Авторы: Черкасова Людмила Васильевна– учитель музыки.
Место работы: МБОУ «Лицей № 2», город Дзержинский, Московская область.
Название ресурса: тематический урок музыки «Музыкальный портрет России».
Краткое описание ресурса: урок состоит из следующих частей: конспект урока, презентация.
Цель и задачи ресурса:
1.Создать единый музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки, народной музыки, элементов духовной музыки.
2.Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
3.Учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;
4. В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;
5.Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.
Актуальность и значимость ресурса: подготовка к уроку позволяет развивать личность, формировать познавательную активность, творческий потенциал учащихся. В ходе подготовки и проведения урока использованы смена форм обучения и видов деятельности. Тематический урок имеет большие перспективы при дальнейшем изучении материала.
Практическое применение: в ходе урока расширяется кругозор младшего школьника, формируются навыки совместной работы, углубляются знания по предмету.
Минимальные требования к программным ресурсам: Презентация имеет простую навигацию, переход от слайда к слайду осуществляется по щелчку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальный портрет России »
План-конспект открытого урока по музыке .
Тема «Музыкальный портрет России».
Тип урока: Комплексное применение знаний и умений (закрепление).
Цель урока: Создать единый музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки, народной музыки, элементов духовной музыки.
Задачи урока:
1.Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
2.Учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;
3. В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;
4.Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.
Оборудование урока:
1.Фортепианно
2.Проектор
3.Компьютер
4.Экран
5.Карта России
6.Карточки
7.Видеоматериал
8.Музыкальный материал
9.Текст песен
10.Микрофон
Ход урока:
1.Организационный момент:
Вход в класс под музыку Г.Струве»Моя Россия»(1 куплет).
Слайд № 1-начало.
2. Опрос учащихся в форме фронтальной беседы.
Учитель: - Здравствуйте, ребята!Я очень рада новой встрече с вами.
Тема нашего урока сегодня не совсем обычна.
Послушайте,пожалуйста, стихотворение и скажите о чём оно:
“Славься, славься, ты Русь моя!
Славься ты, русская наша земля!
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша, родная страна!”
О чём это стихотворение?
Ответы детей:О Родине,о нашей стране,о родной земле.
Учитель: Правильно! Молодцы! О России! И наш урок сегодня посвящён нашей великой стране-России!Эта тема выбрана не случайно.Совсем скоро,4 ноября,мы будем отмечать праздник,который называется « День народного единства».Празднуется он в нашей стране с 2005 года и установлен в честь освобождения Москвы в 1612 году от польских захватчиков. Россия!- Звучит гордо! Сегодня мы будем говорить о музыке, которая поможет нам создать музыкальный образ нашей страны. И тема нашего урока так и называется: «Музыкальный портрет России». (Слайд № 2-название темы урока).Но для удобства,мне нужен ученик,который будет мне немного помогать.(Выбрать ученика для работы с картой).
Учитель: Скажите, а что вы представляете, когда слышите слово Россия?
Ответы детей: (Москва, березы, родной дом, природа, люди).
Учитель: Правильно, вы назвали очень много разных слов, связанных с темой родины.Скажите, а какое дерево можно назвать символом России?
Дети:ответ.
Учитель:Совершенно верно.
(Слайд № 3-береза) (на карту помещается изображение берёзы).
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи.И если я вас спрошу,какую вы песню знаете про березу,вы мне хором ответите:
Дети:Во поле березка стояла.
Учитель:Совершенно верно.И сейчас мы с вами распоемся на примере этой песни.
Распевание:1 куплет вверх по полутонам.
Слайд № 4-ласточка.
Учитель:Ребята,посмотрите на экран.Кто там изображен?
Дети:Ласточка.
Учитель:Правильно!Я думаю,что эту маленькую птичку тоже можно смело назвать символом России.(на карту помещается значок-ласточка)И в нашем репертуаре есть песня,которая так и называется»Ласточка».
Итак,Музыка Евгения Крылатова,слова Игоря Шаферана. «Ласточка».
Исполнение песни.
Слайд № 5-оркестр народных инструментов.
Учитель:В народе говорят: «Где песня льется, там весело живется». Очень часто песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Существуют музыкальные инструменты, ставшие символом какого-либо народа. У русских - это как думаете какие инстументы?
Дети: (балалайка и гармонь.)
Слайд № 6-балалайка и гармонь.
Учитель:Верно(На карту помещаются балалайка и гармонь). Их заливистые, серебристо-звонкие голоса не спутаешь ни с какими другими.Рссмотрим эти инструменты(показать инструменты).
И сейчас в исполнении ансамбля русских народных инструментов прозвучит русская народная плясовая песня «Камаринская».
Слушание фрагмента.
Учитель: Народная музыка лежит в основе творчества русских композиторов. Она как источник живой воды давала музыкантам вдохновение, учила красоте и мастерству.
Сегодня мы послушаем музыку русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.
Слайд № 7-портрет Мусоргского.
(Значок-портрет Мусоргского помещается на карту.)
Во время прослушивания будьте,пожалуйста,внимательны,постарайтесь уловить все нюансы.
Слушание вступления к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского.
Учитель:Как вы считаете, какое время суток изобразил композитор в этом фрагменте?
Дети:ответы.
Учитель:А что здесь изображает музыка?
Дети:Утро, рассвет, лучи солнца, музыка как бы светлеет, становится громче, все просыпается, бескрайние просторы Родины, широкое раздолье.
Учитель: Вы абсолютно правы. Ведь эта музыка является вступлением к опере М.П. Мусоргского “Хованщина” и называется “Рассвет на Москве-реке”.
Ребята, а если б вы рисовали иллюстрацию к этому музыкальному фрагменту, то каких бы цветов вы использовали палитру?
Дети:ответы
Слайд №8-рассвет.
Учитель:А какой инструмент солировал в этом произведении?
Дети:(флейта)
Учитель:А почему Модест Петрович отдал мелодию именно партии флейты?
Дети:Потому что звук у этого инструмента плавный, напевный, светлый.
Учитель:Ребята,а может,кто-то играет на флейте?
Дети:Да!
Учитель:Очень хорошо!Сейчас у нас с вами есть возможность увидеть этот чудесный музыкальный инструмент и услышать его прекрасное звучание. Настя Ковылялина для нас исполнит произведение ……………
Слушание.
Учитель:Молодец!Ребята, а поднимите руку, кто в произведении «Рассвет на Москве-реке» услышал что-то еще,кроме флейты?
Дети:ответ.
Слайд №9-колокол.
Учитель: А что для России, для Руси значат колокола?Где их можно услышать?(на карту помещается изображение колокола)
Дети :Символ единства,связь с Богом.
Учитель:Да, только на Руси с церквей раздаются колокольные звоны. Когда радость, победа – праздничный, ликующий колокол. Именно так, светлым звучанием колоколов заканчивается увертюра Петра Ильича Чайковского «1812 год».Слайд № 9-портрет Чайковского(на карту помещается портрет П.И.Чайковского) В честь победы русского народа в войне 1812 года светло и радостно звучат колокольные звоны, прославляя нашу великую русскую землю.И,кстати,такой интересный факт.Для исполнения этого произведения используют небольшую переносную колокольню и настоящии пушки.
Итак,слушаем.
Слушание- П.И.Чайковский-увертюра(фрагмент).
Слайд №11-колокол(набат).
Учитель:Но колокола звучали на Руси не только в минуты радости,но и в тяжелые времена.Тогда это был тревожный звон-набат.Он объединял всех людей в минуты бед и невзгод.. А наша Родина пережила очень многое.И,конечно,вы все знаете о Великой отечественной войне.Это были очень трудные и страшные годы.Чтобы победить,люди отдавали последние силы и средства.В том числе и колокола-их переплавляли на металл и делали из них военную технику.И сейчас мы с вами исполним песню в память об этих событиях.
Исполнение песни «А закаты алые».(видео)
Слайд № 12-Россия.
Учитель:Ребята! Так что же все-таки означает слово Русь? В одном из детских журналов я прочитала рассказ писателя С. Романовского об этом. Послушайте.
“…Есть у слова “Русь” еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка, Анна Ивановна, как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.
– Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь, - он и зацвел!
– На русь! – ахнул я.
– На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.
Осторожно спрашиваю:
– Анна Ивановна, а что такое – русь?
– Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да, все светлое, почитай, так зовем. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал что ли никогда?
Я слова вымолвить не могу.
Русь – светлое место!
Русь – страна света. Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!”
Учитель: А теперь обратите внимание на карту. Какой красивый получился портрет России! Какие же цвета здесь преобладают – светлые или темные?
Дети:ответ
Учитель:Русь у нас получилась светлой. Это не случайно. В древности Русь называли светлым местом. Русь - это страна света. Через музыкальные образы природы, народа и Родины мы составили музыкальный портрет России.
Россия – это огромная страна, но у каждого человека есть родной уголок, край, где он родился, дом, где он живет, это все, что его окружает. А город Дзержинский– наша малая Родина - это часть России.
3. Обобщение.
Учитель: Наша встреча подошла к концу. Хочу попросить вас поделиться своими впечатлениями. Выберите один из трех смайликов,которые есть у вас и прикрепите на нашу карту.Если урок вам понравился-это улыбка,если нет-то грусть,если оставил равнодушным-третий вариант.Прошу.
Дети:вешают смайлики.
4. Итог урока.
Учитель: Вы замечательно работали, помогали в создании музыкального портрета России. Хочу пожелать, чтобы вы всегда любили свою Родину, свою страну и не забывали о своей малой Родине.