Просмотр содержимого документа
«"Музыкальный портрет"»
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
ГБПОУ ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ
Выполнила:
студентка 4 курса отделения
«Музыкальное образование»
Подгорная Оксана Андреевна
Тема урока: «Музыкальный портрет»
Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?»
Художественно – педагогическая идея: «Искусство помогает понять мир, в котором мы живем»
Цель урока: раскрыть понятие портрета в различных видах искусства, его назначение и ценность; углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.
Задачи урока:
- способствовать расширению представлений обучающихся о выразительных возможностях в различных видах искусства;
- способствовать умению сопоставлять произведения музыки и живописи;
- способствовать воспитанию музыкального вкуса, интереса к искусству;
- научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов;
- учить проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений.
Формируемые УУД:
Личностные:
осознанное, уважительное отношение к другому человеку, его мнению, готовность вести диалог со сверстниками и взрослыми, достигать в нем взаимопонимания;
использование фантазии и воображения во время слушания музыки;
реализование творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
адекватная оценка и самооценка выполнения проекта, собственное деятельности.
Регулятивные:
Выполняют учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;
Под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
Сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное.
Познавательные:
Умение структурировать знания;
Сравнивать музыкальные произведения, находить общее и разное;
Умение анализировать музыкальные произведения, исходя из их содержания;
Умение проводить анализ своей творческой деятельности.
Коммуникативные:
Умение слушать и понимать речь других;
Умение формулировать собственную точку зрения и развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов;
Участие в хоровом и сольном исполнении;
Уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию.
Тип урока: урок новых знаний (урок-исследование)
Оборудование урока: компьютер, проектор, оборудование для качественного воспроизведения звука(колонки), презентация с картинками по теме урока.
Музыкальный материал:
« Ария Кутузова» из оперы «Война и мир» С.С.Прокофьева;
«С чего начинается Родина», муз. В. Баснера.
Технологическая карта урока:
Этап:
Деятельность учителя:
Деятельность учащихся:
1.Организационный
момент.
Приветствие учащихся.
Приветствие учителя. Дети рассаживаются по местам.
- А как вы думаете, музыка может только выражать чувства или она может еще и изображать?
- Как называют картины, где изображен человек?
- Представитель какого вида искусства создает портрет?
- Что он пользует для этого?
- А есть ли портрет в музыке?
- Как он может выглядеть? Какими средствами может пользоваться композитор для его создания?
Озвучивание темы урока.
Цель урока - узнать, какими музыкальными красками можно нарисовать портрет.
- Сегодня мы проведем исследование, и, возможно, нам даже удастся сделать открытие.
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, ставят проблему.
3.Открытие новых знаний.
- А вам знакомо такое имя как князь Кутузов?
Рассказ детям о полководце Кутузове из литературного произведения «Война и мир» Л.Н.Толстого.
- Как вы думаете какими чертами характера обладал этот умный и смелый полководец?
- Если бы вы были композиторами, какой была бы музыка по характеру? Какими бы средствами музыкальной выразительности вы бы смогли выразить характер героя? (настроение, характер звучания, темп – почему именно так?)
Сейчас мы послушаем, как это получилось у Сергея Прокофьева в опере «Война и мир», в «арии Кутузова» и сравним с нашими предположениями.
- Совпали наши предположения с авторскими?(Учитель при необходимости дополняет и расширяет ответы детей)
- Как звучала музыка?
- А что такое ария?
- Как вы думаете сколько частей в арии?
- Меняется ли в арии настроение полководца? В какой части арии появляются тревожные, взволнованные интонации?
- А о чем 1-ая и 3-ая части?
- Какими средствами музыкальной выразительности композитор передает нам это?
- Если бы вы были художниками, какие бы краски выбрали для передачи портрета Кутузова?
- Совпадает ли образ Кутузова, в картине художника Дж. Доу, с образом в арии С.С. Прокофьева.
- Получилось композитору создать музыкальный портрет?
Дети слушают учителя. Дополняют рассказ учителя своими имеющимися знаниями.
Дети рассуждают, отвечают на вопросы учителя.
Слушают музыкальный фрагмент.
Анализируют музыку в процессе сравнения с собственными предположениями.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассуждают почему именно этот портрет подошел музыке.
4.Вокально-хоровое исполнительство.
- Отечественная война 1812 года была не последней. В 1941 году для нашего народа началась ещё одна война. Что это за война? (ВОВ)
И опять как всегда в трудную минуту опасности для нашей Родины на её защиту встали патриоты.
- Что значит это слово – патриот?
- А как вы думаете полководец Кутузов был патриотом?
- А вы считаете себя патриотами?
- Что для вас значит слова «патриот»?
- Я хочу вам задать вопрос: «С чего для вас начинается Родина?»
Разучивание песни «С чего начинается Родина».
Разучивание по фразам.
В конце цельное исполнение первого куплета.
Слушают учителя.
Дети размышляют и отвечают на вопросы учителя.
Ответы учащихся
Разучивают песню по фразам. Взаимодействуют во время хорового исполнительства.
5.Подведение итогов, рефлексия.
- Ребята, о чем мы сегодня говорили с вами на уроке?
- А что весь урок делали?
- Можем ли мы с помощью музыки нарисовать портрет героя?
- Можно ли полководца Кутузова назвать богатырем?
- Почему?
- С каким музыкальным произведением мы сегодня познакомились?
- Удалось ли нам определить, как музыка изображает душевный мир, переживания героев?
Молодцы! Урок окончен. До свидания!
Обобщают полученные знания в процессе ответов на вопросы.