Открытый урок музыки в 4 классе: «Сколько в музыке языков?»
Открытый урок музыки в 4 классе: «Сколько в музыке языков?»
На данном уроке рассказывается, что у каждого человека есть Родина, страна, где он родился и вырос. Но всех нас независимо от национальности, цвета глаз и кожи, объединяет то, что все мы - жители планеты Земля!
По карте Казахстана учащиеся совершили путешествие, а экскурсоводом или путевой нитью для них была МУЗЫКА. «Музыка – это язык, не требующий перевода, Музыка – это то, что укрепляет связи между народами всего мира».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок музыки в 4 классе: «Сколько в музыке языков?»»
Открытый урок музыки в 4 классе учителя музыки СШ № 7 им.Ю.А.Гагарина И.Ульянченко Тема урока: «Сколько в музыке языков?» Ход урока:I.Организационный момент: Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята» II.Вступление учителя: СЛАЙД № 1«Музыка мира и дружбы язык – Общий язык, всем понятный язык. Пусть же заполнится музыкой, светом Каждое сердце и наша планета»
У каждого человека есть Родина, страна, где он родился и вырос. Но всех нас независимо от национальности, цвета глаз и кожи, объединяет то, что все мы - жители планеты Земля! Помните об этом всегда. СЛАЙД № 2 Исполнение: «Чтобы солнышко светило» III Наша общая Родина – это казахстанская земля. У каждого из нас на этой земле есть свой родной край: это города и села где мы родились и где мы живем. И все это наша большая страна КАЗАХСТАН. СЛАЙД № 3 Казахстан – это родной край для представителей более 130 национальностей: казахов, русских, украинцев, татар, узбеков, корейцев, немцев, евреев, поляков, таджиков, уйгуров и д.т. (а какие национальности есть в вашем классе) И мы все граждане одного государства – Республики Казахстан. Чтобы Отчизна процветала, становилась сильней и богаче, необходимо беречь мир между народами, знать и уважать культуру каждого из них. СЛАЙД № 4 В течение всей четверти мы с вами знакомились с музыкой разных народов, говорили о том, сколько в музыке языков? Сегодня наш обобщающий урок будет посвящен музыкальному творчеству народов Казахстана. IV В течение всего урока мы с вами будем работать по маршрутному листу. Итак, фестиваль музыкальной культуры народов Казахстана открывается. Встречайте первых представителей и дружно подпеваем им в припеве. Исполнение: «Домбыра» О каком музыкальном инструменте поется в этой песне, какие казахские музыкальные инструменты вы знаете? (ответы детей) Что мы знаем об этом народе?Ученик: Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями. Учитель: А еще одна легенда гласит о том, что «отцом казахской музыки» является эпический герой, и с его именем связано появление первого музыкального инструмента на казахской земле. Итак, где музыка казахского народа, впишите ответы на вопросы: Какой первый музыкальный инструмент появился у казахского народа, и кто его изобрел? (Коркут, кобыз).А как зовут первого музыканта у киргизского народа, и какой музыкальный инструмент он создал? (Камбар, комуз). Задание: определить к какой группе относится комуз? (струнно-щипковый)
Слушание: комузисты.(ответы записываются в маршрутный лист) А что мы еще можем рассказать об этом народе? Ученик:Киргизский и казахский народы – народы братья. Издавна они жили рядом. Поэтому их культуры имеют много общего, в том числе и в музыкальном искусстве. О музыкальной культуре киргизского народа мы узнаем благодаря легендам и эпическим произведениям. V Учитель: Итак, следующие представители Ученик: Музыкальный фольклор русского народа богат мелодичными песнями, веселыми частушками, задорными дразнилками, величественными былинами, заводными хороводами и плясками. Музыканты, скоморохи сопровождали пение игрой на любимой гармошке и на неугомонной балалайке. Какие еще рус.нар.муз.инструменты вы знаете?(аккомпанировать на ложках, бубне) Исполнение: «Русская матрешка» Задание: по составу исполнителей определите, какой это ансамбль? (трио) Продолжает наше путешествие украинская музыка. Ученик: Русский и украинский народы относятся к славянским народам. Поэтому их музыкальные традиции близки друг другу. Жанр украинского эпоса называют думой, а плясовые песни – козачек, гопак, гуцулки. Часто песни сопровождаются звучанием народных инструментов, которые имеют свои красивые названия: бандура, трембита, бубен, кобза, волынка. Учитель: Какие украинские танцы мы знаем? Внимание, на нашей сцене украинский народный танец гопак, смотрим и слушаем. ВИДЕО Слушание: «Гопак»Задание: определить размер в музыке. ( 2/4) СЛАЙД № 5 Следующие представители тоже славянского народа – белорусы. Ученик: Белорусскийнарод – музыкальный народ. Музыкальное искусство белорусского народа родственно музыке русских и украинцев. Песни-колядки, веснянки, щедровки, входят в богатейшую сокровищницу белорусской народной музыки. Учитель: Немало зажигательных произведений создал белорусский народ, многие из них звучат в сопровождении народного инструмента Слушание: «Перепелочка» определить музыкальный инструмент (цимбалы) Переходим к народам Кавказа. VI Ученик: Грузинский народ очень музыкален. У него, как и у любого другого народа, есть свои национальные инструменты. Все они имеют мелодичные названия: саламури(флейта), доли(барабан), чианури. Самым ярким и выразительным в грузинской музыкальной культуре является танец «Лезгинка». Учитель: Действительно , лезгинка самый зажигательный танец со своир ритмом. Что такое ритм? Работа над ритмом: отхлопать ритмический рисунок.Исполнение: «Лезгинки»Задание: (записать ритмический рисунок) Нам предстоит знакомство со следующими народами, это армяне. Ученик: В Казахстане проживает много представителей армянскогонарода. Их историческая родина – Армения. Армянские музыканты-певцы ашуги и гусаны поют их в один голос мягко, плавно, создавая красивый мелодический орнамент. Такой же изящный орнамент «плетут» движениями рук армянские девушки в своих чарующих танцах. Украшают эти танцы звуки народных музыкальных инструментов – зурна, дудук, каманча, тар, доол и др.
Учитель: В следующем задании вам предстоит определить тип оркестра, вспомните какие типы оркестра существуют? (духовой, народный, симфонический) Слушание: «Армянский танец»Задание: определить тип оркестра (народный) И еще одни представители Кавказа – азербайджанцы.Ученик: Традиции отмечать приход весны существует у многих народов Казахстана. У азербайджанского народа он называется Новруз байрамы. В праздничные дни под звуки старинных музыкальных инструментов зурны, нагара, тара, кеманча, саз азербайджанские девушки и юноши танцуют яллы. Яллы – это азербайджанский хороводный танец, исполняемый на открытом воздухе. Учитель: Азербайджанцы так же любят творчество певцов-импровизаторов, которые поют на праздниках героические, лирические песни, соревнуются друг с другом. Итак, как называется поэт-импровизатор у азербайджанского народа? (ашуг) VII А следующие представители приглашают нас на танец Исполнение: «немецкая песня»
Задание: определить форму в музыке (песня-танец) А что мы знаем об этом народе? Ученик: Музыкальный фольклор немецкого народа имеет много общего с искусством народов европы. Издавна немцы играли на скрипке, органе, трубе. Но любимым и популярным во всем мире считается аккордеон, созданный немецкими мастерами. Песни немецкого народа отличаются радостным, светлым настроением. Чаще они имеют танцевальный или маршевый ритм, что послужило основой для создания народного танца – лендлер и вальс. Учитель: В каком размере созданы вальсы? А какие размеры основные мы знаем? Слушание: «Полонез» Задание: определить музыкальное произведение и размер. (полонез,3/4) Продолжаем знакомство с этим народом. Ученик: Польскую народную музыку считают одной из самых древних в песенном творчестве славянских народов. Песни традиционно исполняют в один голос, и они тесно связаны с танцем. На праздниках танцевали ходзон, мазурку, краковяк, в сопровождении музыкальных инструментов скрипки парни и девушки, дуды, клекотке. А полонез стал торжественным парным танцем, с которого начинались все балы. Учитель: Итак, что такое полонез? (ответы детей). Конечно, у каждого народа есть свои любимые песни, танцы и даже праздники. Мы сейчас узнаем о любимом празднике татарского народа. VIII Ученик: Все народы Казахстана имеют свои неповторимые и любимые праздники. У татарского народа – это «Сабантуй». На Сабантуе звучат веселые наигрыши, которые исполняют на народных инструментах: курай, кубыз, домра, и т.д. каждый песенный жанр у татарского народа имеет свое красивое название: лирические песни – озын кюе, шуточные – кыска кюе, частушки – такмаки, а песни- сказы – баиты. Учитель: Чаще всего мужчины и женщины поют отдельно. А какие женские голоса вы знаете? (ответы детей) Исполнение: «Сабантуй» Задание: определить женский голос исполнительницы (сопрано) Так как называется любимый праздник у татарского народа?
Ученик: Как и многие другие народы, во время торжеств, праздников узбеки не только поют, но и танцуют. Песни и танцы исполняются под аккомпанемент гиджака, дутара, чанга, сурная, дойры. Дойру узбеки называют «Сердцем» народной музыки.
Исполнение: «Узбекский танец»Задание: Определить характер музыки.
IX Учитель: Вот и завершились представители народов на нашем маршрутном листочке. Но эта лишь малая часть тех народов, которые проживают у нас в Казахстане. И давайте подведем итоги нашего путешествия (самопроверка)
Музыка казахского народа
Коркут, кобыз
Музыка киргизского народа
Струнный щипковый
Музыка русского народа
Трио
Музыка украинского народа
2/4
Музыка белорусского народа
Цимбалы
Музыка грузинского народа
___ - ___ - ___ - ___
Музыка армянского народа
Народный
Музыка азербайджанского народа
Ашуг
Музыка немецкого народа
Песня-танец
Музыка польского народа
3/4
Музыка татарского народа
Сопрано
Музыка узбекского народа
Веселый, бодрый
Подведение итогов, анализ работ, оценивание.
X По карте Казахстана мы совершили путешествие, а экскурсоводом или путевой нитью для нас была МУЗЫКА. «Музыка – это язык, не требующий перевода, Музыка – это то, что укрепляет связи между народами всего мира». Так давайте устроим большой хоровод. Чтоб все люди земли снами встали в него.
XIСЛАЙД № 6 Исполнение песни: «Большой хоровод»
XII СЛАЙД № 7 Выход детей под музыку.
Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъстественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями. Еще одна легенда гласит о том, что «отцом казахской музыки» является эпический герой Коркут. С его именем связано появление кобыза, первого музыкального инструмента на казахской земле.
Киргизский и казахский народы – народы братья. Издавна они жили рядом. Поэтому их культуры имеют много общего, в том числе и в музыкальном искусстве. О музыкальной культуре киргизского народа мы узнаем благодаря легендам и эпическим произведениям.
Музыкальный фольклор русскогонарода богат мелодичными песнями, веселыми частушками, задорными дразнилками, величественными былинами, заводными хороводами и плясками. Музыканты, скоморохи сопровождали пение игрой на любимой гармошке и на неугомонной балалайке.
Русский и украинский народы относятся к славянским народам. Поэтому их музыкальные традиции близки друг другу. Жанр украинского эпоса называют думой, а плясовые песни – козачек, гопак, гуцулки. Часто песни сопровождаются звучанием народных инструментов, которые имеют свои красивые названия: бандура, трембита, бубен, кобза, волынка.
Белорусский народ – музыкальный народ. Музыкальное искусство белорусского народа родственно музыке русских и украинцев. Песни-колядки, веснянки, щедровки, входят в богатейшую сокровищницу белорусской народной музыки.
Грузинский народ очень музыкален. У него, как и у любого другого народа, есть свои национальные инструменты. Все они имеют мелодичные названия: саламури(флейта), доли(барабан), чианури. Самым ярким и выразительным в грузинской музыкальной культуре является танец «Лезгинка»
В Казахстане проживает много представителей армянского народа. Их историческая родина – Армения. Армянские музыканты-певцы ашуги и гусаны поют их в один голос мягко, плавно, создавая красивый мелодический орнамент. Такой же изящный орнамент «плетут» движениями рук армянские девушки в своих чарующих танцах. Украшают эти танцы звуки народных музыкальных инструментов – зурна, дудук, каманча, тар, доол и др.
Традиции отмечать приход весны существует у многих народов Казахстана. У азербайджанского народа он называется Новруз байрамы. В праздничные дни под звуки старинных музыкальных инструментов зурны, нагара, тара, кеманча, саз азербайджанские девушки и юноши танцуют яллы. Яллы – это азербайджанский хороводный танец, исполняемый на открытом воздухе. Азербайджанцы так же любят творчество ашугов – певцов-импровизаторов, которые поют на праздниках героические, лирические песни, соревнуются друг с другом.
Музыкальный фольклор немецкого народа имеет много общего с искусством народов европы. Издавна немцы играли на скрипке, органе, трубе. Но любимым и популярным во всем мире считается аккордеон, созданный немецкими мастерами. Песни немецкого народа отличаются радостным, светлым настроением. Чаще они имеют танцевальный или маршевый ритм, что послужило основой для создания народного танца – лендлер и вальс.
Польскуюнародную музыку считают одной из самых древних в песенном творчестве славянских народов. Песни традиционно исполняют в один голос, и они тесно связаны с танцем. На праздниках танцевали ходзон, мазурку, краковяк, в сопровождении музыкальных инструментов скрипки парни и девушки, дуды, клекотке. А полонез стал торжественным парным танцем, с которого начинались все балы.
Все народы Казахстана имеют свои неповторимые и любимые праздники. У татарского народа – это «Сабантуй». На Сабантуе звучат веселые наигрыши, которые исполняют на народных инструментах: курай, кубыз, домра, и т.д. каждый песенный жанр у татарского народа имеет свое красивое название: лирические песни – озын кюе, шуточные – кыска кюе, частушки – такмаки, а песни- сказы – баиты.
Как и многие другие народы, во время торжеств, праздников узбеки не только поют, но и танцуют. Песни и танцы исполняются под аккомпанемент гиджака, дутара, чанга, сурная, дойры. Дойру узбеки называют «Сердцем» народной музыки. певцы –хавизы, которые поют праздничные песни ялла.