kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему: "Средства музыкальной выразительности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок преподавателя высшей квалификационной категории МБОУДОД "Погарская детская школа искусств" Сидоренко Ольги Владимировны. Урок проводится с ученицей 1-го класса Яковец Полиной. Тема урока: "Средства музыкальной выразительности". 

Цель урока:

Общее музыкальное развитие.

Форма урока:

Индивидуальный урок.

Задачи:

Образовательные:

  • Освоение учащимся новых теоретических знаний;
  • Развитие навыка ориентации в клавиатуре инструмента;
  • Умение анализировать музыкальный материал, применяя полученные теоретические знания.

Воспитательные:

  • Развитие музыкального и общего кругозора.

Развивающие:

  • Развитие воображения и творческой фантазии;
  • Развитие тембро-динамического слуха;
  • Развитие музыкального мышления.

Здоровьесберегающие:

  • Правильная посадка, постановка инструмента, положение рук на клавиатуре;
  • Выполнение  упражнений для отдыха и расслабления мышц.

Методы реализации поставленных задач:

  • Словесный;
  • Наглядный;
  • Практический;
  • Анализа и синтеза;
  • Эмоционального воздействия.
  • Творческий (проблемно-поисковый)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«открытый урок на тему: "Средства музыкальной выразительности" »

Открытый урок по специальности «Аккордеон»


Урок проводит преподаватель

высшей квалификационной категории

МБОУДОД «Погарская ДШИ» –

Сидоренко Ольга Владимировна

Ученик – Яковец Полина, 1 класс


Тема урока:

Средства музыкальной выразительности


Цель урока:

Общее музыкальное развитие.


Форма урока:

Индивидуальный урок.

Задачи:

Образовательные:

  • Освоение учащимся новых теоретических знаний;

  • Развитие навыка ориентации в клавиатуре инструмента;

  • Умение анализировать музыкальный материал, применяя полученные теоретические знания.

Воспитательные:

  • Развитие музыкального и общего кругозора.

Развивающие:

  • Развитие воображения и творческой фантазии;

  • Развитие тембро-динамического слуха;

  • Развитие музыкального мышления.

Здоровьесберегающие:

  • Правильная посадка, постановка инструмента, положение рук на клавиатуре;

  • Выполнение упражнений для отдыха и расслабления мышц.


Методы реализации поставленных задач:

  • Словесный;

  • Наглядный;

  • Практический;

  • Анализа и синтеза;

  • Эмоционального воздействия.

  • Творческий (проблемно-поисковый)


Технические средства:

Музыкальный инструмент (аккордеон), музыкальный инструмент (флейта), стул, подставка для нот, нотный материал, ноутбук, наглядные пособия.

Структура урока:


План урока


№ п/п

Вид деятельности

Хронометраж

1.

Организационный момент

(приветствие, озвучивание темы урока, цель урока)

2 минуты

2.

Повторение изученного ранее теоретического материала по теме урока.

3 минуты

3.

Гамма До мажор

(анализ средств музыкальной выразительности, используемых при исполнении гаммы)

3 минуты

4.

Работа над пьесами (с анализом используемых средств музыкальной выразительности)

25 минут

5.

Физминутка

2 минуты

6.

Прослушивание медиафайлов с использованием иллюстративного материала

5 минут

7.

Объяснение нового теоретического материала к теме урока «Средства музыкальной выразительности - тембр»

1 минута

8.

Игровой момент на закрепление полученных знаний

2 минуты

9.

Подведение итогов урока с выставлением оценки, задание на дом

2 минуты


1. Организационный момент

Приветствие, знакомство с учеником, оглашение темы урока, цели урока.


2. Повторение изученного ранее теоретического материала

по теме урока.

Средства музыкальной выразительности – это особый язык, на котором с нами разговаривает музыка (т.е. как музыка становится музыкой). Мы уже знаем 9 средств музыкальной выразительности. Повторим их, используя иллюстрацию «Солнышко» (смотреть приложение «Средства музыкальной выразительности»). Ребёнок отвечает с помощью преподавателя.

1)Мелодия – (это то, что можно спеть или сыграть) основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Самое главное средство музыкальной выразительности. Мелодия может быть разной - плавной и отрывистой, весёлой и грустной. 

2)Ритм (это то, что можно простучать или прохлопать) В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце - сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм - утро, день, вечер и ночь. Смена времён года - это ритм планеты. Ритм в переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.
Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия.

3)Размер. Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. Музыкальные размеры бывают разные: две четверти, три четверти и т. д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать в соответствии с размером. Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные, определённые размеры, и поэтому они легко узнаваемы на слух (например, вальс – три четверти).

4)Темп. Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный.

5)Лад В музыке существуют два контрастных лада - мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями как светлая, радостная, а минорная как задумчивая, печальная. 

6)Штрих –форма, качество звука, способ звукоизвлечения. Основные штрихи: легато (связное исполнение), нон легато (не связное, раздельное) и стаккато (отрывистое). Использование штриха обусловлено характером или жанром произведения. Как правило, штрих легато используется в произведениях напевного кантиленного характера, а стаккато, к примеру, в танцевальной музыке.

7)Динамика – сила звука. От тихого звучания к яркому, насыщенному, и наоборот. Используемые обозначения: f, ff, p, pp, mf, mp.

8)Жанр – это 3 кита, на которых держится музыка: марш, танец и песня. Каждому жанру будут соответствовать свой темп, штрих, динамика, размер и т.д.

9)Регистр – высота расположения нотной записи (низкий регистр, высокий, средний).

А теперь перейдём к основной практической части урока, где мы будем исполнять музыкальные произведения и анализировать, какие средства музыкальной выразительности мы используем для раскрытия характера музыкального произведения, т.е. для достижения выразительности исполнения.

3. Работа над гаммой До мажор.

Вопрос ученику: «Что такое гамма и для чего мы её играем?»

Ученик: «Это нотки, которые расположены по порядку вверх и вниз. Играем гамму, чтобы развивались пальчики»

Преподаватель: «Ответ верный.

Исполняем гамму правой рукой штрихами нон легато, стаккато, легато, две легато-две стаккато («мама-папа»), две стаккато-две легато («папа-мама»).

Следим за положением руки на клавиатуре.

Вопрос ученику: «Какие средства музыкальной выразительности мы использовали при игре гаммы?» (мелодия, ритм, темп, динамика, лад)

По гамме задание на дом: играть с динамикой, правильной сменой меха, штрихами.



4. Работа над пьесами.

В работе музыкальное произведение Иванникова «Ёжик». Преподаватель предлагает посмотреть на рисунок, который Полина нарисовала к этому произведению.

Перед началом игры преподаватель настраивает на ровное исполнение в умеренном темпе, с проставленной сменой меха. После проигрывания по нотам делает необходимые замечания. В случае необходимости отрабатываются отдельные места. Затем ученику предложено сыграть произведение наизусть. Обсуждение исполнения, замечания.

Вопрос ученику: «Какие средства музыкальной выразительности мы использовали при исполнении этого произведения?»

Ребёнок должен перечислить: мелодия, ритм, темп, размер, лад, динамика, штрих и попытаться определить жанр.

Задание по пьесе на дом: готовить к сдаче на оценку, играть с соблюдением смены меха.

Преподаватель: «Я вижу, что ты устала и предлагаю немножко отдохнуть, снять инструмент и сделать несколько упражнений на расслабление мышц рук, плеч и предплечья.» (Вместе с преподавателем делают упражнения «Шалтай-болтай», «Мячики» и др.)

Преподаватель: «Переходим к следующему произведению. Это унп «По дороге жук, жук». Предлагаю посмотреть какой красивый рисунок Полина нарисовала к этой песенке. А ещё она знает стихотворение к этой пьесе и сейчас нам его расскажет»

Ученик: «По дороге жук, жук, по дороге чёрный. Посмотрите на меня, какой я проворный.»

Перед игрой преподаватель настраивает ребёнка, делает необходимые замечания. Игра по нотам с верной сменой меха. Во второй строчке выделенное место проигрывается несколько раз отдельно левой рукой, т.к. по вине левой руки возникает небольшая остановка. Затем это строка проигрывается двумя руками уже без остановок. Заключительное проигрывание от начала до конца наизусть.

Вопрос ученику: «Какие средства музыкальной выразительности ты использовала?» Ученик должен перечислить: мелодия, ритм, темп, динамика, размер, лад, штрих.

Вопрос ученику: «В каком жанре написана эта пьеса?»

Ученик: «Это песня»

Вопрос: «Полина, а как ты считаешь, почему в этом произведении использован штрих легато, а не стаккато?»

Ученик должен ответить, что в песенном жанре чаще используется штрих легато для передачи плавности голосоведения.

Задание на дом по пьесе: выучить уверенно наизусть, мех вести плавно, без толчков.

Преподаватель: «А теперь снова снимем аккордеон. Ты немного отдохнёшь и послушаешь музыку. Может быть она покажется тебе знакома?»

Звучит унп «По дороге жук, жук» в исполнении флейты.

Преподаватель: «Полина, ты узнала эту песенку? Конечно, её трудно не узнать. Но небольшое отличие всё-таки есть. Какое?»

Ребёнок угадал произведение и то, что оно исполнялось не на аккордеоне, а «на дудочке».

Преподаватель: «Молодец, Полина. Эта дудочка называется флейта. И у меня для тебя есть маленький сюрприз». Преподаватель показывает ребёнку флейту и предлагает попробовать на ней поиграть.

Преподаватель: «Мы с тобой прослушали одно и то же музыкальное произведение в исполнении разных инструментов. Это обстоятельство не помешало нам узнать знакомую мелодию. А скажи, пожалуйста, если ты закроешь глаза, а тебя будут называть по имени сначала мама, а потом, к примеру, папа, ты угадаешь, кто из них тебя окликнул? Не ошибёшься?»

Ученик: «Конечно, нет»

Преподаватель: «Я тебе расскажу, почему так происходит. Голос каждого человека имеет свою неповторимую окраску, как и звук, который издаёт музыкальный инструмент. Окраска звука называется тембр.
Благодаря тембру мы можем различать голоса человека на слух. Тембр – это тоже средство музыкальной выразительности. Вот новый материал нашего сегодняшнего урока.

Надеюсь, ты уже отдохнула, и мы продолжим дальше наше занятие. Следующая пьеса в работе «Полька» Д.Кабалевского.

Преподаватель: «Расскажи нам, что такое полька. Наверное, это марш?»

Ученик: «Нет, это танец»

Преподаватель: «Умница, ты ответила верно. Полька это чешский народный танец, достаточно подвижный и заводной, исполняется парами. Как правило польки пишутся в размере две четверти.

Наша полька пока играется только по нотам. Постараемся сыграть её в небыстром темпе, чётким штрихом стаккато и с правильной сменой меха.»

После проигрывания преподаватель делает соответствующие замечания и в случае необходимости идёт работа по устранению неточностей в игре.

Преподаватель: «Полина, перечисли, пожалуйста, какие средства музыкальной выразительности мы использовали при исполнении польки.»

Ребёнок должен назвать: мелодия, ритм, лад, штрих, темп, динамика, жанр.

Преподаватель: «Ответь, пожалуйста, на вопрос, почему при исполнении польки мы отдали предпочтение штриху стаккато?»

Ученик: «Потому что это танец. При его исполнении могут использовать подскоки, притопывания, хлопки в ладоши. А штрих стаккато лучше передаёт такой задорный характер.»

Преподаватель: «Молодец, ты всё верно сказала. Я бы особо хотела обратить твоё внимание на смену меха. Применительно к нашему инструменту смена меха – тоже очень важное средство музыкальной выразительности. Если мы будем менять его на длинных нотах, то полностью исказим мелодию и замысел автора.

Поэтому, по этой пьесе задание на дом: точно отработать смену меха. Продолжаем наше занятие. Сейчас мы снимем аккордеон, ты отдохнёшь и послушаешь нашу польку в исполнении небольшого оркестра. Тем самым мы закрепим с тобой новую тему «Тембр» и ты узнаешь о новых музыкальных инструментах»

Идёт слушание музыки. Далее преподаватель показывает фотографии фагота и ксилофона – инструментов, которые участвовали в исполнении польки.

Преподаватель: «Не показался ли тебе какой-то инструмент знакомым?»

Ученик: «Да, здесь тоже играла флейта»



5. Игровой момент.

Преподаватель: «Работу над пьесами мы завершили. Освоили новые знания. А сейчас немного поиграем в игру на закрепление пройденного материала. Игра называется «Зайка-знайка». Мы с тобой часто играем на уроках в эту игру, поэтому правила ты знаешь.» (Смотреть приложение игра «Зайка-Знайка»)

(Преподаватель объясняет присутствующим суть игры:

В игре используется иллюстрация – нарисованная полянка. Кружочками обозначено перемещение зайчика из своей норки (чёрный кружочек). Каждый правильный ответ приближает зайчика на один кружочек (один балл) к пятёрочке, а каждый неверный – удаляет. Зайчик должен выбраться из своей норки и суметь получить пятёрочку. Поможем ему в этом!)

Для игры могут быть заданы вопросы по всему пройденному материалу, на пример:

- что такое мелодия?

- где пишется ре малой октавы?

- как надо исполнять штрих стаккато? И т.д.


6.Подведение итогов урока. Выставление оценки. Задание на дом.


Ну, а теперь подведём ИТОГ.

Мы с тобой познакомились с новым средством музыкальной выразительности – тембром. Все сыгранные произведения мы анализировали, применяя теоретические знания о средствах музыкальной выразительности. При игре старались следить за правильностью посадки и положением рук. Для отдыха и расслабления мышц проделали ряд упражнений. Ты познакомилась с новыми музыкальными инструментами – флейтой, фаготом и ксилофоном. Знания, полученный на предыдущих уроках, мы закрепили в игровой форме.

Я могу с уверенностью сказать, что на сегодняшнем уроке мы с тобой расширили наш кругозор, а тем самым цель урок – общее музыкальное развитие – на данном этапе обучения - нами достигнута.

Сегодня ты хорошо работала на уроке. Отвечала на мои вопросы, старалась выполнять все замечания. Нам очень понравились твои рисунки. Ты заслуженно получаешь оценку ОТЛИЧНО.

Домашнее задание будет записано тебе в дневник.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
открытый урок на тему: "Средства музыкальной выразительности"

Автор: Сидоренко Ольга Владимировна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139466

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Открытый урок "Средства музыкальной выразительности" "
    ["seo_title"] => string(52) "otkrytyi-urok-sriedstva-muzykal-noi-vyrazitiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "236881"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444176595"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ""Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения""
    ["seo_title"] => string(72) "osvoenie_sredstv_muzykalnoi_vyrazitelnosti_na_nachalnom_etape_obucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "551833"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590707345"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Темп – средство музыкальной выразительности"
    ["seo_title"] => string(39) "tiempsriedstvomuzykalnoivyrazitielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "293352"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455462276"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Открытый урок  По предмету «Музыкальная литература»  Тема: «Синемафония». на примере 1 части симфонии № 7 «Ленинградской»  Д.Д. Шостаковича. "
    ["seo_title"] => string(139) "otkrytyi-urok-po-priedmietu-muzykal-naia-litieratura-tiema-siniemafoniia-na-primierie-1-chasti-simfonii-7-lieninghradskoi-d-d-shostakovicha"
    ["file_id"] => string(6) "222697"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436705189"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Тема: «Работа над выразительными художественными средствами исполнения на калмыцкой домбре»"
    ["seo_title"] => string(89) "tiemarabotanadvyrazitielnymikhudozhiestviennymisriedstvamiispolnieniianakalmytskoidombrie"
    ["file_id"] => string(6) "306441"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458130540"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства