Обучающие: учиться понимать и осмысливать художественный образ исполняемых произведений
Форма работы: индивидуальная
Перечень учебных пособий: плакат «Строение голосового аппарата», карточки формирования гласных
Источник информации: учебный и концертный репертуар: наличие нотной литературы, учебников, фонотеки, наглядных пособий, таблиц
Методы обучения:наглядный (слуховой, зрительный), словесный (объяснения, диалог), иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником), эмпирический (метод практического опытного поиска понятных для учащегося слов, определений для описания вокальных приёмов
3
Рекомендации по проведению урока
Структура урока:
I. Организационный момент (10мин)
II. Практическая часть. Распевание: (10 мин)
Вокальные упражнения:
- закрепление высокой позиции звука, округлости гласных, опорного дыхания,
осознанная фразировка, владение опорным дыханием
Работа над закреплением вокально – технических навыкови раскрытием художественного образа в произведении «Песня Вольки» муз. Г. Гладкова,сл. Ю. Энтина(30мин)
План анализа произведения:
- озвучивание названия произведения, знакомство с его авторами;
- прослушивание произведения;
- разбор и разучивание вокальной партии;
- работа над звукоизвлечением, дикцией и артикуляцией;
- определение формы произведения, нахождение смысловой и
динамической кульминации.
III. Заключительный этап. Подведение итогов (5мин)
4
Введение
Пение, в отличие от других видов музыкальной деятельности, наиболее доступно ребёнку среднего школьного возраста, позволяет подростку раскрыть качества творческой, способной к культурному саморазвитию и самоопределению личности.
Для того чтобы стать активным слушателем и исполнителем, правильно пользоваться своим природным инструментом – голосом не только в пении, но и в речи, подростку необходимо овладеть определённой системой музыкальных знаний и навыков, усвоение которых, может произойти лишь при условии планомерного, систематического вокального обучения в процессе индивидуальных занятий.
Средний школьный возраст, так называемый подростковый возраст,
отличается своими особенностями, обычно мальчики вступают в мутационный период, формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно, у других очень бурно.
Дети подросткового возраста еще не обладают ассоциативным мышлением, их мышление конкретно. Задача педагога, найти такие термины, чтобы они были понятны детям этой возрастной категории.
В первую очередь, преобладающим должен быть эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов). Исходя из различия психики каждого ребенка, эти термины подбираются индивидуально.
В обязательном порядке, необходимо не забывать о здоровьесберегающих технологиях.
5
Основные этапы работы над вокальным произведением
Знакомство с произведением и его авторами
Сегодня на уроке, мы познакомимся с произведением из детской оперетты «Ха, ха, ха, Хоттабыч». Это музыкальная комедия по повести Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч», музыку к которой написал Г. Гладков, сл. Ю. Энтин «Песня Вольки».
Предварительно, учащемуся необходимо дать домашнее задание, самостоятельно узнать краткие сведения об авторах, написавших эту музыкальную сказку и её содержание.
Разбор и разучивание вокальной партии
- прослушивание песни;
- анализ словесного текста;
- анализ мелодии (песня советского композитора; характер; лад;
аккомпанемент);
- форма строения – куплетная;
- разбор тонального плана
- фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания;
- различные виды динамики;
- многообразие агогических возможностей исполнения произведения
(сопоставление темпов, замедления, ускорения, различные виды фермат).
- сольфеджирование, некоторые места лучше всего петь, не опираясь на
поддержку инструмента, а интонировать по слуху.
- пение со словами.
Такой подход содействует овладению навыкам сольфеджирования, развитию вокального слуха и, как следствие, приобретению ещё одного важного для вокалиста навыка чистого интонирования.
6
Работа над звукоизвлечением, дикцией и артикуляцией
Итак, знакомство с произведением и его разбор состоялись. Далее начинается кропотливая работа над звукоизвлечением, дикцией и артикуляцией:
- правильное оформление гласных;
- выравнивание гласных (пение вокальной партии только на гласных звуках по предложениям, фразам);
- следить за правильным певческим дыханием, свободой голосового аппарата, высокой певческой позицией и направлением звука в резонаторы;
Такая работа, когда сосредотачиваясь не на словах, а именно на голосе и звуке, позволяет добиться кантилены, плавно текущего звука (на протяжении целой фразы), хорошей артикуляции, правильного оформления гласных.
Когда мелодический отрезок отработан, нужно спеть его с включением согласных, сохраняя оформление гласных звуков. Ещё раз следует отметить, что в процессе занятий с учащимся необходимо добиваться красивого полного звучания голоса на опоре, в высокой певческой позиции с использованием резонаторов.
Определение формы произведения, нахождение смысловой и динамической кульминации
Это важный этап в работе над вокальным произведением – осмысление формы, в которую композитор облёк поэтический текст и определение
наиболее яркого, эмоционального места в динамическом развитии
музыки.
Любое музыкальное произведение становится ярким, образным, понятным и интересным для восприятия, когда оно не монотонно, а многогранно по динамическим оттенкам и имеет своё динамическое развитие от вступления до кульминационного момента и далее до завершающего аккорда.
7
Заключение
Работа над вокальным произведением поэтапно, очень важна в обучении юного вокалиста. Педагог направляет действия ученика, указывая пути поиска. При знакомстве с произведением и его авторами, ученик, в поисках информации обращается к Интернету, что способствует умению учащегося пользоваться ИКТ, активирует его поисковую деятельность с целью лучшего освоения нового материала и развития самостоятельного умения пополнять собственные знания. Прослушивание других произведений композитора, чтение других стихотворений автора поэтического текста расширяют кругозор учащегося.
Педагог стимулирует желание учащегося к работе над этим произведением, говоря о том, что именно ему доступно исполнение такого вокального произведения, о том, что по вокальным данным, умениям и навыкам, только он может справиться с исполнением такого сложного, но замечательного произведения, чем повышает самооценку учащегося, как личности.
Чувствуя форму и зная кульминационные места произведения, учащийся будет осознанно работать над своим исполнением и, как результат, сумеет передать художественно – эмоциональный образ и идейный замысел авторов вокального произведения.
Вся дальнейшая работа над вокальным произведением должна быть направлена на усовершенствование вокально – технических навыков, на отшлифовку исполнительских умений, на развитие творческих способностей, на приобретение вокального мастерства учащегося.