Просмотр содержимого документа
«Образы духовной музыки. Небесное и земное в музыке И. С. Баха»
Разработка урока музыки
Тема: «Образы духовной музыки Западной Европы.
Небесное и земное в музыке И.С. Баха»
6 класс
Учитель:
Данилова Екатерина Сергеевна
Миасс 2020
Цель: Понимать особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Воспринимать музыку И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека.
Метапредметные цели: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, умение работать с учебной информацией.
Личностные цели: проявлять культуру слушания наследия духовной музыки, воспитывать музыкальный вкус.
Межпредметные цели: планировать учебное сотрудничество с учителем, слушать и вступать в диалог, оформлять свои мысли в устной форме.
Тип урока: изучение нового материала.
Музыкальный материал и оборудование урока: скерцо («Шутка») из сюиты №2 И.С. Баха, токката и фуга ре минор, «Весенняя песня», «За рекою старый дом».
Ход урока
Организационный момент.
- В чем сила музыки И.С. Баха? Мы с вами все такие разные: кто-то любит слушать музыку, кто-то петь, а кто-то решать задачи.
Звучит фрагмент из скерцо(«Шутка») И.С. Баха
- Как вы думаете, кто является автором этого произведения?
- Где большую часть своей жизни служил Бах?
- Для какого инструмента больше всего композитор написал произведений? Почему? А еще он прекрасно играл на скрипке и клавесине.
- В каком музыкальном стиле работал бах?
- Что такое полифония?
Звучит Токката и фуга ре минор И.С. Баха
- Где при жизни композитора могла бы звучать эта музыка?
- Могла ли в церкви звучать веселая музыка? (Нет. Люди приходили в церковь со своими проблемами, они задумывались о своей жизни.)
- Как воздействовала музыка Баха на людей, пришедших в церковь? Что придавала человеку музыка Баха? (жизненную силу, веру, надежду и любовь, желание жить)
Бах своей музыкой стремился возвысить человека, облагородить, вызвать в человеке чувство собственного достоинства.
Музыка Баха привлекает нас ярко выраженной жизненной силой!
- Как называется наивысшая форма полифонической музыки? (фуга)
- Как переводится «фуга»? (бег голосов)
- Фуга – это вокальное или инструментальное произведение? (инструментальное)
Звучит «Весенняя песня» и новая песня «За рекою старый дом» И.С. Баха
В каком стиле написана песня «Старый дом»? (гомофонный стиль с элементами полифонии)
- В чем особенность гомофонного стиля? (произведение разделяется на мелодию и аккомпанемент, голос главный, а аккомпанемент – второстепенный)
- К какому жанру близка эта песни? (колыбельной)
- Какую картину вы представили себе? (вечер, мать, склонившись над ребенком, поет ему колыбельную песню)
- Почему Бах обратился к жанру колыбельной? (потому что он был сам ребенком и являлся отцом семейства, так он выражает свои чувства – искренне и с любовью)
Музыка И.С. Баха привлекает нас искренностью и правдивостью!
И.С. Бах долгое время был руководителем школы певчих. Эту песню «За рекою старый дом» пели в 17 веке, но и мы жители 21 века поем и слушаем ее сегодня с удовольствием. Она всегда будет актуальна, потому что образ родного дома, образ матери присутствует в жизни каждого человека и не важно в какое время он живет.
И.С. Бах в своей музыке выражал любовь, нежность и радость, которые он ощущал в общении со своими близкими, поэтому он писал не только серьезную музыку, но и веселую и шутливую.
Звучитскерцо(«Шутка») И.С. Баха
- В каком стиле написано это произведение? (в полифоническом, хотя солирует флейта)
- Какое оно по характеру? (легкое, веселое)
- Как бы вы его назвали? (Юмореска, Шутка, Смех)
- Можно ли назвать музыку Баха красивой?
Сделаем вывод: в чем сила музыки великого немецкого композитора? В ее правдивости, искренности и красоте.
Домашнее задание: нарисовать рисунок к «Шутке» И.С. Баха.