kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

По стране певцов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знание тембровки женских и мужских голосов помогает разбираться в вокальной музыке не только для детей,но и для взрослых.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«По стране певцов»











Методическое сопровождение к презентации

«Путешествие по стране певцов»



























Введение

Невозможно представить себе урок музыки или другое музыкальное занятие без исполнения песен. С самых первых уроков ученики пробуют свои силы в сольном исполнении. А если им предложить пение в составе ансамбля, то исполнение становится ещё более выразительным, в них проявляется дух соперничества – кто выразительнее! Предлагаемая методическая разработка представляет собой сборник различных понятий, с помощью которых ребята пополняют свой музыкальный кругозор и предназначена для учителей музыки, преподавателей хорового отделения дополнительного образования общеобразовательных школ, детских музыкальных школ и школ искусств.

Применение данной формы работы способствует созданию естественной для детей игровой атмосферы, помогает концентрации внимания. В результате, процесс освоения материала протекает более легко и радостно, качество же исполнения от этого только выигрывает.



Задачи методической разработки:

  • познакомить учащихся с различными тембрами голосов и видами ансамблей и хоров;

  • показать, что данный материал может осваиваться в более занимательном виде, чем это практиковалось в традиционной школе;

  • убедить, что качество освоения материала не снижается в результате использования игровых форм.

В целом, методическая разработка предназначена для детей в возрасте от 9 до 12 лет, когда у них уже накоплены знания в области вокальной музыки. Эта презентация может быть использована также на обобщающем уроке. Ученики в заключение урока могут исполнить песню в любом составе или сольно.

Минимальные требования к техническому оснащению: кабинет с фортепиано, компьютер, видеопроектор, экран для демонстрации слайдов или телевизор.

Содержание:

  1. Женские голоса:

Сопрано – высокий женский голос с диапазоном: до-первой октавы до фа-ля третьей октавы. Рабочий диапазон сопрано:

В западной традиции существует более «дробная» классификация. В частности, колоратурное сопрано подразделяют на 2 подтипа — драматическое и лирическое. Так, партию Царицы Ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта» чаще отдают исполнительнице с драматической насыщенностью в голосе, тогда как Цербинетту в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса традиционно исполняют легкие, лирические «колоратуры». В российской традиции подобная дробность отсутствует.





Классификация

По диапазону

Тембрально

Особенность тембра

Сопрано

Фа малой октавы-Ля третьей октавы

Общий


Драматическое сопрано

Си малой октавы-До третьей октавы

Лирико-драматическое

Плотный нижний регистр

Лирическое сопрано

До первой октавы-До третьей октавы


Мягкость тембра, выразительность в кантилене

Колоратурное сопрано

До первой октавы-Фа третьей октавы

Лирико-колоратурное

Прозрачность тембра, свобода звучания в верхнем регистре. Ноты головного звучания



Альт – низкий женский голос в хоре.

В вокальной музыке существуют следующие разновидности женских голосов, отличающихся более низким звучанием:

Меццо-сопрано (итал. mezzo-soprano от mezzo — половина, середина и soprano — верхний) — женский певческий голос с рабочим диапазоном от Ля малой октавы – До третьей октавы. Некоторые роли, предназначенные для сопрано, часто исполняют меццо-сопрано. Это придает ролям полноту и драматическую глубину, что часто им подходит. К таким ролям относятся Деспина в опере «Так поступают все» и Церлина в «Дон Жуане» Моцарта. Эти примеры показывают, что граница между сопрано и меццо-сопрано чётко не определена.

Рабочий диапазон Меццо-сопрано:

В русской исполнительской традиции меццо-сопрано значительно отличаются по тембру от центральных и высоких сопрано. Для них характерен крупный, глубокий звук, очень насыщенный по окраске и несколько тяжеловесный. В западной же традиции разница между меццо-сопрано и центральным лирическим сопрано лишь в диапазоне, при этом меццо-сопрано имеют явный «сопрановый» звук, довольно светлый, и обладают большой подвижностью голоса.

Контральто (итал. contralto) — самый низкий женский певческий голос глубокого грудного бархатистого тембра. Рабочий диапазон: Фа малой октавы-Фа второй октавы. В опере композиторы часто писали для контральто партии мальчиков-подростков и юношей.

Рабочий диапазон Контральто:



  1. Мужские голоса:

Тенор, баритон, бас.

Тенор:

  • тенор-альтино

  • лирический тенор

  • лирико-драматический тенор

  • характерный тенор

  • драматический тенор

высокий мужской певческий голос. Рабочий диапазон: До малой октавы – До-Ре второй октавы.

Тенор-альтино обладает звонкими высокими нотами, способный достигать ми-соль второй октавы. Звучит прозрачно, легко. Обычно этот голос не бывает особенно сильным.

Лирический тенор — мягкий по тембру, нежный, женственный.

Лирико-драматический тенор исполняет партии широкого диапазона как лирические, так и драматические. Однако по силе звука и драматизму уступает чисто драматическому голосу.

Характерный тенор — голос своеобразного тембра, предназначенный для исполнения небольших «специфических» партий, содержащих ряд островыразительных, «характерных» штрихов

Драматический тенор — крупный голос, имеющий большой динамический размах, призванный выражать самые сильные драматические ситуации.

Рабочий диапазон тенора:




Баритон (итал. baritono, от др. греч. βαρύτονος — низкозвучащий, от βαρύς — тяжёлый и τόνος — тон) — мужской певческий голос, по высоте средний между басом и тенором. Рабочий диапазон: ля большой октавы — ля первой октавы. Различают лирический баритон — более мягкий и подвижный, близкий к драматическому тенору, и драматический баритон — более мужественный и сильный, близкий к басу.

Когда кастраты потеряли своё первенствующее значение в опере, композиторы, как, например, Моцарт (в Дон Жуане), стали поручать баритонам самые ответственные партии. В новейшие времена в большинстве случаев преобладающее значение в опере имеет тенор.

Рабочий диапазон баритона:





Разновидности баритона:

  • лирический баритон

  • лирико-драматический баритон

  • драматический баритон

Лирический баритон (тенор-баритон, баритональный тенор), звучащий легко, лирично, близок к теноровому тембру, но типично баритонального оттенка. Партии, написанные для этого голоса, имеют наиболее высокую тесситуру.

Лирико-драматический баритон, обладающий светлым, ярким тембром и значительной силой, может исполнять как лирические, так и драматические партии.

Драматический баритон (бас-баритон, баритональный бас) — голос более тёмного звучания, большой силы, мощного звучания на центральном и верхнем участках диапазона. Партии драматического баритона более низки по тесситуре, но в моменты кульминации поднимаются и до предельных верхних нот.

Бас (от итал. basso — «низкий») — наиболее низкий мужской певческий голос. Отличается большой глубиной и полнотой звучания.

Разновидности

по высоте

  • высокий бас (бас-кантанто)

  • центральный бас

  • низкий (бас-профундо)

по характеру

  • комический бас (бас-буффо)

  • характерный бас

Высокий бас, бас певучий (кантанто), имеет рабочий диапазон до соль первой октавы наверху. Этот голос светлого, яркого звучания, напоминающий баритональный тембр.

Центральный бас обладает более широкими возможностями диапазона, тембр носит ярко выраженный басовый характер. Этим голосам доступны не только партии с высокой тесситурой, но и партии, требующие насыщенного звучания нижнего диапазона до фа большой октавы.

Низкий бас имеет особенно густой басовый колорит, более короткий верхний участок диапазона, обладает глубокими, мощными низкими нотами.

Рабочий диапазон баса:

Ансамбли и хоры:

Солист (от лат. solus один, только) — это личность, лидирующая в каком-либо коллективе (творческом, редко спортивном или т. п.). Чаще всего термин «солист» используется в музыкальном и танцевальном исполнительском искусстве.

Если один выступает артист,

Он играет или поёт,

Мы говорим: «Это-солист,

Он сольный концерт даёт»



Дуэт (итал. Duetto — двойка):

  • музыкальное сочинение для двух инструментов или двух голосов с инструментальным сопровождением. Каждая партия дуэта имеет самостоятельный характер. Форма инструментального дуэта обширнее, вокального — более простая. Вокальный дуэт пишется как самостоятельный концертный номер или входит в состав вокально-инструментального сочинения, например оперы;

  • любой артистический коллектив из двух человек: дуэт певцов, музыкантов, танцоров, актеров театра или кино.

Взгляните, ребята на этот портрет:

артисты вчера исполняли дуэт

Три́о (итал. trio от лат. tria — «три») — музыкальный ансамбль из трёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов.

    • Ансамбль из трёх исполнителей-инструменталистов или вокалистов. По составу исполнителей различают: инструментальное, вокальное (терцет), и вокально-инструментальное. По составу инструментов различают — однородные (например: струнные смычковые, деревянные духовые, тромбоны), и смешанные (например: смычковые с фортепиано, с духовыми инструментами, с арфой и т. д.). Трио, обычно именуемое фортепьянным, включает, как правило, фортепиано. Обычный состав джазового — фортепиано (или гитара), контрабас и ударные.

    • Музыкальное произведение для трёх инструментов или певческих голосов. Инструментальное трио наряду со струнным квартетом принадлежит к наиболее распространённым разновидностям камерной музыки} и происходит от старинной трио-сонаты XVII — XVIII веков. Ведущее место занимает жанр фортепианного трио (скрипка, виолончель, фортепиано), зародившийся в середине XVIII века в творчестве композиторов мангеймской школы. Первые классические образцы такого трио принадлежат Йозефу Гайдну.

    • Средняя часть (раздел) трёхчастной инструментальной пьесы, танца, марша, обычно контрастирующая с более быстрыми крайними частями. Возникло в 17 веке.

    • Трёхголосная органная пьеса для двух клавиатур и педали, в которой благодаря различному регистру клавиатур создаётся тембровый контраст между голосами.

  • Также трио — любой артистический коллектив из трёх человек: трио певцов, музыкантов, танцоров, актеров театра и кино. В переносном смысле — любой коллектив из трёх людей, имеющий общую деятельность.

Трое в ансамбле поют иль играют - значит, их ….

терцет называют

Кварте́т — музыкальный ансамбль из четырёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов.

По составу исполнителей различают вокальный, инструментальный и вокально-инструментальный ансамбли. По составу инструментов различают однородные (например, струнный квартет) и смешанные ансамбли.

Раз дуэт и два дуэт

Получается квартет

Квинтет (итал. quintetto от лат. quintus — «пятый») — музыкальный ансамбль из пяти музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов.

  1. Ансамбль из пяти исполнителей-инструменталистов или вокалистов. В камерно-инструментальной музыке квинтеты могут быть однородными (пять струнных смычковых, пять деревянных духовых, пять медных духовых инструментов и т. д.) и смешанными (смычковые с фортепиано, с духовыми инструментами, с арфой и т. д.).

  2. Музыкальное произведение для пяти инструментов или певческих голосов.

Никакого секрета

здесь нет:

пять музыкантов -

это квинтет

Хор (др.-греч. χορός — толпа) — хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.

Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы.

Типы хоровых коллективов

В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:

  • смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;

  • мужской хор — состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) еще более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;

  • женский хор — состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;

  • детский хор — состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.

Минимальное количество певцов в одной хоровой партии - 3 человека.

С точки зрения манеры пения различают:

  • академические хоры — поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического (оперно-концертного) певческого тона;

  • народные хоры — поющие в народной манере.

Проверь себя:

Кроссворд «Певческие голоса»

Вопросы по горизонтали:

1. Высокий мужской голос

2. Низкий женский голос

3. Высокий женский голос

4. Низкий мужской голос

5. Высокий голос мальчика











Ответы:

  1. Тенор

  2. Альт

  3. Сопрано

  4. Бас

  5. Дискант.



Список источников:

  1. Арановский М., Михеева Л., Фрумкин В. Поговорим о музыке – Ленинград: Музыка, 1965


2. Анимированные картинки с Детского интернет - портала «Санька – Бешеный Кролик» - Главная - Раздел «Развлечение» – «Анимашки»


3. Фото хоровых коллективов с интернет – сайтов


4. «Глоссарий» интернет-словарь


5. С.Ю.Ожегова и Н.Ю.Шведовой Толковый словарь русского языка - Москва: «Русский язык», 1975




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
По стране певцов

Автор: Квачёва Ольга Михайловна

Дата: 15.04.2019

Номер свидетельства: 507160

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Литературно-музыкальная композиция "Венец певца - венец терновый" "
    ["seo_title"] => string(74) "litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-vieniets-pievtsa-vieniets-tiernovyi"
    ["file_id"] => string(6) "132305"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416323875"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по теме " Путешествие в страну Звуков и букв" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-tiemie-putieshiestviie-v-stranu-zvukov-i-bukv"
    ["file_id"] => string(6) "114148"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411316486"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(288) "Коррекционно-развивающая деятельность со старшими дошкольниками по эмоциональной сфере «Театральная страна» (с использованием инновационных технологий). "
    ["seo_title"] => string(169) "korriektsionno-razvivaiushchaia-dieiatiel-nost-so-starshimi-doshkol-nikami-po-emotsional-noi-sfierie-tieatral-naia-strana-s-ispol-zovaniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "116789"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412610463"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "«В певческой стране. У кого какой голос?» "
    ["seo_title"] => string(43) "v-pievchieskoi-stranie-u-kogho-kakoi-gholos"
    ["file_id"] => string(6) "206351"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430154570"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Сценарий тематического мероприятия "День Республики Башкортостан""
    ["seo_title"] => string(67) "stsenarii_tematicheskogo_meropriiatiia_den_respubliki_bashkortostan"
    ["file_id"] => string(6) "614131"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1664524636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства