kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над художественным образом музыкального произведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Показать практическое применение методов работы над музыкальными произведениями и их  фрагментами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над художественным образом музыкального произведения»



КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ФОРТЕПИАНО НА ТЕМУ «РАБОТА НАДХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ»


Цель: Показать практическое применение методов работы над музыкальными произведениями и их фрагментами.

Задачи:

Образовательная: научить навыкам умению играть различные музыкальные произведения музыкально, эмоционально, образно, со слуховым контролем, познакомить с интересными фактами из биографии композиторов, произведения которых исполняет ученица.

Воспитательная: Воспитание интереса к изучаемым муз. произведениям.

План урока:

  1. Гамма до мажор в расходящемся движении арпеджио, аккорды в 4 октавы.

  2. Работа над этюдом № 17 Черни.

  3. А. Диабелли «Сонатина».

  4. Т. Альбинони «Адажио».

  5. Домашнее задание.

Предварительная работа: работа над этюдом №17 Черни, домашнее задание: выучить наизусть, учитывая рекомендации, знакомство с упражнением «Радуга», для плавного снятия руки и переноса на следующий аккорд, изучение биографии композитора и истории создания произведения Альбиони Томазо.

Ход урока:

1. Вспоминаем гамму до мажор, учитывая постановку пальцев, темп, чистоту воспроизведения. Про повторном проигрывании гаммы, продолжаем упражнять ребенка в игре отдельными руками, уточняя аппликатуру. Далее идет работа над аккордами и арпеджио отдельными руками. Вспоминаем, что арпеджио мы играем «как бы рисуя петли» каждой рукой. В работе над аккордами добиваемся плавного снятия руки и переноса на следующий аккорд сверху (вспоминаем упражнение «Радуга»).

2. Проигрывание наизусть этюда №17 Черни (ред. Гермера).

Напомнить ребенку о том, что «в познании законов пения Черни видел необходимую предпосылку для достижения на фортепиано осмысленной пластичной фразировки, выразительного произношения музыкальной мысли, кантабильного звучания, мягкого, напевного легато».

Во время игры обращаем внимание на сильные и слабые доли, тогда будет и точная, пластичная фразировка и точные динамические оттенки, плюс удобное, свободное исполнение. Следует отметить, что важно правильно владеть движением рук во всех паузах, т.е. рука может только один раз во время паузы, и, опускаясь, она должна уже играть.

Если подходить к данному этюду с точки зрения художественного произведения, то думаю, что здесь вполне приемлемо сравнение с морской волной (пассажи восходящие и нисходящие). В работе над аккордами хорошо развивается гармонический слух. Здесь нужно проводить разбор тонального плана аккорда, прослушивание гармонической основы, а затем проигрывание мелодии с гармоническим сопровождением .

3. Разбор Сонатина 1ч. G-dur А. Диабелли

Перед разбором сонатины, рассказываю биографические факты из жизни Антонио Диабелли.

См справку: А. Диабелли ( 1781 - 1858), родился в Австрии. В детстве пел в хоре капеллы Зальцбургского собора. Преподавал игру на гитаре, фортепиано. Его сонатины очень красивы и вдохновенны по звучанию.

Сонатина (соната без разработки) — разновидность сонатной формы, в которой отсутствует разработка, и которая применяется в типичных для сонатной формы условиях (например, в первых частях цикла). При отсутствии главнейшего для сонатной формы раздела — разработки, сонатина, тем не менее, сохраняет принадлежность к этой форме. Она обладает традиционным сонатным тематизмом (активная главная партия и напевная побочная) и активной мотивной работой, хотя бы на уровне экспозиции.

При разучивании полезно просольфеджировать мелодию голосом, затем проиграть мелодию, определяя движение мелодии к верхнему звуку на крещендо и ее ниспадающее движение на диминуэндо, т.е. начало и конец фразы.

Во время разбора произведения обращаем внимание на деликатное исполнение в левой руке «альбертиевых басов».

Дети часто испытывают технические трудности в их исполнении.

Разбираем, что такое альбертиевы басы:

Альбертиевы басы (итал. Basso albertino)— изложение парии левой руки в фортепианной пьесе, названное в честь итальянского композитора Доменико Альберти, создавшего этот приём.

Альбертиевы басы - это форма ритмически равномерно разложенных аккордов. Альберти применял этот приём в своих произведениях. Этот прием применялся ещё до него, когда не носил его имени. Альбертиевы басы часто встречаются в произведениях Иоганна Пахельбеля. Йозефа Гайдна, Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховен

4. Т. Альбинони «Адажио» g-moll.

Вспоминаем биографию композитора и историю создания произведения. Альбиони Томазо (1671-1750) - итальянский композитор, скрипач, представитель венецианской школы. В его симфониях и концертах для 5 инструментов предвосхищены некоторые стилистические особенности классической симфонии. Автор свыше 50 опер.

Томазо в детстве учился игре на скрипке и вокалу, и это стало хорошей основой для его музыкальной деятельности. Он обладал поразительным мелодическим даром, который использовал не только при сочинении опер, но и для инструментальных произведений, которых создал великое множество. Лирическая теплота инструментальных мелодий. чарующие прекрасные медленные части его концертов - результат огромного опыта Альбинони в оперном жанре. Альбинони стал одним из первых итальянских композиторов, которых печатали в нотных издательствах Лондона, Парижа, Амстердама. В настоящее время много пишут о лечебном, умиротворяющем действии музыки мастеров эпохи барокко. Наиболее подходящим примером этому являются Альбинони и Бах.

Очень интересна история создания произведения. История утверждает, что партитура был найдена во время второй мировой развалинах саксонской земельной библиотеки в городе Дрездене.

В 1958 знаменитое Адажио было опубликовано, благодаря стараниям первого биографа Томаза Альбинони - Ремо Джадзотто, который утверждал, что реконструировал крохотный кусочек, найденный в 1945году. С этого момента началось триумфальное шествие Пьесы в мировой музыкальной культуре. Создано множество транскрипций и аранжировок, которые исполняются как сольно в концертах, так и как фоновая музыка.

Русский текст стихов мы пели при проигрывании мелодии, что лучше помогает понять фразировку и движение мелодии:

АДАЖИО АЛЬБИНОНИ «ПЕСНЬ ПРОБУЖДЕНИЯ»


Утро Земли придёт к нам,

Солнце ворвётся в окна

Вестником ранней Весны,

Гостем волшебной страны!

Мы сохраним его Свет

Как пробуждённой от сна Земли Рассвет

При работе над произведением разбираем тип полифонии, присущий этому произведению - подголосочный вид, в котором среди голосов один голос (верхний) ведет основную мелодию, а остальные ему помогают, то сливаясь, то вторя ему, образуя подголоски. В другом эпизоде - контрастная полифония, где в басовой партии появляется голос «ответ». Это проведение можно сравнить с пением 4-хголосия в хоре.

Рисуя художественный образ обращаем внимание на репродукции картин художников эпохи Ренессанса - Леонардо да Винчи «Джоконда», Рафаэля «Сикстинская мадонна».

По мнению автора, произведение должно прозвучать очень сдержанно, спокойно, верхний голос должен звучать напевно, басы левой руки напоминают звучание органа, медленные и тяжеловесные шаги, солидно звучавшие и не заглушавшие главной мелодии. Следует обратить внимание на перекличку голосов по вертикали.

Проигрываем произведение с выполнением всех рекомендаций, достигая результатов.

5.Домашнее задание. Продолжать работать над произведениями так, как работали на уроке, внимательно следить за звуком, динамическими оттенками, штрихами и аппликатурой.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа над художественным образом музыкального произведения

Автор: Томшина Анастасия Олеговна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 279250

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "Открытый урок по фортепиано на тему: «Использование инновационных технологий в работе над художественным образом музыкального произведения»."
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_fortepiano_na_temu_ispolzovanie_innovatsionnykh_tekhnologii_v_r"
    ["file_id"] => string(6) "515158"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1560864770"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) ""Работа над художественным образом музыкального произведения""
    ["seo_title"] => string(67) "rabota-nad-khudozhiestviennym-obrazom-muzykal-nogho-proizviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "323342"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461866447"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) ""музыкально-исполнительские навыки в процессе работы над художественным образом произведения на уроках общего фортепиано в средних классах""
    ["seo_title"] => string(80) "muzykalno_ispolnitelskie_navyki_v_protsesse_raboty_nad_khudozhestvennym_obrazom_"
    ["file_id"] => string(6) "616157"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1666962508"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект открытого урока по специальности аккордеон для учащихся 1-2 классов ДМШ и ДШИ"
    ["seo_title"] => string(86) "konspiektotkrytoghourokapospietsialnostiakkordieondliauchashchikhsia12klassovdmshidshi"
    ["file_id"] => string(6) "306676"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458169197"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока на тему "Развитие специальных комптенций учащихся в работе над пьесами""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_razvitiie_spietsial_nykh_komptientsii_uchashchikhsia_v_"
    ["file_id"] => string(6) "374574"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483066901"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства