kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт использования игровых технологий на уроках музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача современной школы - раскрыть творческие способности каждого ученика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт использования игровых технологий на уроках музыки»

Опыт использования игровых технологий на уроке музыки

Главная задача современной школы - раскрытие творческих способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире. Решение этой задачи требует от каждого педагога совершенного владения современными образовательными технологиями и методами обучения. В данной работе мы хотим поделиться личным опытом использования методики активных музыкальных действий и игровых технологий на уроках музыки в начальной школе, а именно в первом классе.

Процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, будет более эффективным, если будут созданы условия, способствующие этому развитию. Обогатив уроки системой творческих заданий, дидактическими музыкальными играми, мы можем влиять на развитие личностных качеств самого ребенка, эффективно развивая его музыкальные способности, фантазию, воображение, творческий потенциал.

Ключевым направлением работы становится развитие таких личностных характеристик ученика, как, активность, любознательность, способность к организации собственной деятельности, заинтересованность в познании мира, готовность действовать самостоятельно. На уроках музыки необходимо создавать психологически комфортную атмосферу раскованности, проявлять уважительное отношение к каждому ученику.

Психологи давно пришли к мнению, что каждый ребенок обладает самыми разнообразными творческими способностями. Творческий потенциал заложен и существует в каждом человеке. При благоприятных условиях дети проявляют себя. Бесталанных детей нет. Задача педагога состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. На основе анализа музыкальных способностей профессор Б. М. Теплов сделал вывод, что каждый ребенок обладает с рождения определёнными музыкальными задатками [5]. Музыкальность любого ребенка – это сплав природного и приобретенного, в котором ведущая роль за качествами, формирующимися в деятельности, за самой музыкальной деятельностью. «Не может быть способностей, которые не развились бы в процессе воспитания и обучения. Музыкальные способности не существуют иначе, как в движении, развитии» [2].

В решении проблемы развития музыкальных способностей решающим фактором становится методика обучения. Опыт преподавания музыки в начальных классах, выявил большую эффективность использования игровых технологий для развития творческих способностей обучающихся. Ведь стремление постигать мир через активные действия, через игру является одним из важных свойств детской психики. Отечественные психологи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин считают игру неотъемлемой частью жизни детей, она привносит положительные эмоции в процесс обучения. Игровые технологии широко используются на уроках, так как они вносят элемент соревнования, делают ребят собранными, внимательными.

Опытная работа по использованию игровых технологий на уроке музыки проводилась в МБОУ «Гимназии №2» в работе участвовало 24 ученика 1 «В» класса.

Методика активной музыкальной деятельности включает все виды работы, основанные на действии: на уроке гимназисты разгадывают кроссворды, исполняют песни, играют сопровождение к песне на элементарных музыкальных инструментах, сочиняют песенку, импровизируют мелодии, придумывают движения, инсценируют песню. Все эти операции доступны детям. Каждый ребёнок выполняет задания с интересом и легко осмысливает. Преподавание музыки в начальной школе должно учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста, такие как моторная и интеллектуальная активность, любознательность, целостность процесса познания. Необходимо учитывать и определенные психологические сложности детского возраста: необходимость в смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, неустойчивость внимания, стремление к самовыражению в любых, самых разнообразных формах.

Исходя из этого, на уроках музыки мы применяли :

1. Разнообразные формы и виды музыкальной деятельности.

2. В процессе игры часто переключали внимание с одного вида деятельности на другое (это необходимо для поддержания интереса и снижения утомляемости детей младшего школьного возраста). Любая работа должна длиться от двух до семи минут, не более, особенно в первом классе.

3. Чередовали трудные задания, требующие большего напряжения с лёгкими заданиями.

4. Обязательно включали задания, связанные с музыкальным движением.

5. Сочетали индивидуальную, групповую и коллективную формы работы на уроке.

Сохранение эмоционального тонуса урока является важнейшим фактором развития творческих способностей обучающихся. Реакция удовлетворения, которая возникает у детей, нашедших правильные ответы, сумевших выполнить задание, создаёт творческую обстановку и атмосферу радости. Исследования психологов доказывают, что именно состояние эмоционального подъёма увеличивает запоминание во много раз по сравнению с чистой логикой.

Уроки музыки проводились в тесной связи с другими видами искусства. Сочетание музыки, поэзии, изобразительного искусства открывает безграничные возможности сделать урок музыки увлекательным и интересным.

На уроках в начальных классах мы использовали комплекс дидактических музыкальных игр для развития музыкального слуха, чувства ритма, определения музыкальных жанров. Очень нравятся ученикам игры «Пение и хлопки», «Композитор», «Оркестр», «Музыкальное эхо», «Ритмическое эхо». Небольшая коллекция элементарных музыкальных инструментов: погремушек, деревянных ложек, бубнов, колокольчиков позволяет применять на уроках игру «Оркестр». Играть в «Оркестре детям предлагается заданные преподавателем ритмы в соответствии с настроением звучащей музыки (например, «Марш оловянных солдатиков» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского). В этой забавной и весёлой по своему характере миниатюре Пётр Ильич нарисовал военный парад, в котором под звуки маленьких барабанов и флейт маршируют деревянные солдатики. Несмотря на лёгкость звучания, чёткая музыка ярко отображает отважных и решительных игрушечных воинов, которые на плацу слажено чеканят шаг. Используются задание придумать и сыграть ритмический аккомпанемент на элементарных музыкальных инструментах получают обучающиеся и в процессе инсценирования песен. Все эти задания и игры нравятся ребятам младшего школьного возраста, потому что они позволяют участвовать в коллективном исполнении музыки, а это активизирует восприятие и развивает музыкальные способности учеников.

«Эхо»

В процессе исполнения вокально - хоровых упражнений можно предложить детям поиграть в эхо. Суть этой игры в следующем. Музыкальный руководитель под собственный аккомпанемент импровизирует мелодические попевки различного настроения, лада и метроритма. При этом мелодия импровизируется так, чтобы после одного - двух тактов, пропетых учителем, его мелодию сразу же, как эхо, смогли бы повторить обучающиеся. Игра в эхо происходит так:

Преподаватель поет два такта, затем, не прекращая аккомпанемента, замолкает, давая детям возможность повторить то, что только что было им пропето. Затем импровизирует следующие два такта, которые следом повторяют ребята, и т.д., вплоть до заключительного протяжного звука, обозначающего окончание этой эхо - импровизации.

«Ритмическое эхо»

Учитель отхлопывает различные ритмические фигуры, обучающиеся, прослушав их, повторяют эти фигуры всем классом. В музыкально продвинутых классах задание можно усложнить следующим образом:

Не делая пауз, учитель отхлопывает ритмические фигуры, а учащиеся повторяют их, отставая на один такт, каноном.

Трудность, как мы видим, заключается в том, чтобы, отхлопывая услышанную фигуру, одновременно воспринимать звучащую дальше, для того чтобы в нужное время прохлопать и её. Неожиданный эффект этого задания заключается в том, что оно значительно облегчает последующую работу над канонами и хоровым многоголосием.

«Узнай песню по ритму»

Преподаватель (сам или поручив сделать эхо одному из детей) отхлопывает ритм одной из песен, разученных в классе. По ритму обучающиеся пытаются определить, какая песня задумана.

В процессе опытной работы можно сделать вывод, что включение игровых технологий оказывает развивающий эффект, они позволяют каждому ребенку реализовать свое стремление к самовыражению, развивают музыкальный слух, творческую фантазию.

Применяя игры на каждом уроке, мы наблюдаю значительное развитие музыкальных способностей учеников (музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма). Эта методика влияет на развитие эмоциональной сферы обучающихся, воспитывает их музыкально-эстетический вкус, интерес и любовь к музыке. Занятия, построенные с использованием игровых приемов, становятся для детей увлекательным процессом, в результате которого развиваются фантазия и воображение учеников. Исчезает зажатость, ребята раскрепощаются, появляется артистичность, потому что все они на каждом уроке пробуют себя в разнообразных музыкальных действиях: в хоровом пении, в музыкальном движении, в игре на элементарных музыкальных инструментах, в вокальной импровизации, в сольфеджировании, в различных дидактических и ролевых играх.

Список используемой литературы:

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский ; читает Аркадий Бухмин. – Москва : Ардис / Art Dictatio studio, 2014. – 1 CD-ROM.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Москва : 1991. – 245с.

  3. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. – СПб : 2009. – 367 с.


  1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)

  2. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. Н. Теплов. – Москва : АПН РСФСР, 1947. – 335 с.

  3. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. Н. Теплов. – Москва : 1985. – 325 с.

  4. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – 4 - е изд., стер. – Москва : Академия, 2007. – 384 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Опыт использования игровых технологий на уроках музыки

Автор: Макарова Ксения Игоревна

Дата: 08.06.2022

Номер свидетельства: 609146

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Презентация для урока музыка 2 кл "Музыка Осени""
    ["seo_title"] => string(52) "priezientatsiia_dlia_uroka_muzyka_2_kl_muzyka_osieni"
    ["file_id"] => string(6) "378042"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484141138"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(67) "doklad-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "174327"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107555"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Мультимедийные образовательные ресурсы на уроках в ДШИ (метод.рекомендация) "
    ["seo_title"] => string(85) "mul-timiediinyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-v-dshi-mietod-riekomiendatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "236842"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444159719"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Статья: "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)" (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(90) "stat-ia-ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-ikt-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "184661"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426078746"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства