Обучающие: учиться понимать и осмысливать художественный образ исполняемых произведений.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя.
II. Вокальные упражнения:
-закрепление высокой позиции звука, округлости гласных, опорного дыхания, осознанная фразировка, владение опорным дыханием.
III. Основная часть
Работа над закреплением вокально – технических навыков и раскрытием художественного образа в произведении «Весёлая кадриль» муз. В. Темнова, сл. О. Левицкого.
- прослушивание произведения;
- анализ словесного текста;
- анализ мелодии (песня советского композитора; характер; лад;
аккомпанемент);
- разбор и разучивание вокальной партии;
- работа над звукоизвлечением, дикцией и артикуляцией;
- определение формы произведения, нахождение смысловой и
динамической кульминации.
- форма строения – куплетная;
- разбор тонального плана
- фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания;
- различные виды динамики;
- многообразие агогических возможностей исполнения произведения
(сопоставление темпов, замедления, ускорения, различные виды фермат).
- сольфеджирование,
- пение со словами.
Такой подход содействует овладению навыкам сольфеджирования, развитию вокального слуха и, как следствие, приобретению ещё одного важного для вокалиста навыка чистого интонирования.
Работа над звукоизвлечением, дикцией и артикуляцией
-правильное оформление гласных;
-выравнивание гласных (пение вокальной партии только на гласных звуках по предложениям, фразам);
-следить за правильным певческим дыханием, свободой голосового аппарата, высокой певческой позицией и направлением звука в резонаторы;
Такая работа, когда сосредотачиваясь не на словах, а именно на голосе и звуке, позволяет добиться кантилены, плавно текущего звука (на протяжении целой фразы), хорошей артикуляции, правильного оформления гласных.
Когда мелодический отрезок отработан, нужно спеть его с включением согласных, сохраняя оформление гласных звуков. Ещё раз следует отметить, что в процессе занятий с учащимся необходимо добиваться красивого полного звучания голоса на опоре, в высокой певческой позиции с использованием резонаторов.
Работа над художественным образом в ранее изученном произведении:
«Ой, стога, стога» казачья народная песня.
IV. Итог
Работа над вокальным произведением поэтапно, очень важна в обучении юного вокалиста. Педагог направляет действия ученика, указывая пути поиска. При знакомстве с произведением и его авторами, учитель активирует его поисковую деятельность учащегося с целью лучшего освоения нового материала и развития самостоятельного умения пополнять собственные знания.
Чувствуя форму и зная кульминационные места произведения, учащийся будет осознанно работать над своим исполнением и, как результат, сумеет передать художественно – эмоциональный образ и идейный замысел авторов вокального произведения.
Вся дальнейшая работа над вокальным произведением должна быть направлена на усовершенствование вокально – технических навыков, на отшлифовку исполнительских умений, на развитие творческих способностей, на приобретение вокального мастерства учащегося.