Просмотр содержимого документа
«"Портрет в музыке"»
Тема урока: «Портрет в музыке»
Цель урока: устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами через интонацию. Задачи: Образовательные: 1.Объяснить смысл и значение музыкальной интонации 2.Знакомство с выразительными и изобразительными интонациями в музыке С. Прокофьева Развивающие: 1. Развивать умение вслушиваться и анализировать музыкальное произведение, 1. Развивать умение передавать характер музыки голосом, мимикой. 2. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения; 3. Развивать организационные общеучебные умения, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Воспитывающие: 1. Воспитывать толерантность к чужим ошибкам и другому мнению; 2. Формировать позитивное отношение к собственным ошибкам, умение рефлексировать. 6 Планируемые результаты данного урока
6.1 Понятия и термины, которые будут введены или закреплены в ходе урока. Понятие «портрет в музыке»,интонация, выразительность , изобразительность.
6.2 Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока Будут знать понятия выразительная и изобразительная интонация. Будут уметь проводить интонационно-образный анализ произведения.
6.3 Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока. Предметные умения: формирование умения проводить интонационно-образный анализ произведения. Личностные:быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;не бояться собственных ошибок;осознание алгоритма своего действия. Регулятивные: принимать и удерживать учебные задачи; включаться в процесс решения поставленных задач. Познавательные: с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Ход урока.
Изучение нового материала.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сегодняшний урок мне хочется начать с музыкального вопроса
(Учитель исполняет 3к. «Песни о картинах»
У:- О чем здесь говорится?
-Верно, о портрете. Слово портрет пришло к нам из ИЗО.
«Портрет в музыке» -тема нашего сегодняшнего разговора.(Тема урока на слайде1)
Что мы называем портретом?
Верно, портрет- это изображение человека или группы людей.(слайд2)
Может ли музыка нарисовать слушателям портрет?
И если художник рисует портрет при помощи красок, то при помощи чего композитор может нарисовать портрет?(при помощи интонаций)
Слово интонация пришло в музыку из разговорной речи.(слайд3)
С латыни интонация означает отчётливое громкое произношение,умение выразить в словах чувства и переживания героя.
(слайд4)Музыкальная интонация –это мотив или ритм. рисунок, в котором выражено определенное настроение.
Музыкальные интонации могут быть выразительными и изобразительными.
(учитель играет на фо-но-грустными, призывными, нежными)
Именно по начальным интонациям мы узнаем любимые музыкальные произведения.
- В течение дня человек обычно общается с окружающими его людьми. И сегодня музыка познакомит нас с разными героями – персонажами сказок и реальными людьми- веселыми и спокойными, хвастливыми и скромными. Это могут быть взрослые и дети, мужчины и женщины, девочки и мальчики, а также звери и птицы. По муз. теме мы можем представить, какой у них характер и даже внешность, как они ходят и говорят. Какое у них настроение.
-Давайте вспомним, какие портреты нарисовала музыка С. Прокофьева в знакомой вам сказке «Петя и волк»
(слайд5)-слушание тем симф. сказки.
-Что помогает увидеть появление нового персонажа, понять его характер, поведение?
Откройте учебники на развороте 26-27.
Прочитайте стихотворение А. Барто, как актеры, от лица Болтуньи.
Композитор С. Прокофьев написал музыку к стихотворению А. Барто. Получилась замечательное произведение..
-Послушайте его и подумайте, кого нарисовала нам музыка? (Слушание).
.
Ученики: Музыка нам нарисовала образ девочки Лиды, которая все время болтала.
-Верно, перед нами возникает портрет школьницы Лиды, без удержу болтающей о своих школьных нагрузках и увлечениях.
Всегда ли музыка звучала одинаково?
-Верно, веселая скороговорка чередовалась с мелодичным и очень выразительным фрагментом.
- Учитель: Композитору удалось передать настроение стихотворения? Как звучала музыка?
Ученики: Музыка звучала легко, весело, шутливо, быстро.
Учитель: Давайте еще раз вернемся к стих на с. 27. Как мы прочитаем эти строки?(скороговоркой)
- А быстрее?
Давайте для этого проведем дикционную разминку (проводит ученик)
Знаете ли вы скороговорки? Расскажите.
Я предлагаю разучить еще одну скороговорку -ТРИ СОРОКИ-ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛ НАИ ГОРКЕ.
-Споем ее на одном звуке. Постепенно ускоряем темп.
-Прочитаем выразительно стих-е еще раз. Молодцы
Я приготовила небольшие стихотворные зарисовки и предлагаю выразительно их прочитать.
А теперь представим себя композиторами и сочиним на эти стихи песни-портреты.
«Брошу на пол куклу я,
Уходите все друзья.
Не хочу я веселиться,
Буду только злиться, злиться».
«На скакалке я скачу,
Прыгаю и хохочу,
Я люблю играть, резвиться
И с друзьями веселиться».
«Плачет дождик за окном,
Плачет Таня за столом,
Не хочу идти гулять,
Буду слезы проливать».
-Следующий портрет, который нарисует нам музыка С.Прокофьева-
поможет нам определить загадка:
Вы знаете девушку эту
Она в старой сказке воспета
Работал, скромно жила
Не видела ясного солнышка
Вокруг только грязь и зола
А звали красавицу- ЗОЛУШКА
- Этот муз. портрет связан со звучанием вальса.
-Послушайте «Вальс» из балета «Золушка», и подумайте, какие чувства испытывает девушка, попавшая на бал в королевский дворец.
Групповой портрет сестер Золушки рисует танец с шалью (Па де шаль).
Слушание «Па-де- шаль»
-Какими интонациями пронизана эта музыка? Какие свойства характера подчеркивает танец? Какие интонации подчеркивают в музыке ощущение ссоры, разногласий?
Подберите слова, подходящие характеру музыки.
Придумайте название к следующему музыкальному портрету.
-Учитель исполняет песню «Веселый старичок».
-какое название подходит этой песне?
Кого она нарисовала?
Разучивание песни «Веселый старичок».
Повторение изученного.
-А есть ли в наше репертуаре песни-портреты?(Исполнение песен «Чебурашка», «Смешной человечек», «Родители- крокодители»-на выбор.
Итог урока
-Молодцы. Посмотрите, какую галерею муз. портретов мы сегодня собрали.
Что такое портрет?
Что помогает нарисовать муз. портрет?что мы называет муз интонацией?
- Как вы понимаете слова известного отечественного музыковеда В. Медушевского: «В каждой интонации спрятан…человек»
Молодцы. Вы отлично поработали.
Д.з .Нарисуйте портрет одного из муз. героев нашего урока.