Тема урока: Портрет в искусстве России.
Традиционный урок.
Цели и задачи:
1.Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции.
2.Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями.
3.Анализировать средства музыкальной выразительности
Ход урока
Сегодня, мы завершаем изучение одного из жанров изобразительного искусства – портрет. Урок итоговый и во второй его части вы должны будете самостоятельно, по вариантам проанализировать несколько портретов. Но перед этим, для того чтобы успешно выполнить самостоятельную работу, вы должны вспомнить, что такое портрет, каковы его особенности и какие основные виды портрета существуют.
18 век в России называют веком портрета. Портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря чему русская живопись достигла уровня европейской. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и другие. В середине 18 века портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками.
Итак, что же такое портрет? слайд 3
Учащиеся вспоминают определение портрета.
Каждый из портретов должен обладать особым качеством. слайд 4
Учитель помогает ученикам сформулировать мысль о том, что главное качество: это сходство изображения и оригинала, не только внешнее, но и внутреннее.
Итак, какова главная особенность? слайд 5
• составление схемы «Анализ портрета», путем повторения полученных ранее знаний о типах портрета (8 мин) /Приложение1/;
Итак, мы вспомнили, что такое жанр «портрет» и какова его главная особенность.
А сейчас мы должны составить план, по которому вы в дальнейшем будете анализировать портрет. Для того, что бы составить план, нужно вспомнить, на какие типы мы можем разделить портреты. слайд 5 и работа со слайдами с 6 по 9 (в представленной презентации даны подробные пояснения к слайдам).
• пример анализа портрета (3 мин)
Итак, мы составили план, по которому вы будете анализировать портреты. Перед уроком я раздала каждому из вас этот план. Пожалуйста, возьмите клей и приклейте его в тетрадь. По этому плану попробуем проанализировать представленный портрет
1. Подведение итогов (1 мин)
Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808) - мастер камерного, интимного портрета. Он наделял модели своей собственной одухотворенностью. Для его работ характерно: « мерцание красок», «зыбкость, воздушность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «загадочность и таинственность».
Особое место в творчестве художника занимает портрет А.Струйской. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение лёгкости тканей бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет называют «русской Джокондой».
…Её глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук…
Более 100 лет назад поэт Я. П.Полонский увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный Владимиром Лукичом Боровиковским (1757-1825). Поэт долго оставался в задумчивости перед большим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь её сложилась несчастливо, и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо-живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца…
Она давно прошла – и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви и мысли - тень
печали.
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела.
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство
привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать,
мечтать…
Оттого и будет вечно волновать этот портрет, что художник создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.
Любите живопись, поэты!
Лишь её, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО."Портрет в искусстве России" »
Тема урока: Портрет в искусстве России.
Традиционный урок.
Цели и задачи:
1.Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции.
2.Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями.
3.Анализировать средства музыкальной выразительности
Ход урока
Сегодня, мы завершаем изучение одного из жанров изобразительного искусства – портрет. Урок итоговый и во второй его части вы должны будете самостоятельно, по вариантам проанализировать несколько портретов. Но перед этим, для того чтобы успешно выполнить самостоятельную работу, вы должны вспомнить, что такое портрет, каковы его особенности и какие основные виды портрета существуют.
18 век в России называют веком портрета. Портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря чему русская живопись достигла уровня европейской. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и другие. В середине 18 века портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками.
Итак, что же такое портрет? слайд 3
Учащиеся вспоминают определение портрета.
Каждый из портретов должен обладать особым качеством. слайд 4
Учитель помогает ученикам сформулировать мысль о том, что главное качество: это сходство изображения и оригинала, не только внешнее, но и внутреннее.
Итак, какова главная особенность? слайд 5
• составление схемы «Анализ портрета», путем повторения полученных ранее знаний о типах портрета (8 мин) /Приложение1/;
Итак, мы вспомнили, что такое жанр «портрет» и какова его главная особенность.
А сейчас мы должны составить план, по которому вы в дальнейшем будете анализировать портрет. Для того, что бы составить план, нужно вспомнить, на какие типы мы можем разделить портреты. слайд 5 и работа со слайдами с 6 по 9 (в представленной презентации даны подробные пояснения к слайдам).
• пример анализа портрета (3 мин)
Итак, мы составили план, по которому вы будете анализировать портреты. Перед уроком я раздала каждому из вас этот план. Пожалуйста, возьмите клей и приклейте его в тетрадь. По этому плану попробуем проанализировать представленный портрет
1. Подведение итогов (1 мин)
Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808) - мастер камерного, интимного портрета. Он наделял модели своей собственной одухотворенностью. Для его работ характерно: « мерцание красок», «зыбкость, воздушность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «загадочность и таинственность».
Особое место в творчестве художника занимает портрет А.Струйской. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение лёгкости тканей бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет называют «русской Джокондой».
…Её глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук…
Более 100 лет назад поэт Я. П.Полонский увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный Владимиром Лукичом Боровиковским (1757-1825). Поэт долго оставался в задумчивости перед большим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь её сложилась несчастливо, и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо-живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца…
Она давно прошла – и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви и мысли - тень
печали.
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела.
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство
привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать,
мечтать…
Оттого и будет вечно волновать этот портрет, что художник создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.