Организационный момент Цель: создать у учащихся рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку в классе | Доброжелательное приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Настроение у нас отличное, А улыбка - дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Нам урок начинать пора! | Приветствуют учителя | Л: Самоопределение; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация опорных знаний Цель: стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Развивать навыки самоконтроля. Корректировать слуховое восприятие. | - Сегодня мы с вами узнаем как интонация может рассказать нам о характере и настроении людей. Для начала вспомним, что же такое интонация? -А какая бывает интонация? . -Молодцы! А сейчас попробуйте сказать одну фразу с разной интонацией? Попросите соседа спеть песню! («Спой песню» грозно, застенчиво, радостно, лениво) -Очень хорошо! Так вот, сегодня мы с вами узнаем - можем ли мы без слов понять, что нам хотел сказать композитор в своём произведении, какое настроение и какой характер | 1.Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего, тон. 2.Точность звучания музыкального инструмента при игре или голоса при пении Мажорная и минорная. Мажорная бывает светлая, радостная, весёлая, открытая. А минорная – грустная, печальная Выполняют задание | К: постановку вопросов; Р: планирование ; П: участвовать в коллективном обсуждении |
Изучение нового материала | Сейчас мы прослушаем фрагмент из музыкального произведения. Я не буду говорить вам название. А затем вы расскажите - что вы представили под эту музыку и какое у неё настроение? - Как нужно правильно слушать музыку? -Молодцы! А теперь слушаем музыку!.. Звучит фрагмент Чайковского П.И. «Болезнь куклы» - И так, что же хотел сказать нам этой музыкой композитор? - На самом деле это произведение П.И.Чайковского «Болезнь куклы». (Учитель показывает на экране иллюстрацию - расстроенная девочка держит в руках куклу). Молодцы, хоть вы и представили разные ситуации, но настроение музыки вы все угадали правильно. -Теперь слушаем следующий фрагмент и попробуйте представить уже какой-то образ. Звучит фрагмент Мусоргского М.П. «Баба Яга». - А какой характер у этого произведения, какого персонажа вы представили? (Учитель показывает на экране иллюстрацию мультипликационной Бабы Яги в ступе). -Молодцы. Это произведение Мусоргского М.П. «Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки». Действительно в этой пьесе композитор очень натурально рисует эту сцену: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит. (просмотр фрагмента мультфильма) | Тихо, не разговаривать, вдумчиво Слушают музыкальное произведение - Настроение музыки грустное, значит что-то печальное произошло. Кажется, что погода на улице плохая, и от этого грустно. Баба Яга летит на своей ступе над лесом. Кощей Бессмертный грозно облетает свой лес. Баба Яга в избушке на курьих ножках. | К: умение слушать и вступать в диалог. П: понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях; |
Продолжение работы по теме | - Откройте учебник на стр.26. прочитайте текст -А вот сейчас мы послушаем, как характер можно нарисовать и в песне. (Учитель показывает иллюстрацию на экране - девочка в школьной форме что-то считает, загибая пальцы). - Есть у известной детской поэтессы Агнии Барто стихотворение «Болтунья». Болтунья (А.Барто) Что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда! Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок - мне петь охота, За кружок по рисованью Тоже все голосовали. А Марья Марковна сказала, Когда я шла вчера из зала: "Драмкружок, кружок по фото Это слишком много что-то. Выбирай себе, дружок, Один какой-нибудь кружок". Ну, я выбрала по фото... Но мне еще и петь охота, И за кружок по рисованью Тоже все голосовали. А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда! - Скажите, пожалуйста, о чем этот стих? - А теперь прочитайте его самостоятельно - Давайте побудем с вами актёрами и сыграем роль этой девочки. Прочитаем стихотворение от её лица -А теперь послушаем, какую музыку на эти стихи придумал С.С. Прокофьев. И вы мне скажете, как в музыке передан смысл стихотворения? Звучит фрагмент Прокофьева С.С. «Болтунья». -Вот, мы прослушали с вами небольшой фрагмент из этой песни. Так как же в музыке передан смысл стихотворения Агнии Барто. - Сегодня мы целый урок с вами говорим об интонации, как мы вспоминали в начале урока – интонация – это и точное попадание в ноты и для того, чтобы нам хорошо спеть песню, обязательно нужно распеться. - Сомкните губы и попробуйте повторить за мной - ми –я, ми-я, ми-я – а-а –а - Спойте с радостной интонацией , затем с грустной - А теперь попробуем напеть это стихотворение под музыку. (под плюс песни) - А теперь еще раз споём под минус песни | Читают текст учебника Девочка очень хочет заниматься во всех кружках, но не знает какой лучше выбрать. Получается, что у неё всё только на словах, поэтому одноклассник «Вовка» прозвал её болтуньей. Читают стихотворение Читают стихотворение от лица девочки Когда Лида перечисляет кружки, в которые ей бы хотелось ходить, то музыка очень подвижная, быстрая, а, когда она поёт о том, что Вовка её называет болтуньей – ей обидно и музыка становится медленней и немного грустная! Повторяют за учителем Пробуют спеть | |
Итог урока | -Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какую роль интонация играет в нашей жизни? -И так, интонация очень важна. Она помогает нам лучше понять: друг друга, музыкальные произведения. С её помощью мы видим - что закладывает композитор в свою музыку. | - Мы узнали, что с помощью интонации можно нарисовать любую картину. Показать характер человека или сказочного персонажа. - Большую. С её помощью мы можем показывать своё настроение, описывать события. | Р: контроль, оценка; К: постановка вопросов; |