ХОД УРОКА I. Организационный этап, приветствие учителя, создание рабочей обстановки, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания школьников. II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Сообщение темы, формулирование целей урока, новых понятий и способов действия. На нашем уроке мы с вами познакомимся с историей создания 7 симфонии Д. Шостаковича. Что такое симфония? Что её исполняет?Ответы детей. А сейчас мы совершим путешествие во времени. И чтобы понять в какой промежуток времени мы с вами попали, нам помогут фото-, аудио- и видеоматериалы. (Демонстрируется фото Д. Шостаковича). Вопросы к детям- что изображено на фотографии? Во что одет этот человек? Кто он по профессии? Предлагаю вам исполнить попурри из песен той поры. - попурри из военных песен (Священная война, Катюша, Землянка, Нам нужна победа) – исполнение Послушайте следующий аудио документ. - песня «Ленинградский метроном»3.29.- слушание О каких событиях рассказывается в этой песне? Что вы знаете об этих событиях? Блокада Ленинграда – самая трагическая история этой войны. Что такое блокада? Ответы детей. Блокада — действия, направленные на изоляцию объекта путём пресечения всех его внешних связей. Осенью 1941 года вражеские войска очень близко подошли к Ленинграду. Город был окружён со всех сторон. 8 сентября 1941 года была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной – эта дата считается началом блокады длившейся 872 дня. Уже в октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения. Нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам, введённым в городе ещё в июле, ввиду блокады города снижались, и оказались минимальны с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Размер продовольственного пайка составлял Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки, Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов, - аудиозапись Ленинградцы, дети мои (отрывок 24 сек.) – слушание Ленинград сильней и грозней, чем в любой из прежних годов: Он напор отразить готов! Не расколют его камней, Не растопчут его садов. К Ленинграду со всех концов Направляются поезда: провожают своих бойцов Наши села и города. Взор страны грозово-свинцов, И готова уже узда на зарвавшихся подлецов. В этом стихотворении казахский поэт Жамбыл Жабаев обращается к ленинградцам. Это стихотворение Жамбыла Жабаева стало своего рода посланием советского народа к осажденным ленинградцам, их поддержке жителям города. При этом до 50 % хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки. Все остальные продукты почти перестали выдаваться. В ноябре 1941 г. положение горожан резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах — люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов. Нооб этом лучше всего расскажет кинохроника тех лет. - видеоролик «Блокада» - просмотр Но легко ли было тем, кто не воевал и не трудился на производстве? Вы можете спросить, что же героического в том, чтобы в 5 или 10 лет пережить голод, холод и страх смерти? И могли ли вообще что-то понять слабые и несмышленые дети из того, что происходило вокруг них? Что для них Родина? И та страшная битва, от исхода которой на самом деле зависела жизнь и смерть? На развороченном пути стоит мальчишка лет пяти, в глазах расширенных истома, и щеки белые как мел. — Где твоя мама, мальчик?— Дома.— А где твой дом, сынок?— Сгорел. Он сел. Его снежком заносит. В его глазах мутится свет. Он даже хлеба не попросит. Он тоже знает: хлеба нет! Еще они помнят про то, как убегали на фронт и тосковали о школе... Или как продолжали учиться, несмотря ни на что. Еще они могут рассказать нам, как умирали от голода и пуль врага их близкие люди. Девчонка руки протянула и головой - на край стола... Сначала думали - уснула, а оказалось - умерла. Её из школы на носилках домой ребята понесли. В ресницах у подруг слезинки то исчезали, то росли. Никто не обронил ни слова. Лишь хрипло, сквозь метельный сон, Учитель выдавил, что снова занятья - после похорон. Как и многие ленинградцы, Д. Шостакович остался в своём родном городе. Он вместе с другими дежурил в народной дружине: на крышах домов они гасили горящие головешки после бомбёжек, несли дежурство на улицах, где бесчинствовали мародёры. Вот в таких условиях сочинялась 7 симфония. В первые же месяцы войны были написаны первые две части новой симфонии. «Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас», - утверждал Шостакович. Работал он вдохновенно. Иногда, в редкие свободные минуты композитор выходил из дома. «С болью и горечью смотрел я на любимый город. А он стоял, опалённый пожарами, закалённый в боях, испытавший глубокие страдания войны, и был ещё более прекрасен в своём суровом величии». В декабре 1941 года симфония была закончена. А 9 августа 1942 года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть, Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича была исполнена в этом городе – измученном блокадой, но не сдавшемся врагу. Специальным самолётом, прорвавшимся в город сквозь огненное кольцо, была доставлена партитура симфонии. Для исполнения были собраны все музыканты, ещё оставшиеся в городе. По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги. Дирижер Карл Ильич Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота. Первая репетиция симфонии это самая удивительная репетиция в истории мировой музыки. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но и играли. Всего пятнадцать минут длилась первая репетиция, на большее не хватило сил, но всем стало ясно – оркестру быть. Музыканты стали получать дополнительно горячие обеды. Репетиции проходили в холодном неотапливаемом помещении. Руки быстро замерзали, люди падали в обморок от голода, но продолжали работать. Немыслимая воля и энтузиазм вели этих голодных, измученных людей на музыкальный подвиг. И вот над Ленинградом из всех репродукторов зазвучала прекрасная музыка Седьмой симфонии. Те люди, тысячи людей, которых не мог вместить зал ленинградской Филармонии, тоже слушали эту симфонию всепобеждающего мужества. – 1 часть, которая представляет собой законченную симфоническую поэму, которая могла бы исполняться самостоятельно. Сам Шостакович писал об этом так: «Первая часть рассказывает о том, как в нашу мирную жизнь ворвалась грозная сила – война. Я не ставлю себе задачу натуралистически изобразить военные действия: гул самолётов, грохот танков, залпы пушек, я не сочинял так называемой батальной музыки. Мне хотелось передать содержание суровых событий». Послушайте вот эту тему. - тема эпизода нашествия – слушание Какая по характеру эта мелодия? В каком жанре она написана? А теперь обратите внимание, как она изменяется. - эпизод нашествия–слушание, анализ. Расскажите о ваших впечатлениях. Эта музыка изобразительная или выразительная? Кого изображает эта музыка? Какими средствами музыки достигается ощущение нашествия? (Здесь постепенно усиливается звук, как бы приближаясь издалека). Какой образ заключен в этом произведении? (Образ войны).В какой форме написан этот эпизод?Эпизод нашествия написан в форме вариаций, их 11.В каждой вариации появляется что-то новое. На что обратили внимание вы? Появляются новые музыкальные инструменты. Постоянными остаются барабан, мелодия, ритм. Причём мелодия напоминает песенку, часто наигрываемую на губной гармошке немецкими солдатами. Композитору удалось передать дух военного времени, образ войны. Д.Шостакович не знал и не мог знать, чем закончится эта война, но он свято верил в победу нашей страны и симфония его завершается победно и торжественно. А на третьем километре былой “дороги жизни” у поселка Ковалева стоит памятник “Цветок жизни”. Этот цветок – памятник ребятам, погибшим в блокаду. С лепестка всем, кто приезжает сюда, улыбается лицо мальчугана, а рядом дорогие каждому человеку слова: “Пусть всегда будет солнце!” Опять война,Опять блокада…А может, нам о них забыть? Я слышу иногда:«Не надо, не надо раны бередить». Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне, И о блокаде прочитали стихов достаточно вполне. И может показаться, правы и убедительны слова… Но даже если это правда,такая правда не права! Чтоб снова на земной планете не повторилось той зимы, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили… Как мы! Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война! Ведь эта память – наша совесть, она, - Как сила нам нужна. Опять война. Опять блокада… Запомни шрамы их, и седину. Их мужество в те годы грозовые спасло от рабства вольную страну. Глянь на живых – они ведь смерть встречали. И смерть поныне снится им порой.Они грустят, Они скорбят ночами о тех друзьях, что спят в земле сырой… И помни ты, живой и невредимый, довольный положеньем и судьбой, Что мы до той поры непобедимы, покамест память павшего с тобой. IV. Этап изучения нового материала, формирование умений и навыков. Работа в тетради. V. Этап подведения итогов урока. Обобщение материала урока, оценки за работу на уроке. |