kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над штрихами на начальном этапе обучения игре на фортепиано

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой развёрнутый план - конспект занятия по фортепиано в подготовительном классе хоровой студии и посвящена начальному этапу работы над штрихами. Занятие включает в себя  активное использование компьютерных технологий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над штрихами на начальном этапе обучения игре на фортепиано»

4


Конспект открытого учебного занятия по фортепиано

подготовительном классе.

Тема: Работа над штрихами на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Цель: Оптимизировать процесс обучения музыкальным штрихам в классе фортепиано путем внедрения информационных технологий.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика),

- продолжить формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato); исполнение произведения в заданном темпе;

Развивающие:

 - развитие слуха,

 - координация движений,

 - активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности.

-  развитие речи через декламацию подтекстовок к пьесам.

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к музыке,

- воспитывать эстетический вкус,

-воспитывать усидчивость, собранность, внимание.

Методические приемы:

-словесный, наглядный, практический;

-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

-прямая и наводящая формы воздействия.

-развитие мышления

Оборудование: электрофортепиано, компьютер, монитор, детские шумовые инструменты


Применение педагогических технологий:

  1. Здоровьесберегающая:

  • развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться.

  • упражнения на расслабление, развитие и тренировку мышц пальцев, их подвижности и эластичности.

  • чередование различных видов учебной деятельности (игра упражнений сменяется повторением выученных пьес, ритмическими играми, слушанием музыки и музицированием на металлофоне).

  1. Информационая:

  • компьютер служит источником учебной информации, наглядным пособием (слайды презентации), средством диагностики и контроля, выполняет роль проигрывателя mp3 и видео файлов.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика: «Волшебный платок», «Весёлые гномики».

  3. Работа с музыкальным материалом

Репертуарный план урока:

  1. Кенгуру

  2. Коза

  3. Песенка о пальчиках

  1. Слушание классики и музицирование на металлофоне.

  2. Ритмическое упражнение.

  3. Итог урока. Рефлексия.

  4. Домашнее задание

ХОД УРОКА

  • Приветствие: Здравствуй, Костик! Знаешь, я очень рада, что урок для наших гостей я проведу с тобой, потому что ты всегда приходишь ко мне с хорошим настроением. Тебе нравится заниматься музыкой? - Да!

  • Сегодня мы покажем с тобой несколько интересных видов работы, которые любишь ты и которые нравятся мне. Так, у нас всё готово? Коробочка, платочек, стул, скамейка. Пусть гости подумают, что мы покажем фокус. Пока не будем раскрывать свой секрет. Хорошо?

  • А знаешь, чему же мы посвятим наше занятие? Мы более внимательно присмотримся и вслушаемся в наш музыкальный материал и попробуем услышать и использовать в нём разные штрихи, т.е. приёмы игры, с которыми мы познакомились с тобой на последних занятиях. Я тебе обещаю: ты услышишь и увидишь свои произведения с новой стороны, и исполнять их тебе будет гораздо интереснее.

  • А какие ты знаешь приёмы звукоизвлечения, т.е. штрихи?

-Стаккато, легато, нон легато.

А как с итальянского переводятся эти слова?

- отрывисто, похоже на печатание на клавиатуре компьютера или с птицей, клюющей зерна, легато - гладко и связно и нон легато – раздельно, несвязно.

Молодец, ты всё прекрасно помнишь.

  • А для начала разомнём пальчики и выполним наше любимое упражнение польку-пиццикато Лео Делиба.

Садись поудобнее, опора в ногах, приготовь гномиков с тяжёлыми рюкзачками.

1-е пиццикато: Начало: Гномики с рюкзачками вышли из пещеры и идут искать алмазы. 2-3 пальцы шагают – останавливаются. (сначала отд. руками, затем обе.)

Увидев обрыв, пятятся назад.

Медленная часть: С потолка капают капли (руки подняты, кисти свободно свисают. Поочерёдно под музыку поднимаем и роняем кисти рук на колени).

2е пиццикато: «Колечки» (гномики куют волшебные кольца), «Молоточки» - стучат ими.

Медленная часть: Колокольчики в горах, а на них роса (трясём

кистями рук - стряхиваем росу, затем кладём круглые кисти аккуратно на коленки, другой рукой поглаживаем получившуюся горсточку.

3-е пиццикато: Гномики передают друг другу рюкзачки (вес переносится из пальца в палец).

Заключительная часть: дождик капает (округлыми кистями рук мягко хлопаем по коленкам), затем пальчиками карабкаемся по плечам и хлопаем 2 раза на завершающие аккорды.



  • А теперь мы выполним твоё любимое упражнение «Волшебный платок», помощью которого ты тоже разомнёшь пальчики. Пальчиками каждой руки под музыку собираем в кулачок платочек, пока он не «исчезнет».

  • Костя, я думаю, нам пора приступить к пьескам. Какие трудности у тебя были дома? Никаких? Исполни, пожалуйста, пьесу «Кунгуру» и не забудь, каким способом звукоизвлечения (стаккато, легато или нон легато) ты воспользуешься?

-Нон легато. Раздавим на клавише ягодку.

  • Нон легато здесь будет мягким, потому что песенка про маму-кенгуру. И мой аккомпанемент будет мягким. Исполняет один, затем вдвоём.

-Молодец, ты очень постарался.

  • Следующая пьеска – «Коза». Домашним заданием здесь было выучить пьеску и исполнить слигованные нотки на слова «беда, беда, беда». Постарайся передать силу звука и вес на вторую нотку, как гномики передавали рюкзачки. Отрабатываем

Исполняет.

Следующая пьеса «Песенка о Пальчиках»

  • Давай сыграем твою любимую пьесу, она сложная, но ты, как всегда, справляешься со всеми трудностями. Исполни нам, пожалуйста, пьеску на нон легато и не забудь, на какую нотку будет падать ударение, ведь песня начинается со слабой доли и со слабого пальчика, надо помочь ему точно и красиво взять звук.

Играет. Давай, исполним её вместе и послушаем, какая красивая гармония в этой пьесе.

  • Костик, а какие штрихи ты предложил бы для того, чтобы пьеса

зазвучала ещё интереснее? Тебя устраивает исполнение всей пьесы штрихом нон легато? Мы ещё раз прочитаем стихотворение, а ты подумай о штрихах (где

бы ты сыграл на легато? (я думаю, стаккато нам здесь не понадобится).



(начало на легато) Давай попробуем нарисовать штрихи в первой фразе, вот тебе карандаш. (Рисуем лиги и галочки). … Молодец. А остальное ты доделаешь самостоятельно дома, договорились? Это будет твоим домашним заданием. Подумай над каждой ноткой, ни одну не пропусти, а то она обидится. И постарайся исполнить эту пьесу по-новому, как ты её записал, хорошо?

  • Ну что ж, пора открыть секретную коробочку! Что у нас там? Металлофон! Ты будешь у нас музицировать! Нравится тебе играть на нём?

-Да!

  • А как называется пьеса, под которую ты музицируешь?

- «К Элизе» Бетховена.

А где портрет этого великого немецкого композитора?

Показывает?

Но перед тем, как ты начнёшь играть, скажи, пожалуйста, с каким штрихом будет звучать твоя тема, а какой штрих будет слышен в теме фортепиано?

Отвечает: staccato! Совершенно верно, ведь на металлофоне невозможно играть иначе.

Исполняет.

  • Молодец! У тебя всё получилось. А вторым домашним заданием тебе будет – проиграть мелодию своей партии на фортепиано, используя штрих non legato.

  • Что ещё у нас в коробочке? Трещётка! Это такой шумовой инструмент, да? Мы, пожалуй, успеем с тобой поиграть в ритмическую игру «Поймай ритм».

Играем, стучим партитуру.

Рефлексия: Костик, тебе понравилось сегодня занятие? А собой ты доволен? Как ты думаешь, важны в музыке штрихи? … Мне кажется, тебе всё удалось.

ДОМ. ЗАДАНИЕ

  • Самостоятельно разобрать пьесу «Лягушка».

  • Промузицировать мелодию «К Элизе» на фортепиано штрихом non legato.

Д.З. Я приклею тебе в дневничок Д/з, а дома сам прочитаешь и вспомнишь. Выбирай себе оценочку-наклейку.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Работа над штрихами на начальном этапе обучения игре на фортепиано

Автор: Дусеева Галия Шамильевна

Дата: 16.03.2017

Номер свидетельства: 400825

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ""Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения""
    ["seo_title"] => string(72) "osvoenie_sredstv_muzykalnoi_vyrazitelnosti_na_nachalnom_etape_obucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "551833"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590707345"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано "
    ["seo_title"] => string(95) "osnovnyie-mietodichieskiie-polozhieniia-nachal-nogho-pierioda-obuchieniia-ighrie-na-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "217368"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433326124"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Методы и приемы развития музыкального интереса учащихся на факультативных занятиях музыкальной направленности (фортепиано)"
    ["seo_title"] => string(138) "mietody-i-priiemy-razvitiia-muzykal-nogho-intieriesa-uchashchikhsia-na-fakul-tativnykh-zaniatiiakh-muzykal-noi-napravliennosti-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "284126"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453918043"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "особенности первого этапа работы над музыкальным произведением "
    ["seo_title"] => string(68) "osobiennosti-piervogho-etapa-raboty-nad-muzykal-nym-proizviedieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "227907"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441010311"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Открытый урок на тему: "Работа над пьесами"(П.И. Чайковский «Болезнь куклы», Ж.-Ф. Рамо «Ригодон»)"
    ["seo_title"] => string(75) "otkrytyiuroknatiemurabotanadpiesamipichaikovskiibolieznkuklyzhframorighodon"
    ["file_id"] => string(6) "341442"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472496465"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства