kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способностей учащихся младших классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок с учащимися 1 класса фортепианного отделения. На уроке показанны первые опыты формирования аккомпанемента.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся младших классов»

Открытый урок

преподавателя фортепианного отделения Старцун Е.В. на тему:

«Развитие творческих способностей учащихся младших классов».



Цель урока: Развитие позиционного мышления и творческой активности учащихся 1 классов через освоение аккомпанемента.

Задачи урока: научить использовать различные формулы аккомпанемента, исходя из характера мелодии; закрепить ноты басового ключа; продолжить формировать в процессе музицирования постановку кисти.

Тип урока: Урок применения знаний и умений.

Методы ведения: объяснительно-иллюстративный (беседа, показ на доске, показ на инструменте).

Оборудование: Фортепиано, магнитная доска с цветными магнитами, ноты.

Этапы урока:

1. Организационный момент (сообщение темы, целей, задач урока).

2. Вступительное слово педагога.

3. Практическая часть.

4. Заключение.



Содержание урока.

Развитие творческих способностей учащихся всегда стояло во главе музыкального образования. Современные программы, нацеленные на общее музыкальное образование, дают возможность обучать не только основам исполнительского искусства, но и развивать творческие способности через такие формы музицирования как ансамбль, подбор на слух, аккомпанемент.

Остановлюсь на последнем. В старших классах нередко используют эту форму работы, привлекая учащихся других отделений. А в последние годы всё чаще в детских исполнительских конкурсах стали появляться номинации –Аккомпанемент. Но в младших классах (особенно в 1 классе) - аккомпанемент – это ещё пока «сольная» форма работы. Использовать для этой работы удобно время предмета по выбору, а в занятиях формировать маленькую группу из 2-3 учащихся 1-го класса. В такой маленькой группе дети, общаясь, свободнее высказывают свои соображения, менее скована их инициатива, помогая друг другу в показах и ответах они само утверждаются в своих (пусть пока и не больших) знаниях.

Урок проводится с ученицами 1 класса Машей (7 лет) и Ксенией (7 лет). Девочки имеют музыкальную подготовку - подготовительный класс. Работать над развитием творческих навыков лучше всего на знакомом для детей материале. Некоторые из детских песенок, которые Маша и Ксения прошли в подготовительном классе (пели, хлопали и играли из одной руки в другую), сегодня прозвучат с аккомпанементом в левой руке.

Начнем урок с небольшого показа пьесок, которые девочки уже подготовили. Перед тем, как исполнить свои пьески девочки на магнитной доске показывают варианты аккомпанемента, которые можно применить в трезвучии.



Из

Из множества различных комбинаций остановились на 5ти. Маша показывает их. Это: 1) квинта с серединкой

2) бас + терция

3) терция + верх

4) волна (арпеджио)

5) горка большая, горка маленькая (альбертиевы басы).

Пока Маша показывает, Ксения иллюстрирует это на инструменте. Задаю вопрос девочкам: «Когда играем трезвучие от разных клавиш, что важно не потерять?» Ксения отвечает: «Важно не потерять формочку трезвучия» (т.е. то, что мы называем позицией).

«Как у нашей ёлочки» Е. Тиличеевой – исполняет Маша с аккомпанементом квинта с серединкой. Это самая простая форма аккомпанемента, и всего из двух функций – Т и D. Надо отметить, что дети играют по нотам, где в левой руке подписана одна басовая нота, к которой в уме строится определённая форма трезвучия. Заранее оговариваем – 1 куплет аккомпанемент четвертными, 2-ой куплет восьмыми. Маша исполняет.

«Маленькая Юлька» - словацкая народная песня. Пьеса уже с тремя басовыми нотами – Т, S, D. Исполняет Ксения с аккомпанементом терция + верх. Длительности аккомпанемента – четверти. Маша часто заглядывает на 5 пальчик в левой руке у Ксении и проверяет, как он стоит, а у Ксении бывает, что он заваливается на бочок.

«Колыбельная» И. Филиппа….(я позволила себе cтранспонировать эту пьесу из G-dur в C-dur, что бы была возможность детям эту пьесу не только играть, но и петь).

Ксения играет Колыбельную с аккомпанементом –квинта с серединкой четвертными нотами, в левой руке так же три гармонии – Т, S, D. Затем Маша показывает свой вариант Колыбельной с аккомпанементом–волна восьмыми нотами. Сравнивают результат, и приходят к общему мнению, что обеим больше понравился аккомпанемент –волна.

Двумя уроками ранее девочки разучивали мелодии песенок «Колыбельная Умки» Е.Крылатова и польку «Мишка с куклой» М.Качурбиной (слушали, пели, прохлопывали, разучивали мелодию правой рукой). Сегодня на уроке в нотах я проставляю басовые ноты для левой руки, чтобы проверить, как девочки будут реагировать и ориентироваться исходя из полученного опыта. Работу разделяю. Аккомпанемент к Умке будет показывать Ксения, а к польке- Маша. Определяем все вместе характер колыбельной. Ксения сразу решила, что в «Колыбельной Умке» она использует трезвучие-волна. Умка записана в C-dur, в басу кроме уже привычных Т, S, D, ставлю II и VI ступени. Перед началом исполнения Ксения находит нужные трезвучия по проставленной басовой ноте, пробует эти трезвучия проиграть волной. Определяем длительности аккомпанемента – восьмые. При исполнении (со счетом вслух) выявляется некоторая трудность при переносе левой руки на D, и в конце припева, при совмещении с ритмом мелодии – четверть с точкой, восьмая. Выделяем в работе эти кусочки, и пробуем под аккомпанемент несколько раз просто спеть со словами (Маша активно подпевает), чтобы прочувствовать совпадения мелодии с аккомпанементом-волны. После нескольких попыток все получилось.

Маше предстоит показать аккомпанемент польки «Мишка с куклой». Предлагаю девочкам послушать несколько полек, и обратить внимание на аккомпанемент (исполняю «Польку» М. Глинки и «Польку» П. Чайковского). Девочки догадались, какой вид трезвучия пригодится для польки : бас + терция. Проставляю басовую ноту для Маши. И хотя куплет весь на Т и D, но бас перемещается гораздо чаще, чем в предыдущих пьесках. Попробовали левую руку, нацелились на перемещение трезвучия, и не торопливо, со счетом вслух играем несколько раз куплет с 2мя вольтами. Когда куплет осилен – переходим к припеву. В гармониях прибавляется II ступень и S. Надо отметить, что дети справились с поставленной задачей, но у каждого была своя скорость в работе. И если возникало затруднение, я не спешила на помощь, а давала возможность детям подсказывать и помогать друг другу. Подводя итог в работе с новыми пьесами обе девочки заметили, что в припевах случалось больше ошибок (ритмических или гармонических), и поэтому эта часть песенок требует большей работы.

Заключение.

Творчество- это способность придумывать и изобретать что-то новое, это способность не бояться вносить изменения, это желание эксперементировать. И чем раньше ученик начнет экперементировать и придумывать, тем свободнее он будет само выражаться в музыке. Эту форму работы я вижу, как подготовительный этап для более сложной и творческой работы – подбора на слух. Ведь ни для кого не секрет, что после окончания музыкальной школы, когда общение с инструментом перестанет быть систематическим, эта форма музицирования останется более доступной для тех, кто этому научился.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Развитие творческих способностей учащихся младших классов

Автор: Старцун Елена Вольдемаровна

Дата: 21.11.2018

Номер свидетельства: 486883

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Реферат «Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках русского языка по технологии проблемного обучения»"
    ["seo_title"] => string(80) "riefierat_razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_uchashchikhsia_mladshikh_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "392680"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487268721"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения на уроках технологии». "
    ["seo_title"] => string(156) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "103299"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402577526"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Развитие познавательных процессов учащихся младших классов   на занятиях курса   «Юные умники и умницы» в рамках работы с одаренными детьми. "
    ["seo_title"] => string(155) "razvitiie-poznavatiel-nykh-protsiessov-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-zaniatiiakh-kursa-iunyie-umniki-i-umnitsy-v-ramkakh-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "179662"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425048806"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(86) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsianaurokakhinformatikivnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "304791"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457791468"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Статья "Развитие творческих способностей у младших школьников с ОВЗ" "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-u-mladshikh-shkol-nikov-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "217609"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433405460"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства