Методическая разработка интегрированного урока Музыка + ИЗО, содержащая в себе знакомство с элементами храмовой архитектуры и произведениями русской православной музыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«О России петь, что стремиться в храм.»
Интегрированный урок (музыка + изо)
«О России петь, что стремиться в храм»
Цель: Формирование чувства любви и уважения к русской духовной культуре посредством создания художественных образов духовной музыки и изучения стилистических особенностей древнерусской храмовой архитектуры.
Задачи:
Развивать образное мышление учащихся путём формирования навыков смыслового чтения.
Воспитывать уважение к традициям русского народа.
Прикоснуться к высоким темам духовной жизни людей.
Ход урока
(На фоне колокольного звона Т.В. читает стихотворение )
Чистые, чудные звуки любо душою ловить (слайд1)
Ими тревожные муки в сердце больном хоронить.
Колокол русский, народный. Колокол церкви святой (слайд 2)
Чуден твой голос свободный, люб отголосок мне твой.
Т.В. – Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о древнерусской архитектуре. На прошлых занятиях мы с вами уже познакомились с образом древнего города. У вас получились замечательные работы на эту тему. И, как мы уже знаем, в центре любого города, на самом высоком и красивом месте люди строили самое главное сооружение. А какое, вы сейчас узнаете сами. Откройте учебники на с.54, прочитайте 1 абзац и ответьте на вопрос: что это было за строение и почему оно так называлось?
(Дети читают, отвечают на вопрос)
Т.В. – Ребята, а какое значение имел храм в жизни людей? (ответы детей)
Да, ребята, вы совершенно правы. Храм в древнем городе – это гордость для русского человека.
Н. В. Ребята, послушайте пожалуйста, как в своих стихотворениях поэты воспевают Русь великую и как красиво описывают величие храмов.
(Дети читают стихи, перечисляют фразы, воспевающие красоту и величие нашей Родины)
Н. В.- Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древней архитектуры - монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней. Давайте сейчас на них полюбуемся.
(на фоне музыки идут слайды с изображениями храмов России)
Т. В. – Да, как прекрасны и музыкальны эти образы храмов, соборов и церквей!
Н. В. - Ребята, как вы думаете, какую музыку можно услышать в храме?
(ответы детей)
(подвести к правильному ответу)
Н. В. – правильно, ребята, это и колокольный звон, и молитва, и различные песнопения…
Представьте, что мы оказались внутри храма (слайд) и вдруг, зазвучала какая-то музыка…а можно ли словами описать такую музыку?...Я вам предлагаю самим найти ответ на этот вопрос. Перед вами на столах лежат карточки с определениями различных видов музыки. Ваша задача, найти подходящее определение для музыки, звучащей в храме.
(Тропа́рь(греч. τροπάριον) в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо.
Тропа́рь(от греч. τροπάριον – тон, лад, мелодия, или трофей) –краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника илипрославляется святой (святые) Праздничный трезвон – основной вид колокольного звона православной церкви, звон во все колокола.
Эстрадная музыка — вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой слушательской аудитории.
Кантата(итал.cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.
Народная музыка,музыкальныйфольклор -музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение.
Поп-му́зыка(англ.pop-musicот popular music) — направлениесовременноймузыки, вид современной массовой культуры. Являетсяотдельным жанром популярноймузыки.)
(учащиеся работают с текстами и делают правильный выбор и аргументируют свой ответ, почему именно это определение?)
(слайд «Праздничный трезвон» и слайд «Тропарь»)
Н. В. – Молодцы, ребята. Вы абсолютно точно определили.
Т. В. – Ребята, как хорошо сказано об этой музыке…..вот бы её сейчас услышать. Это возможно, Наталья Васильевна?!
Н. В. – Конечно, Татьяна Владимировна, давайте послушаем и одновременно, используя словари музыкальных впечатлений, выразим своё состояние.
Н. В. Русский народ соединил в музыке, звучащей в храме и торжество, и печальные события, и радость, и грусть.
Т. В. - Как прекрасен русский православный храм……. (слайд).
(показ макета храма и образное описание, переход к работе с текстом в учебнике)
Т. В. – Ребята, у каждой части храма есть своё название. Давайте попробуем определить, как называются основные части храма. Вот перед вами зарисовка с указателями. Но, названия отсутствуют. Ваша задача найти в тексте учебника на стр.55 нужные определения.
(дети работают с текстом и маркерами на стикерах пишут нужные слова: глава, купол, закомары, стены и наклеивают согласно указателей)
Т. В. – Ребята, теперь вы знаете, из каких основных частей состоит храм, и сейчас я вам предлагаю изобразить в графике свой образ русского храма. Постарайтесь сегодня сделать лёгкий набросок, а над деталями рисунка мы поработаем на следующем уроке.
(практическая часть, индивидуальная работа)
(звучит песня «Священные храмы России»)
Итог: (Мини-выставка)
Т. В. - Ребята, вы молодцы, с работой справились отлично и продолжим этот разговор на последующих уроках.
Н.В. – И на уроках музыки мы с вами ещё не раз услышим замечательную музыку, которая имеет огромное духовное значение для каждого из нас.
Рефлексия:
Н. В. – наш урок подходит к концу и хотелось бы подвести итог. Ответьте, пожалуйста на вопросы.