Оборудование: Проигрыватель, пластинка из комплекта «Фонохрестоматия» к программе по музыки для общеобразовательной школы. 3 класс с записью песни «Солдатушки, бравы ребятушки» в исполнении ансамбля духовых инструментов, пластинка из комплекта «Музыка для слушания в начальной школе» с записью «Марша» из балета «Щелкунчик», таблица «Симфонический оркестр», полоски бумаги, баян,
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Мы с вами начали изучение новой темы «Оркестры» и уже познакомились с несколькими оркестрами. На сегодняшнем уроке мы продолжим ознакомление с оркестрами. И тема нашего занятия - «Духовой оркестр».
2.Повторение пройденного.
а) Какие мы знаем оркестры. Мы знаем симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов.
б) Какие группы инструментов входят в состав симфонического оркестра?(Струнные смычковые, духовые деревянные, духовые медные, ударные).
Используя таблицу «Симфонический оркестр». Работа у доски.
Оборудование: Проигрыватель, пластинка из комплекта «Фонохрестоматия» к программе по музыки для общеобразовательной школы. 3 класс с записью песни «Солдатушки, бравы ребятушки» в исполнении ансамбля духовых инструментов, пластинка из комплекта «Музыка для слушания в начальной школе» с записью «Марша» из балета «Щелкунчик», таблица «Симфонический оркестр», полоски бумаги, баян,
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Мы с вами начали изучение новой темы «Оркестры» и уже познакомились с несколькими оркестрами. На сегодняшнем уроке мы продолжим ознакомление с оркестрами. И тема нашего занятия - «Духовой оркестр».
2.Повторение пройденного.
а) Какие мы знаем оркестры. Мы знаем симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов.
б) Какие группы инструментов входят в состав симфонического оркестра?(Струнные смычковые, духовые деревянные, духовые медные, ударные).
Используя таблицу «Симфонический оркестр». Работа у доски.
Мы с вами повторили состав симфонического оркестра, т.е из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр. А сейчас мы с вами поговорим о духовом оркестре. Как вы думаете почему он так называется?
-Этот оркестр называется так потому, что в нём играют на духовых инструментах.
-Правильно. Духовые инструменты не только входят в состав симфонического оркестра, но и могут составить отдельный оркестр, который называется духовым. Это - трубы, валторны, флейты, кларнеты, гобои, фаготы и др. муз. инструменты. В духовом оркестре есть и группа ударных инструментов, Бывает, что в духовом оркестре звучат только медные духовые инструменты и группа ударных. Тогда этот оркестр используется как военный, исполняет он военные марши, песни.
-Чем же отличается духовой оркестр от симфонического?
-Духовой оркестр отличается от симфонического тем, что в духовом оркестре нет струнных инструментов (скрипок, виолончелей), а в симфоническом они есть.
-Хорошо! Молодцы!
в)Слушание (Самостоятельная работа)
-Сейчас мы с вами прослушаем два произведения и после этого вы мне скажите какой оркестр исполнял первое произведение, а какой оркестр (симфонический или духовой)- второе.
Звучит сопровождение к песне «Солдатушки, бравы ребятушки» в исполнение ансамбля духовых инструментов.
-Какой оркестр исполнял это произведение?
-Это произведение исполнял духовой оркестр?
-Почему?
-Потому, что при исполнении этого произведения не звучали скрипки?
-Правильно! Только это звучал не оркестр, а ансамбль, т.е малый состав духового оркестра.
Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
-А какой оркестр исполнял это произведение?
-Это произведение исполнял симфонический оркестр.
-Правильно! Почему?
-Потому, что здесь звучали скрипки.
-Правильно! Молодцы!
4. Упражнения. Дыхание.
1.Встать, ссутулиться, расслабить мышцы спины, плеч. Теперь как бы приподнять своё тело и, толкнув его назад и вниз, «надеть» на позвоночник, как пальто на вешалку. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи- свободными и лёгкими.
2.«Цветочный магазин» (момент вдоха)
Представим себе, что мы в цветочном магазине. Воздух наполнен запахами разных цветов. А теперь проследим за дыханием. Заметим, как медленно, спокойно, глубоко вдохнули. При спокойном и глубоком вдохе воздух как бы идёт на секунду (угадываем запах цветов). Это и есть момент остановки дыхания перед вдохом.
3. «Свеча» (ровный, медленный выдох).
Глубоко вдохнём, остановимся и станем медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Постараемся сделать так, чтобы пламя легло, и будем держать его в таком положении до конца выдоха.
Возьмём узкую полоску бумаги и используем её как свечу. При правильном ровном выдохе она откланяется и находится в этом положении. Если выдох прерывистый, бумажка то поднимается, то опускается то дрожит. Будем добиваться правильного, ровного выдоха.
4. «Упрямая свеча» (интенсивный выдох).
Вдохнём, на секундочку задержим дыхание, затем подуем на свечу. Пламя положено. Захотим погасить его - усилим интенсивность выдоха. Сильнее. Ещё сильнее.
Дикция.
Все упражнения выполняются 4-8 раз.
1. « Надулись-улыбнулись»
Челюсти выровнены, сжаты. Губы собираются и вытягиваются вперёд. Затем скользящим движением раскрываются в улыбку.
2.«Дразнилка».
Рот широко открыт, язык лежит плоско, кончик его слегка касается нижних передних зубов. Высунуть язык как можно де изо рта, а затем втянуть его как можно дальше изо глубже. Выполняется парами.
3.«Маятник».
Напряжённый язык высунуть, опустить к подбородку, поднять к носу. Движение напряжённого языка вправо и влево.
4.Исполнение песни.
Сели правильно, выпрямили спину, руки положили на колени, расправили плечи. Головы чуть приподняли.
Исполняем песню.
(Песня поётся тихо с постепенным усилием звучания-распевания).
5.Разучивание песни «Солдатушки, бравы ребятушки».
а) Показ.(Производится на проигрыватели).
б) Беседа.
-О чём эта песня? -О солдатах.
-Похожа ли она на марш? -Да, похожа.
-А может ли эта песня использоваться как военная, строевая?
-Да, может.
в) Разучивание песни.
г) Пение «про себя»
Учитель исполняет песню вслух, а учащиеся поют «про себя», активно открывая рот, ясно «проговаривая» текст губами, правильно формируя гласные.
д) Пение вслух всем классом,
е) пение по рядам.
Игра на музыкальных инструментах, работа с партитурой к песне «Два веселых гуся». Игра на синтезаторе аккордов ля-ре- ми.
6. Подведение итогов урока.
- Что мы узнали сегодня на уроке? -Мы узнали что существует, кроме симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов, ещё и духовой оркестр.
Выставление оценок (комментарий).
7. Д/з. Упражнения на развитие голоса. Повторить скороговорки.