kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока музыки в 5-м классе по теме «Мир человеческих чувств в музыкальных произведениях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок,разработанный учителем,ставит перед собой цель создать индивидуальные творческие проекты в процессе индивидуальной и групповой работы над темой,поставленной учителем с использованием метода проблемно-творческого изложения, метода эмоциональной драматургии, метода художественного нравственно-эстетического познания музыки и детское музыкальное творчество.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки в 5-м классе по теме «Мир человеческих чувств в музыкальных произведениях» »

Урок музыки в 5-м классе по теме

«Мир человеческих чувств в музыкальных произведениях»

Цель:

• Углубить знания детей о вечных темах в музыке. Учить эмоционально и осознанно воспринимать музыку на основе её интонационно-образной природы в связи с другими видами искусства.

• Развивать образное мышление, воображение, речь, творческий потенциал учащихся.

• Воспитывать интерес и любовь к искусству, чувство прекрасного, общую культуру учащихся.

Тип урока: урок – углубление знаний учащихся в форме творческого проекта.

Методы обучения: метод проблемно-творческого изложения, метод эмоциональной драматургии, метод художественного нравственно-эстетического познания музыки, детское музыкальное творчество.

Форма деятельности: групповая, индивидуальная.

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, DVD.

Оформление и материалы: портрет Э.Грига, мимические сердечки, листы А4, иллюстрации, цветные карандаши, сухой клей, чистый лист ватмана.

Эпиграф:

Она из снега, она из солнца.

Не прекращайте – прошу я очень!

Всю ночь играйте мне песню Сольвейг.

Все мои ночи! Все мои ночи!

Ход урока:

  1. Слово учителя

Сегодня мы отправимся в страну чудесных мелодий и постараемся услышать внутреннюю музыку своей души. Это удивительно. Человек способен испытывать столько чувств, эмоций, переживаний. Их оттенки, даже самые малые, может передать только музыка.

Об этом удивительном свойстве музыки Ф.Тютчев писал:

Тут целый мир, живой, разнообразный,

Волшебных звуков и волшебных снов,-

О, этот мир, так молодо прекрасный,

Он стоит тысячи миров.



Музыка своим таинственным языком звуков рассказывает разные истории про людей, главным образом про то, что они чувствуют и переживают.

Сегодня на уроке мы будем учиться понимать это язык, понимать те настроения и чувства, которые выражает музыка. А поможет нам в этом ваше сердце и ваша душа, которая уже умеет чувствовать и сопереживать.

(Проблемно-творческий вопрос) Можно ли увидеть свои переживания?

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на этот вопрос.

Начинает звучать музыка (песня Сольвейг)

А что чувствует ваша душа сейчас?

Слышите, сама музыка приглашает нас в холодную северную Норвегию начала 19 века, в небольшую уютную гостиную, где знаменитый композитор Эдвард Григ проигрывает только что сочиненное произведение.

«Тот вечер был особенным. Он сел за рояль, и комната наполнилась божественными звуками. В его полуприкрытых глазах светились искорки счастья и затаённой светлой грусти. Слегка раскачивающаяся фигура была необыкновенно одухотворённой и величественной. А в виртуозном мелькании пальцев рук чувствовалась такая нежность, что невозможно было удержаться от слёз. Сколько в музыке было очарования и умиления, так хотелось совершить что-нибудь большое, доброе».

У вас на партах лежат чистые листы, которые каждый из вас сегодня на уроке заполнит. Пока звучит музыка, выберите из 4 иллюстраций ту, которая больше подходит к этому настроению и наклейте его на свой листок. А я сделаю то же самое.

2. Прослушивание целиком музыки Э.Грига «Песня Сольвейг» из оперы «Пер Гюнт».

Прошло более 100 лет. Сейчас начало XXI века. А музыка Грига по-прежнему живёт и волнует. Мне показалось, что и вас, ребята, она не оставила равнодушными. Почему?

а). Беседа по впечатлению от прослушанного.

Поделитесь своими ощущениями. Что вы чувствовали, когда звучала музыка?

О чём же рассказала музыка? Что вы себе представили? (Ответы детей). Почему вы так решили? Какая была музыка?

Давайте поиграем в «Музыкальную копилку»: я буду говорить, какая это была музыка, если слово подходит к характеру музыки, вы повторяете его за мной; если же нет – молчите. (Подходящие по смыслу слова выписываю на доску).

Итак, я считаю, что эта музыка была…

• солнечная

• печальная

• спокойная

• сердечная

• грозная

• тревожная

• таинственная

• волшебная

• нежная

• ласковая

• мягкая

• добрая

• стремительная

• колючая

• сердитая

• грустная

• светлая


Кто же скажет, какая была музыка? (Дети отвечают, используя записи на доске).


Выпишите из этого списка на свои листочки несколько слов, наиболее подходящих вашему душевному настрою. (Выписывают на листочки)

Какое мимическое сердечко отражает ваши чувства, вызванные музыкой? Поместите его на свой лист.

Итак, пришло время назвать произведение. Сегодня вы знакомитесь с «Песней Сольвейг» из оперы «Пер Гюнт». Я вас просила заранее ознакомиться с содержанием драмы Генрика Ибсена, на чей сюжет написано это музыкальное произведение.

Почему же столько грусти и тоски в этой песне? (Это связано с содержанием: Сольвейг поёт о разлуке, о своей любви и одиночестве, о времени, которое проходит, но не приближает встречу).


А ученики вашего класса приготовили стихотворение, которое сейчас прочтут (чтение)


Спи, Пер,

Спи, мой милый,

Увидишь во сне,

Мерцание свечки в далёком окне,

У озера – тонкий дрожащий тростник,

И месяц – он к горной вершине приник.

Спи, Пер, спи, мой милый,

Услышишь во сне,

Как круг годовой прорастает в сосне,

Уключиной ржавой скрипит старый чёлн,

Форель ударяет хвостом среди волн.

Спи, Пер, спи, мой милый…

Как пахнет во сне

Мох, вольно растущий на камне и пне…

В прозрачный ручей превращается лёд.

Пусть будет твой сон – сладкий липовый мёд.

Спи, Пер, спи, мой милый,

Почувствуй во сне,

Как ветром прильну я к горячей спине.

В долине зелёной меж зубчатых скал

Твой жар этот ветер не раз остужал.

Пер Гюнт, милый мой, наяву и во сне –

Храни Тебя Ангел – в любой стороне…


«Где был, Пер Гюнт, с тех пор как мы расстались?... В надежде, вере и любви моей».

б). Анализ текста Песни Сольвейг

У вас на партах лежит текст этой песни. Прочитайте и ответьте на вопрос:

С помощью каких приёмов создаётся мелодия внутри самого текста, почему он звучит так плавно? (Финал каждой стихотворной строки повторяется, а сами строки рифмуются попарно, что усиливает созвучие строк. К тому же, первая строка содержит ещё и внутреннюю рифму).

Разминка. Прежде чем разучивать песню

  1. Встанем, расправим плечи.

  2. Поднимем руки к небесам, представим плывущие облака, покажем руками, как они плывут, проводим их взглядом: вправо-влево.

  3. От ярких лучей солнца прикроем глаза правой рукой, оглядим всё вокруг; то же самое сделаем левой рукой.

  4. Расправим кончики губ, приготовимся к пению.


в). Разучивание песни.

Я предлагаю на ваших листочках нарисовать Сольвейг маленький цветок, чтобы ей не было так грустно. Подумайте, какой цвет вы используете. (рисуют)


Слово учителя: - почему музыка Грига волнует миллионы людей во всём мире, оказываясь сильнее смерти?

(Она о любви и верности, о предательстве, о долге…)

Это вечная тема жизни и искусства.

Образ Сольвейг – это «вечно женственное» в образе простой, чистой крестьянской девушки. Сольвейг – это мир возвышенных чувств. «Песня Сольвейг» Эдварда Грига покоряла в разные времена не только слушателей, но и строгих критиков.

У Микеланджело Буонаротти есть замечательные слова:

Творенье может пережить творца:

Творец уйдёт, природой побеждённый,

Однако образ, им запечатлённый,

Веками будет согревать сердца…

г). Просмотр клипа.


3. Итог творческой работы.


Разместите ваши творческие проекты на доске.

Посмотрите на свои проекты. Это мир ваших душ. Он интересен, удивителен, прекрасен. Его может воспеть не только серьёзная музыка, но и простая, задушевная песня.


  1. Итог урока. Оценки.


Сегодня мы не только попытались услышать внутреннюю музыку своей души, но и увидеть тот мир, который живёт в нашем сердце. Помог нам в этом великий Григ. Музыка прозвучала не только для каждого в отдельности, но и для всех вместе. Она объединила нас в прекрасных чувствах и стремлениях. Я надеюсь, вы сохраните впечатления, полученные на уроке, и они станут частью вашей личности.


Ваши впечатления от урока вы выразите в виде рисунка или письменного отзыва, которые сделаете дома.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Германова Нелли Алексеевна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168446

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Методическая разработка урока: Вечная тема искусства. «Мира заступница, Матерь всепетая»"
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaviechnaiatiemaiskusstvamirazastupnitsamatiervsiepietaia"
    ["file_id"] => string(6) "278364"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453057423"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Методическая разработка по теме: "Учу ребят видеть прекрасное" "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaia-razrabotka-po-tiemie-uchu-riebiat-vidiet-priekrasnoie"
    ["file_id"] => string(6) "149997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420382148"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства