kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

О роли мотивации при обучении музыке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшим открытием второй половины ХХ века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом.  Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.

Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к науке, к труду  как таковому. Таким образом, ситуация успеха, становится фактором развития личности школьника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«О роли мотивации при обучении музыке »

Заберезников Сергей Александрович

Преподаватель по классу балалайки

Детская музыкальная школа № 1

г. Костанай, Республика Казахстан


О роли мотивации при обучении музыке (обобщение опыта работы)


Важнейшим открытием второй половины ХХ века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.

Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к науке, к труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха, становится фактором развития личности школьника.

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает на любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Не секрет: в школьные годы происходит крушение этого светлого оптимизма.

Из четырёх необходимых компонентов успеха, два надо выделить особо:

  1. Мотивация и, как следствие, желание ученика заниматься музыкой

  2. Упорные тренировки.

Значение мотивации переоценить невозможно. В моей практике был ученик, которого многие помнят. А успехи его стали неожиданностью для всех. Это Роман Мусин. Когда-то при с/ш №8 была организована музыкальная школа. Я в ней вёл оркестр русских народных инструментов по методике Карла Орфа.

В середине сентября, когда уже во всю шли занятия, меня вызывает директор школы. Объясняет, что на вступительном тестировании этого ребёнка признали абсолютно немузыкальным и в музыкальный класс не взяли. Но его папа работает на КАМАЗе, а это необходимо для нужд школы! Кроме того, родители очень просили взять мальчика в оркестровый класс. Я его взял.

Благо, в системе К. Орфа есть такое главное правило: «Каждый ребёнок имеет право на свой темп обучения». Поэтому я имел возможность дать ему нагрузку, которую бы тот без особого труда выдержал. Он получил в руки балалайку-альт и самую легкую партию. Через два года он попросил меня, чтобы я стал обучать его на балалайке-приме. Он получил это. В количестве ½ часа в неделю. К седьмому классу мы подошли с твёрдой «тройкой» по сольфеджио, пятёркой по оркестру и успехами по балалайке на уровне II-го класса ДМШ. Тут в 90-е годы школу упразднили. В сентябре ко мне в школу-лицей (так мы тогда назывались) пришли родители с просьбой доучиться. Романа приняли в IV класс. А через год, в V-м классе наступило время очередного конкурса у «народников». И Ромка просит дать ему конкурсную программу. Не секрет, на конкурс программа берётся на класс-два выше, чем обычная учебная. Я тогда уже оценил цепкость этого мальчика и высочайшую мотивированность. В результате мы пробились на республиканский конкурс, где Роман завоевал диплом I степени! Впоследствии, он окончил и лицей, научился чисто петь по сольфеджио, поступил в ЧГАКИ на музыкально-педагогический факультет, с отличием закончил его, став при этом еще и композитором. Вот так высокая мотивированность и упорство из профнепригодного ребёнка сделало звезду!

Где начинается мотивированность? А там, где начинается верная самооценка ребёнка. И начинается она не столько от любви к музыке, сколько вырастает из уверенности в том, что, как говорит поговорка «терпение и труд всё перетрут». И в самооценке ребёнка на первом месте должно быть позитивное убеждение в том, что:

а) Я могу! Даже когда задачи очень трудные, лучше действовать, а не избегать их.

б) Я могу изменяться! Я могу совершать поступки, от которых я становлюсь лучше, а окружающие это видят и ценят.

в) Я способен! Я могу думать и принимать решения.

г) Делать ошибки можно. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Если я ошибся, значит этот путь неверный и я пойду по иному пути.

В когорте мотивированных детей идут те, кто с детства собирает от взрослых знаки внимания, любви, преданности, надежды и похвалы, что вселяет в ребёнка частички самоуважения.

В противоположной оказываются дети, получающие от взрослых установки, заставляющие чувствовать себя маленькими, никчемными, зависимыми, неспособными. И главными моментами в мышлении таких детей становятся:

а) Я нуждаюсь в ком-то более сильном, чем я, нуждаюсь в покровительстве и опеке.

б) Проще избежать трудностей, чем противостоять им. Дети с такими убеждениями неуверенны в себе и очень пассивны.

в) Я боюсь, что произойдёт что-то страшное! С этой идеей ребёнок постоянно тревожен и никому не доверяет.

г) Я сделал ошибку! Это беда, меня накажут, я никчемный и плохой!

В нашей работе с первых встреч с учеником надо распознать характер и возможности ребёнка, выяснить его самооценку. Если самооценка занижена, это фактор, крайне неблагоприятный для развития личности ребёнка. И, что самое плохое, в течении короткого времени такую ситуацию переломить не удастся – это дело многих трудов.

Как утверждают психологи, большинство преступников, алкоголиков и наркоманов – люди с заниженной самооценкой. Когда такие дети учатся в музыкальной школе, их очень трудно убедить, что музыка – это хорошо. Ибо музыка – это серьёзный труд, хотя результаты этого труда чрезвычайно сладки. Необходимо заметить мельчайшие положительные движения в развитии ребёнка и реагировать на них. Ребёнок должен слышать от нас положительную оценку себя, как личности, как ученика, который может преодолеть все трудности. Фразы «Ты молодец, справляешься!», «Мне нравится, как ты умеешь заниматься!», «С тобой интересно работать!» и т.д. – помогают ребёнку осознать, что здесь он не худший. И если нам удаётся довести такого ребёнка до открытия им музыки, человек меняется в корне.

Пример из моей практики.

Назовём ребёнка просто «Девочка». Поступила она в музыкальную школу на волне моды на «Ранеток» (был такой девичий подростковый ансамбль), вопреки желанию родителей. Семья неполная, родители в разводе. Музыкальные данные на «3», голосовой интонации «0». На любые замечания реакция нервная. Я долго не мог удостоиться доверия. К концу II класса Девочка стала понемногу разговаривать со мной, да и заниматься дома. Очень стеснительная, замкнутая, она занималась только тогда, когда мамы и бабушки не было дома. Уже в VII классе мама призналась, что впервые на родительском собрании услыхала, что дочь её играет!

На третьем году обучения (в школе – 6-й класс) узнаю, что за серьёзную драку Девочку поставили на учёт в полицию. Позже я понял, что «жертва» оскорбила её, нелицеприятно отозвавшись о семье. (Подробностей не знаю). Доверяя мне, Девочка сама рассказала о своих приключениях. Именно с момента доверия началась перестройка в характере ребёнка. Будучи в школе откровенной троечницей, в музыкальной школе она очень старалась и, несмотря на отсутствие чистого пения, умудрялась иногда получать четвертные «5» по сольфеджио, становясь отличницей в четвертях. Поступив после 9-го класса в колледж, она и там стала отлично заниматься. Освоила попутно саксофон и стала играть в городском духовом оркестре. Мама Девочки не раз говорила мне, что только благодаря моему и музыки влиянию ребёнок изменился до неузнаваемости. Она стала мягче по характеру, рассудительной, настойчивой в делах и спокойной по отношению к чужому мнению. Лауреатом она стать не смогла по определению, но человек из неё получился хороший.

И пример, прямо противоположный.

Мальчик очень хороший и отзывчивый, но не доверяющий своим способностям, из тех, кто нуждается в «поводыре», любыми способами стремится избежать трудностей и боится, что произойдёт что-то ужасное.

Несмотря на то, что у него очень хорошая, полная семья, все эти «фобии» откуда-то в ребёнке накопились. Самое интересное в том, что третий год я не могу его вывести из этого состояния и чем дальше, тем больше «упираюсь» в сопротивление. Оно выражается в том, что ребёнок постоянно пытается отвлечь меня от работы, задавая вопросы вроде бы и по теме, но явно направленные на то, чтобы «съесть» время урока. Дома, когда его «немузыкальные» родители заставляют заниматься, он им играет «лапшу на уши» – то, что он знает, а не то, что ему положено выучить. И, несмотря на вроде бы хороший контакт с ребёнком, я затрудняюсь переломить ситуацию. Это при том, что музыкальные данные неплохие, разве что проблемы есть с музыкальной памятью. Но из практики я знаю, что музыкальная память при регулярных занятиях хорошо развивается.

Конечно, дети, которых приходится выводить из каких-то перечисленных состояний, как правило, в бойцы не подходят. Дети – победители это те, кто отвечает за свои чувства и поступки; кто осознаёт, что он способен; что он может, если будет действовать; который умеет исправлять ошибки; который может быть гибким и может изменяться в лучшую сторону. Нам, педагогам важно помочь ребёнку осознать всё это.

Но при этом ВСЁ ЭТО осознать, надо и родителям. Став родителями ученика музыкальной школы, они тоже должны уметь правильно определять приоритеты. Стоит ли отдавать себя работе в ущерб отношениям с собственным ребенком? Психологи подсчитали, что сегодня в среднем родители общаются с ребёнком 10-20 минут в день! Причём дежурные реплики «Как дела?», которые мама бросает по пути от плиты к столу, общением не считаются. Очень важно, беседуя с ребёнком, смотреть ему в глаза. Так он вернее почувствует вашу любовь, так ему будет сложнее утаить неприятности.

Очень важно стать верным другом своих детей и другом товарищей своих детей, а не просто приветливым родителем. Чтобы в случае чего, можно было бы обратиться к ним, спросить, не знают ли они, что происходит с ребёнком в случае ненормативной ситуации.

Ещё один важный аспект – перегрузка ребёнка. Родители должны учитывать индивидуальные особенности детей, не перегружать их чрезмерно. Хотя специалисты сходятся в том, что у ребёнка не должно быть много свободного времени. Но в то же время надо быть последовательными – не идти на поводу у ребёнка, который, раскусив, что музыка – это каждодневный труд, решает всё бросить. Нужно учить трудиться, преодолевать лень. Вначале, может быть, играючи. Всё зависит от творчества родителей.

Интересно, что на вопрос, «любите ли вы своего ребенка?», родители без раздумий отвечали «Да». А вот дети далеко не всегда на этот вопрос отвечают сразу и уверенно. Нашим детям не хватает обычного внимания. Если ребёнок чувствует, что его любят, он будет стараться соответствовать ожиданиям.

А еще встречается такая ошибка – родители считают, что меняться должен только ребёнок. Они часто не могут взглянуть на себя критически и не могут понять, что они тоже должны меняться.

Недостаточная эффективность работы педагога продиктована отсутствием системной работы с родителями. Часто наше обращение к ним происходит когда возникают проблемы, ситуация неуспеха. А ведь немаловажно обратить внимание на описание успехов ребенка в различных формах (благодарственные письма, запись в дневник, похвала на родительском собрании, звонок по телефону). Следует повышать психологическую и педагогическую компетентности родителей, для чего можно проводить классные часы с проведением опросов, диагностикой. Делать записи-памятки – в дневник учащегося, подготовить папки с материалами для ознакомления, для классного часа, с опросами.




~ 2 ~



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
О роли мотивации при обучении музыке

Автор: Заберезников Сергей Александрович

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 159096

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа по музыке для 2 класса"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "273173"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452165191"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "«Интернет-конкурсы как способ повышения учебной мотивации и интереса к изучению математики и физики»"
    ["seo_title"] => string(80) "internet_konkursy_kak_sposob_povysheniia_uchebnoi_motivatsii_i_interesa_k_izuche"
    ["file_id"] => string(6) "479514"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1538507713"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Игры на уроках как средство обучения английскому языку "
    ["seo_title"] => string(62) "ighry-na-urokakh-kak-sriedstvo-obuchieniia-anghliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "216274"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432917070"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка: "Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskaia-razrabotka-primienieniie-novykh-mietodov-i-priiemov-obuchieniia-na-urokakh-muzyki-soghlasno-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211784"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431683470"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Развитие учебной мотивации учащегося как средство повышения качества знаний "
    ["seo_title"] => string(92) "razvitiie-uchiebnoi-motivatsii-uchashchieghosia-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "191998"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427389616"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства