3.Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание 3.2. Открытие нового знания (через различные виды музыкальной деятельности): 3.2.1. Восприятие (слушание музыки, беседа о композиторе, произведении) 3.3. Первичное закрепление (проходит после каждого вида музыкальной деятельности) 3.4. Повторение и включение в систему знаний 3.5.Творческое задание (Виды музыкальной деятельности на уроке музыки могут меняться местами в зависимости от цели и задач урока) 3.6. Вокально-хоровая работа | Как вы думаете, под какую музыку вы входили в класс? Да, звучал вальс. Что такое вальс? Где мы можем увидеть людей, танцующих вальс? Подумайте, какому русскому или зарубежному композитору может принадлежать это произведение? Звучал Вальс №10, написанный Ф. Шопеном. Что вы знаете об этом композиторе? Как вы думаете, о ком пойдет речь на нашем уроке? Сегодня наша тема урока звучит очень поэтично «Не молкнет сердце чуткое Шопена». Почему поэт так сказал о Шопене? Постараемся ответить на этот вопрос в конце урока. Рассказ о Шопене 208 лет назад в 1810 году в небольшом местечке под Варшавой родился гений. Любящие родители назвали сына Фредериком, а фамилия его была Шопен. Его родители очень любили музыку. Мама хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Она пела народные песни, поэтому с детства Шопен трепетно относился к своей родине. У мальчика было три сестры – очень любознательные, шустрые девочки, вместе с ними он любил познавать мир, смотреть на звезды, слушать шелест листьев, пение птиц. Очень рано начал проявляться талан маленького Шопен, он поражал всех своими способностями, музыкальной одержимостью, неиссякаемой фантазией. Музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычайно: он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать запомнившуюся мелодию или аккорд. С 6 лет Шопен начал по - взрослому заниматься на фортепиано с Войцехом Живным – пианистом. А в 8 лет состоялось его первое публичное выступление. К 19 годам пианист заболел туберкулезом – болезнью легких, врачи, все как один, говорили о неутешительном диагнозе. Но больной не унимался. Когда Шопен играл и сочинял – он не кашлял! Вы можете себе представить – когда Шопен сочинял и играл, он не кашлял. Так вот в чем разгадка: эти 20 прожитых лет потому и были прожиты, что он практически все время сочинял или играл, а значит, не кашлял. Музыка его учила дышать, или точнее он дышал сквозь музыку. Наверное, поэтому музыка Шопена самая воздушная, самая дышащая. Польша славится множеством национальных танцев, но самым известным является полонез. Ф.Шопен очень любил народную музыку и танцевальные мелодии. Он написал много музыки в танцевальном жанре. И начнем мы с Полонеза. -А знаете ли вы, что это за танец–полонез? -В старину (16 -17 века) полонез называли «великим пешим танцем». Поначалу он исполнялся только мужчинами – польскими рыцарями, затем рыцарями его оруженосцами, наконец, стал парным бальным танцем. Старинный полонез был парадным танцем-шествием торжественного, даже мужественного характера. Блестящая пышная одежда польской знати сверкала золотом, драгоценными камнями, мехами и бархатом (причём мужской костюм не уступал женскому в роскоши, обилии украшений). Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал. -Сегодня прозвучит один из самых знаменитых полонезов Шопена ПОЛОНЕЗ ля мажор. -Этот полонез стал музыкальным символом Польши. •Подумайте, какими чувствами наполнена музыка? Каков характер звучания мелодии? Звучит Полонез №3 ля мажор (1.20 сек) •Какими чувствами наполнена музыка? Каков характер звучания мелодии? •Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши? В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши. Итак, бал открывался полонезом. •А какие танцы ещё звучали на балах? Шопен написал множество танцевальной музыки, но под нее можно еще, и мечтать, размышлять, грустить. И с вальсом №10 Ф. Шопена вы уже познакомились, входя в класс. Теперь давайте прослушаем Вальс До диез минор. Это произведение, завоевавшее чрезвычайную популярность, можно назвать вальсом-фантазией или вальсом-мечтой. Перед прослушиванием задумайтесь о характере звучания мелодии, темпе, музыкальных инструментах используемых в этом произведении. Звучит Вальс До диез минор.(1.35-1.40 сек) Каков характер звучания? Темп? О чем рассказывает музыка? Следующим популярным народным танцем является мазурка. Что за танец мазурка? В 19 веке наряду с вальсами, полонезами была широко распространена в Европе и мазурка. Родина мазурки – Польша, а точнее, её область – Мазовия. Это подвижный прыжковый танец был любим и крестьянами, и горожанами, и аристократами. Шопен сочинил около 60 мазурок. Он называл мазурки «obrazki» - «картинки». В них даны зарисовки и сельских вечеринок, и картины блестящих балов польской знати. -Мы сегодня послушаем три мазурки, и попробуем определить в какой из них мы услышим незатейливый крестьянский танец, а в какой блистательный бальный танец. А может это просто пьеса–воспоминание. Звучит Мазурка №1 си - бемоль мажор(1.30) • Как прозвучал танец? Музыка танца вводит нас в атмосферу праздничного, приподнятого настроения. А вот другая мазурка: Звучит Мазурка №3 фа мажор(1 – 1.30) • Отличается этот танец от предыдущего? • В чем разница? • А что вы скажете о звучании вот этой мазурки? Предназначена она для танца? Звучит Мазурка №2 ля минор(1.20) • Какими чувствами наполнена музыка Мазурки? • Сохраняется ли этот характер звучания до конца? • Какие новые черты появляются в средней части? Повторение главной темы мазурки возвращает нас в первоначальное душевное состояние. - Сравните эти мазурки, в чем разница, а в чем схожесть. Давайте подведем небольшой микроитог. Какие произведения Шопена сегодня прозвучали? Какая музыка у Шопена? Давайте обратимся к интересной форме работы синквейну. Вы знаете, что такое синквейн? Давайте попробуем составить синквейн коллективно - о польском композиторе и выясним, почему же не молкнет сердце чуткое Шопена. (прослушиваю варианты, предлагаю свой) 1. Ф. Шопен. 2. Знаменитый, польский. 3. Сочинял, прославлялся, играл. 4. Фредерик Шопен писал музыку. 5. Композитор.
Шопена называли самым романтичным и поэтичным музыкантом 19 столетия. Ему посвящены сонеты, стихи. Сейчас я прочту вам одно из них: *...прозвучал на клавишах рояля вальс Шопена дивной красоты... всё, о чем мы с Вами промолчали, музыкой прольется о любви...
и букет цветов чудесный, нежный замер на рояле в тишине – ласковый, доверчивый подснежник вновь напомнил сердцу о весне...
и звучит Шопена вальс старинный ароматом искренней любви... и букет подснежников наивный, как святая исповедь души. Написала Светлана Магницкая. О чем это стихотворение? Какое время года наступило? Какой праздник приходит к нам с весной? У каждого человека есть мама и она хочет, чтобы ее ребенок был самым успешным и самым талантливым. И у композиторов была мама, предлагаю разучить песню такую нежную, проникновенную, как сердце чуткое Шопена, посвященную нашим дорогим, любимым мамам. Прослушайте песню, обратите внимание, о чем в ней поется, какое настроение она передает слушателям. Каков характер, темп мелодии? Слушаем песню 1 раз. О чем в ней поется, какое настроение она передает слушателям. Каков характер, темп мелодии? (раздаю слова) -Прослушайте первую фразу. Рано утром просыпаюсь я от глаз твоих. Мне они заменят солнце. - По моей команде хором произносим слова. -Прослушайте следующую фразу. Мир, поверь мне, существует лишь для нас двоих. Солнышко в тебе смеётся. - По команде повторяем слова. - Объединяем 2 фразы, напоминаю слова. - По моей команде всю фразу. - А сейчас исполним всю фразу вместе со мной под музыку, сядьте ровно, примите певческую установку. По команде поем. -Отлично, ребята, приступим к изучению припева. Прослушайте первую фразу Мама, без ума тебя люблю я, Мама, и тебя боготворю я, Мама, я без взгляда твоего как птица без крыла, Птица без крыла. -По моей руке поем первую фразу припева. -Прослушайте слова второй фразы. Мама, знаешь, нет тебя роднее, Мама, обними меня скорее, Мама, дай погреться, мама, Возле рук твоих, как будто у огня. -Теперь весь припев, читаю слова, внимательно слушайте. - По команде припев поем вместе. - Пробуем под музыку первый куплет и припев, напоминаю слова. Закрепление. Поют мальчики куплет, поют девочки куплет. Припев вместе. | Ответы детей. -Вальс - это танец в паре. На балу Делают предположения. О Шопене
(фортепьяно)
Ответы Парадный танец.
По своему характеру Полонез ля мажор и горделивый, пышно-торжественный, и воинственно-героический, маршеобразный. Преимущественно аккордовая фактура обладает здесь оркестровой мощью. В среднем разделе пьесы появляется фанфарная тема, подобная призывному военному сигналу.
Мазурка, вальс…
Фантазийная мелодия. Спокойное грациозное начало. Лиричная средняя часть. Фортепиано.
( быстро, резко, стремительно, с акцентами, изящно) Звучит скромнее, незатейливая по сравнению с предыдущей мелодия.
Музыка звучит задумчиво, мечтательно, как воспоминание, размышление - грустно, проникновенно, задушевно, поэтично, лирично.
Ускоряется темп, звучит громче, минор сменяется мажором.
Ответы:..
(Полонез, Вальс, Мазурка). Легкая, парящая, грустная, танцевальная, величественная. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Ответы: о любви, творчестве Шопена, о подснежниках. Пришла весна. 8 марта
Поется о любви к маме. Душевная, заботливая, ласковая песня.
Разучивают песню под руководством учителя. | К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. познакомить с биографией Ф. Шопена и с его творчеством;(П2) воспитывать интерес к музыке Ф. Шопена;(П3) воспитывать интерес к музыке Ф. Шопена;(П3) Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;(Л1) П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания; К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений; Р. –формировать умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений; воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус.(П4) К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений; П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания; Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;(Л1) развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.(Л3) Развивать умение определять в звучании особенности музыкального жанра «полонез, вальс, мазурка»;(П1) П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания; К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Формировать умение использовать жизненно – музыкальный опыт в процессе знакомства с музыкой;(Л2) воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус.(П4)
развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.(Л3)
| Подводящий диалог Метод проблемной ситуации Рассказ Метод эмоциональной драматургии Метод стимулирования занимательным содержанием Создание эффекта удивления Рассказ Метод наблюдения за музыкой Метод сопереживания музыке Метод контрастных сопоставлений произведений Шопена Метод наблюдения за музыкой Творческое задание
Метод междисциплинарного взаимодействия музыки и литературы
Метод создания поэтической аналогии
Разучивание песни |