Просмотр содержимого документа
«Пришло Рождество, начинается торжество!»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №30 г. Томска
Разработка интегрированного урока
Музыка и фольклор
1 класс
3 четверть
Тема урока:
«Пришло рождество – начинается торжество»
Подготовили и провели:
учитель музыки
Скворцова М.В.
Педагог дополнительного
образования
Антонен О.А.
Тема урока: «Пришло рождество – начинается торжество».
Тип урока:урок «открытия» нового знания
Цель:Узнать о православной музыкальной культуре и традициях празднования Рождества Христова.
Задачи:
направленные на достижение личностных результатов:
Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности.
Развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.
направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания;
Р. –формировать умение овладения логическими действиями анализа, синтеза, обобщения;
К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками;
К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании и характере музыкальных произведений.
направленные на достижение предметных результатов обучения:
Формировать знания об обрядах, традициях, стихах и колядках;
Развивать интерес к музыкальному фольклору России и других стран;
Развивать хоровые навыки исполнения на примере разучивания колядок.
Оснащение урока:
Музыкальный ряд: Музыка из к/фильма «Один дома», «Тихая Ночь» Ф Грубер, колядки «Щедрый вечер, добрый вечер!»
Зрительный ряд: картина «Рождество Христово» В.Л. Боровиковского видеофрагменты «Тихая Ночь» Ф. Грубера, «Гадание»
Материалы для учащихся:материалы для рефлексии – бумажные картинки – звезды, карточки с пожеланиями;
Материалы для учителя (оборудование):технологическая карта, презентация
Начало урока (Звучит рождественская музыка из кинофильма «Один дома»)(Слайд 1)
1.Вступление
У: - Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок необычный, в нем будет много интересных историй и сюрпризов. Послушайте стихотворение, и отгадайте, о каком празднике в нем идет речь?
Яркая звёздочка в небе горит,
Детям у елочки мама говорит:
«В целом мире торжество –
Наступает… Рождество!».
(ответы детей – о рождестве, о ёлочке, о звездочке, о маме) (Слайд 2)
У: - Расскажите, что вы знаете о празднике Рождества? Что нового и интересного вам хотелось бы узнать? (ответы детей – его празднуют 7 января, хотелось бы узнать о том, как появился этот праздник и почему он так называется)
Введение в тему:
У:- Наш урок сегодня посвящен большому христианскому празднику - Рождеству Христову. В нашей стране праздник Рождества Христова будет отмечаться после празднования Нового года, а именно в ночь с 6 на 7 января.
- Известно, что Богородица накануне рождения Сына пришла в Вифлеем вместе со своим мужем Иосифом. Вифлеем – город маленький, в гостинице мест для всех не хватало. Поэтому Мария и Иосиф остановились на ночлег в пещерке, куда пастухи загоняли на ночь скот. В ту же ночь и родился Христос. Младенца положили в ясли – кормушку для скота. (Слайд 3-4)
- Первыми Иисусу поклонились пастухи, потом пришли мудрецы - волхвы. Эти мудрецы жили далеко на востоке. Они предвидели рождение Спасителя и когда увидели на небе путеводную звезду, отправились за ней. Эту звезду называют Вифлеемской. Богомладенцу мудрецы принесли дары. (Слайд 5-6)
- Во всём мире православные христиане отмечают этот праздник. И в рождественские дни можно услышать песню, которую люди во всём мире могут исполнять на языке своей страны. (Слайд 7)
- Предлагаю послушать рождественский гимн Франца Грубера «Тихая ночь» и представить события той волшебной ночи.
Звучит «Тихая ночь» (рус.яз.) Ф. Грубер (Слайд 8)
У. – Что вы чувствовали и представляли во время прослушивания музыки?
(как родился Иисус Христос) (Слайд 9)
У. - Какая музыка по характеру? (Светлая, нежная, торжественная, радостная, праздничная! (напевная, лирическая,)
У: - Каким был темп песни? (медленным)
У: - Кто исполнил эту песню? (дуэт)
У. - А вот как изобразил событие той ночи художник В.Л. Боровиковский и назвал свое произведение «Рождество Христово». (Слайд 10)
У. – Как вы думаете, почему от младенца исходит свет?
(Потому что он родился светлым, добрым человеком)
У. – Озаряющий младенца свет подчёркивает, что перед нами не обычный ребёнок, а младенец Спаситель.
3. - День накануне 7 января называется Рождественским сочельником.
Вечер этого дня называется Святым. Его традиционно проводят в кругу самых близких людей.
- Наступил самый веселый и светлый зимний, народный праздник – Святки. Длится он две недели, от Рождества до Крещения. (Слайд 11)
В Святки проходили самые шумные гулянья с колядками, таинственными гаданиями, любимыми песнями и праздничными угощеньями. (Слайд 12)
У: Колядки - это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. (Слайд 13) Во время святок никто не работал. С этим временем связано много веселья, обычаев. Наши предки верили, что в это время силы добра и света побеждают силы зла и тьмы. (Слайд 14) Этот праздник считался колдовским, волшебным временем. Обычай «кликать коляду» был известен по всей Руси: под окном каждого дома пелись колядки с пожеланиями всего хорошего. Хозяева одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками. (Слайд 15)
Считалось, что если хозяйка ничего не дала, у нее в следующем году не будет урожая, корова не отелится, цыплята не вылупятся, поэтому хозяйки очень старались задобрить колядующих подарками. (Слайд 16)
Если в дом пришли колядующие, это добрая примета, значит, в новом году вам удача будет. А еще был обычай – коли ждет хозяин колядующих, он выставляет на окно зажженную свечу, вот и бежит молодежь на огонек – звонкие песенки петь да гостинцы просить. (Слайд 17)
- Колядовать могут все – и взрослые, и дети. Глава колядующих – звездарь. (Слайд 18) Это человек, который идет первым и несет звезду. На роль звездаря всегда выбирался человек, который имел громкий красивый голос и лучше других знал колядки. Звезда для колядований восьмиконечная.
-Следующим по старшинству идет звонарь. Этот человек — тоже неотъемлемая часть колядующего «коллектива». Его обязанность – нести большой колокольчик и оповещать людей звоном о том, что идут колядующие. (Слайд 19)
- Третьим важным колядующим является мехоноша.Ему приходилось носить все то, что хозяева домов набросают колядующим: конфеты, печенье, деньги и т.д. Именно набросают, так как колядующие не должны брать ничего из рук – все подарки хозяева должны класть прямо в мешок.
У: Весь колядующий «коллектив» должен быть одет подобающим образом.(Слайд 20) Рядятся на Рождество в самые яркие одежды — пестрые юбки, бабушкины платки, ленты, бусы, серьги, перстни. Щеки можно разрисовать румянами, накрасить губы. Если после Нового года остались карнавальные маски, они тоже пойдут в дело. Маски могут быть разнообразными: звери, домовые, Баба-яга и вообще сказочные персонажи. (Слайд 21)
-Ребята, слышите, музыка играет, это к нам гости идут….(Слайд 22)
(В класс входит старшая фольклорная группа детей с песней « Пошла коляда»).
-Щедрый вечер! добрый вечер!
Сеем, веем, повеваем,
С новым годом поздравляем! (Все поют песню «Авсень, авсень».)
-Все на святки, все на святки, Все пришли мы к вам, ребятки, -И авсей, и коляда! Отворяйте ворота!
-Праздник этот самый длинный Он весёлый и старинный. -Наши деды пили, ели, Веселились две недели. -От Рождества и до Крещенья Приготовив угощенье.
-Так давайте же сейчас встретим мы его у вас.
-Эх, на улице мороз подмораживает, Не велит долго стоять замораживает!(Звучит песня «Уж, ты зимушка, зима»)
-Мы весёлые колядовщики, вас пришли прославлять
Да хозяйку величать.
- Ни пора ль, тебе, хозяюшка, колядовщиков дарить?
Ты нас дарить, мы тебя хвалить.
-Хозяюшка добренька!
Подайте, что сдобненько!
Пышку да лепёшку, да свиную ножку!
Открывайте сундучки, вынимайте пятачки!
(Хозяйка угощает детей конфетами, печеньем, пряником,дети их благодарят:. В этот момент колядовщики хвалят хозяйку и желают ей:
-С Рождеством святым вас, люди!
Мир да лад у вас пусть будет,
-Чтобы горя вы не знали
И в богатстве пребывали!
-Мы желаем по старинке
Плодовитости — скотинке,
-Теплой будки — собачонку,
Блюдца молока — котенку,
--Горсть пшеницы — петушку,
Девку красную — дружку,
-Деток малых — папе с мамой,
Бабушке — внучаток малых!
-Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
(Колядовщики уходят с песней «Ой, коляда коляда», а дети подпевают припев «Таюсень»!!!! )
4. У: - На святки не только колядовали, но и гадали. (Слайд 23-24)
Ребята, а кто из вас знает, как можно гадать? (дети говорят) Раньше гадали во все дни святок, но главным вечером для предсказаний был в Крещение. Девушки гадали на судьбу, с помощью гадания старались узнать, когда суждено выйти замуж, далеко ли, что предстоит – богатство или бедность. Даже было такое гадание: выйти на улицу снять валенок с ноги, да бросить за калитку: на какой дом валенок носом укажет, там суженый-ряженый и живет. (Слайды 25-26)
- Заканчивались Святки 19 января - на Крещение, (Слайд 27) считается, что в этот день бывают самые лютые морозы. На Крещение люди собирали снег для умывания и для бани. Люди верили, что он целебный, может прибавить красоты и здоровья. А ночью идут за водой на реку, самые смелые окунаются в прорубь – очиститься от грехов, избавиться от болезней.
Многие в этот день едут в церковь за освященной водой. Считается, что эта вода обладает исцеляющей и чудодейственной силой. Люди верят, что в крещенскую ночь небеса открываются, и Божья благодать сходит на землю и если загадать желание, то оно непременно сбудется.
Предки были уверены, что Святки – лучшее время для того, чтобы узнать будущее. В любой из этих дней гадание считается наиболее верным, пророческим.
У: А как это было мы сейчас увидим …
(просмотр видеофрагмента о гадании) Слайд 28
У: Ребята, а кто хочет узнать, что вас ждет в новом году? Давайте и мы погадаем!!!
(Дети по очереди вытаскивают из мешочка картинки с предсказаниями)(звучат подблюдные песни) (Слайд 29)
Гадание на карточках. Толкование:
Конфета - весь год ждет сладкая жизнь
Монета - в новом году будет много денег
Смайлик - год будет хорошим, веселым, ждет много праздников
Подарок - в этом году будет много подарков
Поезд– путешествие
Ранец - успехи в учебе
Друзья – новые друзья
5. Закрепление, итог. Рефлексия
У: Вот и погадали, все узнали, что вас ожидает в новом году. А у нас урок подходит к концу. Итак, давайте вспомним…(слайд 30)
- С каким великим христианским праздником вы познакомились сегодня? (Рождество Христово)
- Что означает слово Рождество? (рождение)
- Кто родился в эту ночь? (Иисус Христос)
- Образ кого славят рождественские песнопения и колядки? (Иисуса Христа)
- Какие рождественские песни вы услышали сегодня на уроке? (колядки, рождественский гимн)
- Что вам понравилось сегодня на занятии?
- Что бы вы пожелали людям, к которым пойдете в гости на Рождество?
У: А сейчас предлагаю вам оценить свое настроение после проведенного урока.
-У вас на партах у каждого лежат звезды красного и синего цвета, поднимите ту звезду, которая соответствует вашему настроению: красная - замечательное великолепное настроение; синяя - у меня плохое настроение.