kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Работа над художественным образом произведения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа в классе аккардеона над художественным образом произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Работа над художественным образом произведения"»

МУДО «Сланцевская детская музыкальная школа»













КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

по теме:

«Работа над художественным образом произведения»



Преподаватель

по классу аккордеона

Григорьева

Валентина Павловна











Сланцы

2021г.

Урок проводится с учеником второго класса Шумаевым Александром. Возраст – 10 лет.

Цель урока.

Формирование представлений о музыкальном образе, воплощение художественного образа произведения средствами музыкально-исполнительской выразительности.

Задачи урока.

Обучающие.

Дать определение понятию «художественный образ произведения»; научить раскрывать замысел произведения, формировать эмоциональную культуру исполнения.

Развивающие.

Развить умение слушать и понимать исполняемое произведение, развить воображение, образное мышление, интерес к музыке.

Воспитательные.

Воспитывать трудолюбие, тренировать исполнительскую волю и выдержку, формировать художественный вкус.

Форма учебного занятия: практическое занятие.

Форма организации работы: индивидуальная.

Структура учебного занятия.



Мероприятия

Регламент

Вводная часть.

1. Приветствие.

2. Постановка цели занятия.


5 минут

Основная часть.

1. Организационная часть.

2. Работа над новым материалом.

3. Закрепление изученного материала на уроке;


30 минут

Заключительная часть.

1. Подведение итогов занятия.

2. Домашнее задание.

3. Прощание с учеником.


5 минут



Планируемый результат занятия.

По окончании урока ученик должен понять что такое «художественный образ произведения», какими средствами раскрывается замысел композитора, отработать определённые игровые навыки и закрепить их в домашних занятиях.

Метод преподавания:

объяснительно-иллюстративный (беседа, показ на инструменте).

Метод учения:

практический (выполнение ребёнком конкретных задач по раскрытию художественного образа произведения).



Материально-техническое обеспечение занятия:



Два аккордеона (для педагога и ученика).

Два стула.

Пюпитр.

Ноутбук.

Литература, использованная педагогом для подготовки занятия.



  1. А. Басурманов. «Трехгодичный курс обучения игре на баяне», ч. 3 – М.1977г

  2. Гинзбург, Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 2000.

  3. Горенко Л. Работа баяниста над музыкальным произведением (методические советы), Киев «Музична Украина», 1982 г.


  1. Надырова Д.С. Работа над художественным образом музыкального произведения - Казань, 2013 г.

  2. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М.: Классика ХХI, 2004.

  3. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984

Ход урока.

  1. Вводная часть.

Ученик заходит в класс и здоровается с преподавателями.

- Здравствуй, Саша, - приветствую я ученика. Проходи, приготовь свои ноты и дневник.

Когда ученик приготовился, продолжаю с ним беседу.

- Тема сегодняшнего урока: «Работа над художественным образом произведения». А ты знаешь что такое художественный образ произведения?

Ученик: - Не знаю.

- Музыкально-художественный образ – это воплощённая в музыке жизнь с её чувствами, переживаниями, размышлениями, действиями одного или нескольких людей; это может быть каким-либо проявлением природы или каким-нибудь событием из жизни человека. Чтобы передать задуманный образ, композиторы применяют различные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, штрихи, ритм и т. д.

Сегодня на уроке мы и будем работать над художественным образом произведений, которые ты разучиваешь. Но сначала нужно подготовить к работе твой игровой аппарат. Что для этого нужно сделать?

- Поиграть гаммы, арпеджио и аккорды.

- Совершенно верно. Начнём с гаммы До мажор.

Ученик исполняет гамму различными штрихами, арпеджио, аккорды. Преподаватель просит обратить внимание на ровность звучания, на аккуратное подкладывание первого пальца правой руки, на ровное ведение меха, а также на выразительность звучания гаммы.

При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на развитие метроритмического слуха. Это тот фундамент, на котором строится весь процесс игры на баяне и других инструментах. Известно, что музыкальную мысль до слушателя доносит интонация.

Чем точнее, выразительней интонация, тем более глубоко раскрывается композиторский замысел.

Поэтому над выразительностью интонирования следует работать и в упражнениях, гаммах, они не должны носить чисто технический, механический характер. Играть гаммы нужно также выразительно, как и любое музыкальное произведение.

- Первое произведение, над которым мы будем работать, - Анданте композитора Йозефа Гайдна.

Что означает слово «анданте»? Анданте (итал. andante) — музыкальный термин, происходящий от итальянского глагола «andare», означающего в переводе «идти». В музыке им обозначают скорость, с которой должно воспроизводиться музыкальное произведение.

Этим же термином называют мелодию или медленную часть сонаты, симфонии или другого музыкального произведения, не имеющего собственного наименования, и исполняемого в этом темпе. Нередко анданте является цельная музыкальная тема с вариациями.

Анданте, над которым мы будем работать, является отрывком из Симфонии № 94 австрийского композитора Йозефа Гайдна, родившегося в 1732 году. Гениальный музыкант, человек, создавший основы классической музыкальной школы. Среди музыковедов бытует мнение, что музыкальный жанр симфония впервые был сочинён именно Йозефом Гайдном.

Симфонию № 94 еще называют "Сюрприз". Интересна история создания этой симфонии. Йозеф с оркестром периодически гастролировал в Лондон, и однажды он заметил, как некоторые зрители во время концерта засыпают или уже смотрят красивые сны. Гайдн предположил, что такое случается из-за того, что британская интеллигенция не привыкла слушать классическую музыку и не имеет особых чувств к искусству, но англичане народ традиций, поэтому они обязательно посещали концерты. Композитор, душа компании и весельчак решил поступить хитро. Недолго подумав, он написал специальную симфонию для английской публики. Произведение начиналось с тихих, плавных, практически убаюкивающих мелодических звуков. Внезапно в процессе звучания раздавался барабанный удар и гром литавр. Такой сюрприз повторялся в произведении не один раз. Так, лондонцы больше не засыпали в концертных залах, где дирижировал Гайдн.

Анданте – это вариации на тему моравской детской песни. Очень простая мелодия, с обилием повторов, запоминается мгновенно, и любой слушатель, уходя с концерта, уносит ее с собой.

Давай послушаем как эта музыка звучит в исполнении симфонического оркестра.

После прослушивания продолжается беседа.

- Скажи, Саша, что ты представлял себе, когда слушал эту музыку?

- Ну, я представил, что прыгает маленькая птичка, а за ней охотится кот. А когда кот прыгнул, чтобы схватить птичку, она вспорхнула и села на ветку дерева, посидела немного и улетела.

- Вот какой интересный образ тебе представился.

А теперь я предлагаю тебе сыграть Анданте.

(Ученик исполняет «Анданте»).

- Как ты считаешь, всё ли у тебя получилось?

- Нет.

- А что не получилось?

- Я, наверное, сыграл не очень выразительно.

- Ты прав. А скажи, пожалуйста, чтобы музыка звучала выразительно, какие средства используют композиторы?

- Штрихи, динамические оттенки, лад, ритм, метр, темп.

- Нужно особо обратить внимание на ведение меха. В нашем инструменте, Саша, это тоже очень важное средство музыкальной выразительности. В твоём исполнении темп был недостаточно ровным.

Давай мы рассмотрим наше произведение, разберемся со средствами выразительности для раскрытия образов.

Сколько частей в этой пьесе?

- Две.

- Чем отличаются эти части друг от друга?

- В первой части мелодия отрывистая, а во второй – плавная.

- Верно. Какими штрихами этого можно исполнить?

- Стаккато и легато.

- Молодец. Вот сейчас мы и будем отрабатывать характер каждой части. В первой части будем добиваться мягкого стаккато, а во второй части мелодическую линию мы будем играть плавно. В этом нам поможет фразировка. В каждой фразе есть что? Начало, окончание, кульминация. Будем работать над выразительностью каждой фразы.

Не сразу, но с каждым разом всё лучше у Саши начинает получаться всё более выразительное исполнение.

Следующее произведение, которым мы будем заниматься, - «Весёлая полечка» В. Баканова.

- Саша, а что такое полька?

- Полька – это быстрый танец.

- Совершенно верно. Полька - парный быстрый танец; этим же словом стал называться жанр танцевальной музыки, соответствующий танцу. Полька появилась в 19 веке в Чехии. Сам термин «полька» в переводе с чешского языка означает «половинный шаг». Танец с быстрыми маленькими шажками очень полюбили не только в Чехии. Танец очень быстро стал поистине интернациональным. Он получил распространение по всей Европе. И в каждой ее части танец постепенно стал исполняться по-своему: польку «разбавляли» какими-то своими, более знакомыми, движениями. Каждый народ вносил в чешскую польку свой колорит и свои национальные черты. Композиторы тоже не замедлили откликнуться соответствующими танцу произведениями. Музыкальные польки писали: Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Иоганн Штраус-отец и Иоганн Штраус-сын и другие.



Давай посмотрим на ноутбуке как танцуют Польку.

«Весёлая полечка» написана в мажоре, имеет характер задорный, активный, бодрый. Исполняется такая музыка очень активными, упругими пальцами. Штрих стаккато причем упругое, нужно активно работать кистью. Звук сильный, яркий. Левую руку играть энергично, с напором. Быстрый темп требует особой отточенности движений рук исполнителя. Фразировка и динамические оттенки помогут создать задорный характер польки.

Далее идёт практическая работа над пьесой. При помощи подсказок преподавателя ученик осваивает характер исполнения польки.

Произведение «Ария» немецкого композитора Леопольда Моцарта.

- Саша, ты помнишь что это за жанр «ария»?

- Ария- это песня в опере.

- Да, ария - жанр вокальной музыки, законченный по построению эпизод (номер) в опере, исполняющийся певцом – солистом. Ария обладает более сложным, многочастным строением в отличии от песни и романса. Она бывает трехчастной формы, где, как правило, III часть - это повтор.

В арии раскрываются душевные переживания оперного героя. Для арии характерны напевность, широта мелодического дыхания.

Давай будем отталкиваться от традиций, которые сложились у вокалистов. Попробуй спеть фразу как одно целое с одной мыслью и услышать дыхание. А теперь так же сыграй на инструменте.

О чём это произведение? О любви, об одиночестве, о расставании. Довольно грустное, но очень красивое сочинение.

Высшая цель музыканта-исполнителя – достоверное, убедительное воплощение композиторского замысла, т.е. создание художественного образа произведения. Мы сегодня с тобой убедились, что на характер музыкального произведения, на его образ самым непосредственным образом влияют средства музыкальной выразительности.

В заключение урока хочется поблагодарить тебя за работу, за внимание и отзывчивость. Я думаю, ты представляешь, проживаешь вместе с героями музыкальные образы и с радостью играешь эти произведения.

Дома обязательно проигрывай их в разных темпах, чередуя быстрый-медленный, следи за ровностью звучания, штрихами, оттенками. Пусть в твоём сознании закрепятся эти музыкальные образы, и исполнение твоё будет точным, убедительным и очень выразительным.

Саша, тебе интересно было на уроке?

- Да, мне было очень интересно. Я узнал много нового.

- Я рада, что тебе понравилось.

- За работу на уроке я ставлю тебе пятёрку.

На этом наш урок закончен. Желаю тебе всего доброго. До свидания.

- Спасибо. До свидания.


















11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок "Работа над художественным образом произведения"

Автор: Григорьева Валентина Павловна

Дата: 01.10.2022

Номер свидетельства: 614181

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) ""музыкально-исполнительские навыки в процессе работы над художественным образом произведения на уроках общего фортепиано в средних классах""
    ["seo_title"] => string(80) "muzykalno_ispolnitelskie_navyki_v_protsesse_raboty_nad_khudozhestvennym_obrazom_"
    ["file_id"] => string(6) "616157"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1666962508"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) ""Работа над художественным образом музыкального произведения""
    ["seo_title"] => string(67) "rabota-nad-khudozhiestviennym-obrazom-muzykal-nogho-proizviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "323342"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461866447"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект открытого урока по специальности аккордеон для учащихся 1-2 классов ДМШ и ДШИ"
    ["seo_title"] => string(86) "konspiektotkrytoghourokapospietsialnostiakkordieondliauchashchikhsia12klassovdmshidshi"
    ["file_id"] => string(6) "306676"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458169197"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "Открытый урок по фортепиано на тему: «Использование инновационных технологий в работе над художественным образом музыкального произведения»."
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_fortepiano_na_temu_ispolzovanie_innovatsionnykh_tekhnologii_v_r"
    ["file_id"] => string(6) "515158"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1560864770"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "«Работа над музыкальным образом в миниатюре «Козiмнiн карасы» в классе фортепиано, с применением традиционной и инновационной технологий»."
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_muzykalnym_obrazom_v_miniatiure_kozimnin_karasy_v_klasse_fortepiano_s"
    ["file_id"] => string(6) "491043"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544970280"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства