Задачи урока:
Обучающие – закрепление темы «Программная музыка», знакомство с новой
терминологией (симфонический цикл, сюита). Какие произве-
дения относятся к программной музыке. Круг образов и тем
программной музыки. Раскрыть возможности музыкального
изложения в изображении конкретных образов.
Воспитательные –
нравственное воспитание гармонично развитой личности.
Развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение куль-
турного кругозора учащихся.
Развивающие -развитие интереса к классической музыке, творческое
воображение, фантазию.
Методы: словесный, наглядный.
Тип урока: тематический.
Оборудование: фортепиано, эскизы картинок, портреты, муз. центр.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Повторение темы предыдущего урока.
У-ль: на прошлом уроке мы познакомились с понятием «программная музыка».
Что значит это понятие? Давайте вспомним.
У-к: Программа – это название произведения, заключающее в себе его содержание.
У-ль: Правильно! Название произведения помогает слушателям понять его содержание, а исполнителям – лучше выразить замысел автора. Оно служит как бы путеводителем для тех, кто слушает. «Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки»- утверждал известный композитор Роберт Шуман. Благодаря конкретному содержанию программная музыка более доступна и понятна слушателям. Её выразительные средства, особенно ярки. Богат и разнообразен круг образов и тем программной музыки. Это и картины природы. И человеческие чувства и настроения, и народные гулянья и т.д.
Рисуя в музыке всевозможные картины, композиторы часто пользуются звукоизобразительными приемами. Ведь музыка может подражать звукам природы.
Вспомните произведения, которые мы слушали на прошлом уроке.
У-к: «Клоуны», «Маленький жонглер», «Зайка», «Ёжик».
У-ль: Совершенно верно!
А сегодня мы с вами познакомимся с замечательным произведением великого русского композитора 18 начала 19 века М.П.Мусоргского «Картинки с выставки». Более подробно мы узнаем о нём в старших классах.
Изначально это был фортепианный цикл, т.е. для исполнения на фортепиано, а что значит слово «цикл»? Это слово переводится как «ряд, последовательность». В музыке это многочастное произведение, объединяющее несколько пьес одной общей темой. Это произведение стало настолько популярным, что многие композиторы сделали обработки для других инструментов, а также для симфонического оркестра.
История создания. В феврале – марте 1874 года в Имперской Академии мскусств была проведена посмертная выставка из работ известного архитектора и художника Виктора Гартмана. Гартман и Мусоргский были хорошими друзьями. Смерть молодого художника потрясла композитора. Мусоргский посетил выставку- это послужило «толчком» к созданию «Прогулки». Получилась серия музыкальных картин, которые напоминают картины этой выставки.
Данный цикл – яркий образей программной музыки. Сам композитор считал это произведение очень удачным. Он написал его всего за три недели.
В нее вошли 10 пьес – картин, связанных между собой общей темой под названием «Прогулка», в ней он показывает переход зрителей от одной картины к другой. Или, скорее всего, себя, расхаживающим по залам выставки.
С Л У Ш А Н И Е фрагмента «Прогулки».
Обсуждение с учениками.
Переход к первой картинке: На эскизе была нарисована елочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов в виде уродливого гнома-карлика на кривых ножках.
С Л У Ш А Н И Е фрагмента
Обсуждение – мелодия мрачная, как бы подчеркивающая уродство гнома, но в то же время несколько сказочная и фантастичная, Мусоргский как бы оживляет фигурку, кажется что гном затаился и перебегает с места на место. Судорожный ритм передает ужимки маленького уродца.