kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкальный портрет России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторы:  Черкасова Людмила Васильевна– учитель музыки.

Место работы: МБОУ «Лицей № 2», город Дзержинский, Московская область.

Название ресурса:  тематический урок   музыки «Музыкальный портрет России».

Краткое описание ресурса: урок состоит из следующих частей: конспект урока, презентация.

Цель и задачи ресурса:

1.Создать единый музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки, народной музыки, элементов духовной музыки.

        2.Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

        3.Учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;

        4. В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;

        5.Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.

Актуальность и значимость ресурса:  подготовка к уроку  позволяет   развивать личность, формировать познавательную активность, творческий потенциал учащихся. В ходе подготовки и проведения урока  использованы  смена форм обучения и видов деятельности.  Тематический урок имеет большие перспективы при дальнейшем изучении материала.

Практическое применение: в ходе урока  расширяется кругозор младшего школьника, формируются  навыки совместной работы, углубляются знания по  предмету.

Минимальные требования к программным ресурсам: Презентация имеет простую навигацию, переход от слайда к слайду осуществляется по щелчку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальный портрет России »


План-конспект открытого урока по музыке .

Тема «Музыкальный портрет России».

Тип урока: Комплексное применение знаний и умений (закрепление).

Цель урока: Создать единый музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки, народной музыки, элементов духовной музыки.

Задачи урока:

1.Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

2.Учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;

3. В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;

4.Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.

Оборудование урока:

1.Фортепианно

2.Проектор

3.Компьютер

4.Экран

5.Карта России

6.Карточки

7.Видеоматериал

8.Музыкальный материал

9.Текст песен

10.Микрофон

Ход урока:

1.Организационный момент:

Вход в класс под музыку Г.Струве»Моя Россия»(1 куплет).

Слайд № 1-начало.

2. Опрос учащихся в форме фронтальной беседы.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада новой встрече с вами.

Тема нашего урока сегодня не совсем обычна.

Послушайте,пожалуйста, стихотворение и скажите о чём оно:

“Славься, славься, ты Русь моя!

Славься ты, русская наша земля!

Да будет во веки веков сильна

Любимая наша, родная страна!”

О чём это стихотворение?

Ответы детей:О Родине,о нашей стране,о родной земле.

Учитель: Правильно! Молодцы! О России! И наш урок сегодня посвящён нашей великой стране-России!Эта тема выбрана не случайно.Совсем скоро,4 ноября,мы будем отмечать праздник,который называется « День народного единства».Празднуется он в нашей стране с 2005 года и установлен в честь освобождения Москвы в 1612 году от польских захватчиков. Россия!- Звучит гордо! Сегодня мы будем говорить о музыке, которая поможет нам создать музыкальный образ нашей страны. И тема нашего урока так и называется: «Музыкальный портрет России». (Слайд № 2-название темы урока).Но для удобства,мне нужен ученик,который будет мне немного помогать.(Выбрать ученика для работы с картой).

Учитель: Скажите, а что вы представляете, когда слышите слово Россия?

Ответы детей: (Москва, березы, родной дом, природа, люди).

Учитель: Правильно, вы назвали очень много разных слов, связанных с темой родины.Скажите, а какое дерево можно назвать символом России?

Дети:ответ.

Учитель:Совершенно верно.

(Слайд № 3-береза) (на карту помещается изображение берёзы).

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи.И если я вас спрошу,какую вы песню знаете про березу,вы мне хором ответите:

Дети:Во поле березка стояла.

Учитель:Совершенно верно.И сейчас мы с вами распоемся на примере этой песни.

Распевание:1 куплет вверх по полутонам.

Слайд № 4-ласточка.

Учитель:Ребята,посмотрите на экран.Кто там изображен?

Дети:Ласточка.

Учитель:Правильно!Я думаю,что эту маленькую птичку тоже можно смело назвать символом России.(на карту помещается значок-ласточка)И в нашем репертуаре есть песня,которая так и называется»Ласточка».

Итак,Музыка Евгения Крылатова,слова Игоря Шаферана. «Ласточка».

Исполнение песни.

Слайд № 5-оркестр народных инструментов.

Учитель:В народе говорят: «Где песня льется, там весело живется». Очень часто песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Существуют музыкальные инструменты, ставшие символом какого-либо народа. У русских - это как думаете какие инстументы?

Дети: (балалайка и гармонь.)

Слайд № 6-балалайка и гармонь.

Учитель:Верно(На карту помещаются балалайка и гармонь). Их заливистые, серебристо-звонкие голоса не спутаешь ни с какими другими.Рссмотрим эти инструменты(показать инструменты).

И сейчас в исполнении ансамбля русских народных инструментов прозвучит русская народная плясовая песня «Камаринская».

Слушание фрагмента.

Учитель: Народная музыка лежит в основе творчества русских композиторов. Она как источник живой воды давала музыкантам вдохновение, учила красоте и мастерству.

Сегодня мы послушаем музыку русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.

Слайд № 7-портрет Мусоргского.

(Значок-портрет Мусоргского помещается на карту.)

Во время прослушивания будьте,пожалуйста,внимательны,постарайтесь уловить все нюансы.

Слушание вступления к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского.

Учитель:Как вы считаете, какое время суток изобразил композитор в этом фрагменте?

Дети:ответы.

Учитель:А что здесь изображает музыка?

Дети: Утро, рассвет, лучи солнца, музыка как бы светлеет, становится громче, все просыпается, бескрайние просторы Родины, широкое раздолье.

Учитель: Вы абсолютно правы. Ведь эта музыка является вступлением к опере М.П. Мусоргского “Хованщина” и называется “Рассвет на Москве-реке”.

Ребята, а если б вы рисовали иллюстрацию к этому музыкальному фрагменту, то каких бы цветов вы использовали палитру?

Дети:ответы

Слайд №8-рассвет.

Учитель:А какой инструмент солировал в этом произведении?

Дети:(флейта)

Учитель:А почему Модест Петрович отдал мелодию именно партии флейты?

Дети:Потому что звук у этого инструмента плавный, напевный, светлый.

Учитель:Ребята,а может,кто-то играет на флейте?

Дети:Да!

Учитель:Очень хорошо!Сейчас у нас с вами есть возможность увидеть этот чудесный музыкальный инструмент и услышать его прекрасное звучание. Настя Ковылялина для нас исполнит произведение ……………

Слушание.

Учитель:Молодец!Ребята, а поднимите руку, кто в произведении «Рассвет на Москве-реке» услышал что-то еще,кроме флейты?

Дети:ответ.

Слайд №9-колокол.

Учитель: А что для России, для Руси значат колокола?Где их можно услышать?(на карту помещается изображение колокола)

Дети :Символ единства,связь с Богом.

Учитель:Да, только на Руси с церквей раздаются колокольные звоны. Когда радость, победа – праздничный, ликующий колокол. Именно так, светлым звучанием колоколов заканчивается увертюра Петра Ильича Чайковского «1812 год».Слайд № 9-портрет Чайковского (на карту помещается портрет П.И.Чайковского) В честь победы русского народа в войне 1812 года светло и радостно звучат колокольные звоны, прославляя нашу великую русскую землю.И,кстати,такой интересный факт.Для исполнения этого произведения используют небольшую переносную колокольню и настоящии пушки.

Итак,слушаем.

Слушание- П.И.Чайковский-увертюра(фрагмент).

Слайд №11-колокол(набат).

Учитель:Но колокола звучали на Руси не только в минуты радости,но и в тяжелые времена.Тогда это был тревожный звон-набат.Он объединял всех людей в минуты бед и невзгод.. А наша Родина пережила очень многое.И,конечно,вы все знаете о Великой отечественной войне.Это были очень трудные и страшные годы.Чтобы победить,люди отдавали последние силы и средства.В том числе и колокола-их переплавляли на металл и делали из них военную технику.И сейчас мы с вами исполним песню в память об этих событиях.

Исполнение песни «А закаты алые».(видео)

Слайд № 12-Россия.

Учитель:Ребята! Так что же все-таки означает слово Русь? В одном из детских журналов я прочитала рассказ писателя С. Романовского об этом. Послушайте.

“…Есть у слова “Русь” еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка, Анна Ивановна, как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.

– Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь, - он и зацвел!

– На русь! – ахнул я.

– На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.

Осторожно спрашиваю:

– Анна Ивановна, а что такое – русь?

– Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да, все светлое, почитай, так зовем. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал что ли никогда?

Я слова вымолвить не могу.

Русь – светлое место!

Русь – страна света. Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!”

Учитель: А теперь обратите внимание на карту. Какой красивый получился портрет России! Какие же цвета здесь преобладают – светлые или темные?

Дети:ответ

Учитель:Русь у нас получилась светлой. Это не случайно. В древности Русь называли светлым местом. Русь - это страна света. Через музыкальные образы природы, народа и Родины мы составили музыкальный портрет России.

Россия – это огромная страна, но у каждого человека есть родной уголок, край, где он родился, дом, где он живет, это все, что его окружает. А город Дзержинский– наша малая Родина - это часть России.

3. Обобщение.

Учитель: Наша встреча подошла к концу. Хочу попросить вас поделиться своими впечатлениями. Выберите один из трех смайликов,которые есть у вас и прикрепите на нашу карту.Если урок вам понравился-это улыбка,если нет-то грусть,если оставил равнодушным-третий вариант.Прошу.

Дети:вешают смайлики.

4. Итог урока.

Учитель: Вы замечательно работали, помогали в создании музыкального портрета России. Хочу пожелать, чтобы вы всегда любили свою Родину, свою страну и не забывали о своей малой Родине.

Слайд №-13-Россия.

Исполнение песни «Россия-мы дети твои».

Учитель:Урок окончен. До свидания, друзья!

Выход из класса под музыку песни «О-А-О»

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыкальный портрет России

Автор: Черкасова Людмила Васильевна

Дата: 24.05.2015

Номер свидетельства: 214869

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "«Музыкальные пейзажи»"
    ["seo_title"] => string(19) "muzykalnye_peizazhi"
    ["file_id"] => string(6) "604864"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1649992962"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Музыкальный портрет России"
    ["seo_title"] => string(25) "muzykalnyi_portret_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "491533"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1545156616"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "литературно-музыкальная композиция "Сеогей Есенин. Штрихи к портрету" "
    ["seo_title"] => string(78) "litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-sieoghiei-iesienin-shtrikhi-k-portrietu"
    ["file_id"] => string(6) "242259"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445431266"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока ИЗО."Портрет в искусстве России" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-izo-portriet-v-iskusstvie-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "140320"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417939076"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Музыка планирование "
    ["seo_title"] => string(20) "muzyka-planirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "245370"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446122326"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства