Учитель музыки МБОУ гимназии г. Советский ХМАО Тюменской обл. Пелагеина Елена Владимировна
1. Познакомить со звучанием музыкальных инструментов: жалейки, дудочки;
2. Повторить комплекс дыхательных упражнений;
3. Продолжить работу по технике игры на свирелях;
4. Совершенствовать умение анализировать музыкальный материал;
5. Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся в рамках темы.
1.Развивать музыкальный уровень учащихся, способность чувствовать, понимать, любить
явления искусства.
2. Развивать память и речь, музыкальный слух, ритм.
1.Воспитывать умение работать в коллективе, уважительно относиться друг к другу.
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1.Организационный момент. Психологический настрой. | Эмоциональный настрой на урок. | Учитель приглашает детей в класс под музыку («Камышинка дудочка», русская народный песня) Здравствуйте, ученики! -Здравствуйте, учитель! | Учащиеся входят в класс под музыку Музыкальное приветствие | Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку. | Фронтальный. Наблюдение учителя. |
| Обеспечение мотивации. Слайд 1 | -Ребята, какой сегодня день? -Первый день весны. Я вас всех поздравляю с этим днем. -Посмотрите на нашу фотографию, какое яркое весеннее солнце нас приветствует. Я хочу, чтобы каждый из вас улыбнулся. Подарите свои улыбки мне, соседу слева, соседу справа. Вот с таким хорошим настроением мы начинаем наше занятие. | -1 марта Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Умение участвовать в диалоге, слышать собеседника, точно высказывать свои мысли. | Фронтальный. Устные ответы |
2. Исполнение песни Повторение пройденного | Слайд2 Исполнение песни Г. Струве «Моя Россия» Артикуляционная гимнастика | - Есть немало композиторов, воспевающих красоту природы нашей России. Перед тем, как мы исполним песню «Моя Россия» Георгия Струве, предлагаю провести музыкальную разминку Артикуляционная гимнастика: упражнение «Щеточка» языком чистим зубки, «Укольчики» языком вправо, влево Покусали язычок Упражнение на дыхание: вдох, выдох с поворотом головы. -С кем сравнивает композитор Россию? -С какой интонацией будем исполнять песню? (исполнение песни) | Слова песни звучат неторопливо, широко, распевно, протяжно. С девочкой -С мамой - Нежно, задумчиво, ласково, | Умение плавно исполнять песню, с интонацией | Фронтальный. Исполнение песни |
3. Актуализация опорных знаний. | Слайд 3 Слушание песни Камышинка – дудочка Слайд4 | -Ребята, когда вы входили в класс, звучала песенка. О каком инструменте шла речь в песне? -К какой группе музыкальных инструментов относится дудочка? -Почему? Какие еще духовые музыкальные инструменты вы знаете? | - О дудочке. - Камышинка – дудочка - Духовым -Чтобы инструмент зазвучал, нужно подуть - Свирель, рожок, флейта, жалейка | Умение участвовать в диалоге, слышать собеседника, точно высказывать свои мысли. | Фронтальный. Устные ответы |
4. Постановка цели урока. | Принятие целей учебно- познавательной деятельности. | Сегодня мы поговорим о духовых музыкальных инструментах. Сравним их звучание, что у них общего и в чем различие. Вспомним музыкальные песенки и исполним их на свирелях. | Слушают объяснение учителя и формулируют учебную задачу. | Принимать и выполнять учебную задачу. | Фронтальный. Наблюдение учителя. |
5. Освоение новых знаний и способов деятельности. | Слайд 4 Слайд 5 Слушание: Звучание жалейки Свирели Слайд 6 Слайд7 Слайд8 Слайд9 Слайд 10 Слайд 11 | -Перед вами три инструмента. Что вы видите общего и чем они отличаются внешне? Назовите отличия. А кто знает, почему такое название у жалейки? -Что услышали в звучании жалейки? Какой голос, тембр у этого инструмента? - Вспомните, что такое тембр? -О каком музыкальном инструменте пойдет речь? Приложил к губам я трубку, Полилась по лесу трель. Инструмент тот очень хрупкий, Называется … Послушаем, как звучит свирель и сравним со звучанием жалейки - Как звучал голос у свирели? - Выше или ниже тембра у жалейки? Как же появилась свирель? - (рассказ учителя о времени появления )Легенда появления свирели Действительно веселиться и радоваться плакать и петь может свирель. - Из чего же изготавливали свирели? | Слушают музыку, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы: - Дудочка, рожок и жалейка сделаны из дерева. - Их называют духовые, деревянные -У них по 6 отверстий - У жалейки насадка в виде рога - У рожка внизу расширен раструб и загнут к верху. Слушают объяснение учителя и отвечают на вопросы: - Голос густой, низкий - Жалостливый -Окраска голоса или звука музыкального инструмента. - Свирель - Ярко, звонко, задорно -У жалейки голос ниже, а у свирели выше -Из дерева - Из бамбука - Из других деревьев, самодельные | Осознанно строить речевое высказывание, формулировать своё мнение. Уметь сравнивать, анализировать Знакомятся с духовыми музыкальными инструментами (рожок, свирель, дудочка) Слушают, сравнивают, анализируют. Умение слушать и вступать в диалог. Умение слушать и вступать в диалог. | Устные ответы Наблюдение учителя. Фронтальный. . Групповой |
6. Игра на свирели | Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Исполнение: русской народной песни «Как под горкой под горой» Игра на свирели «Веселые гуси» | Свирель запела на мосту, И яблони в цвету. И ангел поднял в высоту Звезду зеленую одну, И стало дивно на мосту Смотреть в такую глубину, В такую высоту. . . - Взяли свирели в руки Выполняем упражнение лестница (вверх, вниз) покрутили между ладонями свирели. 9упражнения для мелкой моторики рук) -Я называю цифру, вы показываете сколько отверстий на свирели закрыли -Молодцы, справились -Вспоминаем схему песни «Василек» Молодцы Русская народная песня - «Как под горкой под горой» - А сейчас сыграют мальчики, а девочки послушают -Некоторые ребята уже выучили песенку «Веселые гуси». Кто хотел бы сыграть, выходите? - Как называется группа из 4 исполнителей? Молодцы -Кто желает сыграть песенку «Андрей – воробей», выходим. У нас вышли 5 человек. Как называется группа из 5 человек? | Дети достают свирели проводится разминка для пальчиков. Умение правильно пользоваться дыханием Выполняя движения, имитирующие игру на свирели, показывают цифровые обозначения -1.2.3.4.5.6 - 3.6.2.1.4.5 Исполнение в ансамбле с учителем Исполнение по рядам -Правильно направляем струю воздуха - Квартет Квинтет | Осуществлять профилактику утомления. Игра на свирели по рядам По группам исполняют отдельно девочки - Отдельно мальчики Игра в группе 4 исполнителя | Коллективный. Наблюдение учителя. |
7 Исполнение песни | Исполнение песни «У каждого свой музыкальный инструмент» эстонская народная песня | - Сложено много песен про музыкальные инструменты. - На каких инструментах играли ребята в песне «У каждого свой музыкальный инструмент»? - Это тоже духовые инструменты - работаем по рядам 1 ряд -1 куплет в припеве поете «Тиль, тиль, ти-ри-риль» 2 рад дудочка ваши слова «Туту ту туру-ру» 3 ряд рожок ваши слова «Ду-ду дуду-ду» Таким образом у нас получится трехголосие -Молодцы | Слова песни звучат весело, звонко. Имитация игры на инструменте. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. | Фронтальный. Исполнение песни |
8. Рефлексивно-оценочный. | Обобщение и оценка. Выставка и анализ работ. | - А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали. - Что узнали нового? - Что особенно вам понравилось? Почему? - Почему эти инструменты называют духовые? -Из чего изготавливаются свирели? У каждого из вас на столе солнышко, чего не хватает на солнышке? Я предлагаю дорисовать улыбки, показать ваше настроение и принести на следующий урок свои солнышки Прозвенел звонок, закончился урок. - Спасибо за работу. До новых встреч. | Учащиеся отвечают на вопросы. Оценивают с помощью Улыбки | Уметь выражать свои мысли. Давать эмоциональную оценку деятельности на уроке. | Наблюдение учителя Оценивание учащихся Самоконтроль и самооценка |