Урок направлен на то, чтобы объяснить детям, что народное творчество является основой культуры и искусства всех народов. В ходе урока учащиеся обращаются к русскому народному творчеству (исполняют частушки, слушают былину под аккомпанемент гуслей). Затем смотрят видеофрагмент оперы М.И.Глинки "Руслан и Людмила", который напоминает детям о народных певцах-сказителях на примере певца Баяна, а также знакомятся с певцами-сказителями народов Кавказа - джегуако и героями нартского эпоса (отрывок мультфильма "Сын камня").
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Народное творчество - источник тем и сюжетов »
План - конспект урока
Тема: Народное творчество – источник тем и сюжетов
Цель урока: объяснить, что народное творчество является основой культуры и искусства у всех народов.
Деятельностная цель: сформировать у учащихся умения находить общие черты в искусстве, культуре разных народов, выявлять их художественную и жизненную связь.
Содержательная цель: углубить и расширить представления учащихся о жанровом разнообразии народного творчества.
Формы работы учащихся: коллективные, групповые (пение, слушание, анализирование, рассуждение).
Необходимые технические оборудования: компьютер, видеопроектор, музыкальный центр, фортепиано, синтезатор.
Ход урока
Музыкальное приветствие (под мелодию частушки)
У.: Рада видеть вас, ребята и приветствовать сейчас!
Д.: И мы рады, очень рады, здравствуйте, учитель наш!
У.: Ребята, скажите, в каком музыкальном жанре мы сейчас поздоровались?
Д.: В жанре частушки.
У.: Что такое частушка? Кто её создаёт?
Д.: Частушка – это маленькая шуточная песенка, а создаёт её народ.
У.: А что ещё создавал народ?
Д.: Песни, пляски, пословицы, поговорки, сказки, былины, скороговорки, загадки, считалки, игры и т.д.
У.: А как можно назвать коротко всё то, что было создано народом?
Д.: Народное творчество.
У.: Совершенно верно. И сегодня речь пойдет именно об этом. А тема нашего урока звучит так: «Народное творчество – источник тем и сюжетов».
У.: А как вы думаете, для кого народное творчество может служить источником тем и сюжетов?
Д.: Для композиторов, поэтов, писателей, художников.
У.: Каким образом? Приведите пример.
Д.: Например, композиторы, сочиняя музыку, могут использовать народные мелодии. Народное творчество может служить источником вдохновения. Например, Р.Щедрин сочинил произведение, которое называется «Озорные частушки», а П.И.Чайковский в Симфонии № 4 использовал русскую народную песню «Во поле берёза стояла».(Васнецов «Богатыри»)
У.: Очень хорошо, молодцы. Раз мы опять вспомнили о частушках, давайте продолжим эту тему. На прошлом уроке некоторые ребята получили задание: выучить частушки. Но, прежде чем мы их услышим, давайте распоемся.
Распевание. 1. До-ре-до-ре-до-ре-до-ре-до-о-о (вверх и вниз).
2. Ма-а-ми-и-я (вниз по терциям в пределах Т5/3)
3. Скороговорка «Ярило»
Ярило, Ярило по небу катило,
А туча пришла и Ярило закрыло.
Исполнение частушек.
1.Мы частушки пропоём,
В них расскажем обо всём.
Вместе с вами развлечёмся
И немного посмеёмся.
2.Начался учебный год,
Часики затикали,
Ну а нас вопрос волнует:
Скоро ли каникулы?
3.Буквы в Машиной тетради
Не стоят, как на параде,
Буквы прыгают и пляшут,
Буквы хвостиками машут.
4.Мы немножко пошумели –
В окнах стекла зазвенели.
Мы сказали: «Тишина!» -
В школе треснула стена.
5.Женя долго ранец тряс,
Чтоб найти тетрадки,
Но тетрадки каждый раз
С ним играли в прятки.
6.Любим мы решать задачи
Кто быстрей и кто вперед.
А задачи-то какие,
Сам профессор не поймет.
7.Как-то раз учитель Свете
Объяснил, что знанья – свет.
Света спать легла при свете,
Утром встала, знаний нет.
8.Книголюбы, шахматисты,
Футболисты, пианисты –
Они в нашем классе есть,
Они гордость наша, честь!
9. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
У.: Спасибо, ребята, садитесь на свои места. А теперь представьте, что мы оказались в Древней Руси и к нам пришёл загадочный гость, но мы сможем только услышать его, а увидеть его нам поможет наше воображение. Закройте глаза и внимательно слушайте. Попытайтесь представить, как выглядит наш таинственный незнакомец.
У.: Ребята, как вы думаете, что вы сейчас услышали? Это был рассказ? Песня? (Ответы детей)
У.: Это была былина. Былины – один из самых древних жанров русских народных песен. Ученые предполагают, что появились они более 1000 лет назад. Не раз нападали враги на Русь, грабили, сжигали города и села, убивали людей, уводили в рабство. Богатырям, которые защищали родную землю, посвятил народ свои былины.
У.: Какой музыкальный инструмент звучал?
Д.: Гусли.
У.: В старину былины пелись под аккомпанемент гуслей. Об этом свидетельствуют рисунки в древних рукописях, упоминания о гуслях в самих былинах. (Слайд – гусли)
Гусли – инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточных славянских племен гусли были еще в VI веке. А при раскопках в Новгороде археологи нашли инструмент, сделанный 900 лет назад.
Позже былины пелись и без музыкального сопровождения. Исполнение былин было доступно не каждому – требовались певческий голос, большая выносливость, огромная память: былины подчас заключали в себя до 500 стихов.
У.: Человека, исполняющего былину, называли певцом-сказителем.
У.: Ребята, как выглядел в вашем изображении певец-сказитель?
Д.: Старый, с длинными волосами, седовласый, в народной одежде (длинной рубахе) и с гуслями в руках.
У.: Вы сейчас почти полностью описали певца-сказителя, имя которого не раз упоминалось в древнерусских рукописях. Об этом человеке рассказывает в своей поэме «Руслан и Людмила» великий русский поэт А.С.Пушкин. А имя его вы должны отгадать сами, но это сделать не совсем просто. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы запишите в свою тетрадь только первую букву ответа, а затем из букв составьте слово. (Методический прием ТРИЗ «»Буквенный диктант»)
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент –
Самый русский инструмент. (Балалайка.)
Эти черные значки –
Не случайные крючки.
На линеечках стоят
И мелодию хранят
Музыкальный алфавит
Непривычен нам на вид (Ноты)
Произносите не вдруг вы Это слово - эту букву! О себе рассказ начнете, Вот ее и назовете! (Буква Я)
Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит А называется строй ... (Алфавит)
У.: Какое слово у вас получилось?
Д.: Баян.
У.: Правильно, молодцы. Слово «баян» происходит от слова "баять", что означает "заговаривать", "баснословить". Отсюда уже появились старославянские слова: "баян", "боян", байщик, т.е. знающий сказки, басни. Таким образом, мы видим, что свое имя легендарный певец получил не случайно.
У.: Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила. В Начале этой оперы в сцене свадьбы Руслана и Людмилы поёт Баян.
Видеофрагмент из оперы «М.И.Глинки «Руслан и Людмила».
У.: Поэты-певцы, сказители были не только у русского народа, но и у многих других народов, в том числе и у жителей Кавказа. Например, армяне и азербайджанцы их называли ашуги, а адыгы (предки кабардинцев, черкесов, шапсугов и убыхов) их называли джегуако. Это были очень талантливые люди. Не имея музыкального образования, они превосходно играли на музыкальных инструментах, сочиняли стихи, создавали песни, посвящённые храбрым воинам и знаменитым битвам.
Джегуако послужили основателями театрального искусства. Не случайно в дословном переводе это слово означает «играющий». Оно напоминает смысл слова «артист».
У.: Ребята, запишите в тетрадь: Джегуако – поэт-певец у адыгов.
У.: Джегуако часто выступали группой, состоящих из 2-3-х музыкантов, играющих на разных национальных инструментах: шикапшина (род скрипки),бжамий (свирель), наъырэ (зурна) и пхъэцыч (ударный инструмент). Кроме музыкантов сюда входили певцы, рассказчики и даже акробаты. Но руководил всеми поэт-певец. Каждый исполнитель, при необходимости, мог заменить другого. Например, музыканты должны были хорошо петь, а певцы – играть на музыкальных инструментах.
У.: А теперь поиграем в игру. Давайте представим себе, что вы – джегуако. Разделитесь на 4 ряда: 1ряд – певцы, 2 ряд – музыканты, 3 ряд – рассказчики, 4 ряд - акробаты. Когда я скажу «певцы» - 1 ряд хлопает, когда скажу «музыканты» - 2 ряд «играет» на свирели, когда скажу «рассказчики» - 3 ряд жестикулирует, когда скажу «акробаты» - 4 ряд приседает. (В процессе игры порядок слов меняется или моно назвать сразу 2-х исполнителей).
Игра «Джегуако»
У.: Адыги часто воевали, а джегуако всегда присутствовали на месте боевых действий. Их всегда можно было отличить по внешнему виду. Они ездили только на серых конях и носили серую черкеску (также, как и князь), но были всегда без оружия и с музыкальным инструментом. Стоило джегуако показать свой музыкальный инструмент, как перед ним открывались все двери, даже двери женской половины дома, куда могли войти только близкие родственники. Джегуако уважали и боялись.
Однажды один джегуако во время сражения влез на дерево и громким голосом воспевал всех храбрецов и называл по имени всех боязливых. А для адыга нет ничего страшнее, если его назовут трусом: ни один друг не подаст ему руки, ни одна девушка не выйдет за него замуж, он станет посмешищем в стране. Поэтому. Все юноши старались показать свою храбрость и мужество.
У.: У каждого народа есть свои легенды, героические сказания, персонажи которых совершают подвиги во имя добра и счастья. Такие сказания о богатырях и титанах принято называть эпосом. У древних греков – это мифы, у русских – былины, у скандинавов – саги, руны, у народов Северного Кавказа - нартский эпос.
Нарты – это бесстрашный народ воинов-богатырй, которые созданы для того, чтобы установить на земле порядок, истребить драконов, очистить мир от всего того, что мешает людям.
Нартский эпос вызывает интерес и уважение в наши дни. Например, у нас в Кабардино-Балкарии есть посёлок городского типа Адиюх (имя девушки из эпоса), в котором все улицы названы именами нартов. А ещё в нашей республике есть город Нарткала, что переводится как «крепость нартов».
Одним из главных героев нартских сказаний является Сосруко. У всех народов – это нарт, рожденный из камня. С детства этот герой проявляет смелость, силу и самостоятельность.
Видеофрагмент из мультфильма «Сын камня».
У.: Как звали главного героя?
Д.: Сосруко.
У.: Какими качествами он обладал?
Д.: Сильный, смелый, ловкий, мужественный, уверенный в себе.
У.: Ребята, а вам понравилась музыка, которая звучала в мультфильме?
Д.: Да.
У.: Какая она была по характеру? (Ответы детей) Похожа эта музыка на русскую?
Д.: Нет, она отличается четким ритмом, особым звучанием.
У.: Под такую музыку всегда хочется танцевать и петь. Давайте мы исполним песню «Мой Кавказ».
Исполнение песни «Мой Кавказ».
Итог урока. Составление «кластера»
У.: Наш урок подходит к концу. Скажите, о чём мы сегодня говорили?
Д.: О народном творчестве.
У.: А теперь назовите самые главные слова, которые звучали сегодня на уроке.
Дети называют любые слова, а учитель записывает их на доске.
У.: А теперь давайте соединим слова со словосочетанием «народное творчество» и объясним связь между ними.
Дети по очереди выходят к доске, соединяют стрелочками слова и объясняют их смысл.
У.: Сегодня на уроке вы узнали много нового, но можете и продолжить изучать народное творчество самостоятельно. Как это можно сделать?
Д.: Прочитать книги о певцах-сказителях, подвигах нартов, найти сообщения в интернете, просмотреть видео, подготовить классный час, посвященный народному творчеству, подготовить выставку рисунков на эту тему.
У.: А теперь, домашнее задание: нарисуйте героев, о которых сегодня шла речь на уроке. Мы обязательно устроим выставку ваших работ.
Рефлексия
У.: Ребята, вы сегодня многое работали на уроке. Кто считает, что сегодня он заработал на «5», поднимите руки.
А были такие ребята, которые что-то не поняли?
У.: Сегодня мы танцевали, пели, слушали музыку, играли, смотрели видеофрагменты. Я хочу узнать, что вам больше понравилось делать. Покажите это своими аплодисментами. (Учитель называет вид деятельности, дети – аплодируют.)