство и юность. И все же любовь к родине не ограничивает только привязанностью к родным местам. Все вбирает она: восхищение природой – своей Мамой Родины, ее бесконечным разнообразием, интересом к событиям общественной, хозяйственной и культурной жизни, гордость трудовыми подвигами ее сыновей и дочерей. И чем больше знаешь о своем крае, тем больше гордишься и любишь ее.
Богата и разнообразна природа Оренбургского края. Примечательны ее равнины и горы, реки и озера, ковыльные степи и тенистые дубравы, зеленые долины и сосновые боры. На весь мир прославился степной край богатством своих недр.
У нас нет иной земли, кроме нашей, кроме той, на которой жили наши предки. Без природы нет жизни на Земле. И каждый из нас в ответе за то, чтобы сохранить эту жизнь для следующих поколений.
Общая протяженность границ Оренбургского края составляет около 3700 километров, площадью 124 тысячи квадратных километров, а с запада на восток его территория вытянута на 750 километров. О нашем крае когда-то с восторгом сказал Аксаков:
«Обильный край, благословенный!
Хранилище земных богатств!»
Современные типы природных комплексов Оренбуржья возникли в результате сложного исторического развития. Начало формирования их относится к отдаленному времени, по меньшей мере, к палеогену, закончившемуся 30 миллионов лет назад.
Общая картина палеозойской природы той территории, которую мы называем теперь Оренбуржьем, мало походила на современную. Южную и восточную части области занимало море. На месте современного Предуралья был широкий морской пролив, на берегах которого возвышались рифы. Некогда высокие Уральские горы к тому времени уже разрушились и имели вид пенеплена. Климат был значительно влажнее и теплее, чем сейчас. На суше преобладали тропические и субтропические леса, где росли даже пальмы. Но к концу палеогена море окончательно отступило с большей части области. В результате влажность уменьшилась, климат стал холоднее, что привело и к соответствующему изменению природы.
В неогеновом периоде, сменившем палеоген и закончившемся полтора миллиона лет назад, формируются основные черты современного ландшафта. Уральские горы в это время вновь испытывают поднятие. На Общем Сырте и в Предуралье формируется речная сеть, близкая к современной. Только южная половина области еще не приобрела нынешнего облика. Неоднократные наступления и отступления древнего Каспийского моря, которые были связаны как с тектоническими процессами, так и с таянием грандиозных ледников на севере Русской равнины, сопровождались формированием своеобразных ландшафтов приморских засоленных пустынь. Рядом с ними на прилежащих возвышенностях Общего Сырта и Предуралья произрастали вначале хвойные, затем широколиственные леса. Дальнейшее увеличение сухости климата привело к развитию степных ландшафтов с вкрапленными в них лесостепными участками.
С остановками моря на территории области связано отложение в устьях рек обильных песчаных наносов, которые дали начало бугристо-песчаным ландшафтам на правобережье Самары, в долине Илека, на междуречье Илека и Малой Хобды, в низовьях Ори и Кумака и других местах.
Смена одних типов природных комплексов другими происходила постепенно, причем отдельные элементы прежних ландшафтов и даже целые урочища находили убежища в долинах рек, глубоких балках, на песчаных массивах, меловых горках, шиханах.
Таким образом, для формирования современных степных, луговых, лесных, болотных, речных, озерных урочищ края, прежде чем поселился здесь человек и начал постепенно осваивать естественные ресурсы, природа затратила миллионы лет эволюции.
Природа всегда влияла на творчество Оренбургских писателей, художников и музыкантов.
Все книги являются настоящим кладом для оренбургских краеведов (филологов, охотоведов, историков быта). В своей совокупности они составляют целую энциклопедию по Оренбургскому краю, по которой можно изучать его природу, прекрасно ознакомиться с его флорой и фауной и вместе с тем получить отчетливое представление о населении края, каким оно было полтора века назад, об этническом его составе, социальной структуре, о быте и нравах. Никакая другая местность нашей необъятной родины не исключая и прославленной в литературе среднерусской полосы, не описана так обстоятельно и точно и вместе с тем так любовно и художественно, как описана в книгах Аксакова эта часть Оренбуржья, его «аксаковская зона» (Бугурусланский, Алексеевский, Абдулинский и Северный районы Оренбургской области).
Аксаков был страстный патриот Оренбургского края, и именно поэтому, в силу самой страстности своего «оренбургского» патриотизма, а также в силу своего большого таланта, он не остался на уровне «областного» писателя, а стал писателем общерусского масштаба и значения. Он прославил оренбургские степи, леса, реки и сделал их родными для каждого русского читателя, независимо от его места жительства. Книги Аксакова сразу же после своего появления вошли в золотой фонд русской классической литературы, а отрывки из них – в школьные хрестоматии.
И с тех пор все русские школьники, из поколения в поколение, учились и учатся понимать и любить русскую природу не только по Тургеневу и Льву Толстому, но и по Аксакову.
Когда вышли в свет «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852 г) они вызвали восторженный отзыв со стороны такого компетентного ценителя, как Тургенев, который в том же году издал отдельной книгой свои «Записки охотника».
Знакомя читателей с оренбургской степью, Аксаков подчеркивал ее преимущества в сравнении с другими степями. «Слово степь, – писал он в «Записках ружейного охотника», – имеет у нас особенное значение и обыкновенно представляет воображению обширные пространства голой, ровной, безводной земной поверхности; многие степи таковы действительно, но в Оренбургской губернии, в уездах Уфимском, Стерлитамакском, Белебеевском, Бугурусланском и Бузулуцком, степи совсем не таковы: поверхность земли в них по большей части неровная, волнистая, местами довольно лесная, даже гористая, пересекаемая оврагами с родниковыми ручьями, степными речками и озерами…
Сочными, пышными, высокими травами и цветами покрыта их черноземная почва, особенно по долинам и равнинам между перелесками. В благоприятный год степные сенокосы обильнее и лучше заливных лугов. Только по скатам величавых горных хребтов, которые вдоль по рекам, речкам и суходолам перерезывают иногда степные сырты и увалы, попадаются горные породы мелкорослых трав: особенного вида приземистый, рассыпчатый ковыль, сизый горный шалфей, белая низенькая полынь, чабер и богородская трава. Особенным ароматом наполняют они воздух, и кто не ночевывал летом в наших степях, на покатостях горных кряжей, тот не может иметь понятия о благорастворенном, мягком, живительном их воздухе, который здоровее даже лесного».
Прекрасно описан Аксаковым лесной пейзаж: «Чернея издали, стоят высокие, тенистые старые, темные леса… Кое-где лежат по лесу огромные стволы, сначала высохших, потом подгнивших у корня и, наконец, сломленных бурею дубов, лип, берез и осин. При своем падении они согнули и поломали молодые соседние деревья… Но это нисколько не нарушает общей красоты зеленого, могучего лесного царства, свободно растущего в свежести, сумраке и тишине. Отраден вид густого леса в знойный полдень, освежителен его чистый воздух, успокоительна его внутренняя тишина и приятен шелест листьев, когда ветер порой пробегает по его вершинам! Его мрак имеет что-то таинственное, неизвестное; голос зверя, птицы и человека изменяются в лесу, звучат другими, странными звуками. Это какой-то особый мир, и народная фантазия населяет его сверхъестественными существами…»
Свое «лирическое обращение» к Оренбургской губернии Аксаков начинает так: «Как живописны и разнообразны, каждая в своем роде, лесная, степная и гористая твоя полоса! Какое пространство от границ Вятской и Пермской губернии, где по зимам не в редкость замерзание ртути, до Гурьева городка на границе Астраханской губернии, где растет мелкий виноград на открытом воздухе…»
О жизни поэта Л.В. Исакова почти нет сведений. Произведения Л.В. Исакова стали появляться на страницах оренбургских газет в начале 90х годов XIX века. Его стихи, этюды, городские зарисовки, литературные обработки восточных сказаний охотно публиковали «Оренбургская газета», «Оренбургский листок», «Тургайская газета», «Оренбургский край».
В сборнике «Степные широты» Исаков, набрасывая свой портрет, выделяет основные мотивы своего творчества: «С детства я степь вольную полюбил», «из Оренбурга тянуло меня в степи родные от пыли, там я сидел по ночам у огня, слушая сказки, да были»; «под печальные звуки домбры пели мне киргизы»; «помню, как тихою ночью во сне грезил я здесь Пугачевым».
Природа Оренбуржья, Оренбург, соль-илецкие места, жизнь оренбуржцев, быт и нравы людей востока, «пугачевщина» - вот что прежде всего интересует Л.Исакова. Особенно привлекала поэта пугачевская тема. В поэме «Мертвые соли» Исаков пересказывает легенду о спрятанном Пугачевым кладе. Рассказ о Пугачеве сопровождается красочными пейзажными зарисовками соль-илецких мест.
Илецкие мотивы
При блеске трепетном луны
Глубоко спят седые скалы.
И чудной прелести полны
Голубоватые кристаллы.
Сияет соль, как глыбы льда,
Под серебристыми лучами.
Стекая мутными лучами,
Журчит соленая вода.
Отвесны стена; соль одна,
Как снежный иней серебрится,
И словно призрак шевелится
В соленом озере луна.
На берегу сияет лед,
Лежит, как пласт, сугроб глубокий.
Никто нам песен не поет
Про этот чудный край далекий.
Где вы, певцы и поэты,
Нашей степной стороны?
Край наш и голые степи
Старых преданий полны.
Есть далеко у нас в поле
Много соленых озер,
Есть у нас «Мертвые соли»,
Группы разбросанных гор.
Прозаика, драматурга, критика, одного из организаторов и редакторов журнала «Сибирские огни» Валерия Павловича Правдухина по праву можно назвать певцом и исследователем Оренбургского края. Рассказы родственников и знакомых, собственные воспоминания и наблюдения дали писателю, уроженцу Оренбуржья, обширнейший материал о быте, нравах, обычаях, жизни ямских казаков, о природе Оренбуржья.
«Урал бежит среди широких степей. Ширина его не больше полутораста метров, обычно даже меньше. Берега повсюду однообразны, но приятны. Русло его очень извилисто. Один берег, куда ударяет течение, крут и обрывист. Другой – отлогая полоса чистого песка. Река повертывает; яры перебрасываются на другую сторону, пески бледно желтеют всегда против яров. Если вы спросите казака: «Далеко ли до поселка?» – он непременно ответит: «Десять яров».
Широко известны в Оренбуржье имена писателей Бориса Бурлака, Алексея Горбачева, Анатолия Рыбина, Александра Возняка.
Степные просторы края, его замечательных людей хорошо воспел в своих стихах поэт А.Возняк, автор семи поэтических сборников.
В Сакмарском районе есть село Никольское, и живет в нем Анна Ганюшкина, которая с рождения не может ходить собственными ногами, но пишет удивительные стихи. Стихи печатаются в газете «Сакмарские вести», «Вечерний Оренбург», с 1991 года в журнале для инвалидов «Надежда» (Минск), в газете для инвалидов «Здравствуй!» (Пермь), московской газете «Белые снегири». Напечатаны ее стихи и в сборнике «И с песней молодость вернется».
Основная тема в стихах природа: она пишет: «Я очень люблю природу, чувствую ее настроение, и первые стихи были, конечно, о природе».
Над моей сторонушкой
Черный-черный дым
Заслонило солнышко
Облаком седым
Птицы путь направили
В дальние края,
Все тебе оставили
Милая Земля!
Отравили вороги
Чистые пруды,
Налетели вороны,
Кликают беды.
Близка февральская капель
Весна натягивает струны
О, этот облик, вечно-юный,
Вчера мелькнувший сквозь метель.
Милый край.
Ты встречаешь мою душу
Чистотой небесной взгляда,
Что еще мне в жизни надо?
Только б песню твою слушать
Изумрудных трав волненья,
Ветра ласковые вздохи,
Может быть не так уж плохи
Моих дел переплетенья?
Лучик солнца золотистый
Я вплету в рожденье строчек
О заре твоей пречистой,
Милый сердцу уголочек…
Певцами природы родного Оренбуржья, преображенной трудом людей, являются художники Ф.Живаев и М. Мухамедзеянов. Творческих успехов добились за последние годы скульпторы Р.Яблоков, Ю.Григорьев, И.Ерышев. Их произведения экспонировались в 1965 году в Москве на выставках «Советская Россия» и «На стороне Родины».
Оренбургский край – в этих словах и далекая, полыхающая пожарами история, и полный всевозможных больших и малых дел день сегодняшний; без понимания, знания вчерашнего дня трудно оценить масштабы свершений сегодня.
Более 100 лет назад, ссыльный украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко писал о безотрадном ландшафте степи, безмолвье и пустынность которого нарушались лишь клекотом злого беркута да маячившей вдали мохнатой лошадкой с прочно сидящим всадником-киргизом. Небольшие крепости были оборонительными пунктами, закрепившими завоеванную Россией границу между Европой и Азией.
Активным участником создания Оренбургской художественной организации был живописец Н.В.Кудашев (1889-1966), в 1940-х годах бывший председателем местного отделения Союза художников, уполномоченным Оренбургского отделения художественного фонда РСФСР. После окончания в 1915 году училища технического рисования Штиглица в Петрограде, он возвращается в Оренбург, с которым, оказалась, связана его полувековая творческая деятельность. Наделенный душевной тонкостью, благородством, Кудашев черпал свои жизненные и творческие силы в незаметной, неброской, но бесконечно дорогой ему природе Оренбуржья.
«Конечно, не найдется почти ни одного человека, который был бы совершенно равнодушен к так называемым красотам природы… но это еще не любовь к природе; это любовь к ландшафту, декорациям… это могут любить люди самые черствые, сухие… Приведите их в таинственную сень и прохладу дремучего леса, на равнину необозримой степи, покрытой тучною, высокою травою; поставьте их в тихую, жаркую летнюю ночь на берег реки, сверкающей в тишине ночного мрака, или на берег сонного озера, обросшего камышами; окружите их благовонием цветов и трав, прохладным дыханием вод и лесов, неумолкающими голосами ночных птиц и насекомых, всею жизнию творения: для них тут нет красот природы, они не поймут ничего». Это написано нашим замечательным земляком С.Т.Аксаковым. К тем, вообще-то, редким истинным ценителям неяркой красоты нашего края, умеющим уловить голос природы, почувствовать ее «свободную освежительную» прелесть, мы можем отнести и Н.В. Кудашева. Более всего влекла его не ширь степи, а скромная, интимная прелесть отдельных уголков природы, что вполне совпадало с лирической утонченностью его натуры.
Ледяев – художник, наделенный истинным избирательским чувством красоты мира, живописец непосредственно-чувствительного, интуитивного плана. Он писал «только то, что любил», а любил он тихие уголки природы, работал исключительно в русле лирического пейзажа. Оренбургский размах – в ширине степных просторов, в безбрежности моря, грациозности гор – потрясали его.
Яблоков любит сам материал, краски, свободно и щедро пользуется всем цветовым богатством, имеющимся в распоряжении живописца. Всегда и во всем он идет от натурных впечатлений. Плотной, насыщенной живописью отличаются его «Кувандыкские горы» (1965). Реально осязаемы цепи невысоких круглящихся гор, плавно спадающих в широкие, темные от вспаханной земли долины. Многоплавность изображения, широкое и мерное движение линий, сдержанное мерцание темных, пожалуй, излишне сумрачных, коричневых и красноватых тонов придают спокойное, эпическое звучание пейзажу. Красивые, энергичные этюды убеждают в том, что именно Яблокову дано ближе других подойти к величавой красоте степного пейзажа.
Активно работают над созданием музыкальных произведений самодеятельные композиторы А.Цибизов, С. Гурин, Ю.Эйрих, заслуженный артист РСФСР В.Зайцев и другие. Песни А.Цибизова поют не только коллективы художественной самодеятельности, но и некоторые профессиональные хоровые коллективы. Песни С.Гурина «Люблю Урал», «От земли оренбургской привет»» и ряд других - завоевали широкую популярность в области.
Произведения местных композиторов изданы в сборниках «Звенит над Оренбуржьем песня» и «Расцвели оренбургские степи». Произведения композиторов Оренбуржья, несмотря на разнообразие музыкальных жанров и разную степень мастерства, объединяет чувство большой любви к родному краю.
Государственная политика должна быть направлена на укрепление общенационального единства, воспитание высокой нравственности, чувства патриотизма граждан и их государственного самосознания, распространение культурных ценностей…
Нельзя говорить о сохранении культуры народа без сохранения окружающего его природного мира, без бережного отношения к природе. В связи с этим суровым укором стоят перед нами судьбы малочисленных народов, разорённых малых исторических городов и сельских поселений. Сохранение историко-культурного и природного наследия выступает, таким образом, как единая задача и целостная общенародная государственная политика.
Бережное отношение к наследию – залог развития страны и судьбы будущих поколений. Многовековая уникальная культура народов России может и должна стать мощным стимулом общественного прогресса, надёжным источником социально-экономического развития.
Из обращения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
«…В наше время, когда большинство молодых людей ещё далеки от дороги, ведущей к Храму, важной задачи Церкви является поиск путей обращения к юношеству на доступном и понятном для молодёжи языке. Музыкальное творчество, в различных своих жанрах раскрывающее величие Евангельского учения и глубину чувств верующей души, – один из наиболее доступных и действительных способов Побудить молодого человека задуматься о смысле жизни, о её духовных основах, о вере Христовой, на протяжении многих веков вдохновляющей великих деятелей отечественной культуры…»
Литература – один из важнейших элементов культуры. Российские писатели внесли исключительный вклад в становление самосознания народа, показали его самобытность, отразили в своём творчестве самые разнообразные социально-экономические явления, культурные и национальные традиции.
Занятия литературным краеведением содействуют процессу познания в области литературы, культуры, способствуют духовному росту и творческим начинаниям детей.
Литература:
А. Чибилеёв. Природное наследие Оренбургской области. – Оренбургское книжное издательство, 1996.
Сборник «Проблемы экологической геологии и рационального использования природных ресурсов Урала» на примере Оренбуржья. – Оренбург, 1991.
Экологические очерки о природе и человеке под редакцией Б.Грижма. – Издательство «Прогресс», 1996.
Портал ОГВ Оренбургской области. Знаменитые люди Оренбуржья.