kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные этапы работы над вокальным произведением

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Работа над вокальным произведением поэтапно, очень важна в обучении юного вокалиста. Педагог направляет действия ученика, указывая пути поиска. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные этапы работы над вокальным произведением»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Плесецкая средняя школа»

филиал ДО «Детская музыкальная школа»






Конкурс методических материалов

по дополнительному образованию детей ДМШ



Методическое занятие с преподавателями в рамках открытого урока с учащимся 3 класса (вокал) ДООП




Тема: Основные этапы работы над вокальным произведением











Автор: Хламова Татьяна Олеговна

преподаватель вокалист МБОУ

«Плесецкая средняя школа» филиала

ДО «ДМШ» п. Североонежск













п. Североонежск

2017 год


Оглавление:



  1. Цель, задачи, тип и форма проведения, методы обучения _______ стр. 3

  2. Рекомендации по проведению урока (структура)_______________стр. 4

  3. Введение _______________________________________________ стр. 5

  4. Основные этапы работы над вокальным произведением________ стр. 6

  5. Заключение_______________________________________ стр.8

  6. Список литературы________________________________ стр.9






























2


Открытый урок по постановке голоса


Дата проведения урока: 05.04. 2017 г.

Учащийся, класс, программа: Санкин Артём ( 3 класс, ДООП)

Дисциплина: Вокал

ФИО: Хламова Татьяна Олеговна

Преподаватель: по классу вокала

Тема урока: «Основные этапы работы над произведением»

Тип: комбинированный

Вид: Открытый урок

Цель: формирование и закрепление вокальных навыков в процессе разучивания музыкального произведения.

Задачи:

Воспитывающие: мотивировать учащихся на самостоятельную познавательную активность

Развивающие: добиваться кантиленного звучания, правильной фразировки, выравнивания регистров.

Обучающие: учиться понимать и осмысливать художественный образ исполняемых произведений

Форма работы: индивидуальная

Перечень учебных пособий: плакат «Строение голосового аппарата», карточки формирования гласных

Источник информации: учебный и концертный репертуар: наличие нотной литературы, учебников, фонотеки, наглядных пособий, таблиц

Методы обучения: наглядный (слуховой, зрительный), словесный (объяснения, диалог), иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником), эмпирический (метод практического опытного поиска понятных для учащегося слов, определений для описания вокальных приёмов


3

Рекомендации по проведению урока



Структура урока:


I. Организационный момент (10мин)


II. Практическая часть. Распевание: (10 мин)


Вокальные упражнения:

- закрепление высокой позиции звука, округлости гласных, опорного дыхания,

осознанная фразировка, владение опорным дыханием

Работа над закреплением вокально – технических навыков и раскрытием художественного образа в произведении «Песня Вольки» муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина(30мин)

План анализа произведения:

- озвучивание названия произведения, знакомство с его авторами;

- прослушивание произведения;

- разбор и разучивание вокальной партии;

- работа над звукоизвлечением, дикцией и артикуляцией;

- определение формы произведения, нахождение смысловой и

динамической кульминации.


III. Заключительный этап. Подведение итогов (5мин)










4


Введение


Пение, в отличие от других видов музыкальной деятельности, наиболее доступно ребёнку среднего школьного возраста, позволяет подростку раскрыть качества творческой, способной к культурному саморазвитию и самоопределению личности.

Для того чтобы стать активным слушателем и исполнителем, правильно пользоваться своим природным инструментом – голосом не только в пении, но и в речи, подростку необходимо овладеть определённой системой музыкальных знаний и навыков, усвоение которых, может произойти лишь при условии планомерного, систематического вокального обучения в процессе индивидуальных занятий.

Средний школьный возраст, так называемый подростковый возраст,

отличается своими особенностями, обычно мальчики вступают в мутационный период, формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно, у других очень бурно.

Дети подросткового возраста еще не обладают ассоциативным мышлением, их мышление конкретно. Задача педагога, найти такие термины, чтобы они были понятны детям этой возрастной категории.

В первую очередь, преобладающим должен быть эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов). Исходя из различия психики каждого ребенка, эти термины подбираются индивидуально.

В обязательном порядке, необходимо не забывать о здоровьесберегающих технологиях.





5


Основные этапы работы над вокальным произведением

  1. Знакомство с произведением и его авторами


Сегодня на уроке, мы познакомимся с произведением из детской оперетты «Ха, ха, ха, Хоттабыч». Это музыкальная комедия по повести Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч», музыку к которой написал Г. Гладков, сл. Ю. Энтин «Песня Вольки».

Предварительно, учащемуся необходимо дать домашнее задание, самостоятельно узнать краткие сведения об авторах, написавших эту музыкальную сказку и её содержание.


  1. Разбор и разучивание вокальной партии


- прослушивание песни;

- анализ словесного текста;

- анализ мелодии (песня советского композитора; характер; лад;

аккомпанемент);

- форма строения – куплетная;

- разбор тонального плана

- фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания;

- различные виды динамики;

- многообразие агогических возможностей исполнения произведения

(сопоставление темпов, замедления, ускорения, различные виды фермат).

- сольфеджирование, некоторые места лучше всего петь, не опираясь на

поддержку инструмента, а интонировать по слуху.

- пение со словами.


Такой подход содействует овладению навыкам сольфеджирования, развитию вокального слуха и, как следствие, приобретению ещё одного важного для вокалиста навыка чистого интонирования.


6

  1. Работа над звукоизвлечением, дикцией и артикуляцией


Итак, знакомство с произведением и его разбор состоялись. Далее начинается кропотливая работа над звукоизвлечением, дикцией и артикуляцией:

- правильное оформление гласных;

- выравнивание гласных (пение вокальной партии только на гласных звуках по предложениям, фразам);

- следить за правильным певческим дыханием, свободой голосового аппарата, высокой певческой позицией и направлением звука в резонаторы;

Такая работа, когда сосредотачиваясь не на словах, а именно на голосе и звуке, позволяет добиться кантилены, плавно текущего звука (на протяжении целой фразы), хорошей артикуляции, правильного оформления гласных.

Когда мелодический отрезок отработан, нужно спеть его с включением согласных, сохраняя оформление гласных звуков. Ещё раз следует отметить, что в процессе занятий с учащимся необходимо добиваться красивого полного звучания голоса на опоре, в высокой певческой позиции с использованием резонаторов.


  1. Определение формы произведения, нахождение смысловой и динамической кульминации


Это важный этап в работе над вокальным произведением – осмысление формы, в которую композитор облёк поэтический текст и определение

наиболее яркого, эмоционального места в динамическом развитии

музыки.

Любое музыкальное произведение становится ярким, образным, понятным и интересным для восприятия, когда оно не монотонно, а многогранно по динамическим оттенкам и имеет своё динамическое развитие от вступления до кульминационного момента и далее до завершающего аккорда.


7

Заключение

Работа над вокальным произведением поэтапно, очень важна в обучении юного вокалиста. Педагог направляет действия ученика, указывая пути поиска. При знакомстве с произведением и его авторами, ученик, в поисках информации обращается к Интернету, что способствует умению учащегося пользоваться ИКТ, активирует его поисковую деятельность с целью лучшего освоения нового материала и развития самостоятельного умения пополнять собственные знания. Прослушивание других произведений композитора, чтение других стихотворений автора поэтического текста расширяют кругозор учащегося.

Педагог стимулирует желание учащегося к работе над этим произведением, говоря о том, что именно ему доступно исполнение такого вокального произведения, о том, что по вокальным данным, умениям и навыкам, только он может справиться с исполнением такого сложного, но замечательного произведения, чем повышает самооценку учащегося, как личности.

Чувствуя форму и зная кульминационные места произведения, учащийся будет осознанно работать над своим исполнением и, как результат, сумеет передать художественно – эмоциональный образ и идейный замысел авторов вокального произведения.

Вся дальнейшая работа над вокальным произведением должна быть направлена на усовершенствование вокально – технических навыков, на отшлифовку исполнительских умений, на развитие творческих способностей, на приобретение вокального мастерства учащегося.






8

Список литературы


1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Ростов – на – Дону. Феникс 2007.

2. Дмитриев Л.Б. Основы музыкальной методики. Москва. 1970.

3. Жданова Т., Кононенко М. Музыка в школе, 5 класс. – М., 1981. 96 стр.

4. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. «Просвещение»,

1987;

5. http://www.dissercat.com

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/





















9


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Основные этапы работы над вокальным произведением

Автор: Хламова Татьяна Олеговна

Дата: 15.05.2017

Номер свидетельства: 415681

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) ""Этапы работы над вокальным произведением""
    ["seo_title"] => string(39) "etapy_raboty_nad_vokalnym_proizvedeniem"
    ["file_id"] => string(6) "547661"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1587554981"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом."
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_diktsiiei_i_artikuliatsiiei_v_vokal_nykh_uprazhnieniiakh_i_muzykal_no"
    ["file_id"] => string(6) "409672"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492421368"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Вокально-хоровая  работа (по хору) для 1-3 классов "
    ["seo_title"] => string(51) "vokal-no-khorovaia-rabota-po-khoru-dlia-1-3-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "215834"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432806308"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект открытого занятия на тему: Дикция и артикуляция на уроках эстрадного вокала "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-otkrytogho-zaniatiia-na-tiemu-diktsiia-i-artikuliatsiia-na-urokakh-estradnogho-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "240786"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445108217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства