Цель: психологически настроиться на исполнение программы Задачи: - необходимо играть без остановок, не фиксировать внимание на недостатках, охватить каждое произведение целиком, - концентрировать все свои силы на этой задаче, воспитывая важные исполнительские качества; Цель: развитие полифонического слуха в процессе работы над произведением. Задачи: - добиваться нужной артикуляционной окраски каждого голоса; - научиться выразительно исполнять каждый голос и правильно передавать характер их методического развития; - одновременное ведение голосов и их сочетание в единое целое; - уметь различать голоса в темброво-динамическом отношении. Цель: добиваться эффективных результатов работы над различными гармоническими фигурациями. Задачи: - добиваться полной свободы и непринужденности при помощи определенных способов и приемов; - мыслить не горизонтально, а вертикально; - развитие гармонического слуха; - анализировать и сопоставлять гармонические последовательности. Цель: добиваться абсолютной ровности и беглости, текучести, плавности звуковых последовательностей. Задачи: - овладеть некоторыми способами и приемами игры, улучшающими качество звучания; - играть, касаясь клавиш кончиками пальцев так, чтобы пассажи «текли» легко и красиво. Цель: достигать совершенства в области техники октав, аккордов, глиссандо. Задачи: - сосредоточиться на работе кисти, плеча и предплечья; - правильное использование предплечья и плеча; - развитие ощущения интервалов, уверенность, силу игры; - контролировать четкость всех пальцев; - обеспечить свободу переносов рук; - самоконтроль. Цель: формирование музыкальной культуры; обогатить представление учащихся яркими художественными впечатлениями, что послужит стимулом для его дальнейшей самостоятельной работы. Задачи: - осмысленное восприятие музыки; - накопление учащимися музыкального опыта, необходимого для формирования определенных навыков и умений; - расширение музыкального кругозора. | 1. Прослушивание программы И.С.Бах ХТК II том Прелюдия и Фуга Соль-мажор. Л.Бетховен Соната №14 III часть. К.Черни Этюд До мажор. Ф. Шуберт Экспромт Ми бемоль мажор. Л.Жуманова Восточный танец. Краткая оценка исполнения 2. И.С.Бах. Прелюдия и фуга Соль-мажор 1) Проверка домашнего задания: - исполнение каждого голоса отдельно - движение к основным, опорным звукам. 2) Способы и приемы: - «замахи» пальцев на нижние основные звуки, добиваясь освобождения запястья от излишнего напряжения - способ вычленения. Оставлять нужные основные звуки, вертикальное мышление - игра пунктиром в основные звуки - беззвучное исполнение второстепенных звуков (качание клавиш, не нажимая их) -при взятии повторяющегося звука, не отпускать больше данную клавишу и не давать ей полностью подняться во все время исполнения фигуры, а нажимать ее с половины, из полуподнятого положения, остальными пальцами играть «зацепившись» рукой за «повторяемую» клавишу, образующую как бы точку опоры игрового рычага. 3. Работа над произведением. Л.Бетховен Соната №14 III часть. Арпеджио в правой руке. Способы и приемы: - собрать арпеджио в правой руке в аккорды; - медленная работа над артикуляцией пальцев, уделяя особое внимание вертикальности удара большого пальца и точности указательного; - чередование акцентов первого и пятого пальцев укрепляют положение руки; - специально поработать над средними пальцами, они важны для полнозвучия аккордов. Арпеджио следует играть, ускоряя темп, изыскивая всевозможные оттенки. Гибкая кисть способствует изменению оттенков звучания: прикасаться к клавишам слегка, извлекать звук энергично. Эти поиски развивают технику, помогают одинаково свободно и легко исполнять арпеджио самого различного характера. Чередование двух звуков в левой руке. - добиваться звуковой и ритмической ровности путем смещения акцентов и смены метрической пульсации; - увеличение количества звуков на один удар. Необходимо точно ощущать доли такта, игра должна сопровождаться счетом. 4. Ф.Шуберт. Экспромт Ми бемоль мажор I часть. Мелкая моторная техника. Способы и приемы: - медленная игра, работа над звуком, над его качеством; - фразировка, найти опорные звуки, добиваться единства движения; - избавиться от толчков, добавочных взмахов, подбрасываний локтя и запястья, вихляния плеч, головы, туловища; - при увеличении темпа достичь экономность движений: исключить высокий подъем пальцев, большие смещения руки при подкладывании 1-го пальца, поворотах, сменах позиции. Каждое лишнее движение – задержка. Чем быстрее темп – тем меньше, ближе должны быть движения; - преувеличенно акцентировать те ноты, которые подлежат выделению или приходятся на слабые пальцы; - учитывая сравнительную «грузность» 1-го пальца, его тенденцию «выскакивать» из ровной звуковой линии, играть им ближе, легче, тише, чем другими пальцами. 5. К.Черни. Этюд До мажор. Л.Жуманова. Восточный танец. Октавы. Аккорды. Глиссандо. Способы и приемы работы над октавной техникой: 1. Первое требование – «крепкое» звучание обоих пальцев. Гибкое запястье. 2. Октавы брать чуть сбоку, словно арпеджируя от верхнего звука к нижнему. В быстром темпе этот прием порождает легкое колебательное движение предплечья и кисти от 5-го пальца к 1-му и обратно. 3. Ориентироваться на черные клавиши; 4. Применять в игре не только 5-ый палец, но и 4-ый (а если возможно, то и 3-ий); 5. Большую пользу приносит «техническая» фразировка. Способы и приемы работы над аккордами: 1. Совершенное одновременное взятие всех звуков аккорда. Аккорд берется рукой, летящей сверху вниз не отвесно, а несколько сбоку, в направлении от 5-го пальца к 1-му, причем рука начинает «полет» в мягко-собранном положении, со свободно сближенными пальцами, раскрывающимися и крепко становящимися на свои места лишь в самый момент соприкосновения с клавиатурой. 2. Предохранять руки от «зажима». 3. Обратить внимание на середину аккордов. Именно на нее должна опираться рука как в «ползучих» аккордах, сцепленных общими звуками. 4. Арпеджированные аккорды брать не «кое-как», а «развертывая» звук за звуком, в очень равномерной и отчетливой последовательности. 5. Выравнивание звучности аккорда достигается путем слуховой тренировки. Внимательно вслушиваться в звучание каждого звука в отдельности. 6. Придавать аккордам различную звуковую окраску. Средство «окраски» аккорда является тонкая градуировка силы звуков, входящих в него. Глиссандо – специфический вид фортепианной техники: 1. Не допускается тренировка в медленном темпе. 2. При игре меньше наклонять палец, держать его почти вертикально на протяжении всего пассажа, подставлять ребрам клавиш не мякоть пальца, а его ноготь, не погружать палец до дна начальной клавиши. 3. Начинать «скольжение» не снизу, со дна начальной клавиши, а сверху, с воздуха, издалека (то есть раньше, левее начальной клавиши), плавно опускаясь «планируя» на клавиатуру. 4. Употреблять различные пальцы – один третий, второй и третий, второй, третий и четвертый вместе, - держать руку в обычном игровом положении, то есть ладонью вниз, а не вверх; только кисть повернута вправо, к 5-му пальцу и сплющена так, что 1-ые фаланги пальцев оказываются в одной плоскости с пястью, а последние фаланги подогнуты под первые. 6. Слушание музыки (использование технических средств звукозаписи). И.С.Бах. Прелюдия и фуга. Соль-мажор. Л.Бетховен. Соната №14 III часть К.Черни. Этюд. До мажор. Задание: следить по нотам за движением и развитием музыки. | - репродуктивные (исполнение программы); - закрепление знаний в разных видах учебной деятельности; - метод поисковых ситуаций; - знакомство с новыми навыками и умениями, использование при этом творческих приемов; - метод вычленения наиболее сложных построений; - метод попутных поправок; - метод поощрения; - метод показа; - метод словесных пояснений и образных сравнений; - метод утрирования недостатков ученического исполнения с тем, чтобы сделать их более рельефными; - метод наглядности; - метод анализа; - метод эмоционального воздействия. |