Занятие внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Интеллектуальная игра «Хочу всё знать»
3 класс, курс «РПС», информатика, логика, математика, автор А.О. Холодова
Цель: развитие познавательных способностей и познавательного интереса обучающихся, закрепление знаний, полученных на занятиях внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Задачи:
продолжить знакомство с нестандартными задачами и способами их решения;
способствовать развитию интереса к интеллектуальной деятельности;
способствовать развитию быстроты мышления, внимания, расширению кругозора;
способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в команде;
воспитывать этику общения, умение слышать друг друга, уважать мнение друг друга.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
Регулятивные:
определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
учиться планировать учебную деятельность, умение действовать по образцу;
Познавательные:
ориентироваться в системе знаний;
добывать новые знания: находить необходимую информацию, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию;
наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
слушать и понимать речь других, вступать в беседу.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Звучит песня «Почемучки»
Слайд 1
Почемучки, почемучки,
Любознательный народ!
Почемучка, Почемучка
Всем вопросы задает:
"Почему на небе солнце?
Почему вокруг трава?
Почему дельфин не тонет?
И зачем вдруг ураган
- Во время исполнения песни можно двигаться, танцевать, подпевать.
2. Актуализация знаний и деятельности.
- Ребята, о ком эта песня?
- Кого называют Почемучками?
- Хорошо ли быть Почемучкой?
- Какие качества присущи Почемучкам?
- Можно ли вас назвать Почемучками?
- Много ли вы знаете?
- Хотите знать больше?
- Тогда нам с вами по пути!
- Ребята, вы любите играть? Какие игры бывают?
(Спортивные, подвижные, развлекательные, интеллектуальные)
Слайд 2.
- Какую пользу приносят нам интеллектуальные игры?
- Какие способности, качества человека развивает интеллектуальная игра?
3. Организация деятельности обучающихся. Постановка проблемы.
Слайд 3.
- Сегодня я предлагаю вам поиграть в интеллектуальную игру «Хочу всё знать».
- Играя, вы узнаете что-то новое, интересное, чему-то научитесь. Именно про такие игры говорят
«Учусь играя! Играя, я учусь!»
Слайд 4.
- Итак, игра для умников и умниц «Хочу всё знать».
- Разделимся на команды.
- Как назовём команды?
- Всё не так просто, трудности уже начинаются!
Слайд 5.
- Названия команд зашифрованы в ребусах. Отгадайте и узнаете, как называются наши команды.
- Команда «ЧУК» - чрезвычайно умная команда!
- Команда «ГЕК» - гениальная команда!
- Какие правила надо соблюдать, играя в команде?
4. Разминка для команд.
«Простые аналогии».
- Я называю пару слов, которые находятся в определённой связи друг с другом. Вы должны подобрать пару для второго слова, чтобы сохранилась связь, аналогичная первой паре.
Лошадь – жеребёнок, корова - …
Свинец тяжёлый, пух - …
Смородина – ягода, кастрюля - ….
Болезнь – лечить, танец - ….
Дом – этажи, лестница - …
Дерево – сук, рука - …
Коровы – стадо, овцы - …
Татр – зритель, библиотека - …
Пароход – пристань, поезд - ….
Дождь – телега, снег - …
Муха – шесть, паук - …
5. Игра «Хочу всё знать»
1 конкурс «Задание на внимание».
- У каждой команды – карточка с задачей. Читаем, рассуждаем, решаем.
Задача 1.
Нюша, Бараш, Копатыч и Лосяш играли с мячами: синим, зелёным, жёлтым и красным. Каким из мяячей играл каждый, если мяч Бараша не синий, у Нюши – не синий и не красный, а у Копатыча жёлтый мяч.
Задача 2.
В теремке Мышка живёт выше Лягушки, но ниже Петуха, а Заяц живёт ниже Лягушки. Кто на каком этаже живёт?
Проверка.
Слайды 6,7,8
Нюша – зелёный, Бараш – красный, Копатыч – жёлтый, Лосяш – синий.
Заяц – 1 этаж, Лягушка – 2 этаж, Мышка – 3 этаж, Петух – 4 этаж.
2 конкурс «Продолжи числовой ряд».
- У каждой команды – числовой ряд. Найдите закономерность и продолжите, дописав два числа.
3 | 6 | 8 | 16 | 18 | 36 | | | | | 21 | 18 | 16 | 15 | 12 | 10 | | |
Проверка
3 конкурс «Занимательная геометрия»
Слайд 9.
- Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник.
Но совсем другое дело –
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Всё внимательно исследуй
И по краю и внутри!
Проверка.
4 конкурс «Сосчитай учеников».
- У каждой команды – карточка с задачей. Читаем, рассуждаем, решаем.
Задача 1.
Марина Владимировна принесла в класс 111 тетрадей и раздала их поровну детям. Детей в классе больше 20, но меньше 40. Сколько детей в классе?
Задача 2.
Число яблок в корзине – двузначное. Яблоки можно разделить поровну между 2, 3, или 5 детьми, но нельзя разделить поровну между 4 детьми. Сколько яблок в корзине?
Проверка
Детей в классе 37.
37 · 3 = 111.
В корзине 30 или 90 яблок.
Перемена «Игра – пантомима «Крокодил»
- Мы устали и пора отдохнуть.
- Каждая команда получает задание на карточке. После небольшой подготовки участник команды демонстрирует своё задание только с помощью жестов. Команда противников должна угадать персонажа и его действия.
1. Буратино выкопал в земле ямку, бросил туда пять монет, закопал, полил, сказал волшебные
слова и сел ждать, когда вырастет дерево.
2. Муха – цокотуха по полю пошла, муха денежку нашла, пошла муха на базар и купила самовар.
Муха чай заварила и гостей пригласила.
5 конкурс «Спички детям не игрушка»
Задача для обеих команд. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Часть 1.
- Каждая команда получает 16 спичек (счётных палочек).
- Необходимо выложить фигуру человека, используя все спички.
Часть 2.
Слайд 10.
- Из 16 палочек выложите фигуру, данную в образце.
Уберите 3 спички, чтобы осталось только 4 треугольника.
Проверка.
Слайд 11.
6 конкурс «Деньги любят счёт»
Слайд 12.
Задача для обеих команд. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.
- Десять одинаковых монет сложили следующим образом. Переложите три монеты так, чтобы пирамида смотрела вверх.
Проверка
Слайд 13
7 конкурс «Часовые крепости»
- На доске нарисован контур крепости и каждой команде выданы 12 солдатиков – часовых. Необходимо расставить солдат по четырём сторонам крепости так, чтобы с каждой стороны их было по 4.
Проверка.
Слайд 14.
8 конкурс «Помоги гномам».
Слайд 15.
Гном Весельчак учился писать цифры палочкой на песке. Только он успел написать 5 цифр:
1 2 3 4 5, как увидел большую собаку, испугался и убежал. Вскоре в это место пришёл Ворчун. Он тоже взял палочку и что-то начертил на песке. Тут вернулся Весельчак, подошёл и увидел вот что:
12345 = 60
Вставьте между цифрами знаки «+», чтобы равенство стало верным.
Проверка.
Слайд 17
Такая же история произошла с гномами и на следующий день. Только Весельчак написал цифры в обратном порядке:
5 4 3 2 1.
И снова Ворчун дополнил запись: 5 4 3 2 1 = 60.
Вставьте между цифрами знаки «+», чтобы равенство стало верным.
Проверка.
Слайд 18
6. Подведение итогов. Объявление победителей.
6