Просмотр содержимого документа
«"Этапы работы над вокальным произведением"»
Основныхэтаповработынадпеснейчетыре:
Выбор песни
Подготовка к репетициям
Репетиции
Генеральная репетиция
Выбор песни
Мы не будем рассматривать вопросы вроде “о чём эта песня”, поскольку мы и так выбираем песни по смыслу. Но есть и другие критерии, о которых забывать нельзя. Насколько сложная эта песня? Не является ли песня слишком трудной, или наоборот, слишком лёгкой? Является песня достаточно красивой, чтобы понравиться хористам? Способствует ли песня профессиональному развитию хористов и их эстетических вкусов? Если песня выбрана без учёта этих вопросов, то хор будет работать без удовольствия и энтузиазма.
Подготовка к репетиции
Прежде чем начать работу с хором, изучите партитуру. Проиграйте её для себя сначала “внутренним слухом”, затем уже, при более детальном разборе, на фортепиано, или прослушайте в записи. Познакомьтесь с композитором, с его эпохой, музыкальным стилем, жанром произведения. Это даст вам возможность более точно понять и воспроизвести замысел автора. Проиграйте каждую партию отдельно. Выделите штрихи, сложные места, обозначьте места вдохов. Продумайте возможные ошибки хористов в связи с их слабой подготовкой или трудностями читки с листа. Обратите внимание на сложные ритмические места: синкопы, ноты с точкой, вступления на слабые доли такта (на счёт “и”), и т.д.
После этого переходите к мануальному освоению песни. Порепетируйте (лучше перед зеркалом) как вы будете дирижировать это произведение. Проработайте все жесты и мимику.
Затем приготовьте партитуру. Продумайте удобство переворотов листа, проверьте ошибки в тексте, выставьте штрихи и места вдохов.
И самое последнее – продумайте эффективные методы и формы занятий, которые помогут хору благополучно освоить песню. Возможно вам нужно будет ввести некоторые новые элементы упражнений, помогающие освоить синкопы или трудные интервалы.
Репетиции
На репетициях дирижёр должен создать творческую, доброжелательную атмосферу. Он должен заинтересовать хористов, вызвать у них желание работать. Репетиции могут быть общехоровыми, групповыми (например, только женщины, или только альты), или индивидуальными. Индивидуальные репетиции призваны подтянуть отстающих хористов, чтобы не отнимать на это время у всего хора и не расшатывать этим дисциплину. Также индивидуальные занятия следует проводить с солистами.
Теперь немного о дисциплине. Точнее о том, что её разлагает. Приведу список без комментариев.
Недисциплинированность регента
Внешний вид регента
Манера общения регента
Неподготовленность регента
Ошибки в партитуре
Слишком трудный или слишком лёгкий материал
Отсутствие интереса и энтузиазма у хористов
Непонимание жестов регента
О жестах. На репетициях очень важно для дирижёра – научить коллектив понимать все его жесты и мимику. В первый период обучения дирижёр должен сообщить хористам определённый объём знаний о дирижировании, разъяснить им значение каждого жеста, рассказать об основных размерах и “дирижёрских сетках” (3/4, 2/4, 4/4). Следует воздерживаться от излишней эмоциональности и суетливости во время дирижирования. Не переусердствуйте с мимикой. Если регент начинает “гримасничать”, то хор в конце концов перестаёт реагировать на его мимические команды. Помните: каждое ваше малейшее движение, мимика, взгляд, поворот головы или туловища – это определённая команда для хора, которую он должен уметь понимать и исполнять.
Генеральная репетиция
Генеральная репетиция – это в принципе уже сам концерт, только без зрителей. К генеральной репетиции хор должен подойти уже подготовленным. На генеральной репетиции рекомендуется спеть все песни без остановки от начала до конца с целью проверки их качества, а также психологической подготовки хористов.
Желаю вам, уважаемые музыканты, творческого вдохновения, упорной работы в достижении наивысшего качества, на которое только вы способны. Помните, что во всем нужна постепенность, планомерность и стабильность.
К подбору репертуара и работой над песнями желательно переходить тогда, когда вы достаточно хорошо распеты. Репертуар для пения лучше выбирать с педагогом по вокалу, так как он сможет определить ваш тип голоса и его диапазон, а соответственно и подобрать наиболее подходящие для вас песни.
На первых этапах обучения детей работе над репертуаром выделяется 10-15 минут после выполнения дыхательных упражнений и распевки. Не разучивайте сразу несколько песен. Лучше выделите больше времени на исполнение одной песни. И только добившись наилучшего звучания, переходите к работе над следующей. От использования микрофона в первые дни разучивания тоже лучше отказаться.
Этапы работы над песней:
Учим мелодию
Работаем с текстом
Эмоционально «проживаем» песню
Соединяем мелодию и текст
Слушаем себя в записи
Процесс разучивания песни
Процесс разучивания песни включает 3 этапа. 1-й этап- ознакомление с песней. Целью первого этапа обучения является: заинтересовать детей, раскрыть содержание музыкального произведения, определить музыкальные средства выразительности. 2-й этап - разучивание песни. На этом этапе происходит основная работа по обучению детей певческим умениям и навыкам. 3-й этап - закрепление песни. Работа над воссозданием музыкально-художественного образа песни, над ее эмоционально-выразительным исполнением.
На первом этапе используются беседы, в ходе которых дети знакомятся с содержанием песни, обращают внимание на ее художествен- ный образ. Эти беседы тесно связаны с живым восприятием детьми песни. Также применяется показ картин, художественных игрушек, отвечающих тематике песен. Не все песни требуют предварительной беседы. Если песня не сложная, доступна детям по содержанию, легко воспринимается ими, то следует ограничиться лишь ее названием. В таких случаях после первого прослушивания детям задаются вопросы: какая песня по характеру, о чем она рассказывает и т. д. После этого песня исполняется педагогом еще раз. На следующем занятии можно сыграть вступление и спросить, как называется песня, вступление к которой было исполнено. Затем исполнить всю песню. Если в песне есть припев и он несложный, то дети могут подпевать. На третьем занятии педагог дает детям еще раз прослушать песню и начинает разучивать ее с ними. В процессе разучивания песни (2-й этап) ведется работа по развитию всех певческих навыков. Для выработки чистоты интонации нужно учить детей вслушиваться в звуки, различать высоту их звучания. На этом этапе можно использовать следующий игровой прием: большой паровоз гудит низко (фа1), а маленький высоко (до2). Необходимо добиваться точного звучания начальных звуков песни. Для этого можно использовать такой прием, как пропевание первой ноты на слова: «Песенку начнем». Затем сразу начать песню. Или же предложить детям потянуть первый звук, выравнивая его: «Все как один поем одинаково, как будто в дудочку дудим». Работая над мелодией, педагог должен сосредоточить на ней внимание детей: «Дети, послушайте внимательно. Я играю мелодию». Затем мелодия пропевается на определенные слоги с использованием какого-либо игрового приема: детям предлагается «сыграть» мелодию на дудочке, скрипочке, спеть, как гуси и т. д. Если мелодия напевная, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся гласными звуками (ля-ля, ду-ду). Если мелодия легкого отрывистого звучания, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся на согласные звуки (динь-динь, тук-тук). Разучивая песню, в которой фразы мелодии разные по характеру звучания, можно предложить детям поиграть в оркестр. Например: «Сегодня мы не споем песню, а сыграем. У нас будет оркестр, в оркестре играют разные инструменты: много дудочек и много бубенчиков. Дудочки играют протяжно -ду-ду, а бубенчики звонко - динь-динь». При работе над мелодией необходимо выделять интонационно трудные мотивы, разучивать их отдельно. Например, в мелодии песни «Дед Мороз» В. Витлина есть скачок на большой интервал -ре-си. Можно отработать этот скачок, предложив детям позвать деда Мороза, пропев «а-у». Если в песне есть сложный ритмический рисунок, нужно попросить детей прохлопать («спеть руками»). Педагог обращает внимание детей на разные длительности звуков. При этом используется игровое упражнение - зов детей. Например: «Пе-тя, где ты?» При обучении детей пению необходимо обращать их внимание на темповые и динамические изменения. Например, в песне «Детский сад» А. Филиппенко запев поется умеренно громко, а припев громко. Педагог, во-первых, своим исполнением дает почувствовать детям разницу, а во-вторых, в пояснении обращает внимание на связь характера музыки с ее динамикой: «Вы все любите игрушки, споем о нихвесело,звонко,громко». Работая над дикцией, педагог добивается ясного правильного произношения слов. Разъяснять смысл трудных слов следует уже на первом этапе обучения. Однако дети могут понимать слова и все-таки неправильно их произносить. Это свидетельствует о несовершенной артикуляции. В таких случаях текст песни произносится шепотом сначала педагогом, а потом детьми обязательно в ее ритме. Изредка используется прием выделения слов, произношение которых требует коррекции. Развивая правильную дикцию, педагог обращает внимание и на*выразительное произнесение отдельных слов в соответствии со смыслом предложения. На втором этапе продолжается работа по развитию правильного дыхания, основные приемы которого показывает педагог. Используются и упражнения, например «Паровозы». Дети должны глубоко вдохнуть воздух и выдохнуть на звук «ш», как будто пар выходит из паровоза. После этого можно пропеть фразу из разучиваемой песни. Особое значение в работе над ансамблем имеют указания педагога, его жесты. На третьем этапе рекомендуется использовать следующие приемы: пение по рядам, подгруппам, пение соло без сопровождения. Можно среди хорошо поющих детей выбрать солиста, исполняющего запев песни, а остальные дети будут петь припев. Если в песне несколько действующих лиц, отражены какие-либо действия, ее можно «обыграть», спеть «по ролям».
К подбору репертуара и работой над песнями желательно переходить тогда, когда вы достаточно хорошо распоетесь и сможете петь звуки в диапазонах первой и второй октав. В предыдущем уроке вокала мы учились расширять диапазон голоса распевкой «ма-ми-мо-ма-му» на одной ноте, поднимаясь по октаве до предельной для вашего голоса ноты. Если у вас нет фортепиано, то можно нажимать на клавиши в музыкальном редакторе и петь под звучание выбранного инструмента. Виртуальная клавиатура фортепиано есть во многих звуковых редакторах, наподобие FLstudio и Cubase SX. Вы можете скачать их из интернета и проверить свои возможности.
Репертуар для пения лучше выбирать с педагогом по вокалу, так как он сможет определить ваш тип голоса и его диапазон, а соответственно и подобрать наиболее подходящие для вас песни. Если такой возможности нет, то выбирайте в первую очередь те песни, которые вам больше нравятся по содержанию и звучанию, при исполнении которых ваш голосовой аппарат не испытывает серьезного дискомфорта, предпочтительно в низкой тесситуре.
На первых этапах обучения уделяйте работе над репертуаром 10-15 минут после выполнения дыхательных упражнений и распевки. Не разучивайте сразу несколько песен. Лучше выделите больше времени на исполнение одной песни. И только добившись наилучшего звучания, переходите к работе над следующей. От использования микрофона в первые дни разучивания тоже лучше отказаться.
Если песня, которую вы планируете исполнять, уже кем-то профессионально исполнялась, то прослушайте ее в оригинальном исполнении. Обратите внимание на манеру исполнения, смысловое содержание песни. Чтобы облегчить работу над песней, давайте разделим её на несколько этапов:
1. Учим мелодию.
Для разучивания мелодии вам совсем не нужно знать текст. Лучше о нём вообще на время забыть, а сконцентрировать своё внимание на звучании мелодии, на используемых вокальных приёмах, высоте нот и т.п. Попробуйте пропеть песню на удобных для вас гласных звуках «а», «о», «у» или открытых слогах «на», «ла», «нэй», «най», «лай» и т.п. Добейтесь правильного звучания нот по высоте и по длительности. Не забывайте и о дыхании. Используйте паузы в мелодии для того, чтобы взять дыхание. Берите дыхание максимально чаще. Запомните, где вы берете дыхание. Можете отметить дыхательный рисунок на нотном листе или в тексте. После того, как выучите мелодию наизусть, переходите к следующему этапу.
2. Работаем с текстом.
Прочитайте текст несколько раз вслух, чётко проговаривая каждую букву. Выявите сложности в проговаривании каких-либо букв, звукосочетаний. Выделите трудные для артикуляции участки текста и потренируйтесь в их чётком и быстром произношении. Добейтесь максимальной скорости, как в скороговорках. Выучите текст песни наизусть.
3. Эмоционально «проживаем» песню.
Чтобы песня не только красиво звучала, но ещё и затрагивала сердца слушателей, необходимо вжиться в неё, как актёр вживается в образ персонажа фильма или спектакля. Чем эмоциональнее вы прочувствуете содержание песни, чем ярче представите происходящие в ней события, тем лучше она будет восприниматься слушателями.
Для этого прочитайте текст песни как стихотворение – выразительно, акцентируя внимание на смысловой нагрузке текста.
4. Соединяем мелодию и текст.
Если вы заучили мелодию, поработали над смысловым содержанием текста и правильным произношением, можете соединить все компоненты. Для начала можете попеть вместе с записью песни в профессиональном исполнении, подражая певцу. Однако останавливаться на подражании не стоит. Найдите свою изюминку в исполнении. Не бойтесь импровизировать.
5. Слушаем себя в записи.
Запись вокала поможет вам найти недостатки в исполнении и исправить их. Обратите внимание, достаточно ли хорошо слышен и понятен текст, нет ли срыва голоса на верхних нотах и слишком грубого звучания на нижних. Определите, подходит ли данной песни выбранная вами манера исполнения, музыкальная интонация. После исправления недостатков, снова запишитесь и послушайте. Делайте это до тех пор, пока не добьётесь идеального для вас исполнения.