г. Сыктывкар
Форма проведения – индивидуальное занятие.
1. Изучение новых понятий: гармонические функции; тоническая функция, субдоминантовая функция, доминантовая функция.
2. Приобретение первичного опыта слухового анализа гармонических функций.
1. Развитие слухо-двигательных навыков.
2. Развитие музыкальной памяти, гармонического слуха.
3. Развитие навыков анализа полученных знаний, умения делать выводы и обобщения на основе практического применения полученных знаний.
1. Воспитание мотивации к использованию знаний гармонии на практике.
подручные материалы (используются любые мелкие вещи учащегося от шариковой ручки до сотового телефона для переключения внимания в игре "Найди нотку")
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащегося |
Задания, вопросы | Содержание | Предполагаемые ответы | Способы деятельности |
I.Организационный момент | Приветствие. Инструмент обязательно должен соответствовать физиологическим параметрам учащегося. Обязательно во избежание усталости или неправильного формирования осанки (вследствие физического перенапряжения) необходимо в течение урока периодически снимать аккордеон (баян), переключая учащегося на другой вид деятельности, правильно распределяя нагрузку. На начальном этапе можно использовать фортепиано (для слухового анализа или для исполнения гармонического баса). |
Послушай, что случилось с песенками-малышками. Педагог исполняет песню Красева "Ёлочка", детскую песню "Веселые гуси", В.Шаинского "Песенка про кузнечика" произвольно меняя местами гармонические функции, ноты мелодий. Скажи, что же произошло с песенками? | "Однажды в стране Музыки" сказка-начало, актуализация темы. Однажды в огромной стране Музыки случилось нечто невероятное, фантастическое и, даже, немного страшное! Ты, конечно же помнишь, что в этой стране два королевства: Королевство скрипичного ключа и Королевство басового ключа. Их правители: Басовый ключ и Скрипичный ключ жили очень дружно и каждое утро, сидя на балконе, пили чай. Но, в это утро им было не до чая! Переполох начался в детском саду: малышки-песенки не могли узнать друг друга и, даже, сами себя в зеркале не узнавали! Что же случилось? Педагог исполняет песню М. Красева "Ёлочка", украинскую народную "Веселые гуси", В.Шаинского "Песенка про кузнечика" произвольно меняя местами гармонические функции, ноты мелодий. Скажи, что же произошло с песенками? | Я думаю: Поменялась мелодия, ноты в мелодии, звучит странно, трудно узнать на слух, какая звучит песня делает вывод: Я слышу, что мелодия звучит по-другому, если в ней меняются ноты или аккорды (гармония) | Учащийся слушает сказку, песни, исполняемые педагогом и анализирует на слух (угадывает какая песня звучит), делает вывод. |
Как ты думаешь, что изменилось? Как ты думаешь, важно ли исполнять правильную гармонию, когда играешь? | Одну песню я сейчас "вылечу". Педагог исполняет В.Шаинского "Песенку про кузнечика" правильно. Как ты думаешь, что изменилось? Здесь педагогу необходимо наводящими вопросами подвести учащегося к теме занятия: "Гармония в музыке" Как ты думаешь, важно ли исполнять правильную гармонию, когда играешь? | Теперь я смог узнать эту песню. Я слышу, что теперь эта песня звучит правильно. Я думаю, что гармония важна в музыке. | Учащийся слушает песню, исполняемую педагогом и анализирует на слух (угадывает какая песня звучит), делает вывод. |
| Давай попробуем помочь остальным песенкам Скрипичного королевства. Посадка за инструмент, подгонка ремней. | | Посадка за инструмент, подгонка ремней. |
II.Подготовка к освоению новых понятий. | Исполни, пожалуйста, две песни из репертуара: М. Красев "Маленькая ёлочка", украинская народная песня "Веселые гуси". Скажи, эти песни можно узнать по звучанию? Хотелось бы тебе добавить красок своей игре? Научиться исполнять эти песни двумя руками? | Опираясь на ранее пройденный материал (репертуар учащегося: М.Красев "Маленькая ёлочка", украинская народная песня "Веселые гуси") повторить с учащимся изученные ранее понятие - тоника. Исполни, пожалуйста, две песни из репертуара: М. Красев "Маленькая ёлочка", украинская народная песня "Веселые гуси". Молодец! Скажи, эти песни можно узнать по звучанию? Хотелось бы тебе добавить красок своей игре? Научиться исполнять эти песни двумя руками? | Тоника - главная, первая ступень в тональности. Да, я старался играть хорошо, правильно, без ошибок. Я думаю, что эти песни можно узнать по звучанию, потому что я играл правильно. Да, я считаю, что так песни будут звучать лучше. Мне не хочется играть двумя руками, потому что это сложнее. | Учащийся на этом этапе пока исполняет пьесы только правой рукой из репертуара: М. Красев "Маленькая ёлочка", украинская народная песня "Веселые гуси". Рассказывает ранее изученный материал - тоника. |
III. Освоение нового материала. | Чего не хватает в пьесе? Звучит ли пьеса закончено? Слышится ли в пьесе "точка"? | Слуховая игра "Незавершенная мелодия" (Приложение № 3) Педагог исполняет мелодию с гармонической поддержкой правильно, либо завершая пьесу на доминанте и т.д. неустойчивом звучании. Молодец, у тебя хорошо получается анализировать на слух! | Я думаю, что пьеса звучит незакончено. Я думаю, что пьеса не кончилась. Я слышу, что должно быть продолжение. | Учащийся снимает инструмент. Учащийся слушает игру педагога, анализирует и определяет вариант с правильным гармоническим звучанием. |
Почему все произведения заканчиваются на тонике? | На тонике всегда заканчиваются все музыкальные произведения: пьесы, этюды, песни и т.д. Мне нравятся твои ответы, умница! | Я думаю, что тоника звучит более спокойно. Мне слышно, что тоника звучит, как "точка". Я слышу, что после тоники уже не должно быть продолжения пьесы. | Учащийся слушает игру педагога, анализирует и делает выводы о гармоническом звучании. |
Если тоника звучит спокойно, устойчиво, то как же звучит доминанта? | Звучание тоники самое устойчивое в гармонии. Доминанта - это противоположность тоники, она звучит неустойчиво, незавершенно, требует продолжения пьесы, требует разрешения в тонику. Иными словами после доминанты должна звучат тоника, тогда мелодия не будет заканчиваться как вопрос, звучать не завершенной. У тебя хороший слух, молодец! | Я слышу, что доминанта звучит резко, не закончено, словно мелодия должна продолжаться. | Учащийся слушает игру педагога, анализирует и делает выводы о гармоническом звучании. |
Расскажи, как звучит эта "незнакомка". Звучит ли эта гармония устойчиво или неустойчиво? | Кроме тонической и доминантовой в музыке спряталась ещё одна гармония. Давай её найдём. Педагог исполняет мелодию с гармонической поддержкой, акцентируя внимание на субдоминанте и её звучании. Педагогу наводящими вопросами нужно подвести учащегося к мысли, что эта гармония (субдоминанта) не имеет яркой характеристики. Субдоминанта. Повторяем по слогам: суб-до-ми-нан-та. Также как доминанта, но с приставкой суб. Эта гармония звучит не так ярко как её сестры. Она звучит мягче, чем доминанта и не так завершающе, как тоника. Эта гармония дополняет остальные две, добавляет музыке красоты звучания. | Я считаю, что в этом месте гармония иначе, устойчиво, неустойчиво, не понятно, красиво, Я не услышал, как звучит эта гармония. | Учащийся слушает игру педагога, анализирует и делает выводы о гармоническом звучании. |
Расскажи, пожалуйста, как же звучит мелодия с аккомпанементом (гармонией) и без него (неё)? Как ты думаешь, нужна ли нашим песням гармоническая поддержка? | Педагог исполняет указанные выше произведения с гармоническим сопровождением и без него. Педагог предлагает сделать учащемуся вывод о роли гармонии в мелодии, звучании аккомпанемента. Расскажи, пожалуйста, как же звучит мелодия с аккомпанементом (гармонией) и без него (неё)? Как ты думаешь, нужна ли нашим песням гармоническая поддержка? Согласишься ли ты со мной, что наши песни надо украсить, "одеть" в гармонию? Что их пора играть двумя руками? | Я думаю, что когда пьеса исполняется с правильным гармоническим звучанием, её приятно слушать, она звучит красиво, её не спутаешь с другой мелодией, её легче узнать по звучанию. Я думаю, что лучше играть песни с гармонией, двумя руками. Мне хочется попробовать исполнить песни двумя руками. | Учащийся слушает игру педагога, анализирует и делает выводы о гармоническом звучании, звучании произведений |
| Педагог выдает наборы карточек учащемуся для выполнения заданий по приложению. Проверяет правильность выполнения заданий. Параллельно, пока учащийся выполняет задания по рабочей карте, педагог делает записи в нотную тетрадь учащегося. Теперь мы узнаем как эти гармонии записывать в нотной тетради. Т - тоника занимает 1 ступень в тональности, звучит устойчиво, всегда заканчивает музыкальное произведение. S - субдоминанта занимает ΙV ступень в тональности, дополняет звучание гармонии, наполняет красками музыкальное произведение. D - доминанта занимает V ступень в тональности, звучит неустойчиво, иногда резко, всегда требует разрешения, звучания после себя тоники. Молодец, у тебя все получилось! | Правильные ответы смотреть в приложении № 2 | Используя рабочую карту (Приложение № 1, пункт 1) и карточки с нотами (3 набора звукоряда от до) учащийся выстраивает звукоряд от ноты до, звукоряд от ноты соль, звукоряд от ноты ля. Далее записывает их и проставляет ступени соответственно каждого звукоряда. |
Выполни, пожалуйста следующие задания в рабочей карте. | Выполни, пожалуйста следующие задания в рабочей карте. Педагог проверяет правильность выполнения заданий. Молодец, теперь мы можем найти эти гармонические ступени на аккордеоне (баяне). | Правильные ответы смотреть в приложении № 2 | Используя рабочую карту (Приложение №1, п.2) и карточки с нотами учащийся выбирает и выкладывает на стол необходимые гармонические ступени (ноты) к каждому звукоряду (Ι,ΙV,V). Учащийся подписывает на карточках с нотами T,S,D. |
Вспомни, как располагаются басы в левой клавиатуре. Назови эти ноты по порядку снизу вверх от фа. | Давай найдем все три гармонии на инструменте. Посмотри, как удобно они располагаются на аккордеоне (баяне), все три кнопочки всегда рядом. Вспомни, как располагаются басы в левой клавиатуре. Такое расположение басов не случайно, оно помогает нам легче подобрать и играть гармонию в левой руке. | Снизу вверх: фа, до, соль, ре, ля, ми, си Тоника находится в центре, под ней субдоминанта, над ней доминанта. | Посадка за инструмент Учащийся в левой клавиатуре инструмента с помощью педагога находит все три гармонические функции в системе тональностей До мажор, До минор, Ми минор |
Расскажи, как располагаются TSD (тоника, субдоминанта, доминанта) относительно друг друга? | Педагог помогает учащемуся снять инструмент, садить его за стол. Теперь ты можешь записать найденные гармонические ноты в рабочую карту. Расскажи, как располагаются TSD (тоника, субдоминанта, доминанта) относительно друг друга? | | Учащийся снимает инструмент. Учащийся записывает результат в рабочей карте (п.3). Учащийся самостоятельно делает вывод об особенностях расположения T,S,D в левой клавиатуре инструмента. |
Используя рабочую карту скажи, какие ноты являются TSD в до мажоре (C-dur). Расскажи, как они располагаются в клавиатуре левой руки? | Педагог предлагает учащемуся исполнить вновь пьесы из репертуара. После исполнения каждой пьесы педагог обращает внимание учащегося на строение гармонии. Используя рабочую карту скажи, какие ноты являются TSD в до мажоре. Расскажи, как они располагаются в клавиатуре левой руки? Обрати внимание как звучит мелодия, попробуй использовать другую гармонию, другие ноты в левой руке. Молодец, ты все понял правильно! | Это ноты - фа, до, соль. СОЛЬ - вверху, потому что это доминанта ДО - в середине, потому что это тоника ФА - внизу, потому что это субдоминанта | Посадка за инструмент. Учащийся исполняет пьесы из выученного репертуара: М. Красев "Маленькая ёлочка", украинская народная песня "Веселые гуси". Учащийся самостоятельно анализирует гармонию партии левой руки, пробуя остановиться на доминанте или поменять функции местами. |
Транспонируй, пожалуйста, мелодию "Веселые гуси" в тональность соль мажор. Подбери теперь к ней гармонию. Расскажи, что изменилось теперь в партии левой руки? | Транспонируй, пожалуйста, мелодию "Веселые гуси" в тональность соль мажор. Умница, Подбери теперь к ней гармонию. Расскажи, что изменилось теперь в партии левой руки? Молодец, у тебя отличный слух! | Я чувствую, что ничего не изменилось, играть нужно в таком же порядке, только от другой ноты. Я слышу, что поменялась только тональность, ноты. Расположение гармонических нот такое же как и раньше, но начинать нужно от другой ноты. | Учащийся транспонирует мелодию и, с помощью педагога, подбирает на слух гармонию в левой клавиатуре. |
IV. Игровой момент. Игра "Найди нотку". | Расскажи каким образом располагаются ноты в обычном порядке. Каждой твоей вещи мы даем имя ноты. Сейчас я буду менять нотки- фанты местами, а тебе нужно угадать и рассказать как теперь располагаются ноты в нашем звукоряде. | "Найди нотку". Для фокуса внимания учащегося лучше использовать не специально подготовленные карточки или кубики, а подручные материалы (лучше если они будут разноплановые. Например: шариковая ручка, ключница, маленькая игрушка, сотовый телефон и .д.). Всего нужно семь единиц, они будут нотами. Порядок игровых действий: "Нотки" выкладываются в звукоряд от до и должны быть названы учащимся ("до" - ручка, "ре" - ключница и т.д.) Педагог произвольно меняет местами две "нотки" Далее учащийся должен определить какие именно "нотки", по его мнению, переместились, а какие остались на своем месте и озвучить каким образом теперь располагаются ноты. | До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ответы учащегося соответственно ходу игры. | Учащийся снимает инструмент, помогает педагогу собрать семь "фантов" (будущих нот для игры) Учащийся определяет ноты, называя их новые расположения. |
VI. Подведение итогов занятия. | Как ты думаешь, что же все таки произошло с малышками-песенками из королевства Скрипичного ключа? | Давай сочиним окончание нашей сказки про удивительный случай в стране Музыки. Как ты думаешь, что же все таки произошло с малышками-песенками из королевства Скрипичного ключа? Педагог ещё раз исполняет песню Красева "Ёлочка", детскую песню "Веселые гуси", В.Шаинского "Песенка про кузнечика" произвольно меняя местами гармонические функции, ноты мелодий. Почему их так трудно узнать? | Я думаю, что они не правильно звучат, с ошибками. | |
| Расскажи встречал ли ты песни или пьесы без гармонии? | Расскажи встречал ли ты песни или пьесы без гармонии? | Я играл песни одной правой рукой , но в них все же была гармония, потому, что они звучали красиво, гармонично, слаженно, приятно на слух | |
| Как ты думаешь, действительно ли нужен гармонический аккомпанемент мелодии? | Как ты думаешь, действительно ли нужен гармонический аккомпанемент мелодии? | Я думаю, что можно играть и без аккомпанемента, но с гармонией звучит лучше, полнее, насыщеннее. Я считаю, что играть без аккомпанемента легче, но звучит мелодия скучно, одиноко. | |
| | Как ты думаешь, есть ли какие-то особенности расположения T, S, D в клавиатуре левой руки инструмента? Расскажи, какие ты запомнил особенности расположения T, S, D в левой клавиатуре? | Снизу вверх: субдоминанта, тоника, доминанта. Сверху - доминанта В середине - тоника Внизу - субдоминанта | |
| Так, что же случилось с нашими песенками из страны Музыки | Так, что же случилось с нашими песенками из страны Музыки? Давай закончим сказку о малышках-песенках. Мне очень понравилась твоя сказка, ты просто умница! | Я думаю, что они потеряли свою гармонию и стали звучать не так как всегда. Поэтому их было так трудно узнать по звучанию. | Учащийся сочиняет окончание сказки. Например: Пришла фея гармония и вернула всем песенкам их прежний вид. Варианты сказки могут быть разные, но обязательно должны исходить от учащегося. |
VI. Домашнее задание. | Понятно ли тебе задание? Расскажи, как ты будешь его выполнять. | 1. Транспонировать песню М. Красева "Маленькая ёлочка" из до мажора в соль мажор. 2. Используя изученные на уроке основные гармонии (TSD), подобрать на слух гармонию к этой пьесе. 3. На следующем уроке исполнить пьесу с гармонической поддержкой на первую долю. | Я думаю, что справлюсь. Я буду работать как на занятии, и смогу выполнить задания. У меня все получится. | |
Вспомните - что такое звукоряд.
Вспомните - что такое звукоряд.
до, фа, соль.
соль, до, ре.
Музыка М. Красев
Слова З. Александрова