Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования в детской школе искусств
Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования в детской школе искусств
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива учреждения и школьной жизни, в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.Так, например, инклюзивное обучение на уроках фортепиано в ДШИ.
В последнее время заметно вырос интерес к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Музыка оказывает большое эмоциональное воздействие, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия. Занятия музыкой способны помочь детям – инвалидам увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности. В поисках новых подходов к образованию лиц с ограниченными возможностями может стать развитие инклюзивной модели образования в ДШИ.
На сегодняшний день с принятием Федеральных государственных требований в отрасли «Культура» есть такая строка «Реализация учебного процесса по индивидуальному творческому маршруту».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования в детской школе искусств»
Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
в рамках инклюзивного образования в ДШИ
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» (Аннан, Кофи).
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО В ДШИ
Приоритетным направлением социальной политики российского государства и стран мирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».
Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.
Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями гласит: «Государствам следует признавать принцип равных возможностей … образования для детей», - инклюзивное образования – включающее образование.
Это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключит любую дискриминацию учащихся, и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день сложился определенный консенсус относительно важности инклюзивного обучения в образовательных учреждениях и в частности учреждениях дополнительного образования. Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива учреждения и школьной жизни, в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями..Так, например, инклюзивное обучение на уроках фортепиано в ДШИ.
В последнее время заметно вырос интерес к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Музыка оказывает большое эмоциональное воздействие, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия. Занятия музыкой способны помочь детям – инвалидам увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности. В поисках новых подходов к образованию лиц с ограниченными возможностями может стать развитие инклюзивной модели образования в ДШИ.
На сегодняшний день с принятием Федеральных государственных требований в отрасли «Культура» есть такая строка «Реализация учебного процесса по индивидуальному творческому маршруту».
Сегодня в России по данным Минздрава и социального развития РФ 16% Российских детей хронически больны. Инклюзивное образование даст им возможность учиться и развиваться в сфере обычных школьников, т.е., по словам Д. А. Медведева, «Наша новая школа» - это школа для всех».
Актуальность внедрения инклюзивного образования в идеологическую практику не вызывает сомнений так как развивает у школьников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Стремление к тому, чтобы дети с ограниченными возможностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающими сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка – инвалида.
Инклюзивное образование – это шаг к культуре, в которой ценность человека определяется не его полезностью в узком прагматическом смысле, а его достоинством – возможностью жить, верить, любить и быть любимым. Это накладывает особую ответственность на всех тех, от чьей воли, последовательности, профессионализма зависит реализация в жизни этой новой практики, которая в силу своих ценностно-смысловых основ нужна всем, а не только детям с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация этого социокультурного проекта требует от всех причастных к нему мудрости и мужества в постановке и решении целого комплекса непростых задач.
Главная проблема, стоящая перед преподавателем, обучающим ребенка – инвалида, связана с поиском более эффективных способов организации процессов обучения и воспитания.
Воспитывая ребенка с ОВЗ, преподаватель, прежде всего, должен быть уверен в своих действиях, уверен в том, что каждое слово (или показ) дойдет до ученика и даст нужный результат.
Работа с ребенком – инвалидом связана с обостренной наблюдательностью: необходимо не только предельно ясно слышать игру ученика и замечать все детали движений рук, но и видеть все изменения выражения его лица, ясно понимать, что он чувствует, чем занято его внимание.
Сочетание большой чуткости и симпатии к ученику, умение мобилизовать волю ученика, сочетание терпения и выдержки является основой успешного воспитательного воздействия.
В качестве примера рассмотрим некоторые аспекты инклюзивного обучения «Из опыта работы в обучении детей с ограниченными возможностями в классе фортепиано».
Урок проводился с девочкой Лилией (9 лет). Диагноз: Детский церебральный паралич, умеренно выраженные стойкие двигательные нарушения.Практически атрофирована кисть правой руки.
По характеру девочка - добрый, солнечный ребенок. Занимается музыкой с большим желанием. Имеет средние (ниже среднего) музыкальные данные. На уроках умеренно активная, любознательная. Чувство ритма не всегда устойчиво, не может быстро запоминать произведение наизусть. Хорошо читает с листа, любит ансамблевое музицирование.
Поставленная на уроке цель: создание условий и разработка эффективных методов индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями в здоровье на уроках фортепиано в ДШИ, решалась задачами:
Обучающие:
изучить специально подобранный репертуар и упражнения, с учетом индивидуальных особенностей пианистического аппарата учащейся;
задействовать в процессе обучения интернет ресурсы;
побудить к самостоятельной работе над развитием чувства ритма.
Развивающие:
развивать пианистические навыки и слуховой контроль за характером звукоизвлечения и ритмической организацией;
развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти;
расширение музыкального кругозора учащейся.
Воспитательные:
воспитание уверенности в себе;
воспитание коммуникативных способностей;
воспитание чувства самообладания, сценической выносливости в публичном выступлении.
Форма урока - урок практических работ.
На уроке применялись следующие методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (наблюдение, демонстрация), практические (упражнения, продуктивная деятельность), игровые.
Из применяемых технологий на уроке: здоровьесберегающая, коммуникативная, информационно-компьютерная, приоритетное направление имеет забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - «… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» (В.А.Сухомлинский). Активная музыкотерапия предполагается в участие в играх, выполнение определенного вида упражнений.
Из поставленных этапов урока: организационный - организация начала урока, сообщение темы урока, обоснование её значимости и постановка образовательных, развивающих и воспитательных задач; основной - пальчиковые игры (упражнения для рук), работа над гаммой С-dur, Е. Гнесина «Этюд» C-dur, р.н.п. «Светит месяц» (ансамбль), слушание фрагмента II концерта для фортепиано с оркестром для левой руки D-dur Мориса Равеля и итоговый - подведение итогов урока, формирование выводов, домашнее задание, остановимся на аспектах основного этапа урока - это упражнения для рук (пальчиковые игры).
Упражнения для крупных мышц, в результате чего мышцы плече-лопаточного отдела становятся активными, вырабатывается ощущение «целостности» движений рук «из корпуса».
Пальчиковые игры помогают развить у детей мелкую моторику, координацию, а главное, тактильные ощущения. Так в упражнении «Маляры» объединяют в себя речь и движение, ритм, интонацию. Данный вид упражнений развивает образность мышления, а главное – интеллект и речевую сферу.
Или, например, упражнение «Замок», в котором решаются следующие задачи: освобождение плечевого пояса; развитие мелкой моторики и координации движений.
Одним из основных видов упражнений можно считать упражнение на развитие правильной осанки. Такие упражнения как «Ежик» и «Балерина» способствуют выпрямлению осанки, правильной синхронизации рук – синкинезии, а также освобождению мышц рук от зажимов.
Важно научить ребенка правильно дышать. Упражнения на правильность дыхания дают возможность ребенку правильность фразировки, умение «пропевать» рукой интервалы. Применяются такие упражнения как «Шалтай-балтай», «Струна», направленные на снятие психологических и мышечных зажимов, а именно: ощущение свободы в руках и корпусе; освобождение кистей рук, гибкости запястья; развитие моторики и координации движения пальцев.
Ценность «пальчиковых игр» заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, а быстрота смены движений способствует повышению уровня организации их мышления. Главное, что лежит в их основе – это игры словами, «раскрашенные» движением пальцев, рук, или движениями всего тела.
Репертуар для ребенка соразмерен его психофизиологическим особенностям с учетом не только пианистических и музыкальных задач, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Несмотря на нехватку некоторых навыков – ученик должен играть разную музыку. Поскольку музыка оказывает на ребенка большое эмоциональное воздействие, целесообразно включать в репертуар учащегося программную музыку.
Немаловажную роль в инклюзивном обучении на уроке фортепиано занимает этап прослушивания музыки. «Слушание фрагмента II концерта (D-dur) Мориса Равеля для фортепиано с оркестром для левой руки».
Преподаватель предлагает ученице послушать фрагмент данного произведения и рассказ о жизни композитора, истории создания произведения: «Морис Равель – французский композитор – импрессионист, родился в 1875г. Чуть позже ты, Лиля, поймешь, почему именно эту музыку мы будем слушать. Второй концерт – потрясающая по силе и технике вещь! И не менее интересна история создания. У Равеля был друг – австрийский пианист Пауль Витгенштейн, который на войне потерял правую руку. Но великий пианист продолжал выступать на эстраде и достиг большого мастерства, играя одной левой рукой. Он был человеком колоссального самообладания и силы воли! Он очень хотел играть с оркестром, но репертуар для одной левой руки был скудным. Вот он и попросил Мориса написать для него концерт. Задание для Равеля было сложным и необычным, но это только воодушевило его фантазию. Это грандиозное великолепное произведение, ставшее для композитора интересным, своеобразным опытом в использовании ресурсов фортепиано, когда пианист создает одной рукой звучание подобное двуручному.
Если закрыть глаза, то невозможно поверить, что партия фортепиано исполняется одной рукой». Далее идет просмотр видеозаписи.
Работать с детьми инвалидами трудно, собирая по крупицам малые успехи ребенка, преподаватель вместе с родителями радуется им, как большим невероятным достижениям!
Современные психологи и нейрохирурги доказали, что в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления человека, они уверены в том, что музыка закладывает в детях «генетику» новой всесторонне развитой личности.
Таким образом, создание условий и разработка эффективных методов индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями в здоровье на уроках фортепиано в ДШИ дают возможность ребенку – инвалиду развивать свои способности к активной плодотворной деятельности, а в дальнейшем реализовать свои умения и навыки в социуме. Инклюзивное обучение позволяет преподавателю найти подход к преподаванию, более гибким для удовлетворения различных потребностей детей с ограниченными возможностями. Преподавание и обучение станут более эффективными и от этого выигрывают все дети (не только дети с ограниченными возможностями).
Список литературы
1. Алёхина, С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
2. Ахьямова, И.А. Невербальное общение в музыкальном воспитании дошкольников: теория и практика [Текст]: монография / И.А. Ахьямова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2006. – 118 с.
3. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию. [Текст] / Л.А.Баренбойм. – С.-П.: Советский композитор, 1979. – 352 с.
4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. [Текст] / В.В. Давыдов. – М., 2006. – 133 с.
5. Мартинсен, К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано: пер. с нем. / К. А. Мартинсен. — М.: Музыка, 1977. — 128 с.
6. Миндель, А.Я. Разные возможности – равные права – общее жизненное пространство. [Текст] / А.Я. Миндель, О.А. Степанова. = М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
7. Пугачев, А.С. Инклюзивное образование [Текст] / А.С. Пугачев // Молодой ученый. – 2012. - № 10. – С. 374-377.
8. Сафарова. И. Э. Игры для организации пианистических движений (Доинструментальный период) [Текст] / И. Э. Сафарова. Екатеринбург, 1994. – 35 с.
9. Светлова. И. Укрепляем память. [Текст] / И. Е. Светлова – М.: Эксмо, 2004.