Просмотр содержимого документа
«Настоящим, удостоверяется, что»
Конспект открытого урока музыки в 6 классе
Вечные темы искусства и жизни
I. Организационный момент (3 мин.)
У.: Уроки музыки принято начинать с музыкального приветствия, я тоже вам сейчас хочу сказать не просто «здравствуйте», а «музыкальное здравствуйте», хочу, чтобы вы мне ответили, поймайте, пожалуйста, мой мотив и верните его обратно, приемом эхо.
Музыкальное приветствие
Прошу внимания на экран
II. Актуализация знаний (5 мин.)
У.: Это кадры из советского художественного фильма «В бой идут одни старики».Этот фильм о событиях ВОВ, о вкладе нашего народа в великую Победу, 75-летие которой отпразднует наша страна в этом году. «Все приходящее, музыка вечна», говорит один из героев.
- Ребята, как вы понимаете это высказывание?
(ответы детей)
У.: Действительно, проходят годы, пролетают целые эпохи, сменяются поколения людей, меняются идеи, взгляды на жизнь, но музыка не перестает звучать во все времена. Музыку считают вечным искусством.
У.: Ребята скажите, а что во все времена композиторы выражают в музыке?
(ответы детей)
У.: Абсолютно согласна с вами, в первую очередь, чувства и эмоции. Ведь именно чувства особо ценны для человека, помогают в трудную минуту, Доброта, вера, надежда, любовь…Музыка более всего способна к выражению и к передаче душевных настроений. (Цезарь Кюи)
У.: Ведь неважно, когда было написано музыкальное произведение, если в нем нашли выражение чувства, то оно будет волновать еще многие поколения людей, так как чувства испытывать люди способны всегда и везде. Тема чувств - вечная тема.
У.: Как вы думаете, о чем мы сегодня на уроке будем говорить? Может быть, кто-то предположит тему урока?
Ответы детей
У.: Благодарю за ваши ответы, итак, тема сегодняшнего урока: Вечные темы искусства и жизни
III. Постановка учебной задачи (5 мин.)
У.: Музыка – один из видов искусства, и она неразрывно связана с жизнью.Сегодня на уроке мы обратимся к теме человеческих чувств и эмоций, так как сфера человеческих чувств актуальна для человека всегда, постараемся выявить эти темы в музыке.
У.: Ребята, скажите, как мы сможем это сделать?Ответы детей (познакомиться с музыкой, в которой …)
У.: Мы встретимся с произведениями, созданными в разные эпохи, постараемся понять, как они влияют на наших современников, а значит и нас с вами, какие чувства и эмоции вызывают.
IV. Открытие новых знаний (10 мин.)
У.: Сейчас предлагаю прослушать вам фрагмент песни, мелодию которой, скорее всего, многие из Вас ее уже когда-то слышали.
Прослушивание музыки «Город золотой»
У.: Это песня «Город золотой», музыка Владимира Вавилова, слова Анри Волхонского
У.: Каков характер этой музыки?
Ответы детей
У.: Ребята, о чем эта песня?
(об идеальном городе, где нет зла, насилия, где много света, где живут животные «невиданной красы»)
У.: Первоначальное название этой песни «Рай», это неслучайно. В стихах этой песни использованы символические библейские персонажи: орел, телец и лев.
У.:Песня «Город золотой», входит в репертуар современного рок-музыканта Бориса Гребенщикова, но мало кто знает, что в основе этой песни - мелодия итальянского лютниста, одного из крупнейшего европейского композитора 16 в. Франческо Канова да Милано.
«Концона», такое название дал ей композитор (в переводе с итал.- песня), предлагаю вам ее послушать.
У.: Ребята, скажите, какая по характеру эта музыка, можно ли ее назвать современной?
У.: Соглашусь с вами, ребята. Действительно, мы слышим неторопливую мелодию, в исполнении старинного инструмента, лютня.
У.: Скажите, ребята, во время прослушивания этой песни какие возникли у вас чувства, эмоции?
У.: Затронула ли она вашу душу?
Ответы детей (доброта, нежность, спокойствие, печаль, грусть)
У.: Сейчас попрошу открыть ваши рабочие листы урока и обратиться к заданию №1, в кластер на тему «Чувства и эмоции в музыке» вам необходимо вписать то чувство, которое вы испытали во время прослушивания этой песни.
У.: Уже почти 40 лет живёт в музыкальном мире эта удивительная песня, потому что всегда была и будет у людей, что бы ни происходило за окном, потребность в свете, добре, чистоте, любви, в звёздном небе над головой. Временной интервал в 500 лет, разделяющий Концону и песню «Город золотой» не делает музыку неактуальной.
Журнал Time out поместил песню «Г.з.» в список «100 песен, изменивших нашу жизнь». Конечно же, песня не может изменить жизнь человека кардинально, но она способна вызвать чувства и эмоции, которые могут изменить его мысли, подтолкнуть его к действиям.
У.: Музыка обладает удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Сейчас мы с вами в этом убедимся, послушайте, пожалуйста, небольшой муз.фрагмент.
Исполнение
У.: Знакома вам эта музыка? Кто знает название произведения, отрывок из которого вы сейчас услышали?
Ответы детей
У.: Вы правы, это Соната №14 до диез минор, а точнее первая часть. Она стала знаменитой еще при жизни Бетховена. Эту сонату он посвятил своей юной ученице, графине Джульетте Гвиччарди, в которую был влюблен
У.: Давайте поговорим о характере музыке, какая она? Запишите, пожалуйста, в кластер те чувства, которые возникли у вас после прослушивания фрагмента этого произведения.
У.: А почему же музыка печальная? Ведь о любви?
Ответы детей
У.: Действительно, вы правы композитор был отвергнут, графиня предпочла ему молодого аристократа. История создания «Лунной сонаты» Бетховена так же драматична, как и судьба ее автора. Он испытывал серьезные проблемы в связи с воспалением слухового нерва, что привело к почти полной потери слуха. О причинах глухоты существуют различные предположения, по одной из версий в этом могла быть повинна привычка композитора погружать голову в емкость с холодной водой голову, перед сочинением музыки. Это не могло не сказаться и на его творчестве. Мрачное настроение композитора отразилось и на рассматриваемом произведении.
У.: Сейчас предлагаю выполнить задание под номером 2 в ваших рабочих листах. Вам необходимо познакомиться с 2-мя разными отрывками из разных литературных произведений одного автора, немецкого поэта Людвига Рельштаба, и определить, какой отрывок более всего, по вашему мнению, созвучен музыке Лунной сонаты. Попрошу кого-то из вас зачитать отрывки. Кто желает?
Ответы детей
У.: Не случайно вы выбрали именно этот отрывок.
Название «Лунная» она получила с лёгкой руки поэта друга композитора, поэта и музыкального критика Людвига Рельштаба, она напомнила образ ночного озера при лунном сиянии, который он описывает в новелле «Теодор». Но, существует и другая версия происхождения названия связана с тем, что в рассматриваемое время господствовала мода на все, что так или иначе связано с луной, поэтому современники охотно приняли этот красивый эпитет.
У.: В Лунной сонате встречаемся с огромным спектром человеческих чувств.
У.: Сейчас, я предлагаю вам воспользоваться словарем эстетических эмоций и подобрать те, которые, по вашему мнению, наиболее созвучны музыке. Можно воспользоваться карандашом или ручкой и отметить эпитеты
У.: В 21 веке это произведение является одним из самых популярных шедевров муз. классики. По данным статистических исследований, в поисковике «Яндекса» запрос о «Лунной сонате» ежечасно делают более 35 тысяч раз. Это является подтверждением того, что музыка, написанная более 200 лет назад не становится неинтересной, к ней обращаются снова и снова, применяя, современные инструменты, новые техники исполнения. Яркий тому пример
Слайд 12
У.: Стивен Шарп Нельсон – американский виолончелист, основатель альтернативной игры, сочетающей в себе традиционные, лирические методы игры на виолончели с «пиццикато»(прием щипка, отрывистый прием игры).
Предлагаю послушать небольшой фрагмент «Лунной сонаты» в его исполнении.
У.: Время идёт, жизнь и её восприятие меняется, но классическая музыка даже в современной обработке продолжает притягивать, тем более что эта обработка произведения Бетховена просто великолепна! Музыка внутри нас, нужно только уметь слушать.
Вокально-хоровая работа (10 минут)
У.: Ребята, сегодня для разучивания предлагаю вам фрагмент песни Давида Тухманова, в основе которой лежит, прелюдия до мажор И.С.Баха. Предлагаю послушать фрагмент этой песни.
У.: Сейчас нам необходимо распеться, прошу вас встать, принять устойчивое положение.
Упражнения, распевание
У.: Сейчас будем разучивать по 2 фразы, пропеваю я, затем повторяете вы.
Разучивание песни Д.Тухманов «Живая музыка» в сопровождении инструмента.
У.: Сейчас споем этот фрагмент под фонограмму, ваша задача, быть отзывчивыми на мои жесты, которыми я буду стараться вам помочь. Готовы?
Исполнение (2 раза)
У.: Я благодарю вас, пожалуйста, присаживайтесь. Над этой песней еще работать и работать, но мы с вами хотя бы прикоснулись к этому прекрасному произведению.
У.: Ребята, часто бывает, что музыка, которая пишется сегодня, а завтра она уже неактуальна. Особенно это актуально для поп музыки.
Эта музыка, не отображает главного содержания современности, зачастую, такая музыка не несет абсолютно никакой смысловой нагрузки, но есть и музыка, выстраданная мастером, наполненная его чувствами, написанная, душой и сердцем, которая откликается в человеческих сердцах, ибо она всегда о главном. Именно такую музыку мы сегодня слушали и пели.
Наш урок подходит к концу, попрошу вас дополнить или закончить фразу, которую вы видите на экране.
Сегодня на уроке звучала____________музыка.
Музыка, которая сегодня звучала на уроке, произвела на меня___________впечатление.
Музыка, которую мы сегодня слушали на уроке, наполнена___________.
Сейчас попрошу вас снова обратиться к рабочим листам и записать в кластере то чувство, которое вы испытываете сейчас, с каким чувством вы уходите с урока. (восхищение, удивление, радость, спокойствие, волнение).
Сегодняшний урок хочется закончить фразой Виктора Мари Гюго «Музыка выражает то, что мы не можем сказать и то, о чем невозможно молчать».