« Не молкнет сердце чуткое Шопена….»
Познавательные УУД:
-учиться на слух узнавать танцы, использовать специальную терминологию;
-учиться оформлять и выпускать газету.
Коммуникативные:
-участие в коллективном пении;
-учится грамотно строить речевые высказывания, их аргументировать.
Личностные УУД;
-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Регулятивные УУД:
-подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, сравнивать их характер, называть названия танцев, динамических оттенков, работа с текстом песни, воплощать характер песни о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.
Оборудование: раздаточный материал, музыкальная запись, ноутбук,проектор, презентация.
Тип: комбинированный
Форма: урок « Выпуск газеты»
Ход урока:
I.Opr момент. Приветствие.
II.Актуализация темы.
Учитель:
- Сегодня вы поможете мне выпустить газету, посвященную 205- летию одного композитора. И как в настоящей газете в ней будут свои рубрики: «Что? Где? Когда?», «Музыкальный календарь», «Это интересно». Композитор родился в одной из старинных стран Европы. Ответив на вопросы мы увидим с вами эту страну, которая занимает место в нашей газете.
«Музыкальное лото»
-Название инструмента (рояль)
-Коллектив музыкантов-исполнителей(оркестр)
-Руководитель оркестра(дирижер)
-Со мной здоровается сам дирижер(название инструмента-скрипка)
( открывается карта ПОЛЬШИ)
Учитель:
-22 февраля -день рождения польского композитора Фридерика Шопена.
( прикрепить портрет в центре)
- Ребята, мы отправляемся с вами в Польшу на Родину композитора.Группа
« Корреспонденты » поможет мне в проведении урока. На протяжении всего урока они будут выступать в роли моих помощников. Итак, первая рубрика «Что? Где? Когда?»
Ученик:
- На территории Польши проживает наибольшее количество белых аистов (23% от мировой популяции).
- Если где-нибудь на улице Кракова вы спросите, как пройти к библиотеке, и вам ответят «просто», не воспринимайте ответ, как издевательство. «Просто значит «прямо».
-Обязательным первым танцем является полонез.
Инфор.на газету
Учитель:
-Тема нашего урока:
Не молкнет сердце чуткое Шопена.
Предлагаю дать нашей газете это поэтическое название.
( Приклеивают название)
Эпиграф урока:
Ты, думаешь,
эти мелодии звуки струны?
То, звуки, рожденные в сердце слышны.
Р.Гамзатов
Комментарии детей..
- В конце нашего урока мы ответим на главный вопрос: Почему не молкнет сердце чуткое Шопена?
- Как мы сможем ответить на этот вопрос? Что мы должны с вами сделать на уроке?
- Узнать о жизни композитора.
-Услышать музыку Фредерика Шопена, узнать в каких жанрах музыки ярко проявилось его творчество.
Ученик-корреспондент:
Родина композитора-Польша. Но судьба так распорядилась, что долгие годы композитор был на чужбине. Поэтому все свои музыкальные послания он наполнял любовью и страданием, восторгом и отчаянием.
Учитель:
-Любимым инструментом Шопена был - Давайте угадаем:
Играть умеет он и «форте», и «пиано»,
За это назвали его…………….(Фортепиано)
- Репортаж продолжает.......
Ученик-корреспондент:
« Душа фортепиано»,- так называли польского гения. Он писал множество произведений для этого инструмента. Среди них такие жанры как вальсы, полонезы, прелюдии, этюды.
Друзья его называли “Бриллиантовые ручки”.
Инфор.на газету
Учитель:
-Почему, вам подскажет музыка.
слушание вальс № 7 Ф. Шопена.(отрывок)
(беглость пальцев, пальчики двигаются так быстро, как переливаются бриллианты.)
Учитель:
- Недаром о нем Роберт Шуман говорил: «Шапки долой, господа, пред вами гений»
-В 19 веке вальсы, мазурки, полонезы покорили танцевальные залы королей и вельмож и мы послушаем эт великолепные танцы, которые сочинил Ф.Шопен.
III.Слушание музыки.
Ф.Шопен:
-Полонез
-Вальс
-Мазурка
Учитель:
-А сейчас перед вами три определения, каждый из вас находит определение к каждому танцу по его выразительным музыкальным средствам. (Читать с детьми).
Собрать описание одного из танцев.(вальс)
Проставить номера, т.е в каком порядке они звучали.
-Мы послушаем с вами эти танцы, а я попрошу на слух определить в какой очередности они звучат.
Слушание музыки - «ПОЛОНЕЗ»
. танец - шествие торжественный вход в большой зал открывались придворные балы.
Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?
В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.
Сообщение корреспондентов подготовил……………
Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал. Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается неглубоким и плавным приседанием на третьей доле.
В 16 полонезах для фортепиано он воспел героическую историю своей страны.
Слушание музыки -«ВАЛЬС»
бальный танец с плавным вращательным движением пар.
Учитель:
- Ну, с вальсом мы довольно таки часто встречаемся в жизни. 17 вальсов сочинил Шопен.
Слушание музыки « Мазурка»
весёлый, подвижный прыжковый танец.
- Как прозвучал танец?
( быстро, резко, стремительно, с акцентами, изящно)
Музыка танца вводит нас в атмосферу праздничного, приподнятого настроения.
Сообщение подготовил корреспондент……………….
Шопен сочинил около' 60 мазурок. Oh называл мазурки «obrazki» - «картинки». В них даны зарисовки и сельских вечеринок, и картины блестящих балов польской знати.
Мазурка-старинный польский танец, (от названия польской области Мазовии). Его танцевали на сельских праздниках. Это подвижный прыжковый танец был любим и крестьянами и аристократами.
Инфор.на газету.
Учитель:
- В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» о мазурке звучат такие слова:
Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы.
(просмотр видеозаписи танца мазурка)
- Скажите, вы почувствовали особенности этих танцев?
-Какая по характеру эта музыка?
-Через простые танцы Польши - полонез, мазурку, вальс композитор выразил свою любовь к Родине, восторг.
- Ребята, посмотрите на эти даты 1810 - 1849 и скажите, сколько лет прожил великий композитор Фредерик Шопен.
Всего 39 лет - это очень мало. Шопен умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.
Шопен в Париже, а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста, где на мемориальной доске написаны слова: “Мое сердце там, где моя Родина”
-Родина-это главное, что есть у человека! Сколько прекрасных пословиц, высказываний, стихов о Родине. Давайте прямо сейчас их вспомним.
(Ответы детей)
А сейчас мы разучим с вами песню о нашей Родине, которая
называется «Солнечный Крым».
IV. Вокальная работа.
Распевание. Песня «Солнечный Крым»
V. Обобщение урока и выводы.
Учитель:
- Ребята, давайте ответим на главный вопрос урока, почему не молкнет чуткое сердце Шопена?
Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!
-Одно из замечательных свойств музыки Шопена - ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.
-Творчество, музыка Шопена настолько проникает в сердца людей, что вдохновляло их на создание произведений о нем. Это и картины художников, скульпторов, поэтов, кинематографистов, композиторов.
Те из вас, кто ответит на вопросы украсит газету произведениями искусства о Шопене: скульптуры, памятники.
Ребята корреспонденты задают вопросы:
-С творчеством какого композитора вы познакомились?
-Торжественный польский танец-шествие?
-Подвижный прыжковый польский танец?
-Как друзья называли Ф.Шопена?
-С кем и каким танцем открывал бал хозяин бала?
-Бальный танец с плавным вращательным движением пар?
Учитель:
И я хочу предложить вам клип на песню о Шопене.
Рубрика «Это интересно»
Инфор.на газету.
Мазурка или мазурек (mazurka\mazurek) - это не только танец, как вы могли подумать. Это замечательный пирог, который, также как и печенье с джемом, пекут из песочного теста. Отличается же он тем, что его раскатывают в нетолстый пласт, разбивают на сегменты, и щедро смазывают разным видами фруктового джема. Получается очень красиво и вкусно. А когда его слегка посыпают сахарной пудрой, кажется, что сказка уже началась, и она совсем рядом!
Угостить пирогом.
VI.Оценивание. Домашнее задание «Поэты о Шопене».