1. Е. Ларичев Самоучитель игры на шестиструнной гитаре.- издательство Музыка 1987 г.
2. Г.А. Ларичева Альбом для детей выпуск №1, Москва Музыка 1986 г.
Используемая литература для обучающегося:
1. М. Каркасси Школа игры на шестиструнной гитаре. – издательство Советский композитор г. Москва, 1990 г..
2.В. Яшнев, Б. Вольман Первые шаги гитариста - издательство Музыка Ленинград 1979 г.
План урока:
Введение.
1. Определение основных исполнительских штрихов.
а) определение используемых в работе музыкальных терминов.
б) постановка цели урока.
2. Приобретение начальных практических навыков работы над независимостью пальцев правой руки на гитаре.
а) упражнение на независимость пальцев правой руки;
б) работа над качеством звука.
3. Работа над техникой арпеджио на примере «Прелюдов» М.Каркасси.
а) анализ пьес (выбор вариантов исполнения);
б) различные варианты исполнения, оценка собственных действий.
4. Подведение итогов.
а) повторение и закрепление полученных знаний;
б) поощрение учащегося.
Заключение.
Ход урока:
Организационный. (Активизация внимания. Создание ситуации неожиданности.)
Преподаватель: Здравствуй, юный музыкант!
Сегодня на урок мы собрались все вместе, а значит и урок должен быть не совсем обычный, правильно?
Ученик отвечает.
Преподаватель: Верно. Но, на концертах ты, наверняка, понимаешь, о чем играет исполнитель! Ты видела на концерте, как легко и ловко работают руки исполнителя. Ты хочешь узнать как достичь такой легкости исполнения?
Ученик: Да!
Преподаватель: Тогда мы должны изучить основные методы работы над исполнительской техникой. Мы не сможем показать всю нашу работу, мы покажем только ее часть.
Мы покажем, какими методами можно развивать технику исполнения арпеджио на начальном этапе обучения.
Теоретический. ( Получение знаний для выполнения намеченного плана.Активизация умственной деятельности (рассуждение, размышление) Озвучивание проблемы и ее анализ. Активизация внимания. Решение проблемы.)
Преподаватель: Для работы нам понадобятся различные штрихи. Давай вспомним некоторые из них. Что такое legato?
Ответ учащегося.
Преподаватель: Что такое staccato?
Ответ учащегося.
Преподаватель: Что такое apoyando, tirando?
Ответ учащегося.
Преподаватель: Сегодня мы покажем работу над техникой исполнения арпеджио.
Арпеджио – это разложенный по звукам аккорд, исполняется на гитаре, в основном, tirando.
Давай сейчас определим для себя: чем должен уметь пользоваться гитарист во время игры и на что нужно обращать внимание при работе над техникой арпеджио? Помогай мне и запоминай:
Выбор приемов звукоизвлечения.
Постоянный контроль своего исполнения.
Самоконтроль и самооценка собственных игровых действий.
Этим навыкам нужно долго и упорно учиться. Сразу не получится, нужно время, чтобы почувствовать и привыкнуть к этому. Как раз сегодня мы этим и займемся.
Практический. (Формирование навыков игры.Развитие слуховых и зрительных ощущений на знакомом материале. Повторение пройденного материала. Применение полученных новых знаний на ранее изученном материале.
Создание ситуации успеха.)
Преподаватель: Располагайся удобно и правильно. Итак, как называется игра без опоры на струну?
Ответ учащегося (tirando).
Преподаватель: Представим себе, что стреляем из лука! Палец оттягивает тетиву, и спускаем стрелу, способом tirando. Постарайся спускать тетиву параллельно деке гитары, чтобы стрела не ушла в землю или не попала в Себя! Пальцы, которые не играют, стоят на струнах (обозначено крестиками), а ноту извлекает соответствующий палец.
Сейчас тебе придется вспомнить еще один закон исполнителя – самоконтроль и самооценка собственных действий. После выполнения задания ты уже сама скажешь, что удалось, а что нет в твоем исполнении.
Главное в этом упражнении – следить за качеством звука, чтобы он был глубокий, внятный, красивый.
Если некоторые созвучия не получается сыграть вместе, то можно для начала сыграть их раздельно, но поймать струны после извлечения звука нужно одновременно. Когда натренируешься, попытайся все же сыграть вместе созвучия. Когда будет хорошо получаться, постарайся сыграть двойные ноты и созвучия ровным по громкости звуком, чтобы звучал аккорд или интервал.
Ответ учащегося и иллюстрация.
Работа над развитием навыка исполнения арпеджио на примере М. Каркасси «Прелюд» C-dur.
Прелюд играть: legato, staccato (палец сразу вернуть на струну и держать его до следующего извлечения звука), выборочное staccato (один палец – staccato и держать его на струне до следующего извлечения звука, а остальные - legato), аккордами в разных ритмах или бас-аккорд, legato в подвижном темпе.
Ответ учащегося и иллюстрация.
А теперь другой вариант арпеджио М. Каркасси «Прелюд» G-dur.
Этот «Прелюд» покажем разными аппликатурными вариантами: pimi, pmam, piai, - причем каждый вариант нужно сыграть legato – staccato – legato.
Ответ учащегося и иллюстрация.
Преподаватель делает анализ исполнения. Указывает на удачные моменты, акцентирует внимание на ошибки.
Анализ ребенком собственных действий (удачные и неудачные моменты).
Блиц-опрос. Закрепление материала урока. Поощрение. Создание ситуации успеха.)
Преподаватель: Ты многое узнала о методах работы над развитием техники исполнения арпеджио и независимостью пальцев правой руки. Давай подытожим сегодняшний урок. Как отработать технику арпеджио?
Ответ учащегося.
Преподаватель: Ты прекрасно потрудилась! Домашнее задание для тебя пусть будет следующее: применить полученные знания на других двух пьесах! Благодарю за работу! До свидания!