Урок сформирует у учащихся понятия «изобразительности» музыкальных образов на примере фрагмента «Три чуда» из оперы Н.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Что за прелесть эти сказки"»
Урок по предмету: музыка 4 класс.
Тема: «Что за прелесть эти сказки».
Цель урока:
сформировать у учащихся понятия «изобразительности» музыкальных образов на примере фрагмента «Три чуда» из оперы Н.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Задачи урока:
развивать творческое мышление обучающихся при прослушивании музыкальных фрагментов;
научить искать и находить «изобразительность» в музыке;
соотносить литературные сказочные образы с музыкальными;
развивать и совершенствовать певческие навыки у учащихся при разучивании песни.
компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано;
музыкальное оформление: фонограмма музыкального фрагмента «Три чуда» из оперы Н.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Ход урока: Музыкальное приветствие. Организационный момент.
Слайд №1.
Сегодня на уроке мы снова будем говорить о необыкновенном свойстве музыки изображать звучащие образы. Показать изобразительность музыкальных произведений мне бы хотелось на примере творчества замечательных русских сказочников: русского поэта А.Пушкина и композитора Н.Римского-Корсакова.
Но сначала мы обратимся к предыдущим урокам.
Мы с вами говорили о том, что музыка очень тесно связана и с другими видами искусства: литературой и изобразительным искусством. Давайте с вами вспомним :
Каких жанров в музыке просто не может быть без литературы?
Какие литературные произведения исчезнут, если исчезнет музыка?
ответы учащихся.
Слайд № 2.
Мы с вами уже говорили о человеке, которого Пушкин любил больше всех в детстве, которому поэт посвятил много стихов и тёплых слов.
Кто этот человек?
Как его зовут?
Почему А.Пушкин был так привязан к своей няне?
Ответы учащихся.
Учитель: Этот блистательный прославленный поэт, не стыдился всенародно исповедовать нежную привязанность не к матери, а к «мамушке», к няне. Арина Родионовна Яковлева была простой крестьянкой и необыкновенной сказочницей. Поговорки, пословицы, присказки не сходили с её языка. Большую часть народных былин и песен, которые А.Пушкин знал, услышал он от неё.
Не гаснул долго огонёк
В уютной няниной избушке.
И слушал, слушал няню Пушкин.
Катилась сказка как клубок.
Слайд № 3.
Учитель: Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение не только в литературе, но и в музыке.
Сказки любят все. Без сказок не становятся взрослыми, утверждает русская пословица. Они учат добру, учат увлекательно. По словам Паустовского, сказки «покрыты тончайшей пыльцой поэзии». Разве могли русские музыканты обойти этот волшебный и мудрый край, в котором как в роднике отразилась душа народа?
Слайд № 4.
Учитель: Безграничное разнообразие музыкальных красок находили композиторы, обращаясь к сказке. Н.Римский-Корсаков не стал исключением, более того, он обрёл славу композитора-сказочника.
Из 15 опер, написанных им, более половины – оперы-сказки, оперы-былины, оперы-легенды.
Теперь мы можем отправиться в сказку и посмотреть на чудеса.
В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут;
Туча по небу идет, бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там не по дням, а по часам.
Вы узнали, откуда эти строчки?
Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы-сказки «О царе Салтане» Н.Римского-Корсакова. Ребята, вы помните, какие три чуда были в сказке? Попробуйте их назвать (ответы).
Слайд № 5.
Учитель: Совершенно верно, есть в сказке А.Пушкина три чуда, которым удивляются даже сами герои сказки. Симфоническая картина «Три чуда» открывает второе действие оперы «Сказка о царе Салтане».
А какое же первое чудо?
Ответы детей:
белка, которая грызет золотые орешки и вынимает изумруды;
тридцать три богатыря, выходящие из моря, чтобы беречь столицу князя Гвидона;
невиданной красоты Царевна-лебедь.
Слайд № 6.
Учитель: Правильно! Итак, первое чудо.
Дети читают:
Белка песенки поет да орешки все грызет,
А орешки не простые все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Учитель: сейчас мы услышим, как музыка нарисует нам волшебную белочку. Ее главную партию исполнит музыкальный инструмент – флейта. А еще вы услышите напев русской народной песни, которую упоминает в своих стихах А.Пушкин: «Во саду ли, в огороде». Послушайте и определите характер этой темы.
Прослушивание фонограммы.
Какой характер мелодии? В каком регистре звучит? Почему композитор выбрал именно высокий регистр?
Ответы детей.
Слайд № 7.
Читают дети:
Там еще другое диво: море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге, и очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря, все красавцы удалые,
Великаны молодые, все равны как на подбор –
С ними дядька Черномор
Учитель: ребята, сейчас мы послушаем музыкальную тему богатырей, я прошу вас во время звучания музыки дирижировать, чтобы определить ее характер.
Слушание фонограммы« Тема богатырей».
Похожа тема богатырей на тему белочки? Почему?
Что изображает тема богатырей? (богатырскую поступь, и шум бурливого моря).
Как мы понимаем, что идут богатыри, а не современные солдаты?
Ответы детей.
Слайд № 8.
Учитель: Правильно, молодцы! Последнее чудо в этой сказке – лебедь-птица, которая превратилась в прекрасную царевну.
Читают дети:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выплывает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит.
Учитель: Послушаем музыкальную тему царевны. Сначала композитор покажет нам образ птицы, плывущей по волнам, звуки оркестра будут изображать всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. Но ребята, когда вы услышите в музыке момент превращения лебеди в царевну, поднимите вверх руки.
Слушание фонограммы «Тема Царевны-лебеди».
Слайд № 9.
Учитель: ребята, как вы поняли, что лебедь превратилась в царевну?
Дети: музыка изменилась, она стала похожа на русскую песню.
Сейчас мы послушаем запись целиком, и как только вы услышите вступление нового «чуда», поднимите, пожалуйста, руку.
Прослушивание фонограммы.
Учитель: Молодцы! Вот мы и познакомились с музыкальными чудесами, все они разные, но все яркие и интересные.
Слайд №10.
Благодаря союзу двух великих сказочников, смогло появиться на свет такое замечательное произведение.
Во всех сказках добро побеждает зло, сказки учат добру. И сегодня мы с вами разучим песню «Дорога добра».
Разучивание песни «Дорога добра». Слайды с текстом песни №11, №12, №13.
Учитель:
Ребята, что нового сегодня мы узнали на уроке?
Вам понравилось?
Домашнее задание. Нарисовать на альбомном листе одно «чудо» из сказки А.Пушкина, которое больше всего понравилось.