Просмотр содержимого документа
«Полифония в музыке и живописи»
Конспект урока в 5классе «Полифония в музыке и живописи»
Тема полугодия «Музыка и изобразительное искусство»
Почему, как вам кажется, я выбрала к уроку такой эпиграф:
« И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь…»?
«Под …..душа тоскует, Плачет и поет, Торжествует, негодует, Горестно зовет»… И.Бунин
Но прежде давайте вспомним что стало с музыкой если бы не было литературы, и с литературой если бы не было музыки.
(ответ учащихся: исчезли разные жанры: песни, романсы, балет, опера, сказки, поэмы, басни в которых главные герои – музыканты).
А в кинофильмах звучит музыка?
Она связана с литературой? ( Да, связана с сюжетом).
Давайте вспомним музыку из кинофильма «Звуки музыки»
Распевка из кинофильма « Звуки музыки»
Распевка: До – ты дом наш милый дом, ре – ребячья болтовня, ми – микстура перед сном, фа – в лесу кричит сова, соль – солонка на столе. Ля – любимая семья, си – сигнал на корабле, что плывет обратно в дом! До, си, ля, соль, фа, ми ре. До!
Ребята, а вы помните какие-либо музыкальные произведения, написанные после прочтения каких либо литературных произведений?
Когда композитора вдохновляет литературный сюжет или литературный герой?
Называют песню «Маленький принц» М. Таривердиева
Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Ищите всё внутри себя, там есть всё.
Учитель предлагает исполнить песню.
Учитель: Сегодня урок музыки мы начнём с песни «Маленький принц», чтобы настроиться на восприятие музыки.
Исполнение песни «Маленький принц».
Учитель после исполнения обращает внимание на выставку работ учащихся – иллюстрации к данной песне.
Кто тебя выдумал, звёздная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому,
Прямо за пристанью бьётся волна.
Ветреным вечером смолкнут крики птиц.
Звёздный замечу я свет из- под ресниц.
Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне,
Выйдет доверчивый маленький принц.
Самое главное-сказку не спугнуть.
Миру бескрайнему окна распахнуть.
Мчится мой парусник, мчится мой парусник,
Мчится мой парусник, в сказочный путь.
Где же вы, где же вы ,счастья острова?
Где побережия света и добра?
Там, где с надеждами ,там, где с надеждами
Самые нежные дружат слова.
В детстве оставлены давние друзья.
Жизнь- это плаванье в дальние края.
Песни прощальные ,гавани дальние,
В жизни у каждого сказка своя.
Кто тебя выдумал, звёздная страна?
Снится мне издавна снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому,
Прямо за пристанью бьётся волна
Учитель: Звезда –о ком говорят?
Дети: О каком-то очень творческом человеке, который так ярко светит, как звезда!
Учитель: Сегодня мы побываем в созвездьи очень яркого композитора, чье имя не может сравниться с ручьем!
Морем, океаном надо бы его назвать – сказал о нем великий Бетховен.
Кто же это?
Дети: (И. С. Бах)
Учитель: Чтобы определить тему урока мы заглянем на урок русского языка и вспомним раздел русского языка, изучающий звуки. Как он называется? Фонетика.
Учитель: Тема сегодняшнего урока включает в себе 2 корня. Один из них образован с помощью слова фонетика - звуки, а если один – то звук, как будет? (фон).
А из чего состоит музыка? Из звуков, не из одного звука, а из многих звуков.
Чтобы понять слово мы отправимся …
Учитель: Как называется то место, куда вы отправитесь за тем, чтобы вам выписали лекарства? (в поликлинику). Понятно, что клиника – это место, где заботятся о вашем здоровье, а что обозначает корень - поли? (много)
Что это за место, опишите поподробнее. (там много врачей разных специальностей).
Какое получилось слово? (полифония).
Придумайте сами слово с приставкой поли (много) поливитамины.
О взаимодействии каких двух видов искусств мы беседуем на уроках во втором полугодии? Музыка и ИЗО.
Давайте сформулируем тему урока – полифония в музыке и живописи.
Цель урока - раскрыть понятие полифонии на примере синтеза музыки и ИЗО
Где мы побывали, чтобы определить тему урока?
(на урок русского языка)
Наш урок пройдет в форме экскурсии, а экскурсоводами будете вы.
Чтобы определить, что же мы знаем о Бахе И. С., заполните, пожалуйста, таблицу:
Знаю
Узнал
Хочу узнать
Фамилию композитора
Что такое полифония и фуга в музыке?
Может ли быть полифонической живопись?
(Ученики заполняют таблицу и сталкиваются с затруднением:
не знают что такое полифония и фуга.
Учитель: А чтобы узнать это мы перемещаемся ( в библиотеку им. Некрасова на ул. Свердлова )
Учитель: Куда мы отправимся?
Дети: В библиотеку.
Иога́нн Себастья́н Бах считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Бах считается представителем эпохи барокко. Родился в немецком городе Эйзенахе. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Он много лет проработал в церкви Святого Фомы органистом.
Вершиной творчества Баха является его органная музыка. Именно в ней композитор воплотил величие и могущество человеческого духа. Его органная музыка созвучна величию и красоте соборов. Органные произведения знают и любят слушатели всего мира.
Род Бахов - немецкихмузыкантов и композиторов, оказывавший в течение двух веков большое влияние на развитие европейской музыки. Из этой семьи происходит более 50 известных музыкантов и несколько композиторов, самым известным из которых является Иоганн Себастьян Бах. Несколько сыновей музыканта также стали довольно известными композиторами. Первые композиторские опыты Баха произошли в 15 лет. В Лейпциге есть памятник этому великому музыканту.
В музыке, наряду с Бахом этот стиль представлен в творчестве немецкого композитора – Г. Ф. Гендель.
Текст с ощибками:
Иога́нн Себастья́н Бах считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Бах считается представителем эпохи классицизма.
Родился в немецком городе Лейпциге. При жизни композитор получил заслуженное признание. Он много лет проработал в церкви Святого Фомы пианистом.
Вершиной творчества Баха является его фортепианная музыка. Именно в ней композитор воплотил величие и могущество человеческого духа. Его музыка созвучна величию и красоте соборов. Фортепианные произведения знают и любят слушатели всего мира.
Род Бахов - немецкихмузыкантов и композиторов немногочисленен. Сыновья И. С. Баха стали булочниками. Первые композиторские опыты Баха произошли в 7 лет. В Берлине есть памятник этому великому музыканту.
В музыке, наряду с Бахом этот стиль представлен в творчестве немецкого композитора – Г. Ф. Гендель.
Учитель: Давайте проверим, что вы запомнили о И. С. Бахе. Переверните карточки, возьмите рабочие листы и найдите ошибки в тексте. (3 минуты).
( Ученики читают текст, написанный с ошибками, и отмечают их.)
(Тест для поиска ошибок)
Учитель: Кто нашёл в тексте 7-10 ошибок? Это будет оценка «5».За сколько ошибок будем ставить «4», а – «3»? (Обсуждаем с учениками)
Учитель: Меняемся листами и оцениваем друг друга. Кто нашёл 7-10 ошибок – «5». 6-4 – «4», 3– «3». (3 минуты). Взаимооценка.
В ярославской центральной библиотеке на ул. Свердлова можно послушать музыку любого понравившегося нам произведения. Там находится большая фонотека, собраны самые лучшие произведения различных композиторов. Одним из самых любимых во всем мире произведений у И. С. Баха считается Токката и фуга ре - минор.
Мы послушаем это произведение в интерактивном исполнении.
Токката - прикосновение, фуга – бег. На доске термины
В ходе прослушивания нужно сформулировать: – что вы чувствуете и подчеркнуть 3 определяющих слова.
(На столе карточки с характером музыки)
Подчеркните наиболее сильные ощущения,…. подчеркните основное слово
Попытайтесь представить эту музыку!
Слушайте и смотрите.
Слушание. «Токката и фуга ре минор»
Учитель: Какое настроение вас поразило в большей степени?
Что же вы подчеркнули? Отчего возникли такие эмоции?
Учитель: На каком инструменте звучала музыка? На органе.
Почему именно на органе?
Что хотел сказать И. С. Бах своей музыкой, выбирая из многих музыкальных инструментов (клавесин, скрипка, альт и др.) орган, почему этому инструменту отдано предпочтение?
Что можно представить, слушая эту музыку? Великие сооружения, необъятные миры…
Какие особенности звучания произведения? многоголосие
Один голос или несколько звучат?
Как они звучат аккордом или поочередно?
Как звучит музыка в конце? все голоса соединяются вместе.
Как называется самая яркая особенность музыки Баха в котором он написал свое произведение? Работа с текстом.
Полифоническая музыка, это многоголосная музыка, в которой нет деления на главный голос и аккомпанемент, где все голоса связаны друг с другом общей темой и звучат поочередно накладываясь один на другой.
Прочтите на стр. 133 высказывание Баха:
Полифония (от греч. πολύς — многочисленный и φωνή — звук) — склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких голосов.
«Каждое полифоническое произведение – это беседа разных голосов. Если одному из голосов сказать нечего, он некоторое время помолчит, пока не придёт время вновь вступить в беседу. Самое главное в полифонии, никто не должен вмешиваться в разговор голосов в середине разговора или говорить без надобности».
Это высказывание непосредственно относится к такой музыкальной форме, как фуга.
Фуга – является вершиной полифонической музыки, где музыкальная тема последовательно повторяется в разных голосах, в разных регистрах.
Учитель: Слушателей поражает в музыке Токкаты то, что в свободной импровизационной манере композитор переходит от одного эпизода к другому: друг друга сменяют пассажи, звучание подобно торжественному пению церковного хора, возникают переплетения голосов, много голосов (полифония).
-Что мы запишем во второй столбик?
Вставьте в предложенные высказывания о Бахе, подходящие по смыслу слова: (слова предложены ниже всех высказываний)
Вставьте в предложенные высказывания о Бахе, подходящие по смыслу слова: (слова предложены ниже всех высказываний)
Органист И. А. Рейнкен, слышавший импровизации Баха на органе.
«Бах славился своей игрой на ………, особенно умением пользоваться педалями»
Вольфганг Амадей Моцарт «Нет ничего невозможного - нужны лишь ………… и терпение!
Джон Хокинс, музыкальный историк XVIII столетия. «Это самое удивительное ………. во всей музыке»
Роджер Фрай «Если ……………..играют для Бога, то они играют Баха, друг для друга они играют Моцарта»
Франц Йозеф Гайдн «Он наш отец, мы все его ……….; всем, что только умеем, мы обязаны ему»
Слова для справки: орган, дети, труд, ангелы, чудо.
Учитель: Мы продолжаем экскурсию по нашему городу. Куда же мы пойдем, чтобы увидеть музыку?
Дети: мы отправимся под своды музея изобразительного искусства в художественный музей
И увидим там работы Карла Брюллова, Ивана Айвазовского, Исаака Левитана и других русских живописцев.
Показ иллюстраций.
Можно сказать, что эти 2 произведения искусства говорят на одну тему?
(Оба этих произведения помогают людям ощутить в себе чувство собственного достоинства, стремление к правде, справедливости, благородству и т.д.)
Удалось ли вам соотнести картины и музыку?
Где были расположены ваши уши? Покажите..
Ответы учеников… (желательно показать, что ученики слушали сердцем музыку)
А теперь рассмотрите изображение Кельнского собора, одного из самых известных соборов мира и скажите, что роднит образ этого архитектурного сооружения с органной музыкой Баха?
Ответы уч-ся: Музыку Баха и архитектуру объединяет величие, возвышенность, божественность.
- Глядя на собор, наш взгляд непроизвольно тянется выше, к небесам. Тоже самое происходит и во время слушания музыки Баха. Наша душа как бы стремится к возвышенному, чистому, благородному и божественному.
Физминутка
А мы дотянемся до своей звезды!
- Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…
Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-
нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо
иметь или кем-либо стать…(пауза).
Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся
изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и
бережно держи перед собой в ладонях….
Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся
изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и
бережно держи перед собой в ладонях….
Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся
изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и
бережно держи перед собой в ладонях….
Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся
изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и
бережно держи перед собой в ладонях….
Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно держи у себя в ладонях.
А для заполнения третьего столбика мы обратим внимание на картину «Фуга» Чюрлёниса.
Почему же Чюрлёнис назвал своё живописное полотно музыкальным термином (понятием) - "Фуга"?
Её линии, колорит, ритм напоминают партитуру музыкального произведения. Живописная фуга по композиции аналогична музыкальной фуге, в которой краткая музыкальная мысль (тема-мелодия) имитируется (повторяется с небольшим изменением) в верхних и нижних голосах, так что при одновременном звучании в разных регистрах ( низком, среднем или высоком звучании) повторы тем, переплетаясь, сходятся и расходятся вновь. Это хорошо видно в нотной записи фуги И.-С.Баха.
вывод: музыка и живопись дополняют друг друга, усиливают воздействие изобразительного и музыкального произведения на человека.
линия - форма - цвет в картине (в живописи) воспринимаются как единство мелодии - формы - лада в музыке. Это помогает понять способ воплощения замысла художника, который стремился своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки.
Может ли быть «полифонической» живопись?
Перепутались средства выразительности музыки и живописи
МузыкаЖивопись
Мазок темп
Аккорд линия
Пятно мелодия
У кого осталось время на дополнительную оценку отгадать кроссворд об одном из любимых музыкальных инструментах И. С. Баха.
Творчество Баха – высшая точка расцвета полифонии в Европе. После смерти этого великого немецкого композитора его творчество было забыто на 100 лет. Композитор Мендельсон вернул музыке Баха былую славу. В наши дни на концерты «Баховской музыки», особенно органной, очень сложно достать билеты.
Учитель: - Подскажите, в каких концертных залах нашего города мы можем послушать органную музыку? Куда же мы теперь отправимся?
Где можно услышать орган?
Вернемся к эпиграфу.
Учитель: Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Мне понравилось …
Я удивился …
Я задумался о…
Я узнал новое…
Какой песней я хотел бы завершить урок?
«Ты – человек»
На экране наши современники, музыка Баха сегодня звучит, в ней живет человеческая душа, спокойна она не бывает, она вечный путник.
Наша жизнь сейчас в определенном пространстве этого вечного пути.
Учитель: Наша экскурсия подошла к концу. Я желаю вам всего доброго и хочу, чтобы учились вы в школе с таким же усердием, как это делал И. С. Бах. Чтобы потом, получив самые разные профессии, своим трудом прославили бы наш прекрасный город.
Домашнее задание:
Найти в интернете различные интерпретации исполнения изученного произведения И. С. Баха «Токката и фуга ре минор»
Задание повышенного уровня - После прослушивания сделать выводы, сравнить, выбрать оптимальный вариант.
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(181) "Методическая разработка "Презентация к уроку музыки в 5 кл по теме "Полифония в музыке и в живописи" "
["seo_title"] => string(110) "mietodichieskaia-razrabotka-priezientatsiia-k-uroku-muzyki-v-5-kl-po-tiemie-polifoniia-v-muzykie-i-v-zhivopisi"
["file_id"] => string(6) "213156"
["category_seo"] => string(6) "muzika"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1431978265"
}
}