kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ Норвегии в музыке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия на тему Образ Норвегии в Музыке 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ Норвегии в музыке»

  Образы Норвегии в творчестве Эдварда Грига.

Цель занятия: Расширение музыкального кругозора учащихся - знакомство с произведениями Эдварда Грига.

Задачи: 1Закрепить понятие музыкальный образ.

              2 Развитие практических музыкальных навыков: слуховых,      аналитических, исполнительских.

               3 Формирование мыслительных операций  - анализ и синтез.

                               Ход занятия.

  Ребята мы уже знакомились с биографией  замечательного норвежского композитора Эдварда Грига

Слайд Портрет.

Педагог: (Учащиеся вспоминают факты биографии.)

Григ - первый классик норвежской музыки, поставивший музыкальную культуру Норвегии в один ряд с передовыми национальными школами Европы.

Григ завоевал международное признание, однако предпочёл жить в родной стране, в деревенской глуши, где можно слушать народные песни и предания, игру сельских музыкантов. Грига вдохновляла красота его страны: «Я искал выражения каких-то лучших сторон моего «я» и это лучшее заключалось в любви к родине и понимании величественной и грустной природы  Норвегии»- писал Григ.

Педагог: Сегодня и мы с вами познакомимся с этой страной.

Норвегия- северная страна, находится на Скандинавском полуострове.

Страна долгое время была  в подчинении у Дании (14-18в),  затем  у Швеции (19в),  и была скована в своём развитии, как в экономическом, так и в культурном.

Только в  середине  19 века начинается период подъёма экономики, роста национального самосознания и расцвета норвежской культуры. Была составлена грамматика норвежского языка и преподавание в школах стали вести на родном языке. Огромных успехов достигает норвежская литература, живопись, музыка.

Слайды Виды Норвегии.

Природа Норвегии суровая и очень красивая. Море с узкими заливами-фьордами, скалистые горы, покрытые лесами. Григ часто уходил в горы, слушал пение птиц, наигрыши пастухов и затем  картины природы оживали в его музыке.

Наиграть мелодию «Утро» (дети вспоминают название).

Слушание в исполнении оркестра и разбор. Определить музыкальный образ и средства музыкальной выразительности. Определить солирующие инструменты.

Вся пьеса построена на развитии одной темы (вариационное развитие), напоминающей пастуший наигрыш. Перекличка флейты и гобоя подражает народным инструментам – свирели и рожку. Восход солнца – гимн пробуждающейся природе, в конце соло валторн – звучание охотничьих рогов, лёгкие трели флейты – птичьи голоса.

Наиболее  ярко дарование Грига проявилось в камерных вокальных и инструментальных сочинениях. Григ писал песни и романсы на стихи скандинавских  поэтов (Г. Ибсена, Б.Бьёрнсона, А.Мунка, Х.К.Андерсена и др.)

Слайд Закат

Цитата Н.А.Римского - Корсакова: «Поэзия слова даёт мысль и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка непосредственно создаёт настроение и по нему надобно воссоздать мысль и образ».

Звучит пьеса Грига «Минувшие дни»

Учащиеся определяют, что в пьесе 2 образа. Форма трёхчастная.

1образ лирический, минорный лад, кантиленная мелодия, медленный темп.

Элегия-стихотворение с характером задумчивой грусти.

Элегическое настроение.

2образ танцевальный. Мажор, быстрый темп, пунктирный ритм, неожиданные акценты.

К какой музыке относится этот танец: к концертной  (для слушания), он утончённый, изысканный? Или  он прост, напоминает народную музыку?

В аккомпанементе часто используется интервал квинты, который напоминает звучание волынки. Эта музыка напоминает народный танец.

2 наиболее распространённых народных танца в  Норвегии  халлинг и спрингданс.

Слайд  Норвежский танец.

Григ назвал эту пьесу «Минувшие дни».

Что значит для человека минувшие дни? Прошедшие дни.

Григ написал эту музыку в последние годы жизни.

Дни юности – обычно самое счастливое время в жизни человека, он полон сил, радуется жизни. Воспоминания о минувших днях  связаны у Грига с воспоминаниями о родине и  популярнейший спрингданс  является здесь  символом Норвегии.

Почему же так печальны крайние части? Невозможно вернуть счастливые дни юности.

Последний период жизни Григ жил в горах в загородном доме.(Слайд)

 Чтобы ничего не мешало творчеству, на берегу фьорда была построена небольшая избушка, всего одна комната, в  которой  стояло пианино и несколько стульев. (Слайд)

 Место   это Григ назвал Тролльхауген (Холм троллей). Кто такие тролли? Каких ещё сказочных персонажей вы знаете? (гномы, кобольды, эльфы, сильфиды)

Слайды.

В детстве маленький Эдвард слушал сказки и легенды от матери, был знаком с известным писателем - сказочником Х.К.  Андерсеном. Любил и собирал народные сказания на протяжении всей своей жизни.

В своей музыке композитор ярко воплотил сказочно-фантастические образы.

Слушание и разбор пьесы «Шествие гномов». 

2 музыкальных образа. Трёхчастная форма.

Создавая музыкальные образы, Григ обращался к природе, к жизни народа, его музыкально-поэтическому творчеству - это признак какого стиля в искусстве? Романтизма.

Композитор писал: «Я записывал народную музыку моей родной страны. По стилю и форме я остаюсь немецким романтиком…, но в то же время я черпал богатые сокровища в народных напевах моей родины и из этого до сих пор не исследованного источника норвежской  народной души  пытался создать национальное искусство».

С какими  образами  Норвегии мы познакомились, слушая музыку Грига?

Образы природы («Утро», «Заход солнца»)

Образ норвежского танца. Реальные черты жизни (быта) («Минувшие дни»)

Сказочно- фантастические образы ( «Шествие гномов»).

Эдвард Григ был горячим патриотом, певцом  своей страны, ему хотелось, чтобы весь мир узнал о Норвегии. Он возвысил норвежскую музыку до вершин мировой классики.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образ Норвегии в музыке

Автор: Шварц Ангелина Игоревна

Дата: 25.05.2017

Номер свидетельства: 418552

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Музыкальная гостиная "Волшебный мир музыки Э. Грига""
    ["seo_title"] => string(51) "muzykalnaia_gostinaia_volshebnyi_mir_muzyki_e_griga"
    ["file_id"] => string(6) "522118"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1570618259"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Лекция-концерт "Музыка зимы""
    ["seo_title"] => string(31) "liektsiia-kontsiert-muzyka-zimy"
    ["file_id"] => string(6) "271926"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451840484"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Открытый урок на тему:"В сказочной стране гномов""
    ["seo_title"] => string(48) "otkrytyi_urok_na_temu_v_skazochnoi_strane_gnomov"
    ["file_id"] => string(6) "517920"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1566206113"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Тема " Коренные народы Ямала  и особенности спортивных национальных игр" "
    ["seo_title"] => string(77) "tiema-koriennyie-narody-iamala-i-osobiennosti-sportivnykh-natsional-nykh-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "130105"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415817674"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "урок по творчеству А.П.Чехова "
    ["seo_title"] => string(34) "urok-po-tvorchiestvu-a-p-chiekhova"
    ["file_id"] => string(6) "108019"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403536421"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства