Просмотр содержимого документа
«Образ Норвегии в музыке»
Образы Норвегии в творчестве Эдварда Грига.
Цель занятия: Расширение музыкального кругозора учащихся - знакомство с произведениями Эдварда Грига.
Задачи: 1Закрепить понятие музыкальный образ.
2 Развитие практических музыкальных навыков: слуховых, аналитических, исполнительских.
3 Формирование мыслительных операций - анализ и синтез.
Ход занятия.
Ребята мы уже знакомились с биографией замечательного норвежского композитора Эдварда Грига
Слайд Портрет.
Педагог: (Учащиеся вспоминают факты биографии.)
Григ - первый классик норвежской музыки, поставивший музыкальную культуру Норвегии в один ряд с передовыми национальными школами Европы.
Григ завоевал международное признание, однако предпочёл жить в родной стране, в деревенской глуши, где можно слушать народные песни и предания, игру сельских музыкантов. Грига вдохновляла красота его страны: «Я искал выражения каких-то лучших сторон моего «я» и это лучшее заключалось в любви к родине и понимании величественной и грустной природы Норвегии»- писал Григ.
Педагог: Сегодня и мы с вами познакомимся с этой страной.
Норвегия- северная страна, находится на Скандинавском полуострове.
Страна долгое время была в подчинении у Дании (14-18в), затем у Швеции (19в), и была скована в своём развитии, как в экономическом, так и в культурном.
Только в середине 19 века начинается период подъёма экономики, роста национального самосознания и расцвета норвежской культуры. Была составлена грамматика норвежского языка и преподавание в школах стали вести на родном языке. Огромных успехов достигает норвежская литература, живопись, музыка.
Слайды Виды Норвегии.
Природа Норвегии суровая и очень красивая. Море с узкими заливами-фьордами, скалистые горы, покрытые лесами. Григ часто уходил в горы, слушал пение птиц, наигрыши пастухов и затем картины природы оживали в его музыке.
Слушание в исполнении оркестра и разбор. Определить музыкальный образ и средства музыкальной выразительности. Определить солирующие инструменты.
Вся пьеса построена на развитии одной темы (вариационное развитие), напоминающей пастуший наигрыш. Перекличка флейты и гобоя подражает народным инструментам – свирели и рожку. Восход солнца – гимн пробуждающейся природе, в конце соло валторн – звучание охотничьих рогов, лёгкие трели флейты – птичьи голоса.
Наиболее ярко дарование Грига проявилось в камерных вокальных и инструментальных сочинениях. Григ писал песни и романсы на стихи скандинавских поэтов (Г. Ибсена, Б.Бьёрнсона, А.Мунка, Х.К.Андерсена и др.)
Слайд Закат
Цитата Н.А.Римского - Корсакова: «Поэзия слова даёт мысль и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка непосредственно создаёт настроение и по нему надобно воссоздать мысль и образ».
Звучит пьеса Грига «Минувшие дни»
Учащиеся определяют, что в пьесе 2 образа. Форма трёхчастная.
К какой музыке относится этот танец: к концертной (для слушания), он утончённый, изысканный? Или он прост, напоминает народную музыку?
В аккомпанементе часто используется интервал квинты, который напоминает звучание волынки. Эта музыка напоминает народный танец.
2 наиболее распространённых народных танца в Норвегии халлинг и спрингданс.
Слайд Норвежский танец.
Григ назвал эту пьесу «Минувшие дни».
Что значит для человека минувшие дни? Прошедшие дни.
Григ написал эту музыку в последние годы жизни.
Дни юности – обычно самое счастливое время в жизни человека, он полон сил, радуется жизни. Воспоминания о минувших днях связаны у Грига с воспоминаниями о родине и популярнейший спрингданс является здесь символом Норвегии.
Почему же так печальны крайние части? Невозможно вернуть счастливые дни юности.
Последний период жизни Григ жил в горах в загородном доме.(Слайд)
Чтобы ничего не мешало творчеству, на берегу фьорда была построена небольшая избушка, всего одна комната, в которой стояло пианино и несколько стульев. (Слайд)
Место это Григ назвал Тролльхауген (Холм троллей). Кто такие тролли? Каких ещё сказочных персонажей вы знаете? (гномы, кобольды, эльфы, сильфиды)
Слайды.
В детстве маленький Эдвард слушал сказки и легенды от матери, был знаком с известным писателем - сказочником Х.К. Андерсеном. Любил и собирал народные сказания на протяжении всей своей жизни.
В своей музыке композитор ярко воплотил сказочно-фантастические образы.
Слушание и разбор пьесы «Шествие гномов».
2 музыкальных образа. Трёхчастная форма.
Создавая музыкальные образы, Григ обращался к природе, к жизни народа, его музыкально-поэтическому творчеству - это признак какого стиля в искусстве? Романтизма.
Композитор писал: «Я записывал народную музыку моей родной страны. По стилю и форме я остаюсь немецким романтиком…, но в то же время я черпал богатые сокровища в народных напевах моей родины и из этого до сих пор не исследованного источника норвежской народной души пытался создать национальное искусство».
С какими образами Норвегии мы познакомились, слушая музыку Грига?
Образы природы («Утро», «Заход солнца»)
Образ норвежского танца. Реальные черты жизни (быта) («Минувшие дни»)
Эдвард Григ был горячим патриотом, певцом своей страны, ему хотелось, чтобы весь мир узнал о Норвегии. Он возвысил норвежскую музыку до вершин мировой классики.