Работа над штрихами на начальном этапе обучения игре на фортепиано
Работа над штрихами на начальном этапе обучения игре на фортепиано
Данная работа представляет собой развёрнутый план - конспект занятия по фортепиано в подготовительном классе хоровой студии и посвящена начальному этапу работы над штрихами. Занятие включает в себя активное использование компьютерных технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться.
упражнения на расслабление, развитие и тренировку мышц пальцев, их подвижности и эластичности.
чередование различных видов учебной деятельности (игра упражнений сменяется повторением выученных пьес, ритмическими играми, слушанием музыки и музицированием на металлофоне).
Информационая:
компьютер служит источником учебной информации, наглядным пособием (слайды презентации), средством диагностики и контроля, выполняет роль проигрывателя mp3 и видео файлов.
ПЛАН УРОКА
Организационный момент
Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика: «Волшебный платок», «Весёлые гномики».
Работа с музыкальным материалом
Репертуарный план урока:
Кенгуру
Коза
Песенка о пальчиках
Слушание классики и музицирование на металлофоне.
Ритмическое упражнение.
Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание
ХОД УРОКА
Приветствие: Здравствуй, Костик! Знаешь, я очень рада, что урок для наших гостей я проведу с тобой, потому что ты всегда приходишь ко мне с хорошим настроением. Тебе нравится заниматься музыкой? - Да!
Сегодня мы покажем с тобой несколько интересных видов работы, которые любишь ты и которые нравятся мне. Так, у нас всё готово? Коробочка, платочек, стул, скамейка. Пусть гости подумают, что мы покажем фокус. Пока не будем раскрывать свой секрет. Хорошо?
А знаешь, чему же мы посвятим наше занятие? Мы более внимательно присмотримся и вслушаемся в наш музыкальный материал и попробуем услышать и использовать в нём разные штрихи, т.е. приёмы игры, с которыми мы познакомились с тобой на последних занятиях. Я тебе обещаю: ты услышишь и увидишь свои произведения с новой стороны, и исполнять их тебе будет гораздо интереснее.
А какие ты знаешь приёмы звукоизвлечения, т.е. штрихи?
-Стаккато, легато, нон легато.
А как с итальянского переводятся эти слова?
- отрывисто, похоже на печатание на клавиатуре компьютера или с птицей, клюющей зерна, легато - гладко и связно и нон легато – раздельно, несвязно.
Молодец, ты всё прекрасно помнишь.
А для начала разомнём пальчики и выполним наше любимое упражнение польку-пиццикато Лео Делиба.
Садись поудобнее, опора в ногах, приготовь гномиков с тяжёлыми рюкзачками.
1-е пиццикато: Начало: Гномики с рюкзачками вышли из пещеры и идут искать алмазы. 2-3 пальцы шагают – останавливаются. (сначала отд. руками, затем обе.)
Увидев обрыв, пятятся назад.
Медленная часть: С потолка капают капли (руки подняты, кисти свободно свисают. Поочерёдно под музыку поднимаем и роняем кисти рук на колени).
Медленная часть: Колокольчики в горах, а на них роса (трясём
кистями рук - стряхиваем росу, затем кладём круглые кисти аккуратно на коленки, другой рукой поглаживаем получившуюся горсточку.
3-е пиццикато: Гномики передают друг другу рюкзачки (вес переносится из пальца в палец).
Заключительная часть: дождик капает (округлыми кистями рук мягко хлопаем по коленкам), затем пальчиками карабкаемся по плечам и хлопаем 2 раза на завершающие аккорды.
А теперь мы выполним твоё любимое упражнение «Волшебный платок», помощью которого ты тоже разомнёшь пальчики. Пальчиками каждой руки под музыку собираем в кулачок платочек, пока он не «исчезнет».
Костя, я думаю, нам пора приступить к пьескам. Какие трудности у тебя были дома? Никаких? Исполни, пожалуйста, пьесу «Кунгуру» и не забудь, каким способом звукоизвлечения (стаккато, легато или нон легато) ты воспользуешься?
-Нон легато. Раздавим на клавише ягодку.
Нон легато здесь будет мягким, потому что песенка про маму-кенгуру. И мой аккомпанемент будет мягким. Исполняет один, затем вдвоём.
-Молодец, ты очень постарался.
Следующая пьеска – «Коза». Домашним заданием здесь было выучить пьеску и исполнить слигованные нотки на слова «беда, беда, беда». Постарайся передать силу звука и вес на вторую нотку, как гномики передавали рюкзачки. Отрабатываем
Исполняет.
Следующая пьеса «Песенка о Пальчиках»
Давай сыграем твою любимую пьесу, она сложная, но ты, как всегда, справляешься со всеми трудностями. Исполни нам, пожалуйста, пьеску на нон легато и не забудь, на какую нотку будет падать ударение, ведь песня начинается со слабой доли и со слабого пальчика, надо помочь ему точно и красиво взять звук.
Играет. Давай, исполним её вместе и послушаем, какая красивая гармония в этой пьесе.
Костик, а какие штрихи ты предложил бы для того, чтобы пьеса
зазвучала ещё интереснее? Тебя устраивает исполнение всей пьесы штрихом нон легато? Мы ещё раз прочитаем стихотворение, а ты подумай о штрихах (где
бы ты сыграл на легато? (я думаю, стаккато нам здесь не понадобится).
(начало на легато) Давай попробуем нарисовать штрихи в первой фразе, вот тебе карандаш. (Рисуем лиги и галочки). … Молодец. А остальное ты доделаешь самостоятельно дома, договорились? Это будет твоим домашним заданием. Подумай над каждой ноткой, ни одну не пропусти, а то она обидится. И постарайся исполнить эту пьесу по-новому, как ты её записал, хорошо?
Ну что ж, пора открыть секретную коробочку! Что у нас там? Металлофон! Ты будешь у нас музицировать! Нравится тебе играть на нём?
-Да!
А как называется пьеса, под которую ты музицируешь?
- «К Элизе» Бетховена.
А где портрет этого великого немецкого композитора?
Показывает?
Но перед тем, как ты начнёшь играть, скажи, пожалуйста, с каким штрихом будет звучать твоя тема, а какой штрих будет слышен в теме фортепиано?
Отвечает: staccato! Совершенно верно, ведь на металлофоне невозможно играть иначе.
Исполняет.
Молодец! У тебя всё получилось. А вторым домашним заданием тебе будет – проиграть мелодию своей партии на фортепиано, используя штрих non legato.
Что ещё у нас в коробочке? Трещётка! Это такой шумовой инструмент, да? Мы, пожалуй, успеем с тобой поиграть в ритмическую игру «Поймай ритм».
Играем, стучим партитуру.
Рефлексия: Костик, тебе понравилось сегодня занятие? А собой ты доволен? Как ты думаешь, важны в музыке штрихи? … Мне кажется, тебе всё удалось.
ДОМ. ЗАДАНИЕ
Самостоятельно разобрать пьесу «Лягушка».
Промузицировать мелодию «К Элизе» на фортепиано штрихом non legato.
Д.З. Я приклею тебе в дневничок Д/з, а дома сам прочитаешь и вспомнишь. Выбирай себе оценочку-наклейку.