Просмотр содержимого документа
«Открытый Урок по теме " МУЗЫКА ОСЕНИ"»
1класс.
Тема: «Музыка осени».
Цель урока: Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение), подведение детей к созданию образа осени посредством музыки, поэзии, изобразительного искусства.
Задачи урока:
1. Образовательная – знакомство с творчеством итальянского композитора А.Вивальди; русского композитора П.И.Чайковского.
2. Развивающая – развитие вокально-хоровых навыков.
3. Воспитательная – воспитание любви к музыке, к красоте родного края.
Учитель: Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. И сегодня я предлагаю нам всем отправиться в сказочное путешествие. Но сначала отгадайте мою загадку:
“Вот художник, так художник все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим, кто художник этот? (осень)
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о том, как музыка передаёт осенние краски и настроение. Вы хотите отправиться в гости к волшебнице Осени? Ну что ж, тогда в путь!
Звучит запись А. Вивальди « Осень»
Вопросы после слушания:
-Какую вы услышали осень?
-Какие картины представили?
-Вот какую осень нарисовал великий итальянский композитор А. Вивальди.
(показать портрет композитора).
(слайд, картина И.И.Левитана «Золотая осень»)
- А какие краски использует Левитан в своей картине? (ответы детей)
- Разноцветная осень, разноцветные леса. Музыка нарисовала весёлый хоровод осенних листьев. Осенние листья радуются, как будто собираются на бал. Музыка полна радости и счастья.
Я вижу, что вы ребята выполнили домашнее задание. Давайте украсим нашу доску вашими рисунками и листочками.
(на доску прикалываю листочки и рисунки, рассматриваем и вместе решаем какие подходят к данной картине осени).
Посмотрите, стало ещё красивее от ваших работ.
У: Все рисунки и листочки такие яркие и красивые, что даже чуть-чуть напоминают нам про лето.
На прошлом уроке мы с вами разучили песенку, как она называется? (Огородная, хороводная).
Исполнение песни «Огородная, хороводная».
Учитель: Приметы каждого времени года отражены в музыкальных сочинениях разных композиторов. Например, русский композитор П.И.Чайковский создал целый сборник пьес для фортепиано, который так и назвал - «Времена года». Пьес там 12,по числу месяцев в году, и каждая носит название месяца. Есть там и пьесы про осень-«Сентябрь», «Октябрь» и «Ноябрь».Но у каждой пьесы есть и свой подзаголовок, например «Сентябрь. Охота». Послушайте начало этой пьесы.
Вопрос после слушания:
Какой характер у этого произведения? (Энергичный, бойкий, чёткий, громкий, яркий).
Музыка здесь передаёт звуки охотничьего рожка: всадники собираются выехать на охоту.
Наш великий поэт А.С.Пушкин называл осень любимым временем года. В своих стихах он много раз восхищался красотой осенних лесов, бодрым, свежим воздухом.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
ФИЗ.МИНУТКА.
Музыкальная зарядка (под музыку «Итальянской польки» Чайковского П.И.).
Учитель: Ребята, а теперь подумайте и скажите, а всегда ли осень бывает радостная, яркая, разноцветная, пышно убранная, богатая урожаем?
Какая ещё осень бывает? (ответы)
Да, оказывается, что в нашей с вами жизни есть две осени. Вы никогда не услышите, что есть две зимы, две весны, два лета. А вот две осени бывают всегда. Одна - радостная, пышно убранная, богатая урожаем и другая – невиданная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Первую любят за щедрость, с какой она отдаёт богатство своих полей, садов, за ясные дни, за красоту лесов. А поздняя осень – это надежда человека на то, что красота и тепло лета обязательно возвратятся, что природа вечно жива, что она замерла ненадолго.
Давайте прослушаем вторую пьесу из сборника Чайковского. Она называется «Октябрь. Осенняя песня». Музыка передаёт, как парят листья деревьев и опускаются на землю.
Звучит «Осенняя песня. Октябрь» П.И.Чайковского.
Давайте мы сейчас с вами вспомним все краски уходящей осени. Если бы вы были художниками, то какие цвета красок использовали для изображения поздней осени? (ответы)
Давайте посмотрим, а какие цвета красок использовал художник И.И.Левитан в своей картине «Поздняя осень».
А какая осень у нас сейчас? (поздняя)
Учитель: А если бы вы были композиторами, какую бы по характеру музыку сочинили для данной картины? (ответы детей)
Разучивание песни «Листопад». Вокально-хоровая работа.
Исполнение в характере.
Вместе с музыкой ушли красота и тепло. Но вы не грустите, вы уже знаете, что всё возвращается. Да, зимой природа замирает, но весной возвратятся вновь и яблони в цвету, и птицы из тёплых краёв, и появятся улыбчивые, добрые лица цветов. Всему своё время. Нам же с вами нужно научиться просто ждать.
Учитель: Ну что ж, ребята, вот и пришла пора прощаться с волшебным осенним лесом.
- узнали ли вы что-то новое сегодня на уроке?
- что больше всего вам понравилось на уроке?
- а что для вас было наиболее трудным?
(отметить детей, которые активно проявляли себя на уроке)