Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Ильинская ДШИ»
План – конспект урока по специальности фортепиано
тема:
«Работа над гаммами в младших классах. Работа над аппликатурой»
Русинова В.М., преподаватель
фортепиано
п.Ильинский, 2017г.
Тема: Работа над гаммами в младших классах. Работа над аппликатурой.
Цель: Изучение аппликатурных основ гаммового комплекса.
Задачи:
Выделить и более наглядно показать аппликатуру в гаммах, аккордах, арпеджио. Сформировать правильные аппликатурные привычки, заложить прочную основу аппликатурной техники. Домашнюю работу маленького музыканта сделать понятной, интересной, запоминающейся.
II класс – на основе упражнений подготовить ученика к освоению и
изучению гаммы до мажор, правильно организовать игровой аппарат,
изучить аппликатуру гаммы. Сложное изучение гаммы превратить в
увлекательное занятие.
III класс – изучение гаммы соль мажор, изучение аппликатуры гаммы, аккордов, коротких арпеджио с использованием своего методического пособия «Мои любимые гаммы или шпаргалка для домашней работы»
Методы обучения:
Словесный – рассказ, объяснение преподавателя.
Наглядный – показ преподавателя, демонстрация иллюстраций.
Практический – выработка учащимся умений по применению
знаний на практике.
Иллюстрация обложки – педагог художественного класса Лядова Л.А.
Обучающийся: Беклемышева Даша( II класс)
Особенно важными моментами на начальном этапе изучения гамм
являются последовательность и постепенное увеличение сложности изучаемого материала.
1. Упражнение «обнимаю». Упражнение на тактильные ощущения. 1 и 3
пальчиками прикоснуться, «обнять» 2 черные клавиши. Затем 1 и 4
пальчиками прикоснуться, «обнять» 3 черные клавиши.
2. Игра интервалов в гармоническом изложении правой рукой.
(1 – 3, 1 – 4 пальчики)
(до – ми, фа – си)
3. Игра интервалов в мелодическом изложении правой рукой.
(1 – 3, 1 – 4 пальчики)
(до – ми, фа – си)
4. Игра интервалов с заполнением.
(1 – 3, 1 – 4 пальчики)
(до, ре, ми; фа, соль, ля, си)
5. Упражнение «косичка» (1,2; 1,3; 1,4 пальчики). Упражнение на
подкладывание 1 пальчика. Особое внимание обращать на правильную
постановку 1 пальца. Ставить его следует углом «подушечки» на
край белой клавиши. Первый палец должен быть легким, подвижным и
самостоятельным. Следить за тем, чтобы не прогибались суставы.
6. Совмещение элементов двух упражнений «обнимаю» и «косичка» - игра
гаммы до мажор правой рукой.
7. Закрепление аппликатуры гаммы. Упражнение «копилка». Играть с
постепенным добавлением звуков.
(до,ре; до,ре,ми; до,ре,ми,фа; до,ре,ми,фа,соль; до,ре,ми,фа,соль,ля;
до,ре,ми,фа,соль,ля,си; до,ре,ми,фа,соль,ля,си,до)
Постоянно акцентируя внимание на каждом новом пальчике, который
появляется в этом упражнении.
8. Упражнение «обезьянка» - исполнение расходящейся гаммы до мажор.
Левая рука играет те же пальчики, что и правая – повторяет за правой
рукой. Первые пальчики начинают играть упражнение от одной ноты до
первой октавы.
9. Игра гаммы до мажор левой рукой (без подсказки правой). Начало и
окончание гаммы вверху.
10. Гамма до мажор – «перевертыш». Начало и окончание гаммы внизу.
11. Упражнение «дружба». Руки положить одна на другую. Какие пальчики
правой и левой руки «дружат» - играют одновременно?
Правая рука 1 2 3 4 5
Левая рука 5 4 3 2 1
Акцентировать внимание ученика на том, что при подкладывании и
перекладывании 1 пальчик правой руки будет дружить со 2 пальчиком
левой, 2 пальчик правой с 1 пальчиком левой руки.
При подкладывании и перекладывании 1 2
2 1
12. Гамма до мажор – соединить в одну октаву двумя руками, используя для
подсказки упражнение «дружба». Начало и окончание гаммы внизу.
Обучающийся: Рогожникова Ксения ( III класс).
Гамма соль мажор – играть отдельно позициями – кластерами.
2. Упражнение – вычленять в звукоряде гаммы лишь те звуки, на которые
приходится подкладывание 1 пальца. (Нейгауз)
3. Гамма соль мажор – играть двумя руками используя упражнение
«дружба».
4. Игра аккордов в тональности соль мажор с использованием схемы
T3 5 Т6 Т4 6 T3 5
1 3 5 1 2 5 1 3 5 1 3 5
5 3 1 5 3 1 5 2 1 5 3 1
Верхняя строчка - аппликатура правой руки.
Нижняя строчка – аппликатура левой руки.
Также можно поиграть аккорды на столе, меняя 2 и 3 пальчики и
одновременно называя функции аккордов.
При игре аккордов следить за тем, чтобы локти не висели и после взятия
каждого аккорда освобождались. Учить ребенка охватывать взглядом
весь аккорд. При взятии аккорда всегда обращать внимание на 5 пальцы.
5. Игра коротких арпеджио в тональности соль мажор с использованием
схемы – рисунка.
Следующий этап: схему – рисунок трансформируем в цифровую схему.
Верхняя строчка - аппликатура правой руки.
Нижняя строчка – аппликатура левой руки.
1 2 3 5 1 2 4 5 1 2 3 5 1 2 3 5
5 4 2 1 5 4 2 1 5 3 2 1 5 4 2 1
Далее схему следует упростить. Для этого зачеркиваем одинаковые цифры в верхнем и нижнем столбиках (кроме цифры 4)
1 2 3 5 1 2 4 5 1 2 3 5 1 2 3 5
5 4 2 1 5 4 2 1 5 3 2 1 5 4 2 5
Остается такая схема 3 4 3 3
4 4 3 4
Далее эту схему можно еще упростить, объединяя одинаковые цифры в одну.
Получается окончательная схема – подсказка при игре коротких арпеджио в
тональности соль мажор.
В конце урока схема и рисунки выдаются ученику на дом в качестве подсказки.
Домашнее задание: 1. Закрепить пройденный на уроке материал (II - III класс)
2. Самостоятельно познакомиться с гаммой ми минор,
используя схемы – рисунки (III класс)