kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение детей с ограниченными возможностями на уроках фортепиано

Нажмите, чтобы узнать подробности

В любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди, имеющие отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. В разные времена в зависимости от конкретных культурно исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение детей с ограниченными возможностями на уроках фортепиано»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. И.К. АРХИПОВОЙ








Методические рекомендации

по обучению детей с особенностями развития

на уроках фортепиано






Автор: Ляликова Г.Ю.


ОСТАШКОВ -2019

Введение


В любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди, имеющие отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. В разные времена в зависимости от конкретных культурно исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным. Сегодня отношения между государством, обществом и людьми с ограниченными возможностями меняются на глазах. Дорога в ВУЗы, среднеспециальные учебные заведения и общеобразовательные школы становится более открыта. В прямом и переносном смысле. Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся посещать не только общеобразовательные школы, но также получать дополнительное образование в школах искусств, художественных школах. В последнее время заметно вырос интерес к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Музыка оказывает большое эмоциональное воздействие, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия. Занятия музыкой способны помочь детям-инвалидам увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности

Одной из важнейших задач современной педагогики является социализация ребенка, представляющая собой процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Сегодня в образовательной практике и научных исследованиях представлены разные программы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учитывающие индивидуальные особенности ребенка и способствующие многогранному развитию личности.

Современная государственная система образования в России предполагает создание таких условий, при которых особый ребенок со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации своих возможностей. Включение (инклюзия) таких детей в социально-культурную и общеобразовательную среду представляет на настоящий момент актуальную проблему не только педагогики, но и психологии, и социологии.

Распространение процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Инклюзивная практика реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения адаптации образования для всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей.

Искусство наряду с другими способами социализации призвано помочь ребенку осмыслить мир и себя самого, усвоить знания об окружающей действительности и выработать эмоциональное отношение к явлениям природы и социальной жизни людей. Но искусство является не только средством социализации, формирования духовно-ценностных ориентиров, эстетических чувств. Издавна известны и широко используются психокоррекционные, компенсирующие, терапевтические возможности искусства.

Одним из направлений работы детской школы искусств №4 г.Томска, является создание условий для оптимального развития детей с ОВЗ. Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учётом специфики и здоровья каждого ребёнка. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. 

Желание заниматься музыкой, в частности фортепиано, возникает у многих детей, ведь потребность самовыражения присуща всем людям, независимо от наличия или отсутствия у них физического недуга.

Значение музыки в жизни детей с особенностями развития трудно переоценить, и эта мысль прослеживается в работах специалистов, разрабатывающих вопро­сы педагогической помощи таким детям.

Музыка является важным средством профилакти­ки и коррекции целого ряда нарушений и положительно влияет на развитие всех сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы ребенка. Ис­пользование музыки с лечебными и коррекционными целями вылилось в отдельное нап­равление в медицине, психологии и педагогике и получило название «музыкотерапия». Мозг человека еще до рождения способен к восприятию музыки и раннее музыкальное обучение является эффективным средством активации высших функций мозга и, в частности, абстрактного мышления. Известно, что между руками и мозгом существует тесная связь и поэтому игра на фортепиано при формировании и систематической тренировке общей моторики пальцев наряду со стимулирующим вли­янием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предмета «Фортепиано» реализуется на отделении фортепиано в МАОУДО ДШИ №4г.Томска наряду с такими учебными предметами, как «Ансамбль», «Аккомпанемент», «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Хор», а также предметами по выбору «Композиция», «Джазовые импровизации».

Актуальность создания данной программы продиктована необходимостью внедрения личностно-ориентированного подхода к обучению в классе фортепиано.

Цель программы - помочь любому ребёнку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нём фантазию, интерес, любознательность и побудить его к социальной активности через развитие музыкальных способностей на занятиях фортепиано.

Программа вариативна. В зависимости от музыкальных способностей детям предполагается три уровня усвоения программы: стартовый, базовый и продвинутый.

Основой программы являются следующие утверждения:

  • обучение должно быть направлено на создание ситуации успеха, атмосферы радости, творчества и созидания;

  • в соответствии с проявленными музыкальными данными каждый обучающийся должен заниматься по индивидуальной траектории.

Методы обучения: словесный (объяснение, рассказ, беседа); наглядный (показ, демонстрация, наблюдение); практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях фортепианного исполнительства. 

Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому обучающемуся и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Индивидуальный урок в классе фортепиано является основной формой учебно-воспитательного процесса. На уроке происходит синтез всех музыкальных знаний, умений и навыков, а также развитие музыкально-пианистических способностей и психофизических возможностей обучающихся таких, как:

- музыкального слуха и всех его составляющих;

- образного мышления;

- памяти;

- сенсомоторики;

- эмоциональной сферы;

- творческих возможностей.

Принцип комплексного развития музыкальных, двигательных и интеллектуальных способностей – основа обучения в классе фортепиано. В своей работе преподаватели опираются на такие общепедагогические принципы, как:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- доступности, постепенности;

- наглядности;

- рефлексивности (личностная самооценка и оценка исполнения).

Программа ориентирована на обучающихся 7-18 лет, на общеразвивающий уровень обучения. Срок реализации программы – 8 лет.

Индивидуальное и дифференцированное обучение игре на фортепиано создаёт благоприятные условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Дифференцированный подход к каждому ребенку учитывает индивидуальные, психологические особенности, художественно-творческие способности, состояние здоровья и ситуацию в семье.

Вместе с тем, до настоящего времени не разра­ботана методика музыкального воспитания детей с ДЦП и другими нарушениями, включающая особенности физического и психического развития таких детей. Не имея специального опыта и определенной методики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, многие преподаватели детской школы искусств встречаются с целым рядом проблем: как обучать, для чего обучать, с чего начинать, где границы возможностей у детей с моторными нарушениями?

В специальной литературе до сих пор многие вопросы организации и содержания музыкальных занятий с такими детьми остаются нераскрытыми. На помощь преподавателю приходят разработанные коллегами разнообразные авторские методики, медицинская литература, психологическая и педагогическая литература, интуиция. Все это синтезируется, преобразуется, дополняется собственными находками, применимыми к конкретному обучающемуся. Преподавателю приходится путем проб и ошибок выстраивать образовательный и коррекционный процессы, ведь точной формулы нет. Главная проблема, стоящая перед преподавателем, обучающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, связана с поиском более эффективных способов организации процессов обучения и воспитания.






















Индивидуально – дифференцированный подход

в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

(моторные нарушения и ДЦП)


Целый ряд рефлексов и навыков, являющихся для здорового человека стандартными, для ребенка с моторными нарушениями и ДЦП бывает очень сложно выполнимыми.

Преподавателю, начинающему работу по обучению игре на фортепиано с детьми с моторными нарушениями, необходимо учитывать следующее:

1) Самое главное, что у подавляющего числа детей с различными моторными нарушениями и ДЦП сохранен интеллект (речь идет только о заболеваниях с сохранным интеллектом), и это – точка опоры и отправная точка в работе. Необходимо установить психологический и эмоциональный контакт с ребенком, быть с ним «на одной волне» и попробовать понять, что он чувствует, о чем думает.

2) У детей с ДЦП часто нарушена зрительно-моторная координация, что приводит к сложности при расшифровке нотных символов. Для облегчения процесса чтения нот с листа используется крупный шрифт и цветовое оформление.

3) Нормализация положения руки и пальцев рук. Мышечная (механическая) память развита очень слабо. Ребенку трудно привести в движение один палец, не подвигав прежде всеми, и поэтому проще, например, ставить на клавишу не один палец, а сразу два – первый и второй. Рука в этом случае приобретает более округлую форму. Так можно играть одноголосные мелодии несколько месяцев, сначала каждой рукой отдельно - потом двумя руками вместе.

4) Небольшой объем мышечной памяти необходимо компенсировать за счет логической, зрительной, тактильной видами памяти. На уроках фортепиано наряду с объяснением, показом, целесообразно использовать такесику - невербальный способ общения с помощью прикосновений – как будто играть на спине или руке обучающегося, тем самым, подсказывая направление, силу, характер звукоизвлечения.

5) Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они занимательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка рифмованных потешек, историй, сказок, стихов при помощи пальцев. В ходе игр ребенок, повторяя движения преподавателя, активизирует моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, уменьшает контрактуру суставов рук и пальцев. Также нужно использовать упражнения на развитие хватательной функции рук (игра с мячом и др.) и более крупных движений корпуса и головы.

6) Существует тесная взаимосвязь ручной и речевой моторики. Поэтому развитие мелкой моторики пальцев во взаимодействии с речевой функцией (пением, сольфеджио, чтением стихотворений и скороговорок) является важным направлением коррекционной работы по воспитанию у обучающихся правильной речи, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия. Пение на уроке учит организации дыхания, тренирует и разрабатывает артикуляционный аппарат, переносит внимание с трудновыполнимого движения, несколько облегчая его.

7) Музицирование в ансамбле играет важную роль. Даже если ребенок долго играет на одном звуке, одной рукой, преподаватель обогащает мелодию различными средствами музыкальной выразительности, и мелодия становится не такой скучной и трудной. При этом ребенок эмоционально вовлекается в игру, ведь музыка – это своеобразный вид общения.

8) Для обучающегося деткой школы искусств немаловажной является возможность выступить на сцене в качестве инструменталиста, певца хора или вокалиста. Выступления позволяют детям самовыражаться, избавляться от комплексов, повышают их самооценку, делают их более коммуникабельными.
































Заключение


Преподаватель никогда не должен ставить перед обучающимся, с ограниченными возможностями здоровья, непосильных задач. В каждый момент обучения необходимо знать порог его возможностей.

Работа на уроке фортепиано с таким обучающимся связана с обостренной наблюдательностью: необходимо не только предельно ясно слышать игру обучающегося и замечать все детали движений рук, но и видеть все изменения выражения его лица, ясно понимать, что он чувствует, чем занято его внимание.

Сочетание большой чуткости и симпатии к обучающемуся, умение мобилизовать его волю, сочетание терпения и выдержки является основой успешного воспитательного воздействия.

Длительное, терпеливое и систематическое использование представленных в работе приемов, а также других разнообразных индивидуальных методик, со временем приводит к реальным результатам:

1) Доказано, что музыка как фактор сильного эмоционального возбуждения благотворно влияет на организм в целом, ведь 12 звуков гаммы гармонично связаны с двенадцатью системами нашего организма. Так как музыка включает в себя и звуки, которые можно услышать, и колебания звуковых волн, которые можно почувствовать, то звуковые сигналы, приходя в состояние сильной вибрации (резонанса), соответствующие физическим характеристикам какого-либо органа, оказывают стимулирующее действие на него.

2) Непосредственная работа на клавиатуре с нотным текстом способствует развитию абстрактного мышления, тренировке мелкой моторики, улучшению зрительно-моторной и пространственной координации, увеличению объема всех видов памяти.

3) Комплексные занятия музыкой воздействуют на биоритмы организма: интеллектуальный, физический, эмоциональный. Все это постепенно ведет к улучшению и развитию навыков самообслуживания, обогащению речи: она становится более эмоциональной и выразительной, что в целом улучшает качество жизни.

Воспитывая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, преподаватель, прежде всего, должен быть уверен в своих действиях, уверен в том, что каждое слово (или показ) дойдет до обучающегося и даст нужный результат.










Список литературы


  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 2012. – 288 с.

  2. Алёхина, С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.

  3. Браудо Й. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. – СПб.: Композитор, 1994. – 92 с.

  4. Вицинский А.В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. – М.: Классика-XXI, 2004. – 100 с.

  5. Добровольский С.А. Технологии совершенствования слухо-двигательных реакций пианиста. Опыты. Эксперименты. Поиски. – Новосибирск.: Издательский дом «Вертикаль», 2013. – 171 с.

  6. Жакович В. Чтение с листа для начинающих пианистов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 142 с.

  7. Как научить играть на рояле. Первые шаги/ сост. С. Грохотов. – М.: Классика-XXI. 220 с.

  8. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 с.

  9. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – М.: Классика-XXI, 2014. - 148 с.

  10. Лихачев Ю. Авторская школа. Современная методика обучения детей музыке. – СПб: Композитор, 2012. - 88 с

  11. Мазель В.Х. Музыкант и его руки. Формирование оптимальной осанки. – СПб.: Композитор, 2006. – 52 с.

  12. Малинковская А.В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования. – М.: Владос, 2005. – 381 с.

  13. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – М.: Кифара, 2002. – 184 с.

  14. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. – СПб.: Планета музыки, 2015. - 256 с.

  15. Обучение игре на фортепиано по Леймеру-Гизекингу/ сост. С. Грохотов. – М.: Классика-XXI. - 112 с.

  16. Пугачев, А.С. Инклюзивное образование [Текст] / А.С. Пугачев // Молодой ученый. – 2012. - № 10. – С. 374-377.

  17. Тургенева Э.Ш., Малюков А.Н. Развитие музыкально-творческих навыков. Пианист-фантазер. Часть 1 – М.: Владос, 2002. – 96 с.

  18. Тургенева Э.Ш., Малюков А.Н. Развитие музыкально-творческих навыков. Пианист-фантазер. Часть 2 – М.: Владос, 2002. – 86 с.

  19. Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М.: Музыка, 2011. - 168 с

  20. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. – М.: Музыка, 1969. - 598 с.

  21. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство. Теория и практика. – СПб.: Алетейя, 2001. – 320 с.

  22. Цыпин Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. – М.: Музыка, 2010. – 128 с.

  23. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Классика-XXI, 2015. – 84 с.

  24. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. – М., Классика-XXI 2009.–176 с.






10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение детей с ограниченными возможностями на уроках фортепиано

Автор: Ляликова Галина Юрьевна

Дата: 14.06.2019

Номер свидетельства: 514797

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования в детской школе искусств"
    ["seo_title"] => string(80) "iz_opyta_raboty_s_diet_mi_s_oghranichiennymi_vozmozhnostiami_zdorov_ia_v_ramkakh"
    ["file_id"] => string(6) "378188"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484156052"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "ДОКЛАД  К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ  СОВЕТУ «Организация учебного процесса в классе специального  фортепиано»"
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-k-piedagogichieskomu-sovietu-orghanizatsiia-uchiebnogho-protsiessa-v-klassie-spietsial-nogho-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "248920"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446805249"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по дисциплине "постановка голоса". Тема: Певческое дыхание. "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-distsiplinie-postanovka-gholosa-tiema-pievchieskoie-dykhaniie"
    ["file_id"] => string(6) "178311"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424801017"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства