Цели: Развитие воображения нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки.
Задачи:
- формировать любовь к красоте родного края через творчество композиторов, поэтов и художников.
Дети входят в класс под музыку М.Бугоева «Ирон марш».
Музыкальное приветствие.
Под какую музыку вы вошли в класс? Кто ее автор? А кто такой М.Бугоев? Да, композитор. А кто нам нужен для того, чтобы музыка жила? (композитор, исполнитель, слушатель).
Послушайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
Пусты поля, мокнет земля,
Дождик поливает,
Когда это бывает?
Правильно, ребята, осенью (слайд №1, осенний пейзаж). И тема нашего урока будет звучать так «Осень в музыке» (на доске). А вы знаете осенние месяцы? Какие? (сентябрь, октябрь, ноябрь, слайды № 2,3,4).
Вспомним сентябрь. Хорошая, теплая погода. У вас был праздник,какой? (1 сентября).
Наигрываю «Песню о школе» Кабалевского, узнали? Как надо петь эту песню? (ласково,протяжно, выразительно, напевно).
Исполнение песни под аккомпанемент.
Мне понравилось ваше пение, молодцы.
Осень, ребята, красивое время года, согласны? Многие творческие люди в своих произведениях старались передать красоту этого времени. Художники-в своих картинах ( слайд № 5,6), поэты в своих стихах, а композиторы в музыке. Вы познакомитесь сегодня с великим русским композитором, он очень много сочинял музыки для взрослых и для детей.
Его давно нет с нами, но музыка его осталась. П. И. Чайковский ( слайд №7)- знаменитый композитор, известный всему миру. Он очень любил природу своей родины, вы все это услышите в его музыке. Сейчас мы познакомимся с произведением, которое называется «Октябрь. Осенняя песня». После прослушивания вы должны ответить на вопрос, какое настроение в этом произведении? Что вы представляете себе под эту музыку? Итак, закрываем глаза, слушаем.
Да, слышно, как будто последний лист опадает с дерева, падают капли дождя, природа готовится ко сну, зимнему сну. Давайте изобразим эти деревья с листопадом.
Исполнение «Желтые листочки» (пение с движением).
Какой красивый листопад у нас получился…
Обратите внимание, что-то у меня на столе прикрыто необычным платком, посчитаем шепотом до трех (платочек открывает корзинку с фруктами и овощами). Что здесь? (перечисляют). А одним словом как это назвать? (урожай).
Давайте споем песню (наигрываю «Урожайную»). Исполнение песни с инсценировкой. Как дружно вы пели, наверно, вы очень хорошо уже знаете друг друга, а вот я еще не всех вас знаю хорошо, продолжим наше знакомство.
Исполнение песни-игры «Догадайся кто поет»? Ребята, а как вы друг друга узнаете? (по голосу). А как называется окраска звука или голоса? (тембр, слайд №8).
Дети, а мы ведь ничего не сказали о месяце осени, который сейчас за окном – ноябрь. Люди потрудились на полях, урожай собран, убрали хлеб, рожь, и вот настало время праздника, святого, великого праздника в Осетии, как он называется? (Джеоргуба). Вы знаете почему он празднуется в конце осени? Да, после трудов, приготовлений к зиме можно и отдохнуть (играть свадьбы и т.д.)
Этот праздник очень важен и его отмечают не только осетины, но и люди других национальностей, у которых всегда открыта дверь, для друзей, гостей, соседей. Так что Джеоргуба объединяет людей, поэтому наш народ очень дружный и люди разных национальностей в мире бок о бок друг с другом работают, учатся, трудятся и отдыхают.
А какие пословицы вы знаете о труде?( проверка д.з.).
Рефлексия: итак, что нового вы сегодня узнали, что нового услышали, дайте характеристику своему настроению от урока (слайд № 9). Ученики поднимают цветные карточки согласно качеству усвоенного материала.