kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пришло Рождество, начинается торжество!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать знания об обрядах, традициях, стихах и колядках; Развивать интерес к музыкальному фольклору России и других стран;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пришло Рождество, начинается торжество!»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30 г. Томска





Разработка интегрированного урока

Музыка и фольклор

1 класс

3 четверть



Тема урока:

«Пришло рождество – начинается торжество»





Подготовили и провели:

учитель музыки

Скворцова М.В.

Педагог дополнительного

образования

Антонен О.А.

Тема урока: «Пришло рождество – начинается торжество».

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: Узнать о православной музыкальной культуре и традициях празднования Рождества Христова.

Задачи:

направленные на достижение личностных результатов:

  1. Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности.

  2. Развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.

направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания;

  2. Р. –формировать умение овладения логическими действиями анализа, синтеза, обобщения;

  3. К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками;

  4. К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании и характере музыкальных произведений.

направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Формировать знания об обрядах, традициях, стихах и колядках;

  2. Развивать интерес к музыкальному фольклору России и других стран;

  3. Развивать хоровые навыки исполнения на примере разучивания колядок.

Оснащение урока:

Музыкальный рядМузыка из к/фильма «Один дома», «Тихая Ночь» Ф Грубер, колядки «Щедрый вечер, добрый вечер!»

Зрительный ряд: картина «Рождество Христово» В.Л. Боровиковского видеофрагменты «Тихая Ночь» Ф. Грубера, «Гадание»

Материалы для учащихся: материалы для рефлексии – бумажные картинки – звезды, карточки с пожеланиями;

Материалы для учителя (оборудование): технологическая карта, презентация

Начало урока (Звучит рождественская музыка из кинофильма «Один дома») (Слайд 1)

1.Вступление

У: - Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок необычный, в нем будет много интересных историй и сюрпризов. Послушайте стихотворение, и отгадайте, о каком празднике в нем идет речь?

Яркая звёздочка в небе горит,

Детям у елочки мама говорит:

«В целом мире торжество –

Наступает… Рождество!».

(ответы детей – о рождестве, о ёлочке, о звездочке, о маме) (Слайд 2)

У: - Расскажите, что вы знаете о празднике Рождества? Что нового и интересного вам хотелось бы узнать? (ответы детей – его празднуют 7 января, хотелось бы узнать о том, как появился этот праздник и почему он так называется)

  1. Введение в тему:

У:- Наш урок сегодня посвящен большому христианскому празднику - Рождеству Христову. В нашей стране праздник Рождества Христова будет отмечаться после празднования Нового года, а именно в ночь с 6 на 7 января.

- Известно, что Богородица накануне рождения Сына пришла в Вифлеем вместе со своим мужем Иосифом. Вифлеем – город маленький, в гостинице мест для всех не хватало. Поэтому Мария и Иосиф остановились на ночлег в пещерке, куда пастухи загоняли на ночь скот. В ту же ночь и родился Христос. Младенца положили в ясли – кормушку для скота. (Слайд 3-4)

- Первыми Иисусу поклонились пастухи, потом пришли мудрецы - волхвы. Эти мудрецы жили далеко на востоке. Они предвидели рождение Спасителя и когда увидели на небе путеводную звезду, отправились за ней. Эту звезду называют Вифлеемской. Богомладенцу мудрецы принесли дары. (Слайд 5-6)

- Во всём мире православные христиане отмечают этот праздник. И в рождественские дни можно услышать песню, которую люди во всём мире могут исполнять на языке своей страны. (Слайд 7)

- Предлагаю послушать рождественский гимн Франца Грубера «Тихая ночь» и представить события той волшебной ночи.

Звучит «Тихая ночь» (рус.яз.) Ф. Грубер (Слайд 8)


У. – Что вы чувствовали и представляли во время прослушивания музыки?

(как родился Иисус Христос) (Слайд 9)

У. - Какая музыка по характеру? (Светлая, нежная, торжественная, радостная, праздничная! (напевная, лирическая,)

У: - Каким был темп песни? (медленным)

У: - Кто исполнил эту песню? (дуэт)

У. - А вот как изобразил событие той ночи художник В.Л. Боровиковский и назвал свое произведение «Рождество Христово». (Слайд 10)

У. – Как вы думаете, почему от младенца исходит свет?

(Потому что он родился светлым, добрым человеком)

У. – Озаряющий младенца свет подчёркивает, что перед нами не обычный ребёнок, а младенец Спаситель.


3. - День накануне 7 января называется Рождественским сочельником.

Вечер этого дня называется Святым. Его традиционно проводят в кругу самых близких людей.

- Наступил самый веселый и светлый зимний, народный праздник – Святки. Длится он две недели, от Рождества до Крещения. (Слайд 11)

В Святки проходили самые шумные гулянья с колядками, таинственными гаданиями, любимыми песнями и праздничными угощеньями. (Слайд 12)


У: Колядки  - это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. (Слайд 13) Во время святок никто не работал. С этим временем связано много веселья, обычаев. Наши предки верили, что в это время силы добра и света побеждают силы зла и тьмы. (Слайд 14) Этот праздник считался колдовским, волшебным временем. Обычай «кликать коляду» был известен по всей Руси: под окном каждого дома пелись колядки с пожеланиями всего хорошего. Хозяева одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками. (Слайд 15)

Считалось, что если хозяйка ничего не дала, у нее в следующем году не будет урожая, корова не отелится, цыплята не вылупятся, поэтому хозяйки очень старались задобрить колядующих подарками. (Слайд 16)

Если в дом пришли колядующие, это добрая примета, значит, в новом году вам удача будет. А еще был обычай – коли ждет хозяин колядующих, он выставляет на окно зажженную свечу, вот и бежит молодежь на огонек – звонкие песенки петь да гостинцы просить. (Слайд 17)

- Колядовать могут все – и взрослые, и дети. Глава колядующих – звездарь. (Слайд 18) Это человек, который идет первым и несет звезду. На роль звездаря всегда выбирался человек, который имел громкий красивый голос и лучше других знал колядки. Звезда для колядований восьмиконечная.

-Следующим по старшинству идет звонарь. Этот человек — тоже неотъемлемая часть колядующего «коллектива». Его обязанность – нести большой колокольчик и оповещать людей звоном о том, что идут колядующие. (Слайд 19)

- Третьим важным колядующим является мехоноша. Ему приходилось носить все то, что хозяева домов набросают колядующим: конфеты, печенье, деньги и т.д. Именно набросают, так как колядующие не должны брать ничего из рук – все подарки хозяева должны класть прямо в мешок.

У: Весь колядующий «коллектив» должен быть одет подобающим образом.(Слайд 20) Рядятся на Рождество в самые яркие одежды — пестрые юбки, бабушкины платки, ленты, бусы, серьги, перстни. Щеки можно разрисовать румянами, накрасить губы. Если после Нового года остались карнавальные маски, они тоже пойдут в дело. Маски могут быть разнообразными: звери, домовые, Баба-яга и вообще сказочные персонажи. (Слайд 21)

-Ребята, слышите, музыка играет, это к нам гости идут….(Слайд 22)

(В класс входит старшая фольклорная группа детей с песней « Пошла коляда»).


-Щедрый вечер! добрый вечер!

Сеем, веем, повеваем,

С новым годом поздравляем! (Все поют песню «Авсень, авсень».)


-Все на святки, все на святки,
Все пришли мы к вам, ребятки,
-И авсей, и коляда!
Отворяйте ворота!


-Праздник этот самый длинный
Он весёлый и старинный.
-Наши деды пили, ели,
Веселились две недели.
-От Рождества и до Крещенья
Приготовив угощенье.


-Так давайте же сейчас встретим мы его у вас.

-Эх, на улице мороз подмораживает,
Не велит долго стоять замораживает!
(Звучит песня «Уж, ты зимушка, зима»)


-Мы весёлые колядовщики, вас пришли прославлять

Да хозяйку величать.

- Ни пора ль, тебе, хозяюшка, колядовщиков дарить?

Ты нас дарить, мы тебя хвалить.


-Хозяюшка добренька!

Подайте, что сдобненько! 

Пышку да лепёшку, да свиную ножку! 

Открывайте сундучки, вынимайте пятачки!


(Хозяйка угощает детей конфетами, печеньем, пряником, дети их благодарят:. В этот момент колядовщики хвалят хозяйку и желают ей:


-С Рождеством святым вас, люди!

Мир да лад у вас пусть будет,

-Чтобы горя вы не знали

И в богатстве пребывали!

-Мы желаем по старинке

Плодовитости — скотинке,

-Теплой будки — собачонку,

Блюдца молока — котенку,

--Горсть пшеницы — петушку,

Девку красную — дружку,

-Деток малых — папе с мамой,

Бабушке — внучаток малых!

-Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

(Колядовщики уходят с песней «Ой, коляда коляда», а дети подпевают припев «Таюсень»!!!! )

- Какое настроение передают колядки слушателям? (Веселье, радость)

У: Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный

Веселились две недели,

От Рождества и до Крещенья

Приготовив угощенье.

Пели разные колядки

По дворам ходили в святки

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Рождество у нас прошло, а праздник продолжается.



4. У: - На святки не только колядовали, но и гадали. (Слайд 23-24)

Ребята, а кто из вас знает, как можно гадать? (дети говорят) Раньше гадали во все дни святок, но главным вечером для предсказаний был в Крещение. Девушки гадали на судьбу, с помощью гадания старались узнать, когда суждено выйти замуж, далеко ли, что предстоит – богатство или бедность. Даже было такое гадание: выйти на улицу снять валенок с ноги, да бросить за калитку: на какой дом валенок носом укажет, там суженый-ряженый и живет. (Слайды 25-26)

- Заканчивались Святки 19 января - на Крещение, (Слайд 27) считается, что в этот день бывают самые лютые морозы. На Крещение люди собирали снег для умывания и для бани. Люди верили, что он целебный, может прибавить красоты и здоровья. А ночью идут за водой на реку, самые смелые окунаются в прорубь – очиститься от грехов, избавиться от болезней.

Многие  в этот день едут в церковь за освященной водой. Считается, что эта вода обладает исцеляющей и чудодейственной силой. Люди верят, что в крещенскую ночь небеса открываются, и Божья благодать сходит на землю и если загадать желание, то оно непременно сбудется.


Предки были уверены, что Святки – лучшее время для того, чтобы узнать будущее. В любой из этих дней гадание считается наиболее верным, пророческим.

У: А как это было мы сейчас увидим …

(просмотр видеофрагмента о гадании) Слайд 28

У: Ребята, а кто хочет узнать, что вас ждет в новом году? Давайте и мы погадаем!!!

(Дети по очереди вытаскивают из мешочка картинки с предсказаниями)(звучат подблюдные песни) (Слайд 29)

Гадание на карточках. Толкование:

  • Конфета - весь год ждет сладкая жизнь

  • Монета -  в новом году будет много денег

  • Смайлик - год будет хорошим, веселым, ждет много праздников

  • Подарок - в этом году будет много подарков

  • Поезд– путешествие

  • Ранец - успехи в учебе

  • Друзья – новые друзья


5. Закрепление, итог. Рефлексия

У: Вот и погадали, все узнали, что вас ожидает в новом году. А у нас урок подходит к концу. Итак, давайте вспомним…(слайд 30)

- С каким великим  христианским праздником вы познакомились сегодня? (Рождество Христово)

- Что означает слово Рождество? (рождение)

 - Кто родился в эту ночь? (Иисус Христос)

- Образ кого славят рождественские песнопения и колядки? (Иисуса Христа)

- Какие рождественские песни вы услышали сегодня на уроке? (колядки, рождественский гимн)

- Что вам понравилось сегодня на занятии?

- Что бы вы пожелали людям, к которым пойдете в гости на Рождество?


У: А сейчас предлагаю вам оценить свое настроение после проведенного урока.

-У вас на партах у каждого лежат звезды красного и синего цвета, поднимите ту звезду, которая соответствует вашему настроению: красная - замечательное великолепное настроение; синяя - у меня плохое настроение.



- Спасибо за урок, до свидания!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Пришло Рождество, начинается торжество!

Автор: СКворцова М.В., Антонен О.А.

Дата: 29.08.2022

Номер свидетельства: 612318

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Технологическая карта урока музыки на тему: "Пришло Рождество - начинается торжество"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_muzyki_na_temu_prishlo_rozhdestvo_nachinaetsia_to"
    ["file_id"] => string(6) "492841"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545816254"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Внеклассное мероприятие «Пришло Рождество – начинается торжество!» "
    ["seo_title"] => string(74) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-prishlo-rozhdiestvo-nachinaietsia-torzhiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "146514"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419184865"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Развлечение «Рождественские колядки у доброй бабушки Яги»"
    ["seo_title"] => string(60) "razvlechenie_rozhdestvenskie_koliadki_u_dobroi_babushki_iagi"
    ["file_id"] => string(6) "475578"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1533478446"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Исследовательская работа по рассказу А.И. Куприна «Бедный принц». "
    ["seo_title"] => string(66) "issliedovatiel-skaia-rabota-po-rasskazu-a-i-kuprina-biednyi-prints"
    ["file_id"] => string(6) "175981"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424347315"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "«РОЖДЕСТВО. ЛЕГЕНДА О СВЯТОМ НИКОЛАУСЕ»"
    ["seo_title"] => string(42) "rozhdiestvo-liegienda-o-sviatom-nikolausie"
    ["file_id"] => string(6) "264277"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449678446"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства