Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Работа над художественным образом произведения"»
МУДО «Сланцевская детская музыкальная школа»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
по теме:
«Работа над художественным образом произведения»
Преподаватель
по классу аккордеона
Григорьева
Валентина Павловна
Сланцы
2021г.
Урок проводится с учеником второго класса Шумаевым Александром. Возраст – 10 лет.
Цель урока.
Формирование представлений о музыкальном образе, воплощение художественного образа произведения средствами музыкально-исполнительской выразительности.
Задачи урока.
Обучающие.
Дать определение понятию «художественный образ произведения»; научить раскрывать замысел произведения, формировать эмоциональную культуру исполнения.
Развивающие.
Развить умение слушать и понимать исполняемое произведение, развить воображение, образное мышление, интерес к музыке.
Воспитательные.
Воспитывать трудолюбие, тренировать исполнительскую волю и выдержку, формировать художественный вкус.
Форма учебного занятия: практическое занятие.
Форма организации работы: индивидуальная.
Структура учебного занятия.
Мероприятия
Регламент
Вводная часть.
1. Приветствие.
2. Постановка цели занятия.
5 минут
Основная часть.
1. Организационная часть.
2. Работа над новым материалом.
3. Закрепление изученного материала на уроке;
30 минут
Заключительная часть.
1. Подведение итогов занятия.
2. Домашнее задание.
3. Прощание с учеником.
5 минут
Планируемый результат занятия.
По окончании урока ученик должен понять что такое «художественный образ произведения», какими средствами раскрывается замысел композитора, отработать определённые игровые навыки и закрепить их в домашних занятиях.
Метод преподавания:
объяснительно-иллюстративный (беседа, показ на инструменте).
Метод учения:
практический (выполнение ребёнком конкретных задач по раскрытию художественного образа произведения).
Материально-техническое обеспечение занятия:
Два аккордеона (для педагога и ученика).
Два стула.
Пюпитр.
Ноутбук.
Литература, использованная педагогом для подготовки занятия.
А. Басурманов. «Трехгодичный курс обучения игре на баяне», ч. 3 – М.1977г
Гинзбург, Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 2000.
Горенко Л. Работа баяниста над музыкальным произведением (методические советы), Киев «Музична Украина», 1982 г.
Надырова Д.С. Работа над художественным образом музыкального произведения - Казань, 2013 г.
Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М.: Классика ХХI, 2004.
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984
Ход урока.
Вводная часть.
Ученик заходит в класс и здоровается с преподавателями.
- Здравствуй, Саша, - приветствую я ученика. Проходи, приготовь свои ноты и дневник.
Когда ученик приготовился, продолжаю с ним беседу.
- Тема сегодняшнего урока: «Работа над художественным образом произведения». А ты знаешь что такое художественный образ произведения?
Ученик: - Не знаю.
- Музыкально-художественный образ – это воплощённая в музыке жизнь с её чувствами, переживаниями, размышлениями, действиями одного или нескольких людей; это может быть каким-либо проявлением природы или каким-нибудь событием из жизни человека. Чтобы передать задуманный образ, композиторы применяют различные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, штрихи, ритм и т. д.
Сегодня на уроке мы и будем работать над художественным образом произведений, которые ты разучиваешь. Но сначала нужно подготовить к работе твой игровой аппарат. Что для этого нужно сделать?
- Поиграть гаммы, арпеджио и аккорды.
- Совершенно верно. Начнём с гаммы До мажор.
Ученик исполняет гамму различными штрихами, арпеджио, аккорды. Преподаватель просит обратить внимание на ровность звучания, на аккуратное подкладывание первого пальца правой руки, на ровное ведение меха, а также на выразительность звучания гаммы.
При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на развитие метроритмического слуха. Это тот фундамент, на котором строится весь процесс игры на баяне и других инструментах. Известно, что музыкальную мысль до слушателя доносит интонация.
Чем точнее, выразительней интонация, тем более глубоко раскрывается композиторский замысел.
Поэтому над выразительностью интонирования следует работать и в упражнениях, гаммах, они не должны носить чисто технический, механический характер. Играть гаммы нужно также выразительно, как и любое музыкальное произведение.
- Первое произведение, над которым мы будем работать, - Анданте композитора Йозефа Гайдна.
Что означает слово «анданте»? Анданте (итал. andante) — музыкальный термин, происходящий от итальянского глагола «andare», означающего в переводе «идти». В музыке им обозначают скорость, с которой должно воспроизводиться музыкальное произведение.
Этим же термином называют мелодию или медленную часть сонаты, симфонии или другого музыкального произведения, не имеющего собственного наименования, и исполняемого в этом темпе. Нередко анданте является цельная музыкальная тема с вариациями.
Анданте, над которым мы будем работать, является отрывком из Симфонии № 94 австрийского композитора Йозефа Гайдна, родившегося в 1732 году. Гениальный музыкант, человек, создавший основы классической музыкальной школы. Среди музыковедов бытует мнение, что музыкальный жанр симфония впервые был сочинён именно Йозефом Гайдном.
Симфонию № 94 еще называют "Сюрприз". Интересна история создания этой симфонии. Йозеф с оркестром периодически гастролировал в Лондон, и однажды он заметил, как некоторые зрители во время концерта засыпают или уже смотрят красивые сны. Гайдн предположил, что такое случается из-за того, что британская интеллигенция не привыкла слушать классическую музыку и не имеет особых чувств к искусству, но англичане народ традиций, поэтому они обязательно посещали концерты. Композитор, душа компании и весельчак решил поступить хитро. Недолго подумав, он написал специальную симфонию для английской публики. Произведение начиналось с тихих, плавных, практически убаюкивающих мелодических звуков. Внезапно в процессе звучания раздавался барабанный удар и гром литавр. Такой сюрприз повторялся в произведении не один раз. Так, лондонцы больше не засыпали в концертных залах, где дирижировал Гайдн.
Анданте – это вариации на тему моравской детской песни. Очень простая мелодия, с обилием повторов, запоминается мгновенно, и любой слушатель, уходя с концерта, уносит ее с собой.
Давай послушаем как эта музыка звучит в исполнении симфонического оркестра.
После прослушивания продолжается беседа.
- Скажи, Саша, что ты представлял себе, когда слушал эту музыку?
- Ну, я представил, что прыгает маленькая птичка, а за ней охотится кот. А когда кот прыгнул, чтобы схватить птичку, она вспорхнула и села на ветку дерева, посидела немного и улетела.
- Вот какой интересный образ тебе представился.
А теперь я предлагаю тебе сыграть Анданте.
(Ученик исполняет «Анданте»).
- Как ты считаешь, всё ли у тебя получилось?
- Нет.
- А что не получилось?
- Я, наверное, сыграл не очень выразительно.
- Ты прав. А скажи, пожалуйста, чтобы музыка звучала выразительно, какие средства используют композиторы?
- Нужно особо обратить внимание на ведение меха. В нашем инструменте, Саша, это тоже очень важное средство музыкальной выразительности. В твоём исполнении темп был недостаточно ровным.
Давай мы рассмотрим наше произведение, разберемся со средствами выразительности для раскрытия образов.
Сколько частей в этой пьесе?
- Две.
- Чем отличаются эти части друг от друга?
- В первой части мелодия отрывистая, а во второй – плавная.
- Верно. Какими штрихами этого можно исполнить?
- Стаккато и легато.
- Молодец. Вот сейчас мы и будем отрабатывать характер каждой части. В первой части будем добиваться мягкого стаккато, а во второй части мелодическую линию мы будем играть плавно. В этом нам поможет фразировка. В каждой фразе есть что? Начало, окончание, кульминация. Будем работать над выразительностью каждой фразы.
Не сразу, но с каждым разом всё лучше у Саши начинает получаться всё более выразительное исполнение.
Следующее произведение, которым мы будем заниматься, - «Весёлая полечка» В. Баканова.
- Саша, а что такое полька?
- Полька – это быстрый танец.
- Совершенно верно. Полька - парный быстрый танец; этим же словом стал называться жанр танцевальной музыки, соответствующий танцу. Полька появилась в 19 веке в Чехии. Сам термин «полька» в переводе с чешского языка означает «половинный шаг». Танец с быстрыми маленькими шажками очень полюбили не только в Чехии. Танец очень быстро стал поистине интернациональным. Он получил распространение по всей Европе. И в каждой ее части танец постепенно стал исполняться по-своему: польку «разбавляли» какими-то своими, более знакомыми, движениями. Каждый народ вносил в чешскую польку свой колорит и свои национальные черты. Композиторы тоже не замедлили откликнуться соответствующими танцу произведениями. Музыкальные польки писали: Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Иоганн Штраус-отец и Иоганн Штраус-сын и другие.
Давай посмотрим на ноутбуке как танцуют Польку.
«Весёлая полечка» написана в мажоре, имеет характер задорный, активный, бодрый. Исполняется такая музыка очень активными, упругими пальцами. Штрих стаккато причем упругое, нужно активно работать кистью. Звук сильный, яркий. Левую руку играть энергично, с напором. Быстрый темп требует особой отточенности движений рук исполнителя. Фразировка и динамические оттенки помогут создать задорный характер польки.
Далее идёт практическая работа над пьесой. При помощи подсказок преподавателя ученик осваивает характер исполнения польки.
Произведение «Ария» немецкого композитора Леопольда Моцарта.
- Саша, ты помнишь что это за жанр «ария»?
- Ария- это песня в опере.
- Да, ария - жанр вокальной музыки, законченный по построению эпизод (номер) в опере, исполняющийся певцом – солистом. Ария обладает более сложным, многочастным строением в отличии от песни и романса. Она бывает трехчастной формы, где, как правило, III часть - это повтор.
В арии раскрываются душевные переживания оперного героя. Для арии характерны напевность, широта мелодического дыхания.
Давай будем отталкиваться от традиций, которые сложились у вокалистов. Попробуй спеть фразу как одно целое с одной мыслью и услышать дыхание. А теперь так же сыграй на инструменте.
О чём это произведение? О любви, об одиночестве, о расставании. Довольно грустное, но очень красивое сочинение.
Высшая цель музыканта-исполнителя – достоверное, убедительное воплощение композиторского замысла, т.е. создание художественного образа произведения. Мы сегодня с тобой убедились, что на характер музыкального произведения, на его образ самым непосредственным образом влияют средства музыкальной выразительности.
В заключение урока хочется поблагодарить тебя за работу, за внимание и отзывчивость. Я думаю, ты представляешь, проживаешь вместе с героями музыкальные образы и с радостью играешь эти произведения.
Дома обязательно проигрывай их в разных темпах, чередуя быстрый-медленный, следи за ровностью звучания, штрихами, оттенками. Пусть в твоём сознании закрепятся эти музыкальные образы, и исполнение твоё будет точным, убедительным и очень выразительным.
Саша, тебе интересно было на уроке?
- Да, мне было очень интересно. Я узнал много нового.
- Я рада, что тебе понравилось.
- За работу на уроке я ставлю тебе пятёрку.
На этом наш урок закончен. Желаю тебе всего доброго. До свидания.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(260) ""музыкально-исполнительские навыки в процессе работы над художественным образом произведения на уроках общего фортепиано в средних классах""
["seo_title"] => string(80) "muzykalno_ispolnitelskie_navyki_v_protsesse_raboty_nad_khudozhestvennym_obrazom_"
["file_id"] => string(6) "616157"
["category_seo"] => string(6) "muzika"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1666962508"
}
}