kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Программная музыка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

Обучающие –  закрепление темы «Программная музыка», знакомство с новой

                          терминологией (симфонический цикл, сюита). Какие произве-

                          дения относятся к программной музыке. Круг образов и тем

                          программной музыки. Раскрыть возможности музыкального

                          изложения в изображении конкретных образов.

Воспитательные –

                           нравственное воспитание гармонично развитой личности.

                           Развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение  куль-

                           турного кругозора учащихся.      

Развивающие -развитие интереса к классической музыке, творческое

                           воображение, фантазию.

Методы:           словесный, наглядный.

Тип урока:       тематический.

Оборудование: фортепиано, эскизы картинок, портреты, муз. центр.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение темы предыдущего урока.

 

У-ль: на прошлом уроке мы познакомились с понятием «программная музыка».

Что значит это понятие? Давайте вспомним.

У-к: Программа – это название произведения, заключающее в себе его содержание.

У-ль: Правильно! Название произведения помогает слушателям понять его содержание, а исполнителям – лучше выразить замысел автора. Оно служит как бы путеводителем для тех, кто слушает. «Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки»- утверждал известный композитор Роберт Шуман. Благодаря конкретному содержанию программная музыка более доступна и понятна слушателям. Её выразительные средства, особенно ярки. Богат и разнообразен круг образов и тем программной музыки. Это и картины природы. И человеческие чувства и настроения, и народные гулянья и т.д.

Рисуя в музыке всевозможные картины, композиторы часто пользуются звукоизобразительными приемами. Ведь музыка может подражать звукам природы.

       Вспомните произведения, которые мы слушали на прошлом уроке.

У-к: «Клоуны», «Маленький жонглер», «Зайка», «Ёжик».

У-ль: Совершенно верно!

А сегодня мы с вами познакомимся с замечательным произведением великого русского композитора 18 начала 19 века М.П.Мусоргского «Картинки с выставки». Более подробно мы узнаем о нём в старших классах.

       Изначально это был фортепианный цикл, т.е. для исполнения на фортепиано, а что значит слово «цикл»? Это слово переводится как «ряд, последовательность». В музыке это многочастное произведение, объединяющее несколько пьес одной общей темой. Это произведение стало настолько популярным, что многие композиторы сделали обработки для других инструментов, а также для симфонического оркестра.

       

     История создания.      В феврале – марте 1874 года в Имперской Академии мскусств была проведена посмертная выставка из работ известного архитектора и художника Виктора Гартмана. Гартман и Мусоргский были хорошими друзьями. Смерть молодого художника потрясла композитора. Мусоргский посетил выставку-  это послужило «толчком» к созданию «Прогулки». Получилась серия музыкальных картин, которые напоминают картины этой выставки.

       Данный цикл – яркий образей программной музыки. Сам композитор считал это произведение очень удачным. Он написал его всего за три недели.

       В нее вошли 10 пьес – картин, связанных между собой общей темой под названием «Прогулка», в ней он показывает переход зрителей от одной картины к другой. Или, скорее всего, себя, расхаживающим по залам выставки.

       С Л У Ш А Н И Е фрагмента «Прогулки».

 

   Обсуждение с учениками.

Переход к первой картинке:  На эскизе была нарисована елочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов в виде уродливого гнома-карлика на кривых ножках.

       С Л У Ш А Н И Е фрагмента

Обсуждение – мелодия мрачная, как бы подчеркивающая уродство гнома, но в то же время несколько сказочная и фантастичная, Мусоргский как бы оживляет фигурку, кажется что гном затаился и перебегает с места на место. Судорожный ритм передает ужимки маленького уродца.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Программная музыка»»




Разработка открытого урока по предмету «Музыкальная литература» первый год обучения.

Тема урока: «Программная музыка» (продолжение)

Цель урока: Раскрыть возможности музыкального изложения в изобра-

жении конкретных образов на примере симфонического

цикла М.П.мусоргского «Картинки с выставки».

Задачи урока:

Обучающие – закрепление темы «Программная музыка», знакомство с новой

терминологией (симфонический цикл, сюита). Какие произве-

дения относятся к программной музыке. Круг образов и тем

программной музыки. Раскрыть возможности музыкального

изложения в изображении конкретных образов.

Воспитательные –

нравственное воспитание гармонично развитой личности.

Развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение куль-

турного кругозора учащихся.

Развивающие -развитие интереса к классической музыке, творческое

воображение, фантазию.

Методы: словесный, наглядный.

Тип урока: тематический.

Оборудование: фортепиано, эскизы картинок, портреты, муз. центр.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение темы предыдущего урока.


У-ль: на прошлом уроке мы познакомились с понятием «программная музыка».

Что значит это понятие? Давайте вспомним.

У-к: Программа – это название произведения, заключающее в себе его содержание.

У-ль: Правильно! Название произведения помогает слушателям понять его содержание, а исполнителям – лучше выразить замысел автора. Оно служит как бы путеводителем для тех, кто слушает. «Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки»- утверждал известный композитор Роберт Шуман. Благодаря конкретному содержанию программная музыка более доступна и понятна слушателям. Её выразительные средства, особенно ярки. Богат и разнообразен круг образов и тем программной музыки. Это и картины природы. И человеческие чувства и настроения, и народные гулянья и т.д.

Рисуя в музыке всевозможные картины, композиторы часто пользуются звукоизобразительными приемами. Ведь музыка может подражать звукам природы.

Вспомните произведения, которые мы слушали на прошлом уроке.

У-к: «Клоуны», «Маленький жонглер», «Зайка», «Ёжик».

У-ль: Совершенно верно!

А сегодня мы с вами познакомимся с замечательным произведением великого русского композитора 18 начала 19 века М.П.Мусоргского «Картинки с выставки». Более подробно мы узнаем о нём в старших классах.

Изначально это был фортепианный цикл, т.е. для исполнения на фортепиано, а что значит слово «цикл»? Это слово переводится как «ряд, последовательность». В музыке это многочастное произведение, объединяющее несколько пьес одной общей темой. Это произведение стало настолько популярным, что многие композиторы сделали обработки для других инструментов, а также для симфонического оркестра.

История создания. В феврале – марте 1874 года в Имперской Академии мскусств была проведена посмертная выставка из работ известного архитектора и художника Виктора Гартмана. Гартман и Мусоргский были хорошими друзьями. Смерть молодого художника потрясла композитора. Мусоргский посетил выставку- это послужило «толчком» к созданию «Прогулки». Получилась серия музыкальных картин, которые напоминают картины этой выставки.

Данный цикл – яркий образей программной музыки. Сам композитор считал это произведение очень удачным. Он написал его всего за три недели.

В нее вошли 10 пьес – картин, связанных между собой общей темой под названием «Прогулка», в ней он показывает переход зрителей от одной картины к другой. Или, скорее всего, себя, расхаживающим по залам выставки.

С Л У Ш А Н И Е фрагмента «Прогулки».


Обсуждение с учениками.

Переход к первой картинке: На эскизе была нарисована елочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов в виде уродливого гнома-карлика на кривых ножках.

С Л У Ш А Н И Е фрагмента

Обсуждение – мелодия мрачная, как бы подчеркивающая уродство гнома, но в то же время несколько сказочная и фантастичная, Мусоргский как бы оживляет фигурку, кажется что гном затаился и перебегает с места на место. Судорожный ритм передает ужимки маленького уродца.

С Л У Ш А Н И Е фрагмента

Опять звучит «Прогулка», но здесь мелодия задумчивая, она готовит нас к восприятию другой картины, на которой изображен «Старый замок».

На эскизе изображен старый замок в Италии, перед замком стоит Трубадур.

Сам замок мрачен и загадочен.

С Л У Ш А Н И Е фрагмента

Обсуждение - мелодия загадочная и меланхоличная, подчеркивает загадочность замка. Она как будто хочет выразить тайную тоску и тихую печаль. Мелодическая линия построением фраз очень напоминает живое пение. Неожиданно громкий фмнал завершает пьесу коротким «прощай».

Далее звучит «короткая Прогулка», всего 8 тактов и мы переходим к другой картинке. На рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюрильи «со множеством детей и нянек».

С Л У Ш А Н И Е фрагмента «Тюрильский сад. Ссора детей после игры»

Обсуждение - это короткая пьеса совершенно отличается по характеру от предыдущей. Звучит солнечная мелодия в высоком регистре, в мажоре. Слышны голоса нянек, которые пытаются успокоить детей, но те их не слушают.

УЧ-ЛЬ: четвертая пьеса этого цикла называется «Быдло». На картинке была изображена старинная польская телега, запряженная двумя огромными волами. Огромные колеса еле прокручиваются. Все это отражено в музыке.

С Л У Ш А Н И Е фрагмента.

Обсуждение- УЧ-КИ: Тяжелый шаг в этой пьесе передается монотонным ритмом. На фоне движения повозки звучит невеселый крестьянский напев, напоминающий славянские протяжные песни. Вцелом пьеса создает довольно мрачную картину: быки и возница покорные судьбе. Безрадостна жизнь бедного человека.

Опять звучит «Прогулка»

На другой картинке изображены участники балета. Группа маленьких воспитанников, наряженых канареечками.

С Л У Ш А Н И Е фрагмента «Балет невылупившихся птенцов».

Обсуждение – эта пьеса резко контрастирует с «Быдлом». Мелодия сочетается с птичьим щебетом и изображает легкие неуклюжие взмахи и подпрыгивания. Тема несерьезная и комичная.

Заключительная пьеса нашего урока – «Два еврея, богатый и бедный».

На эскизе были изображены два человека. Они разговаривали друг с другом. Мусоргский как бы дорисовал их характеры в музыке.

С Л У Ш А Н И Е фрагмента.

Обсуждение – УЧ-ЛЬ: Как изображен богатый еврей?

УЧ-К: Мелодия богатого звучит уверенно, важно и весомо.

УЧ-ЛЬ: А бедный?

УЧ-К: Мелодия заискивающая. Просящая. Слышны

унизительные интонации.

Итог урока.

УЧ-ЛЬ: Итак! Мы прослушали с вами 10 пьес симфонического цикла «Картинки с выставки». Они очень выразительны и по –музыкальному художественны. Это яркий пример программности в музыке. Этот цикл раскрывает огромные возможности музыки в плане изображения музыкальных образов.

Подведение итогов.

Домашнее задание.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Программная музыка»

Автор: Кон Галина Николаевна

Дата: 06.04.2016

Номер свидетельства: 315607

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Программная музыка"
    ["seo_title"] => string(20) "proghrammnaia_muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "444240"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1513193280"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по музыке "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-muzykie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "268306"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450613974"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Контрольные тестовые задания по музыке 7 класс 2 четверть по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеев"
    ["seo_title"] => string(80) "kontrol_nyie_tiestovyie_zadaniia_po_muzykie_7_klass_2_chietviert_po_proghrammie_"
    ["file_id"] => string(6) "400088"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1489475462"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Рабочая программа по музыке для 7 класса коррекционной школы-интерната VIIIвида "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-7-klassa-korriektsionnoi-shkoly-intiernata-viiivida"
    ["file_id"] => string(6) "155755"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421321434"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока музыки на тему: «Музыка и литература». "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-muzyki-na-tiemu-muzyka-i-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "220580"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434702533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства