kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над штрихами на начальном этапе обучения игре на фортепиано

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой развёрнутый план - конспект занятия по фортепиано в подготовительном классе хоровой студии и посвящена начальному этапу работы над штрихами. Занятие включает в себя  активное использование компьютерных технологий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над штрихами на начальном этапе обучения игре на фортепиано»

4


Конспект открытого учебного занятия по фортепиано

подготовительном классе.

Тема: Работа над штрихами на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Цель: Оптимизировать процесс обучения музыкальным штрихам в классе фортепиано путем внедрения информационных технологий.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика),

- продолжить формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato); исполнение произведения в заданном темпе;

Развивающие:

 - развитие слуха,

 - координация движений,

 - активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности.

-  развитие речи через декламацию подтекстовок к пьесам.

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к музыке,

- воспитывать эстетический вкус,

-воспитывать усидчивость, собранность, внимание.

Методические приемы:

-словесный, наглядный, практический;

-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

-прямая и наводящая формы воздействия.

-развитие мышления

Оборудование: электрофортепиано, компьютер, монитор, детские шумовые инструменты


Применение педагогических технологий:

  1. Здоровьесберегающая:

  • развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться.

  • упражнения на расслабление, развитие и тренировку мышц пальцев, их подвижности и эластичности.

  • чередование различных видов учебной деятельности (игра упражнений сменяется повторением выученных пьес, ритмическими играми, слушанием музыки и музицированием на металлофоне).

  1. Информационая:

  • компьютер служит источником учебной информации, наглядным пособием (слайды презентации), средством диагностики и контроля, выполняет роль проигрывателя mp3 и видео файлов.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика: «Волшебный платок», «Весёлые гномики».

  3. Работа с музыкальным материалом

Репертуарный план урока:

  1. Кенгуру

  2. Коза

  3. Песенка о пальчиках

  1. Слушание классики и музицирование на металлофоне.

  2. Ритмическое упражнение.

  3. Итог урока. Рефлексия.

  4. Домашнее задание

ХОД УРОКА

  • Приветствие: Здравствуй, Костик! Знаешь, я очень рада, что урок для наших гостей я проведу с тобой, потому что ты всегда приходишь ко мне с хорошим настроением. Тебе нравится заниматься музыкой? - Да!

  • Сегодня мы покажем с тобой несколько интересных видов работы, которые любишь ты и которые нравятся мне. Так, у нас всё готово? Коробочка, платочек, стул, скамейка. Пусть гости подумают, что мы покажем фокус. Пока не будем раскрывать свой секрет. Хорошо?

  • А знаешь, чему же мы посвятим наше занятие? Мы более внимательно присмотримся и вслушаемся в наш музыкальный материал и попробуем услышать и использовать в нём разные штрихи, т.е. приёмы игры, с которыми мы познакомились с тобой на последних занятиях. Я тебе обещаю: ты услышишь и увидишь свои произведения с новой стороны, и исполнять их тебе будет гораздо интереснее.

  • А какие ты знаешь приёмы звукоизвлечения, т.е. штрихи?

-Стаккато, легато, нон легато.

А как с итальянского переводятся эти слова?

- отрывисто, похоже на печатание на клавиатуре компьютера или с птицей, клюющей зерна, легато - гладко и связно и нон легато – раздельно, несвязно.

Молодец, ты всё прекрасно помнишь.

  • А для начала разомнём пальчики и выполним наше любимое упражнение польку-пиццикато Лео Делиба.

Садись поудобнее, опора в ногах, приготовь гномиков с тяжёлыми рюкзачками.

1-е пиццикато: Начало: Гномики с рюкзачками вышли из пещеры и идут искать алмазы. 2-3 пальцы шагают – останавливаются. (сначала отд. руками, затем обе.)

Увидев обрыв, пятятся назад.

Медленная часть: С потолка капают капли (руки подняты, кисти свободно свисают. Поочерёдно под музыку поднимаем и роняем кисти рук на колени).

2е пиццикато: «Колечки» (гномики куют волшебные кольца), «Молоточки» - стучат ими.

Медленная часть: Колокольчики в горах, а на них роса (трясём

кистями рук - стряхиваем росу, затем кладём круглые кисти аккуратно на коленки, другой рукой поглаживаем получившуюся горсточку.

3-е пиццикато: Гномики передают друг другу рюкзачки (вес переносится из пальца в палец).

Заключительная часть: дождик капает (округлыми кистями рук мягко хлопаем по коленкам), затем пальчиками карабкаемся по плечам и хлопаем 2 раза на завершающие аккорды.



  • А теперь мы выполним твоё любимое упражнение «Волшебный платок», помощью которого ты тоже разомнёшь пальчики. Пальчиками каждой руки под музыку собираем в кулачок платочек, пока он не «исчезнет».

  • Костя, я думаю, нам пора приступить к пьескам. Какие трудности у тебя были дома? Никаких? Исполни, пожалуйста, пьесу «Кунгуру» и не забудь, каким способом звукоизвлечения (стаккато, легато или нон легато) ты воспользуешься?

-Нон легато. Раздавим на клавише ягодку.

  • Нон легато здесь будет мягким, потому что песенка про маму-кенгуру. И мой аккомпанемент будет мягким. Исполняет один, затем вдвоём.

-Молодец, ты очень постарался.

  • Следующая пьеска – «Коза». Домашним заданием здесь было выучить пьеску и исполнить слигованные нотки на слова «беда, беда, беда». Постарайся передать силу звука и вес на вторую нотку, как гномики передавали рюкзачки. Отрабатываем

Исполняет.

Следующая пьеса «Песенка о Пальчиках»

  • Давай сыграем твою любимую пьесу, она сложная, но ты, как всегда, справляешься со всеми трудностями. Исполни нам, пожалуйста, пьеску на нон легато и не забудь, на какую нотку будет падать ударение, ведь песня начинается со слабой доли и со слабого пальчика, надо помочь ему точно и красиво взять звук.

Играет. Давай, исполним её вместе и послушаем, какая красивая гармония в этой пьесе.

  • Костик, а какие штрихи ты предложил бы для того, чтобы пьеса

зазвучала ещё интереснее? Тебя устраивает исполнение всей пьесы штрихом нон легато? Мы ещё раз прочитаем стихотворение, а ты подумай о штрихах (где

бы ты сыграл на легато? (я думаю, стаккато нам здесь не понадобится).



(начало на легато) Давай попробуем нарисовать штрихи в первой фразе, вот тебе карандаш. (Рисуем лиги и галочки). … Молодец. А остальное ты доделаешь самостоятельно дома, договорились? Это будет твоим домашним заданием. Подумай над каждой ноткой, ни одну не пропусти, а то она обидится. И постарайся исполнить эту пьесу по-новому, как ты её записал, хорошо?

  • Ну что ж, пора открыть секретную коробочку! Что у нас там? Металлофон! Ты будешь у нас музицировать! Нравится тебе играть на нём?

-Да!

  • А как называется пьеса, под которую ты музицируешь?

- «К Элизе» Бетховена.

А где портрет этого великого немецкого композитора?

Показывает?

Но перед тем, как ты начнёшь играть, скажи, пожалуйста, с каким штрихом будет звучать твоя тема, а какой штрих будет слышен в теме фортепиано?

Отвечает: staccato! Совершенно верно, ведь на металлофоне невозможно играть иначе.

Исполняет.

  • Молодец! У тебя всё получилось. А вторым домашним заданием тебе будет – проиграть мелодию своей партии на фортепиано, используя штрих non legato.

  • Что ещё у нас в коробочке? Трещётка! Это такой шумовой инструмент, да? Мы, пожалуй, успеем с тобой поиграть в ритмическую игру «Поймай ритм».

Играем, стучим партитуру.

Рефлексия: Костик, тебе понравилось сегодня занятие? А собой ты доволен? Как ты думаешь, важны в музыке штрихи? … Мне кажется, тебе всё удалось.

ДОМ. ЗАДАНИЕ

  • Самостоятельно разобрать пьесу «Лягушка».

  • Промузицировать мелодию «К Элизе» на фортепиано штрихом non legato.

Д.З. Я приклею тебе в дневничок Д/з, а дома сам прочитаешь и вспомнишь. Выбирай себе оценочку-наклейку.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Работа над штрихами на начальном этапе обучения игре на фортепиано

Автор: Дусеева Галия Шамильевна

Дата: 16.03.2017

Номер свидетельства: 400825

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ""Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения""
    ["seo_title"] => string(72) "osvoenie_sredstv_muzykalnoi_vyrazitelnosti_na_nachalnom_etape_obucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "551833"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590707345"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано "
    ["seo_title"] => string(95) "osnovnyie-mietodichieskiie-polozhieniia-nachal-nogho-pierioda-obuchieniia-ighrie-na-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "217368"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433326124"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Методы и приемы развития музыкального интереса учащихся на факультативных занятиях музыкальной направленности (фортепиано)"
    ["seo_title"] => string(138) "mietody-i-priiemy-razvitiia-muzykal-nogho-intieriesa-uchashchikhsia-na-fakul-tativnykh-zaniatiiakh-muzykal-noi-napravliennosti-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "284126"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453918043"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "особенности первого этапа работы над музыкальным произведением "
    ["seo_title"] => string(68) "osobiennosti-piervogho-etapa-raboty-nad-muzykal-nym-proizviedieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "227907"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441010311"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Открытый урок на тему: "Работа над пьесами"(П.И. Чайковский «Болезнь куклы», Ж.-Ф. Рамо «Ригодон»)"
    ["seo_title"] => string(75) "otkrytyiuroknatiemurabotanadpiesamipichaikovskiibolieznkuklyzhframorighodon"
    ["file_id"] => string(6) "341442"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472496465"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства