kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Преодоление технических трудностей в процессе обучения игре на гитаре

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном учебно-методическом пособии охвачены и объяснены с точки зрения исполнительства все основные технические приемы и способы их освоения. Весь технический материал размещен в приложениях, что свидетельствует о целостности пособия. Методические рекомендации основаны на многолетнем педагогическом опыте составителей и многократно апробированы в процессе работы с учащимися. Автор надеется, что данное пособие будет востребовано педагогами-гитаристами, преподающими гитару в музыкально-образовательных учреждениях различного типа и уровня.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Настоящее приложение к действующей программе ставит своей целью определить основные технические требования к учащимся, занимающимся в классе гитары.

На протяжении всех лет обучения преподаватель должен добиваться единого и гармоничного развития художественно-исполнительских и технических навыков учащегося.

 Требования по технике рассчитаны на весь период обучения игры на гитаре в ДШИ, в ней представлены 2 крупных этапа практической работы. Начальный этап обучения охватывает возрастную категорию обучающихся 5-7 лет и 1-й – 2-й классы. На этом этапе выявляются и развиваются индивидуальные природные возможности, склонности и музыкальные данные ребенка, определяются интенсивность последующего этапа обучения. Основной этап охватывает учащихся со 2-го по 8-й классы обучения. К началу этого этапа четко проявляются различия в уровне развития умственных, музыкально-слуховых гитарно-двигательных способностей.

В начальном периоде обучения необходимо уделять большее внимание выработке у учащегося правильной посадке за инструментом и постановке рук. Правильная посадка, постановка рук и звукоизвлечение способствуют устранению излишних напряжений мышц, нередко перерастающих в тяжелое профессиональное заболевание.

В процессе обучения учащийся должен овладеть основными приемами игры: барре, легато, глиссандо, пиццикато и т.д. Планомерная и систематическая работа над гаммами, арпеджио и упражнениями в течение всего периода обучения способствует развитию музыкально-слуховых и ладотональных представлений учащегося.

Однако нельзя допускать перегрузки учащегося заданиями по технике и их механического проигрывания. Педагогу следует обращать внимание на качественную сторону исполнения, добиваться хорошего звучания, ритмической четкости. Проверка знаний гамм, помимо обязательной, поурочной, проводимой педагогом по специальности и руководителем отделения, осуществляется один раз в году, без оценки за исполнение, в обычных классных условиях. Методические замечания о знании и исполнении гамм заносятся в дневник учащегося.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Преодоление технических трудностей в процессе обучения игре на гитаре»


Управление культуры города Курска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 1им. Г.В. Свиридова»








ПРЕОДОЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ГИТАРЕ





Учебно-методическое пособие

для народного отделения ДШИ









Составитель: преподаватель I категории

Лебединская И.В.


















В данном учебно-методическом пособии охвачены и объяснены с точки зрения исполнительства все основные технические приемы и способы их освоения. Весь технический материал размещен в приложениях, что свидетельствует о целостности пособия. Методические рекомендации основаны на многолетнем педагогическом опыте составителей и многократно апробированы в процессе работы с учащимися. Автор надеется, что данное пособие будет востребовано педагогами-гитаристами, преподающими гитару в музыкально-образовательных учреждениях различного типа и уровня.


















































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящее приложение к действующей программе ставит своей целью определить основные технические требования к учащимся, занимающимся в классе гитары.

На протяжении всех лет обучения преподаватель должен добиваться единого и гармоничного развития художественно-исполнительских и технических навыков учащегося.

Требования по технике рассчитаны на весь период обучения игры на гитаре в ДШИ, в ней представлены 2 крупных этапа практической работы. Начальный этап обучения охватывает возрастную категорию обучающихся 5-7 лет и 1-й – 2-й классы. На этом этапе выявляются и развиваются индивидуальные природные возможности, склонности и музыкальные данные ребенка, определяются интенсивность последующего этапа обучения. Основной этап охватывает учащихся со 2-го по 8-й классы обучения. К началу этого этапа четко проявляются различия в уровне развития умственных, музыкально-слуховых гитарно-двигательных способностей.

В начальном периоде обучения необходимо уделять большее внимание выработке у учащегося правильной посадке за инструментом и постановке рук. Правильная посадка, постановка рук и звукоизвлечение способствуют устранению излишних напряжений мышц, нередко перерастающих в тяжелое профессиональное заболевание.

В процессе обучения учащийся должен овладеть основными приемами игры: барре, легато, глиссандо, пиццикато и т.д. Планомерная и систематическая работа над гаммами, арпеджио и упражнениями в течение всего периода обучения способствует развитию музыкально-слуховых и ладотональных представлений учащегося.

Однако нельзя допускать перегрузки учащегося заданиями по технике и их механического проигрывания. Педагогу следует обращать внимание на качественную сторону исполнения, добиваться хорошего звучания, ритмической четкости. Проверка знаний гамм, помимо обязательной, поурочной, проводимой педагогом по специальности и руководителем отделения, осуществляется один раз в году, без оценки за исполнение, в обычных классных условиях. Методические замечания о знании и исполнении гамм заносятся в дневник учащегося.

















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



В разделе «Ознакомление с инструментом» следует:

Совершить краткий экскурс в историю создания гитары;

– пользуясь наглядными пособиями (рисунки, репродукции картин, фото и видео материалы), показать эволюцию конструктивных изменений периода становления инструмента;

– сделать обзор творчества выдающихся гитаристов прошлого и настоящего в России и за рубежом;

– продемонстрировать аудио и видео материалы наиболее ярких выступлений отечественных и зарубежных исполнителей-гитаристов.


В разделе «Посадка за инструментом, постановка рук и виды их перемещения»:

– Обучить правильно сидеть за инструментом;

– Выбрать скамеечку под левую ногу нужной высоты;

– Уметь правильно располагать руки;

– Научить выполнять три перемещения левой и три перемещения правой руки.


ПОСАДКА


Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Существует два вида классической посадки за инструментом. На рисунке 1 изображена, так называемая «мужская» посадка. На рисунке 2 – «женская». Как показывает практика, «мужская» посадка является наиболее удобной, из-за более устойчивого положения гитары. Так, на рисунке три, мы видим модифицированную «мужскую» посадку, применяемую гитаристками во время концертных выступлений.

Постановка рук

Правая рука

По поводу постановки правой руки существует немало мнений. Одни советуют правую руку держать прямо, без изгибов в запястье, другие, – чтобы пальцы были строго перпендикулярны струнам. (См. рис.)

Здесь главное, чтобы рука не была «на висý»: она должна опираться на корпус таким образом, чтобы локоть и плечо были противовесом тяжести кисти и предплечья. В таком положении, рука полностью свободна и не напрягается удерживая вес кисти и предплечья:

Левая рука

Задача педагога – определить оптимальное положение левой руки. Среди всех струнных инструментов, первенство по удобству постановки левой руки по праву занимают виолончелисты, так как рука, перемещаясь параллельно грифу, остается абсолютно свободной. Поэтому на современном этапе положение гитары все более приближается к вертикали. При параллельном, по отношению к грифу, положении ладони, пальцы могут решать намного больше технических задач.


Перемещения


Правая рука

При игре на гитаре, исполнитель пользуется тремя видами перемещений правой руки.


Вертикальное перемещение

Под вертикальным перемещением, подразумевается перевод кисти правой руки для игры на любой из струн. Движение при этом должно осуществляться только за счет работы локтевого сустава.


Горизонтальное перемещение

Под горизонтальным перемещением правой руки подразумевается перенос кисти для смены тембра, при котором правая рука перемещается вдоль струн по направлению к грифу или подставке. Такое движение осуществляется за счет работы плечевого сустава. Положение локтевого и кистевого суставов остается неизменным. Соответственно, локоть будет выдвигаться вперед, выходя за границу обечайки, или смещаться назад, во время чего, граница обечайки может доходить даже до середины предплечья.


Комбинированное перемещение

Комбинированным называется такое перемещение, при котором движение правой руки совмещает в себе вертикальное и горизонтальное перемещения. Соответственно, движения объединяются, т.е. участвуют в работе одновременно локтевой и плечевой суставы. Кисть при этом остается в неизменном положении.


Левая рука

Работа левой руки включает в себя тоже три перемещения:

  1. Перпендикулярное грифу (вправо-влево);

  2. Параллельное грифу (вверх-вниз);

  3. Комбинированное.


Перпендикулярное перемещение

Перпендикулярное перемещение – перестановка пальцев на разные струны. При таком движении следует исключить повороты кисти вокруг своей оси. Это осуществляется не за счет скольжения большого пальца за грифом, а при помощи небольшого смещения локтевого сустава вперед-назад. Кисть в это время как бы описывает полукруг вокруг плоскости грифа.


Параллельное перемещение

При таком перемещении, кисть левой руки скользит вдоль грифа. Ладонь, во время движения, должна оставаться параллельной струнам. Необходимо следить за тем, чтобы большой палец, находящийся за грифом, скользил при параллельном перемещении одновременно с кистью, постоянно находясь примерно напротив первого и второго пальцев. Во время игры выше IX позиции, кисть выдвигается немного вперед, но не за счет «излома» запястья, а при помощи небольшого наклона корпуса вперед-влево. Большой палец, при этом, может перемещаться на ребро грифа, для фиксации кисти. Рука при перемещении должна оставаться свободной от напряжения, большой палец скользить едва касаясь тыльной стороны шейки грифа, не создавая препятствия для плавного движения.



Комбинированное перемещение

Под комбинированным перемещением левой руки имеется в виду такое движение, когда кисть перемещается и перпендикулярно струнам, и параллельно грифу. При этом здесь объединяются требования перпендикулярного и параллельного перемещений.


Упражнения для левой руки на открытых струнах

Упражнение 1. Попадание пальцев на струны

Поставьте пальцы левой руки в V позицию на первую струну. Ладонь поставьте параллельно грифу, пальцы сделайте полукруглыми, третья фаланга каждого пальца должна быть перпендикулярна к плоскости грифа. Большой палец — посередине грифа с тыльной стороны. Работая первым суставом, поочередно поднимайте и опускайте каждый палец, не меняя положения второго и третьего суставов. При этом струна должна попадать в середину кончика пальца. В запястье руку не гните, кисть представляйте естественным продолжением предплечья. Когда это упражнение начнет получаться, отрабатывайте его, не глядя на кисть. Проделайте это упражнение в других позициях.

Упражнение 2. Перемещение левой руки вдоль грифа

Поставьте руку в 1-ю позицию. Большой палец, как и в предыдущем упражнении, находится на середине тыльной стороны шейки грифа. Пальцы полусогнуты, линия кончиков пальцев параллельна струнам. Струн не касаться. Плавным движением, не меняя положения кисти, переместите ее в IX позицию и обратно. Следите за параллельностью ладони по отношению к грифу при движении руки! Отработайте это упражнение, не глядя на левую руку.

Упражнение 3. Перемещение пальцев на любую из струн в пределах одной позиции

Поставьте пальцы левой руки на шестую струну в V позицию. Большой палец по центру шейки грифа. За счет движения назад локтевого сустава переместите все четыре пальца на первую струну и обратно, не меняя при этом положения большого пальца. Отработайте это упражнение во всех позициях с I по IX.

«ВЗЯТИЕ» СТРУН

Самая распространенная ошибка среди начинающих гитаристов – чрезмерные усилия левой руки во время игры. Более полно об этом и о последствиях неправильной работы рук читайте в разделе «Профессиональное заболевание рук у музыкантов». Здесь же рассмотрим основные положения.

Подготовка левой руки к игре

1. Расслабьте левую руку, опустив ее вниз.

2. Согните руку в локте за счет сухожилий, не напрягая мышц.

3. Поставьте большой палец на середину тыльной стороны грифа без усилия, свободно, фиксируя положение левой руки в нужной позиции.

4. Полукруглые пальцы держите над струнами, не касаясь их. Ладонь расслабьте.

Работа пальцев

Главная ошибка неправильной работы пальцев — отсутствие трехфазности движения.

Первая фаза – небольшой замах;

Вторая фаза – атака и взятие струны (стремительное падение пальца на струну);

Третья фаза – удерживание звука.

Под удерживанием следует понимать применение минимального усилия для давления на струну. При удержании рука должна повиснуть, «зацепившись» пальцем за струну. Почти все давление на струну происходит за счет веса левой руки.

Ошибочно применять только вторую фазу движения. Как правило, начинающие гитаристы атакуют струну и с силой прижимают ее, пока на смену не придет следующий палец. Рассмотрим каждую фазу движения отдельно.

В первой фазе палец делает небольшой замах, чтобы иметь возможность опуститься на струну не за счет мышечного напряжения, а за счет работы сокращения сухожилий и собственного веса.

Во второй фазе он падает на струну под действием своего веса и прижимает ее. Пальцем ставится как бы точка, после которой состояние пальца переходит в третью фазу.

Третья фаза наиболее сложна в исполнении (см. «Удерживание»). Отрабатывается она постепенно. Сначала без участия правой руки запоминается ощущение состояния левой кисти. Затем, сохраняя это ощущение, следует добавлять звукоизвлечения пальцами правой руки.

В движении правой руки существует тоже три фазы:

1. Замах

2. Атака (стремительное падение пальца и извлечение звука)

3. Расслабление.

Как видим, две фазы движений пальцев обеих рук одинаковы, поэтому выполнять их следует одновременно (синхронно). Однако, в третьей фазе - при расслаблении пальцев правой руки надо научиться удерживать струну пальцем левой руки с минимальным усилием. Конечно, удерживание струны до следующего звука применимо только при исполнении связной мелодии в медленном темпе. В быстром темпе при исполнении пассажей, гамм фазы движения обеих рук будут совпадать, так как вместо фазы «удерживание» применяется фаза «расслабление». Вот и ответ на вопрос: «Почему играть в быстром темпе легче, чем в медленном?».

Не владея навыком удерживания струны, исполнитель не дает возможности пальцам расслабиться.

И последнее: касание струны пальцем левой и правой руки должно осуществляться одновременно (синхронно). Этого нужно добиваться с первых занятий, чтобы не укоренялась привычка «прижал-сыграл».


СПОСОБЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ


Звуки на гитаре извлекаются в основном, четырьмя пальцами правой руки1: большим – р, указательным – i, средним – m, безымянным – a. Основные функции: палец «р», как правило, исполняет басовую партию в арпеджированных аккордах, в тремоло, в интервалах, при проведении мелодии в басу и т.д. Пальцы i, m, a исполняют мелодию, интервалы, аккорды, тремоло, арпеджио.

Взятие струн осуществляется также четырьмя пальцами: указательным – 1, средним – 2, безымянным – 3, мизинцем – 4.


Апояндо


Апояндо – прием, при выполнении которого палец, после извлечения звука, опирается на соседнюю струну.



Основная работа ложится на третий сустав пальца. Второй сустав остается в прежнем состоянии, а первый, под давлением на струну, мягко прогибается. Кисть, во время исполнения, остается без движения.


Упражнения для правой руки на открытых струнах


При игре на гитаре, исполнитель контролирует глазами действия левой руки, тогда как правая играет, что называется «на ощупь». По этой причине этапом в подготовке к игре является отработка звукоизвлечения пальцами правой руки на открытых струнах, так как в данном случае все движения пальцев и перемещения руки на начальном этапе можно проконтролировать глазами. Внимания не отвлекают действия левой руки.



Цель данного упражнения – научиться извлекать звуки на открытых струнах способом апояндо. В строке а) звуки извлекаются двумя пальцами правой руки, без участия левой на всех шести струнах, благодаря чему, закрепляется навык вертикального перемещения правой руки.

Во время исполнения, кисть должна находиться в неподвижном состоянии, пальцы выполняют «шагающие» движения за счет третьего сустава, первый сустав, при этом, слегка прогибается.

В строке б) в работе участвуют три пальца правой руки. Немаловажно то, что и в первой и второй строке на первую и третью доли (сильную и относительно сильную) приходятся «сильные» пальцы, что в дальнейшем сформирует правильный аппликатурный навык.

Здесь же, вырабатывается ритмическое ощущение соотношения четвертных и половинных длительностей, благодаря чему, уменьшив первые и увеличив вторые в два раза, в дальнейшем, легче освоить восьмые и целые ноты. Разученные «до восьмых» длительности, имеют наибольшее применение на начальном этапе.


Примечание: В последнем такте каждой строки, из-за отсутствия «опорной» струны пальцы не опираются, но обозначение апояндо() остается, так как продолжает работу третий сустав.


Тирандо


Тирандо – прием , при исполнении которого, палец защипывает струну. В работе участвуют, главным образом, второй сустав и частично третий. Первый сустав остается неподвижным. Непременным условием является движение пальца параллельно деке. Для того, чтобы этого добиться, к струне палец необходимо приближать в полусогнутом состоянии. Если палец будет сильно согнут, защипывание струны будет происходить «от деки», что недопустимо, так как увеличивается вероятность удара струны о лады. Кисть при работе пальцев должна оставаться неподвижной.



Игра большим пальцем осуществляется за счет первого сустава. Палец при этом выполняет круговые движения.

Положение большого пальца

по отношению к струнам

У
пражнение №2 поможет научиться извлекать звуки большим пальцем правой руки. Во время исполнения, остальные пальцы i,m,a располагаются соответственно на , , и струнах. Движение осуществляется за счет работы только второго сустава! Первый сустав остается зафиксированным. Большой палец выполняет элипсообразные движения по направлению к указательному пальцу, скользнув по которому, возвращается в положение готовности для исполнения следующей ноты.


Арпеджио

Арпеджио – аккорд, звуки которого исполняются поочередно. Они могут исполняться в различном порядке. Отсюда, наличие большого количества фигураций арпеджио. Все эти построения можно условно разделить на три основных вида арпеджио: 1. Восходящее 2. Нисходящее 3. Смешанное


Исполнение арпеджио и аккордов на открытых струнах способом звукоизвлечения «тирандо»

Упражнение 1

Поставьте пальцы i,m,a, соответственно на , , и

струны. Палец «р» расположите между вторым и третьим суставами пальца «i». Пальцы вместе. Работая вторым суставом, извлечем звук пальцем «i». Пальцы «m», «а», при этом должны остаться на своих местах. Аналогично извлекаем звук пальцем «m», оставив на струне безымянный палец и, наконец, сыграем пальцем «а». После этого возвращаем пальцы в исходное положение. Проделаем это на других струнах, применяя вертикальное перемещение:


Упражнение 2

Если пальцы безошибочно попадают на струны, необходимо добиваться того, чтобы извлечение звука пальцем «i» совпадало с постановкой остальных пальцев на струны, т.е. одновременно с касанием струн пальцами «m», «а» – палец «i» должен извлечь звук, а затем поочередно пальцы «m», «а».


Упражнение 3

В нисходящем арпеджио на струну ставятся не все три пальца, а только палец, играющий первым. В данном случае палец «а». Остальные пальцы извлекают звуки без постановки на струну.


Упражнение 4

В упражнении 4 подготавливать следует все три пальца, которые будут участвовать в игре, но после того как палец сыграл, он уже на струну не ставится. Пока палец «а» не сыграет, с первой струны его снимать не надо.


Упражнение 5

Здесь применяется подготовка четырех пальцев, одновременно с которым палец «р» извлекает первый звук, останавливаясь между вторым и третьим счуставами указательного пальца (далее как в упражнении 2).


Упражнение 6

В этом упражнении одновременно касаются струн пальцы «р» и «а». В момент их касания палец «р» извлекает звук.


Упражнение 7

Подготавливаются пальцы «р» и «m» с одновременным извлечением звука пальцем «р». Остальные пальцы играют без предварительной подготовки.


Упражнение 8

Ноты, объединенные одним штилем, играются одновременно. Все аккорды в упражнении 8, играются без предварительной подготовки пальцев.


Упражнение 9

В упражнении 9, первый звук извлекает палец р, останавливаясь на указательном пальце, затем одновременно играют пальцы i, m, a. В момент извлечения звука пальцем р, следует ставить на струны пальцы i, m, a.


Упражнение 10


Одновременно извлекать звуки четырьмя пальцами без предварительной постановки пальцев на струны.


Упражнения на синхронность движения пальцев обеих рук:


Хроматизм – изменение основных ступеней посредством их повышения или понижения, при помощи знаков альтерации.

Предлагаемое упражнение полезно для выработки синхронности движения пальцев левой и правой руки при игре приемом апояндо.


Упражнение 1(восходящий хроматизм)


Следует расположить кисть левой руки в V позиции так, чтобы кончики пальцев находились на минимальном расстоянии от первой струны, а кисть правой – в исходное положение для извлечения звуков на первой струне. Пальцы левой руки будут опускаться на соответствующие лады: 1 – на V лад, 2 – на VIлад, 3 – на VII лад, 4 – на VIII лад. На первой струне нужно сыграть четыре звука. Соответственно в правой руке аппликатура будет – m, i, m, i.

Непременные условия:

  • движение пальцев левой и правой руки к первой струне и касание последней должно быть одновременным;

  • пальцы левой руки со струны не снимать. Исключением будет только четвертый палец, в момент касания которого следует приподнимать первый палец для игры на следующей струне;

Упражнение 2 (нисходящий хроматизм)


В нисходящем движении пальцы левой руки можно подготовить только в первом такте, далее, во время касания струны четвертым пальцем, первый следует приподнять.


Упражнение 3 (круговое)



В данном упражнении объединяются восходящее и нисходящее хроматические движения. Упражнение исполняется без остановок, поднятия пальцев обозначены.

Многоголосие


Гитара, так же как и фортепиано, баян, арфа, является полифоничным инструментом. Иногда гитару называют мини-фортепиано, из-за возможности исполнять на ней одновременно несколько голосов.


Двухголосие

Двухголосием на гитаре принято считать исполнение мелодии с басом. Наибольшую трудность представляет одновременность такого исполнения, так как в этом случае пальцами выполняются разные способы звукоизвлечения: мелодия – апояндо, партия баса – тирандо.






Упражнение 1



Упражнение 1 – пример игры мелодии с басом. В нем два голоса исполняются одновременно. Большой палец выполняет аккомпанирующую роль, поэтому звуки извлекаются приемом тирандо. При этом палец р описывает, как уже говорилось ранее элипсообразные движения:






Трехголосие


Трехголосие – исполнение мелодии с басом и аккомпанементом.


Упражнение 1



В упражнении 1 три голоса: верхний – мелодия, нижний – бас, средний – аккомпанемент. Каждый голос имеет свой счет по горизонтали.


Упражнение 2


В этом упражнении верхний голос на первую долю соединяется со средним (унисон). В первой половине упражнения нота ми второй октавы для верхнего голоса – четверть с точкой, для среднего – восьмая. Во второй половине упражнения верхний голос – половинная.


Упражнение 3


Упражнение 4 Упражнение 5

В данных упражнениях палец «р» может исполнять басовую партию как тирандо, так и апояндо.

Гаммы

Гаммы – неотъемлемая часть упражнений для развития координации движения пальцев обеих рук, повышения техники исполнения. Играть их следует, применяя те же приемы, что и при игре хроматических упражнений.


Диатонические

Мажорные


Играть гаммы полезнее различными группировками. Некоторые из них рассмотрим на примере гаммы До мажор:


Вариант 1(ознакомление)


2) 3) 4) 5)

6) Триоли, с акцентированием первой доли 7) Квартоли:

(аппликатура первого варианта):


8) Квинтоли:


9) Секстоли:


10) Септоли:



Минорные

Минорные гаммы исполняются с соблюдением тех же правил. В отличие от мажорных, которые исполняются в натуральном виде, минорные гаммы даны в мелодическом:2

Гамма Ля минор:



Гаммы терциями


Гаммы терциями относятся к интервальным гаммам. Терции довольно часто применяются в гитарных произведениях, поэтому уделение им должного внимания, принесет, в дальнейшем, несомненную пользу.

Аналогично диатоническим, гаммы терциями исполняются в различных мажорных и минорных тональностях. Принцип исполнения всех гамм и способы проигрывания, рассмотрим на примере гаммы До мажор:


1) (основной)



Кроме основного варианта исполнения, гаммы терциями полезно исполнять следующим образом:


2) 3) 4) 5) 6)


Гаммы секстами


Гаммы секстами представляют определенную сложность исполнения. Заключается она в том, что ноты все время находятся через одну струну друг от друга. В связи с этим, основное исполнение осуществляется пальцами i, a:


До мажор



Гаммы октавами

До мажор

Гаммы секстами и октавами не всегда следует начинать играть с основной ступени, так как полезнее охватывать при игре как можно больший рабочий диапазон.

Примечание: Варианты исполнения для гамм секстами и октавами можно применять такие же, как для гамм терциями.

Все остальные упражнения, арпеджио, диатонические и интервальные гаммы размещены в приложении.


ШТРИХИ

Легато

Соединение двух различных нот лигой называется легато. Существует три вида легато:

1. Восходящее. 2. Нисходящее. 3. Легато на разных струнах.

1. При восходящем порядке звуков первый извлекается за счет удара пальцем правой руки, а второй или последующие – за счет пальцев левой, которые с силой опускаются на ту же струну, прижимают ее и заставляют звучать без участия правой руки.


Например:

При нисходящем порядке звуков первый извлекается за счет удара пальцем правой руки, а второй и последующие – за счет «сдергивания» со струны пальцев левой руки, причем следующая нота должна быть уже подготовлена прижатием пальца левой руки, то есть, при нисходящем движении, если струны должны быть прижаты, подготавливать надо не только палец для первой ноты, но и для следующих.


Например:


Применяется также при нисходящем порядке звуков, когда слигованы две ноты, находящиеся на разных струнах. Первая нота извлекается за счет удара пальцем правой руки, вторая за счет удара пальцем левой, который с силой опускается на другую струну, заставляя звучать ее без участия правой.

Например:

Примечание: При исполнении нисходящего легато «сдергивание» может производиться двумя способами: с остановкой пальца на более нижней струне, если таковая имеется, и, проносом пальца над струнами. Легато может применяться и при игре интервалов. Правила исполнения те же:

Стаккато

Стаккато обозначается точкой, поставленной над или под нотой. Ноты исполняются отрывисто, как бы с паузой после каждой ноты.

Стаккато исполняется двумя способами: 1) после извлечения звука пальцем правой руки палец левой немедленно расслабить, не отрывая струны; 2) после извлечения звука пальцем правой руки немедленно заглушить струну пальцем той же руки, тем, который будет играть следующую ноту.

Первый способ применяется на прижатых струнах. Второй – при стаккатировании неприжатых струн.

Примечание: Первый способ используют и при стаккатировании большого баррэ. При игре стаккато аккордов без применения баррэ трех- и четырехзвучные аккорды следует глушить пальцами правой руки, которые извлекают звуки. При пяти и шестизвучных аккордах стаккато достигается путем касания всех струн кистью правой руки.


МЕЛИЗМЫ


Мелизмы – украшения звуков. Они обозначаются особыми знаками или нотами меньшего размера. Наиболее распространенные мелизмы: форшлаг, мордент, группетто, трель.


Форшлаг

Форшлаги бывают долгие и короткие:

а) долгий форшлаг выписывается одной нотой и исполняется за счет длительности звука, перед которым он помещен. Мелкая нота пишется длительностью, равной половине длительности основного звука и, соответственно, отбирает половину звучания главной ноты.


Например:

Если долгий форшлаг стоит перед нотой с точкой, он берет на себя две трети длительности.

б) короткий форшлаг состоит из одного или нескольких звуков, которые исполняются за счет предыдущей длительности. Короткий форшлаг, состоящий из одной ноты, пишется мелкой нотой в виде перечеркнутой восьмой.

Например:

Исполняется таким образом, чтобы в долю попадала только основная нота, без форшлага.

Короткий форшлаг, состоящий из нескольких нот, пишется шестнадцатыми, связанными двумя ребрами.

Например:

Если под нотой, перед которой помещен форшлаг, выписан бас или аккорд, то они играются одновременно с форшлагом, а затем играется основная нота.

Например:

Все виды форшлагов исполняются приемом легато.


Мордент

Мелодическая фигуру мордента состоит из трех звуков: основного, вспомогательного и основного. Исполняются они за счет основной ноты.

Обозначается мордент особым значком, стоящим над нотой: , . .

В первом случае () – простой мордент. Он обозначает, что вспомогательный звук берется сверху от основного звука:


Во втором случае () – перечеркнутый мордент, обозначает, что вспомогательный звук берется снизу основного:

Ключевые знаки альтерации относятся и к морденту. Они могут стоять над или под обозначение мордента, влияя на вспомогательный звук:


Группетто

Группетто представляет собой мелодическую фигуру, состоящую из четырех звуков. Порядок звуков следующий: верхний вспомогательный, основной, нижний вспомогательный и основной. Группетто обозначается знаком и делит основной звук на четыре части:

Группетто может начинаться с нижнего вспомогательного звука, тогда обозначение будет:

Группетто, поставленное между нотами, исполняется за счет первой ноты:

Если группетто поставлено над нотой с точкой, то оно исполняется иначе:

Знаки альтерации, стоящие над или под знаком группетто, обозначают, что вспомогательный звук будет соответствующим образом альтерирован.


Трель

Трель представляет собой фигуру, состоящую из двух быстро и равномерно чередующихся звуков – основного и вспомогательного. Продолжительность трели должна равняться длительности ноты, над которой она стоит.

Если трель начинается и заканчивается другими нотами, то начало и конец трели выписывается мелкими нотами:

Ключевые знаки альтерации относятся и к трели.


Флажолеты

Если подушечкой пальца левой руки коснуться струны над определенным ладом, не прижимая ее к грифу, затем извлечь звук и сразу снять палец левой руки со струны, мы услышим новый по высоте и окраске звук, который называется флажолетом.

Флажолеты бывают натуральные, искусственные и сложные.

Натуральные флажолеты исполняются только на определенных ладах, причем касание струны должно быть непосредственно над металлическим порожком, а не над ладом. Обозначаются натуральные флажолеты кружочками над нотами, нотами в виде ромбиков, а также названиями: Фл., Аrm.,harm.

Таблица натуральных флажолетов


Еще натуральные флажолеты могут извлекаться на II и III ладах, однако в исполнительской практике они применяются крайне редко.

Искусственные флажолеты играются при прижатых струнах левой рукой. Правая рука выполняет двоякую роль: указательный палец касается подушечкой над двенадцатым порожком от места прижатия струны, а безымянный палец извлекает звук. (см. рис.)

Примечание: Многие современные гитаристы-исполнители, на басовых струнах исполняют искусственные флажолеты пальцем p (балалаечно-домровый способ), заведя его за палец i, повернув при этом кисть влево.

Обозначаются искусственные флажолеты словами: иск. фл. или «мелодия исполняется искусственными флажолетами».

Сложные флажолеты исполняются, как и искусственные, но с аккомпанементом. Правая рука несет еще большую нагрузку: указательный палец касается струны, безымянный извлекает звук, большой и средний исполняют аккомпанемент.

Например:


Баррэ

Баррэ (фр. Преграда) – прием игры, когда указательный палец левой руки прижимает несколько струн, или все. Если прижимаются одновременно несколько струн – это малое баррэ, если прижимаются все струны – большое.

Для обозначения баррэ ставится скобка:

Баррэ – довольно сложный технический прием. Для овладения им надо соблюдать следующие правила:

1. Указательный палец держать прямым

2. Класть указательный палец параллельно порожку

3. Не давить большим пальцем в гриф, а стараться, чтобы прижатие струн достигалось за счет веса левой руки.

4. Когда указательный палец находится в положении баррэ, остальные три пальца должны быть совершенно свободными и готовыми выполнять свои функции.


Некоторые разновидности аккордов с применением баррэ.


Глиссандо

Глиссандо – прием игры, когда палец левой руки, не ослабляя давления на струну, скользит по ней с одного лада на другой. Он используется, в основном, для более связного исполнения мелодии, особенно, когда надо соединить ноты, находящиеся на достаточном расстоянии друг от друга. Обозначается глиссандо чертой, соединяющей ноты или чертой и лигой.

Глиссандо исполняется двумя способами:


1. Прямое глиссандо – правая рука извлекает оба звука:

2. Легатное глиссандо – правая рука извлекается только первый звук. Второй звучит за счет скольжения пальца левой руки:

Пиццикато

Звуки, исполняемые приемом пиццикато, приглушенные и отрывистые, напоминающие звучание контрабаса. Способ исполнения заключается в том, что правая рука ребром ладони кладется у самой подставки, а большой палец извлекает звуки. В нотах пиццикато обозначается сокращенно pizz. Если этим приемом надо проиграть целую музыкальную фразу, ставится линия или пунктир до того места, где следует прекратить такое звучание.


Пульгар

Данный прием заключается в том, что большой палец мякотью ударяет по всем струнам от к . В нотах он обозначается стрелкой, направленной вверх.

Если удар не очень быстрый, прием называется арпеджиато и обозначается волнистой стрелкой, направленной вверх. Если волнистая стрелка направлена вниз, то арпеджиато может исполняться не только большим пальцем (ногтем), но и мякотью любого другого пальца. В этом случае, под стрелкой будет обозначение пальца, которым следует применить.


Тамбурин

Прием подражает звучанию тамбурина. Он заключается в том, что большой палец правой руки при помощи кистевого движения ударяет по всем струнам у самой подставки. После удара большой палец должен отпружинить от струн, давая последним свободно звучать.


Расгеадо


Этот прием заимствован из музыки стиля фламенко (народный испанский стиль). Подробнее о нем можно прочесть в соответствующей литературе. Заключается он в том, что пальцы правой руки, резко выскакивая из-под ладони, поочередно ударяют по всем струнам. Ударять можно тремя, четырьмя и даже пятью пальцами. Так же можно поочередно возвращать пальцы, ударяя ими снизу вверх. Удар всеми четырьмя пальцами сверху вниз называется frise (фризе). Удар указательным пальцем от к струне называется index (индекс).


Технические требования


1 класс


Учащиеся первого класса в течение года должны освоить посадку за инструментом, постановку рук и их перемещения, способы звукоизвлечения, изучить тональности C-dur, a-moll, G-dur, e-moll


Требования к знаниям и умениям:

Знать:

  • нотный стан, скрипичный ключ, метроритм;

  • порядок нот вверх и вниз и расстояние между ними;

  • строй гитары;

  • условные обозначения для гитары;

  • обозначения пальцев, струн, ладов;

  • расположение нот малой, первой и второй октав на нотном стане и грифе гитары;

  • длительности нот и пауз;

  • знаки альтерации.

Уметь играть:

  • упражнение на открытых струнах способом апояндо

  • упражнение на открытых струнах для большого пальца правой руки;

  • арпеджио и аккорды на открытых струнах;

  • хроматическое упражнение в V позиции в восходящем и нисходящем движении;

Форма контроля:

В конце второго полугодия учащиеся должны исполнить:

1. Гаммы До мажор, ля минор, Соль мажор, ми минор в I позиции в облегченном варианте

2. Арпеджио №1, №2, упражнение для пальца p (№1);

4. Этюд, содержащий гаммаобразную или арпеджированную структуру.

2 класс



В течение года учащиеся должны освоить правила исполнения двух- и трехголосия на гитаре, изучить тональности: D-dur, h-moll, A-dur, fis-moll, E-dur, cis-moll, разучить 2 этюда на разные виды техники.

Требования к знаниям и умениям:

Знать:

  • принцип исполнения приемов легато и стаккато;

  • способы звукоизвлечения в многоголосии;

  • основы аппликатурных закономерностей;

  • правила смены позиций.

Уметь играть:

  • Хроматическое упражнение приемами легато и стаккато;

  • Пройденные гаммы С, a, G, e – штрихами легато и стаккато;

  • Упражнения с элементами двух- и трехголосия на открытых струнах;

  • Упражнения на арпеджио №1-6;

  • Упражнения для пальца р №1-3.


Форма контроля:

1 полугодие:

2 полугодие:

1. Гаммы D-dur, h-moll, A-dur

2. Арпеджио № 3, 4

3. Упражнение для пальца р №2

4. Этюд с элементами стаккато

1. Гаммы fis-moll, E-dur, cis-moll

2. Арпеджио № 5, 6

3. Упражнение для пальца р №3

4. Этюд с элементами легато


3 класс


В течение года учащиеся должны освоить правила исполнения интервальных гамм (терциями, секстами), ознакомиться с мелизмами «Форшлаг», «Мордент», приемом «Баррэ», его видами и способами выполнения, изучить тональности: F-dur, d-moll, B-dur, g-moll. Es-dur, c-moll, разучить 2 этюда на разные виды техники.

Требования к знаниям и умениям:

Знать:

  • интервалы терции и сексты;

  • условия для выполнения малого и большого баррэ;

  • закономерности исполнения гамм терциями и секстами;

  • правила исполнения форшлага и мордента.

Уметь играть:

  • Хроматическое упражнение «Вертушка»;

  • Мажорные и минорные гаммы до 4-х диезов в ключе;

  • Мажорные и минорные гаммы до 3-х бемолей в ключе;

  • Гаммы терциями и секстами мажорные, до 3-х диезов в ключе;

  • Арпеджио №1-10;

  • Упражнения для пальца р №1-5.

Форма контроля:

1 полугодие:

2 полугодие:

1. Гаммы F-dur, d-moll, B-dur

2. Гаммы терциями мажорные С-dur, G-dur, D-dur, A-dur

3. Арпеджио № 7, 8

4. Упражнение для пальца р №4

5. Этюд на освоение терций или секст

1. Гаммы g-moll. Es-dur, c-moll.

2. Гаммы секстами мажорные С-dur, G-dur, D-dur, A-dur

3. Арпеджио № 9, 10

4. Упражнение для пальца р №5

5. Этюд на освоение приема баррэ, форшлага или мордента


4 класс

В течение года учащиеся должны освоить приемы игры: «Группетто», «Трель», «Флажолет», мажорные диезные гаммы до 3-х знаков в ключе с аппликатурой А. Сеговии (в Школах: П. Агафошина, А. Иванова-Крамского, Самоучителях: Е. Ларичева, П. Вещицкого), 2 этюда на тремоло и флажолеты




Требования к знаниям и умениям:


Знать:

  • аппликатурные закономерности при исполнении гамм А.Сеговии;

  • правила выполнения и применения мелизмов «Группетто» и «Трель»

  • условия для выполнения приема игры «Флажолет» и его разновидностей.

Уметь играть:

  • Хроматическое упражнение «Вертушка» с I по IX позицию;

  • Мажорные и минорные гаммы до 3-х диезов в ключе (А. Сеговии);

  • Арпеджио №1-14;

  • Упражнения для пальца р №1-7.


Форма контроля:

1 полугодие:

2 полугодие:

1. Гаммы C-dur, a-moll, G-dur, e-moll

2. Гаммы терциями минорные a-moll, e-moll

3. Гаммы октавами C-dur, G-dur

Арпеджио № 11, 12

4. Упражнение для пальца р №6

5. Этюд на освоение тремоло

1. Гаммы D-dur, h-moll, A-dur, fis-moll,

2. Гаммы секстами минорные a-moll,

e-moll

3. Гаммы октавами D-dur, A-dur

Арпеджио № 13, 14

4. Упражнение для пальца р №7

5. Этюд на освоение флажолетов


5 класс


В течение года учащиеся должны освоить приемы игры: «Пульгар», «Тамбурин», «Расгеадо»

Мажорные бемольные гаммы до 4-х знаков в ключе с аппликатурой А. Сеговии. 2 этюда на разные виды техники.

Требования к знаниям и умениям:


Знать:

  • правила выполнения и применения приемов «Пульгар», «Тамбурин», «Расгеадо».

Уметь играть:

  • Мажорные и минорные гаммы до 3-х бемолей в ключе (А. Сеговии);

  • Арпеджио №1-14;

  • Упражнения для пальца р №1-7.


Форма контроля:

1 полугодие:

2 полугодие:

1. Гаммы F-dur, d-moll, B-dur,

2. Гамма октавами a-moll

3. Арпеджио № 15, 16, 17

4. Упражнение для пальца р №8

5. Этюд на разные виды техники

1. Гаммы g-moll, Ees-dur, c-moll

2. Гамма октавами e-moll

3. Арпеджио № 18, 19, 20

4. Упражнение для пальца р №9,10

5. Этюд на разные виды техники


6 класс


В течение года учащиеся должны освоить все диезные гаммы с аппликатурой А.Сеговии, мажорные диезные гаммы терциями, секстами и октавами;

2 этюда на различные виды техники.


7 класс


В течение года учащиеся должны освоить все бемольные гаммы с аппликатурой А.Сеговии, мажорные бемольные гаммы терциями секстами и октавами;

2 этюда на различные виды техники.





8 класс

В течение года учащиеся должны повторять (выборочно) гаммы освоенные в 6 и 7 классах, арпеджио №№ 1-20, упражнения для пальца p №№ 1-10;

1 этюд (по выбору).

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение №1 Арпеджио и аккорды



1.





2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.




9.




10.



11.




12.




13.




14.




15.




16.




17.




18.




19.





20.





Приложение №2 Упражнения для большого пальца правой руки (тирандо)



1.




2.




3.





4.





5.





6.





7.





8.




9.





10.

Приложение №3 Хроматическое упражнение «Вертушка»


Приложение №4

ГАММЫ (облегченный вариант)

До мажор

ля минор

Соль мажор

ми минор

Ре мажор

си минор

Ля мажор


фа-диез минор

Ми мажор

до-диез минор

Фа мажор

ре минор


Си-бемоль мажор



соль минор

Ми-бемоль мажор

до минор


ГАММЫ ТЕРЦИЯМИ (мажорные)

До мажор

Соль мажор

Ре мажор

Ля мажор



ГАММЫ ТЕРЦИЯМИ (минорные)

ля минор

ми минор


ГАММЫ СЕКСТАМИ (мажорные)

До мажор

Соль мажор

Ре мажор

Ля мажор


ГАММЫ СЕКСТАМИ (минорные)

ля минор


ми минор


ГАММЫ ОКТАВАМИ (мажорные)

До мажор

Соль мажор

Ре мажор

Ля мажор


ГАММЫ ОКТАВАМИ (минорные)

Ля минор

Ми минор














СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1987, 1995, 2002.

  2. Лебединский Ю. Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – Курск: Курский госуниверситет, 2005. – С.455

  3. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1973, 1979, 1984, 1990, 2003.

  4. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1987, 1995, 2002.

  5. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. 4 тетради. – М.: «Тоника». 1991, 2001.

  6. Ларичев Е. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Советский композитор, 1983, 1987, 1994, 2002.




Интернет-ресурс


  1. WWW MP 3 – fun/ Ru

  2. abc gitar narod.ru

  3. http://demure.ru

  4. http://demure.ru/modules.php?name-Obmen

  5. site:hawkhill.narod.ru

  6. [email protected]

  7. www.WideoObmen2006.narod.ru

  8. http://www.illarionjv.ru

  9. http://www.remiboucher.com/

  10. http://www.wolfgang-lenle.de/english.htm

  11. http://www.sharonisbin.com/

  12. http://www.grishagoryachev.com/index.php

  13. http://www.pacodelusia.org/

  14. http://www.worldguitarist.com/

  15. http://www.guitapauer.ru/











1 Мизинец из-за короткой длины применяется крайне редко. Однако некоторые исполнители применяют его довольно успешно (Павел Стейдл, Штепан Рак).

2 По желанию педагога, учащегося можно ознакомить с исполнением минорных гамм в гармоническом виде.



44



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Преодоление технических трудностей в процессе обучения игре на гитаре

Автор: Лебединская Ирина Валентиновна

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 280913

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Работа над музыкальными произведениями на различных этапах изучения "
    ["seo_title"] => string(76) "rabota-nad-muzykal-nymi-proizviedieniiami-na-razlichnykh-etapakh-izuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "233943"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443285612"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства