kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкальная грамота в играх сказках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему "Музыкальная грамота в играх и сказках"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная грамота в играх сказках»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА В СТИХАХ, СКАЗКАХ И ИГРАХ.


" То, что ребёнок обязан запомнить, прежде всего должно быть интересным".

В. А, Сухомлинский.


Первые шаги в музыке, первые впечатления... Каким будет учебное занятие - полным сказок, приключений, игр, выдумок или скучным и утомительным? Интересным и увлекательным процесс обучения помогает сделать игра. С её помощью каждый звук приобретает эмоционально - образное содержание. По сравнению с другими видами деятельности у игры есть особые преимущества. Она мобилизует эмоции ребёнка, в игре ребёнок меньше отвлекается, так как она полностью поглощает его. Кроме того, игра создаёт ту особую соревновательную атмосферу, в которой весь учебный материал усваивается быстрее и прочнее.


Использование игры как формы организации обучения и воспитания, сознательное облачение процесса обучения и воспитания в форму игры известно на протяжении многих веков.

Надобность в игре как дополнительном, косвенном приёме обучения, по мнению Р. И. Жуковской, возникает тогда, когда он ставит своей целью довести предлагаемый детям учебный материал до "более глубокого осознания того, что было дано с применением прямых приёмов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность.

Таким образом, для педагога игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей детей, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствовании школьно-значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом.

Опора на игру, как на привычную, хорошо знакомую и отвечающую детским интересам и потребностям деятельность позволяет педагогу наиболее органично и безопасно для психики детей и в то же время - прицельно и результативно с учетом актуального уровня развития и потенциальных возможностей вести работу над становлением их обще учебных умений. Тем более, что игра, уступив ведущее место в жизни младших школьников учению, не исчезает бесследно. Желание учиться и желание играть у них мирно сосуществуют друг с другом, а поэтому "следует постоянно пользоваться при обучении результатами благодетельного влияния игр на развитие ума детей и на школе игры строить и развивать новую и более серьёзную, более широкую школу мышления, представляемую учебными предметами и искусствами"(П. Ф. Каптерев ).

Ни для кого не секрет, что дети мыслят образно, у них хорошее воображение. Познание окружающего мира для них неразрывно связано с погружением в мир сказок и игр. Не следует прерывать эту связь, когда ребёнок начинает учиться. Герои сказок могут стать не только гостями на уроке, а полноправными участниками учебного процесса, с которыми дети отправятся в увлекательное путешествие по бескрайнему океану знаний.

Переступив порог учебного заведения, ребёнок попадает в совершенно непривычный для него мир, приобретает новый статус - становится учеником. Под влиянием этого меняются отношение и требование к нему со стороны взрослых, иными становятся его собственное отношение к окружающему миру, людям, самому себе, укладу и ритму жизни, а главное- приходит учебная деятельность.

Но учебная деятельность со свойственной ей специфической структурой, включающей учебные задачи, учебные действия, контроль и оценку даже при наличии соответствующих предпосылок складывается не сразу; её становление происходит под руководством педагога непосредственно в процессе обучения.


Мой педагогический стаж – 43 года. Во Дворце творчества детей и молодёжи города Томска я работала с разными детскими образовательными объединениями по самым разным направлениям:


1. Игровой клуб "Колобки, предмет "Музыкальная игра"

2. Школа для девочек "Бусинка", предмет "Музыкальное развитие"

3. Школа-студия народного танца "Русские забавы", предмет "Музыкальная грамота".

4.Театральная студия "Маска", предмет "Основы вокала"

5. Дошкольная академия, предмет "Музыкальное развитие"

6. Городские целевые программы (музыкальные игры и песни):

"Память", "Диалог", "Люби и знай свой город и край", "Игра - дело серьёзное", «Калейдоскоп чудес».


Кроме этого - Вокальная группа и солисты хора ветеранов педагогического труда и детского движения "Вдохновение", который готовится к 25-ти летнему юбилею (руководитель и концертмейстер).


Возраст моих учеников - от 5 лет до 75-ти, но всех их объединяет Её Величество Музыка! Музыка является одной из важнейших областей человеческой деятельности. Она окружает нас с младенчества до самой старости. Даже если человек не связан с нею по роду своей деятельности, он может очень любить и хорошо знать музыку.


"От нашего первого шага, от того, кто нам открыл прекрасный мир музыки, полный чудес и тайн, зависит наша жизнь в этом мире, наше отношение к нему".


А. Эшпай.


В школе - студии народного танца "Русские забавы" предмет "Музыкальная грамота" не является основным. Дети приходят на учебное занятие только один раз в неделю и очень важно, чтобы они полюбили этот предмет, научились слушать музыку, разбираться в ней, знать, по каким правилам она рождается и развивается, понимать, что музыка - это серьёзная и точная наука, которую нужно серьёзно изучать. Но любую науку можно и нужно ребятам преподавать не сухим научным языком, а увлекательно и интересно, поэтому в своей педагогической практике я часто обращаюсь к игре, т. к. считаю, что любой учебно-теоретический материал легче усваивается, если он подан в игровой форме. Наравне с играми на уроках "присутствуют" сказки и стихи - любимые жанры детей, заставляющие учеников размышлять, переживать, запоминать. Чтобы учащимся легче было вспомнить пройденный на уроке материал, к сказочным и стихотворным сюжетам они рисуют иллюстрации, придумывают ритмы к стихам и записывают их, сочиняют собственные мелодии и сказки. Это ребятам очень нравится, т.к. они имеют возможность проявить своё творчество. На уроке я стараюсь часто менять виды деятельности:

- слуховой анализ,

- работа с пособиями,

- слушание музыки,

- рисование,

- игры,

- нотная запись,

- музыкальные сказки с творческими заданиями.


Предлагаю вашему вниманию несколько игр и сказок, которые помогут учащимся первого года обучения освоить музыкальную грамоту по следующим темам:


1. Игра "Ожившие нотки" - тема: "Длительности нот"

В игре принимают участие 8 человек.

Дети внимательно слушают звучание нот разных длительностей в одном темпе и выполняют следующие задания, не произнося при этом ни одного звука:

ЦЕЛАЯ НОТА - становятся в большой круг.

ПОЛОВИННАЯ НОТА - становятся в два круга.

ЧЕТВЕРТНАЯ НОТА - становятся парами.

ВОСЬМАЯ НОТА - становятся по одному.

Порядок звучания нот произвольный.

Игру можно проводить на фоне звучащих музыкальных фрагментах, основанных на одинаковых длительностях нот.


2. Игра "Играем в гаммы" - темы "Гамма" (До - мажор, Ля - минор), "Знаки альтерации». В игре принимают участие 7 человек. Каждый ребёнок запоминает название "своей" ноты, например Валя изображает ноту "До", Саша - ноту "Ре", Катя - ноту "Ми" и т. д.

Педагог даёт детям задание построить гамму "До - мажор" и они выстраиваются в одну линию согласно появлению нот в гамме, после чего пропевают её. Если в гамме присутствуют знаки альтерации, например бемоли, то участники игры, изображающие ноты, на которые они приходятся слегка приседают ("Фа - мажор", "Ре - минор" ). Если в гамме присутствуют диезы, то участники игры поднимаются на полу пальцы ("Соль - мажор", "Ми - минор"). Одновременно с этим дети могут пальцами рук показать номер ступени звукоряда.


3.Тема: "Затакт"


"ЗАТАКТ"


- Это что за странный такт?

Называется ЗАТАКТ


- Расскажу вам про него,

Вот история его.


Сам с собой он поругался

И от злости разорвался.

Такта этого начало

Позади всей пьесы встало.


В пьесе такт, когда - то жил.

Самым первым тактом был,


Но случилось с ним несчастье -

Разорвался на две части.


А конец того же такта

Влез в начало, стал затактом.

Потому теперь и счёт

В нём ведут наоборот.


4. "ШУТКА", тема: Штрихи"


Лодка плавает легато.

Зайчик прыгает стаккато.

Мишка ходит нон легато.

Верно говорю, ребята?


Дятел долбит сук легато.

Самолёт летит стаккато.

Нон легато плывёт рыбка.

Здесь по - моему ошибка.


Лебедь плывёт легато.

Скачет воробей стаккато.

Слон шагает нон легато.

Как вы ходите. ребята?


- Ходим мы и нон легато.

И легато, и стаккато.

Словом, можем так и сяк,

Даже на перекосяк.




5. "СКАЗКА ПРО КОТА", тема: Динамические оттенки".


Ребята, хотите я расскажу вам сказку про кота? Тогда слушайте, каким он был, и что с ним приключилось. По ходу чтения сказки называйте динамические оттенки, вписанные в скобках.


Жил кот Мурлыка.

Ленивый был кот!

Острые зубы

И толстый живот.


Очень (P) тихо всегда он ходил,

(f) настойчиво кушать просил

Да (mf) на печке храпел -

Вот вам и всё, что он делать умел.


Вот как -то раз видит сон вот такой,

Будто затеял с мышами он бой.

(f) крича он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.


В страхе все мыши (P) тихо взмолились:

- Ох, пощади, пожалей, сделай милость!

Тут кот скомандовал (f) им: "Брысь!"

И в рассыпную они понеслись.


А на самом деле в то время, когда наш Мурлыка спал, происходило вот что:


Мыши (P) покинули норку,

(f) хрустя, съели хлебную корку,

Потом, (mf) смеясь над котом,

Они ему хвост завязали бантом.


Мурлыка проснулся и (sf) чихнул,

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались.

До вечера (f) над ним потешались.


Вот и сказка вся.


Учёные давно заметили, что люди, вкусившие творчества, совсем по - другому живут и работают, становятся талантливее во многих областях. А ведь главное богатство любой страны - именно талантливые люди. Неважно, чем будут заниматься мои ученики во взрослой жизни: лечить людей или ремонтировать машины, растить хлеб или строить дома, главное - делать это творчески, то есть вдохновенно, с фантазией, любовью, выдумкой. Творчески развитый человек обязательно будет работать лучше, с ним обязательно будет интереснее.



Педагог дополнительного образования ДТДиМ г. Томска

Л. М. Назарова.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыкальная грамота в играх сказках

Автор: НАЗАРОВА ЛЮБОВЬ МХАЙЛОВНА

Дата: 24.04.2018

Номер свидетельства: 467604

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Открытое занятие для родителей вокальной студии «Гармония» «Изучаем музыку играя»"
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytoe_zaniatie_dlia_roditelei_vokalnoi_studii_garmoniia_izuchaem_muzyku_igrai"
    ["file_id"] => string(6) "604787"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1649928156"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "ПАСПОРТ МЕТОДИЧЕСКОГО МИКРОКАБИНЕТА ГРУППЫ (пример)"
    ["seo_title"] => string(54) "pasport_mietodichieskogo_mikrokabinieta_gruppy_primier"
    ["file_id"] => string(6) "437186"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509980057"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "«Путешествие в страну Музыки»."
    ["seo_title"] => string(31) "putieshiestviie-v-stranu-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "247410"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446556568"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) ""Комплексная программа для подготовительного класса по специальности "Ударные инструменты" соавторов Забигулина Е.Р., Мишиной В.А. "
    ["seo_title"] => string(138) "komplieksnaia-proghramma-dlia-podghotovitiel-nogho-klassa-po-spietsial-nosti-udarnyie-instrumienty-soavtorov-zabighulina-ie-r-mishinoi-v-a"
    ["file_id"] => string(6) "173756"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424020157"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект урока музыки для учащихся 2-х классов « Русские народные инструменты» в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-muzyki-dlia-uchashchikhsia-2-kh-klassov-russkiie-narodnyie-instrumienty-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "286320"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454326007"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства