kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме "Полифония в музыке и живописи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект интегрированного урока.

Предмет :  музыка и изобразительное искусство.

5 класс

УМК-  Музыка: 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 159с.

Тема: «Полифония в музыке и живописи».

Урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование умений реализации новых способов действий.

Задачи:

 формирование УУД в условиях решения учебных задач:

познавательная деятельность -формирование навыков работы с источниками информации (словарь, текст).

коммуникативная – организация групповой учебной деятельности учащихся.

регулятивная –формирование самоанализа и самооценки деятельности на уроке.

Планируемые результаты: получить опыт формирования собственной морально – нравственной позиции и ее выражения при восприятии художественного произведения, осознавать художественный образ как основу и цель любого искусства.

Оборудование к уроку: презентация, карточки – тесты,  текст для работы в группе, словари, альбомы, цветные карандаши, фломастеры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Полифония в музыке и живописи". »

Технологическая карта урока

Класс 5

Тема: Полифония в музыке и живописи

Цели для ученика

обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям;

освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей

Задачи учителя

Образовательные: формирование умения использовать специфику образного языка; познакомить с понятием полифония, его значением в живописи и музыке.

Развивающие: способствовать расширению кругозора;

Воспитательные: содействовать осмысленному и эмоционально – ценностному восприятию произведений искусств

Тип урока : Урок открытия нового знания

Форма урока : Интегрированный урок .Работа в группах

Опорные понятия, термины: полифония, орган, Фуга

Зрительный ряд: М.К.Чюрленис «Фуга», «Соната солнцу» Презентация.

Музыкальный ряд: И.С. Бах «Фуга», М.К.Чюрленис «Фуга»

Литературный ряд: И. Бальмонта «Я в этот мир пришел…»

Формы контроля: наблюдение, опрос, интеллект - карта

Домашнее задание: приступить к разработке проектов по выбранной теме



Этап урока

Деятельность

учителя


Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

1.Организационный этап( 1-2 мин)

Цель:

организация самооценки

учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Приветствие учителя

Подготовка рабочих мест (альбом, тетрадь по музыке, фломастеры, карадаши)

Регулятивные УУД

Самооценка готовности к уроку

2. Актуализация знаний (2-3 мин.)

Цель:

определение темы и цели урока

Проигрывает произведение И.С. Баха «Фуга»

Определите тему урока и запишите в тетрадь

Какую цель вы поставите сегодня на уроке?

Полифониявмузыкеиживописи

Определяют тему урока, новое слово в ней (полифония)



Познакомиться с понятием полифония, узнать, что оно означает в живописи и музыке?

Познавательные УУД

Анализировать, выделять составные части

Коммуникативные УУД

Работать в группе, участвовать в выработке решения

3. Восприятие учащимися учебного материала (5-10 мин.)

Цель: организация внимания, ознакомление с терминологией

Найти в словаре значение слова «Полифония»











В начале урока вы прослушали произведение И.С.Баха «Фуга»

На каком инструменте оно было исполнено?

Выполните задание по карточке №1

Проигрываем Баха





Что по- вашему означает выражение «Музыкальная живопись»?



Как бы вы назвали эту картину МикалоюсаЧюрлениса

Находят значение слова,

Полифония -

многоголосное произведение, основанное на одновременном сочетании нескольких самостоятельных голосов.(слайд )











Орган



Работают с карточкой (выставление оценок)

Сколько голосов вы услышите в данном фрагменте? слайд Вселенная



Предлагают версии





Рассматривают картину Чюрлениса «Фуга»



Фуга, составляющие (ритм, колорит, линия)

Заполнение интеллект - карты

Познавательные УУД

Находить информацию в словаре, выделять главное

Коммуникативные УУД

Излагать свое мнение, аргументировать его













Регулятивные УУД

Самооценка работы в группе





Коммуникативные УУД

Способность высказывать суждения и отстаивать свою точку зрения.





Познавательные УУД

Представляют информацию в виде схемы (интеллект – карты)

4. Практическая работа (15-20 мин.)

Организация совместной деятельности в группах


Организация групповой практической работы

Знакомство с творчеством Чюрлениса

(раздает печатный материал)













Анализ работ цикла «Соната солнцу»


Читают текст, отвечают на вопросы.

1.Кто был первым учителем музыки Микалоюса?

2. Когда он начал сочинять музыку?

3. Какое образование получил Микалоюс?

4. Во сколько лет в нем открылась тяга к живописи?

Когда написана его первая картина и как она называется?






Определяют название каждого произведения из предложенных на слайде:

«Алегро» утро

, «Финал», ночь

«Скерцо», затмение

«Анданте» -день

Познавательные УУД

Находить информацию в текстах


Регулятивные УУД

Работать по плану



Коммуникативные УУД

Работать в группе, излагать свое мнение








Познавательные УУД

Сравнивают, сопоставляют , анализируют

Коммуникативные УУД

Участвуют в диалоге, излагают свое мнение

5. Подведение итогов практической деятельности (3-5 мин.)

Цель: организация завершающего этапа выполнения интеллект –карты и проговаривание нового знания в процессе работы «учитель – ученик»

Произведения каких авторов мы услышали?

Объясните значение слова «Полифония»

Произведения И.С. Баха

М.К. Чюрлениса

Полифония -

многоголосное произведение, основанное на одновременном сочетании нескольких самостоятельных голосов.(слайд )

Заканчивают работу над интеллект - картой




Коммуникативные УУД

Умение использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные УУД

Представляют информацию в виде схемы (интеллект – карты)

6. Рефлексия деятельности на уроке (1-2 мин.)

Цель:

организовать понимание ценности выполненной деятельности






Рефлексия результативности работы на уроке








Регулятивные УУД

Оценка степени успешности достижения результата деятельности на уроке














































ПРИЛОЖЕНИЕ

Материал к уроку (музыка)

Вы прослушали фрагмент произведения немецкого композитора Баха, которое называется «Фуга» - это новый для вас жанр. А теперь, пожалуйста, определите тему нашего урока, исходя из предложенного на слайде презентации словосочетания. Какое слово в теме урока вам не знакомо? (полифония) Найдите значение слова «полифония» в словаре.

«Полифония» - многоголосное произведение, основанное на одновременном сочетании нескольких самостоятельных голосов.

«Полифония» будет ключевым словом при составлении интеллект – карты сегодняшнего урока. Оформите начало интеллект – карты, записав значение жанра полифония.

В начале урока вы прослушали произведение «Фуга» Баха. Звучание какого инструмента я использовала для исполнения данного произведения на синтезаторе? (орган) Устройство и звучание органа вам уже знакомо, благодаря изученному ранее материалу. Поэтому предлагаю проверить свои знания, заполнив карточки с тестами, работая в группах.

Давайте коллективно проанализируем правильность ответов и совместно выставим оценки учащимся каждой группы.

В 20-ом веке ученые стали считать «фугу» образной моделью Вселенной. Каждая планета имеет: свой цвет, а голос фуги – окраску звука; свою температуру, а голос – громкость звучания; свой период жизни, а голос – время звучания. Прослушайте ещё раз фрагмент произведения «Фуга» и постарайтесь определить количество самостоятельных голосов.



МАТЕРИАЛ К УРОКУ (изо)

Мы рассмотрели с вами понятие полифония с музыкальной точки зрения. А что по- вашему означает выражение «Музыкальная живопись»?

Объединить музыкальное и живописное значение полифонии удалось величайшему литовскому композитору и художнику Микалоюсу Константинасу Чюрленису. Я предлагаю рассмотреть одно из его живописных произведений, определить его название.(Фуга)

Восприятие этой картины осуществляется по замыслу художника не только по привычной горизонтали, но и по вертикали снизу вверх.

При таком восприятии в ней четко различимы три части.

Как вы думаете, что является темой этого рисунка? Ель.

В нижней части картины, в экспозиции она доминирует (больший размер, более темный цвет). Ей сопутствуют образы скорбно сидящих литовских сказочных королей, но они по колориту бледнее, менее значимы.

Экспозиция плавно переходит в разработку, отличающуюся масштабностью и высветляющимся колоритом. Она занимает большую часть картины.

Третья часть картины – реприза – очень четко ограничена. Для нее художник приберег более сильные и конструктивные приемы-стретту и одновременно зеркальное отражение темы. Вопреки реальным, оптическим законам, елочки отражаются при этом не точно друг против друга, а со сдвигом.

Как бы вы назвали это произведение? Фуга.

Обращение художника к форме фуги при освоении нового подхода к живописи не случайно. Это одна из самых конструктивно четких музыкальных форм. К тому же фуга была одной из любимых музыкальных форм самого Чюрлениса как композитора . Послушайте Фугу Чюрлениса.

Я предлагаю вам познакомиться с биографией Чюрлениса, прочитав материал, который находится в мультифоре под цифрой 3 и ответить на вопросы ( слайд). Разрешаю отмечать карандашом ответы .

Слайд первой картины Чюрлениса «Мелодия леса»

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце,

А если день погас

Я буду петь о солнце

В предсмертный час

Эти строки Бальмонта созвучны с «Сонатой Солнца» Микалоюса Чюрлениса

Она состоит из четырех картин, названия которых «Аллегро», «Анданте», «Скерцо», «Финал». Давайте попробуем определить, какой картине соответствует какое название, а поможет вам в этом я думаю музыка. Прослушайте произведение Моцарта. Эта яркая веселая музыка совпадает с картиной, название которой «Аллегро». В «Аллегро» присутствуют два образа: солнце и замок. Они контрастны по цвету (желтый и синий). Повторяющееся изображение солнца подчеркивает значимость зарождающегося дня.

«Анданте» - здесь происходит что – то сомнительное и восхитительное, в каких –то космических лучах тонут Солнце и Земля. И в то-же время макушка земного шара выглядит могильным холмиком, даже свеча (как принято делать у христиан в день поминовения умерших), зажженная свеча воткнута в землю… И как –то она не заметна, свеча, что и свет ее кажется причудливо переломившимися солнечными лучами. Что художник стремился нам показать? Какое время суток? Правильно, солнце –это жизнь, но солнце может принести и смерть.

«Скерцо» -по логике это –(вечер) , но здесь изображено неполное солнечное затмение, закрывание солнца от земли. Не очень –то потемнело в окрестности, не смыкаются, как вечером лепестки цветов. Как ни в чем не бывало ведут себя бабочки, которые летят в одном направлении –это миграция. Что им неполное солнечное затмение! Жизнь идет по – прежнему…

Но особо интересен «Финал» ( ночь ) Оно устало, оно уснуло . Наступил полный покой . Звезды, паутина и тишина абсолютной неподвижности… и только на фризе колокола мы можем увидеть жизнь солнца: по разному затмеваемое солнце, утренний замок , свеча…

Что по вашему стремился в своих картинах «Соната солнцу» передать Микалоюс Чюрленис?

Аллегро утро весна молодость

Анданте день лето зрелость

Скерцо вечер осень старость

Финал ночь зима смерть

Посмотрите сколько символики.

В этом и сила искусства, что оно воздействует на человека не только эмоционально, но и заставляет его думать, рассуждать, импровизировать и выражать свои чувства не только в словах, но и в музыке, рисунке, песне.

Вернемся и закончим интеллект –карту. О творчестве каких композиторов мы узнали сегодня на уроке, свяжите со словом Фуга.

















Тест «Устройство органа»



Группа

инструмента

клавишный


ударный


духовой






Элементы, составляющие инструмент

Т

Р

У

Б

ы

Металл



Пластик



Дерево



К

Л

А

В

И

А

Т

У

Р

А


Одна





Десять



От 2 до 7




Ножная



Диапазон

(количество звука)


100


300


50















Оценка достижений учащихся по изобразительному искусству и музыке

5 класс «Полифония в музыке и живописи»

ФИ учащихся

Актуализация знаний

(активно работал на уроке)

Решение проблемы

(работа с учебником ,словарем, текстом)

Выражение решения проблемы

(ответ на ключевой вопрос)

Составление интеллект – карты

Работа с карточкой

Умение работать в группе

итоговая

1 группа

1









2









3









4









5









6









2 группа

1









2









3









4









5









3 группа

1









2









3









4









5









6









4 группа

1









2









3









4









5





















ТЕКСТ

для работы в группах

Биография Микалоюса Чюрлениса

(1875-1911)

 

Микалоюс Константинас Чюрленис родился 22 сентября 1875 года.

Отец будущего  художника был сыном крестьянина из южной части Литвы – Дзукии. Свое будущее отец мальчика связал с искусством, а именно с музыкой, играл на органе.

Мать будущего художника Адель родом из немецкой семьи евангелистов, покинувших Германию из-за религиозных преследований.

Спустя 3 года после  рождения Микалоюса семья переселилась в Друскининкай.

Заметив у  мальчика  прекрасный слух и неординарные музыкальные способности, отец начал обучать его музыке. 

С 1889 по 1893 год  Чюрленис занимался в оркестровой школе М. Огиньского  в Плунге. Здесь он учился играть на флейте и пытался сочинять музыку. 

 В 1893 году Чюрленис отправился в Варшаву. Здесь в 1894 году его зачисляют в Музыкальный Институт. В 1899 году он с отличием заканчивает его. Ему предлагают должность директора  музыкальной школы в Люблине, но он отвечает отказом. 

Осенью 1901 года Чюрленис едет в Германию, где  становится студентом Лейпцигской консерватории. Здесь он все больше говорит о занятиях живописью.Через год в  1902 году, получив диплом, Чюрленис возвращается в Варшаву.

Здесь он  продолжает писать музыку, дает частные уроки, которые  являются его основным заработком. Молодой композитор еле сводит концы с концами и мучительно переживает, что не в силах помогать своим родителям. 

Вскоре в юноше проснулась невероятная тяга к живописи, с которой он был не в силах совладать. Отныне музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве. 

Чюрленис упорно трудился, пополняя свои альбомы все новыми набросками, эскизами, этюдами с натуры, усердно работал над гипсовыми масками. Он посещает художественную студию. Чюрленис стремился к тому, чтобы живопись зазвучала, а краски подчинились музыкальному ритму. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса». 

В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств. В школе он увлеченно занимается астрономией, космогонией, индийской философией и особенно творчеством великого поэта и мудреца Индии Рабиндраната Тагора. 

В 1905 году из-за начавшихся революционных событий, Чюрленис покидает Польшу и бежит в Литву. В 1907 году  в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба – циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие.

 Символически-обобщённая, тонкая цветовая гамма в живописи Чюрлениса переносит зрителя в мир сказки – «Сказка», цикл «Сказка королей», фантастических видений, мистики – «Сотворение мира», «Знаки Зодиака», народных представлений и суеверий «Весна», «Зима», «Жемайские кресты»,  сохраняет связь с музыкальным творчеством Чюрлениса «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд». 

В 1908 году он женился на Софье Кимантайте. В этом же году они уезжают в Петербург. 

В Петербурге у них  не было ни работы, ни денег, ни друзей. Не смотря на все трудности, что-то необъяснимое держало художника в этом городе. Он был страстно увлечен русской культурой. Именно здесь он сочинил свою лучшую музыку и написал свои лучшие картины. К сожалению, он не смог удержать жену, не привыкшую к такому образу жизни. Она вернулась домой. 

В Петербурге Чюрленис  познакомился с выдающимися русскими художниками, такими как Мстислав Добужинский, Лев Бакст, Рерих, Лансере, Константин Сомов, что существенно облегчило его существование в Петербурге.  Они дали ему возможность зарабатывать и участвовать  в выставках. 

В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги». 

В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах. 

Начиная с 1909 года художник  все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Непризнание, непонимание, невозможность изменить свою жизнь к лучшему все это ухудшало его состояние. 

В 1909 году Чюрленис написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце». Над миром восходит черное солнце, его черные лучи пересекают небо и гасят его краски. Сквозь мрак вырастает  башня, кладбищенские колокольни и крест. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья. 

Состояние художника все время ухудшалось, он перестал общаться с друзьями и знакомыми. Жена перевозит его домой в Друскининкай. 

В 1909 году врачи обнаружили у него душевную болезнь. В начале 1910 года его помещают в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Это еще больше обостряет его тяжелое состояние. Позднее он сбегает из больницы в лес. Кружа по лесу, не в состоянии найти дорогу на волю, он  возвращается в больницу с воспалением легких и кровоизлиянием в мозг. 10 апреля 1911 года художника не стало.











Схема рефлексии результативности работы на уроке

Типы заданий для самостоятельной работы

Рефлексия о результатах выполнения заданий

Осуществление и поиск информации в готовых объектах

Мне удалось в своей работе …


Были затруднения с …


Думаю, что мне имеет смысл в дальнейшем …



Сопоставление информации

На этом уроке мне было удобнее работать с …



Особые сложности в работе появились …


Представление информации в наглядно – символической

форме

Главным в разработке мной интеллект – карты стало …



В оформлении интеллект – карты мне удалось …







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме "Полифония в музыке и живописи".

Автор: Франгова Наталья Владимировна, Янкович Нина Спиридоновна

Дата: 13.10.2015

Номер свидетельства: 239140


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства