Предмет «Музыка» в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию.В.А. Сухомлинский считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, « открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги ».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии.
Оборудование:
- видео-, аудио-оборудование;
- музыкальный материал: Мусоргский «Избушка на курьих ножках», песни «Бабка-Ежка, выгляни в окошко», «Добрые сказки», «Ария Бабы-Яги» из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити»;
художественный материал: мультипликационный фильм по музыке М. Мусоргского « Избушка на курьих ножках. Баба-Яга».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Развитие темы.
Видео клип «В гостях у сказки»
Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Д: О сказках, о сказочных героях, о волшебстве…
У: Совершенно верно. Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в искусстве. Сегодня мы встретимся с самым загадочным, волшебным сказочным существом.
У.: А как вы думаете, «Можем ли мы увидеть музыке сказочного героя?»
Д: Когда мы слушаем музыку, мы можем представить в своем воображении образы или даже целые картины.
У: Совершенно верно. Сегодня мы познакомимся с музыкой, которая изображает сказочных героев.
А вот с каким музыкальным портретом сказочного героя мы будем сегодня знакомиться, вы узнаете, отгадав загадку:
«…Там, не неведомых, дорожках,
Следы невиданных зверей,
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…»
Д: Баба-Яга!
У: Конечно, это Баба-Яга.
А вот и она сама…
Под фонограмму песни входит Баба-Яга.
Поет песню.
На неведомых дорожках,
Где растет дремучий лес,
Избушка, там, на курьих ножках
Стоит до самых до небес.
Кто в избушке той живет,
Песню звонкую поет?
Там Бабушка Яга –
Костяная нога.
Ответ детей
Бабка – Ёжка, выгляни в окошко,
Не боимся мы тебя
Тра-ля-ля.
Будем весело играть
Песни петь и танцевать.
Баба-Яга: Здравствуйте, ребята. Вот, надоело одной в глуши сидеть, решила в гости к вам пожаловать.
У: И правильно сделала, Баба-Яга. Мы о тебе собираемся сегодня поговорить. Может, и ты узнаешь что-то новое о себе.
III. Углубление в тему.
Я предлагаю выучить песню Бабы - Яги из сказочной оперы. В опере песня главного героя называется ария.
Разучивание арии.
У: А еще Баба-Яга ребята подготовили свои сообщения, что же они сами узнали о тебе.
Рассказы ребят. Детские проекты
У: Где же мы встречаемся со сказочной героиней?
Д: В песнях, сказках, в картинах, стихах, рассказах, музыке.
У: Пришло время познакомиться с музыкальным портретом Бабы-Яги, который воплотил в своем произведении композитор М.П. Мусоргский. Однажды он посетил выставку картин своего друга – художника и архитектора В. Гартмана и в память о нем решил написать музыкальное произведение, состоящее из нескольких пьес, каждая из которых была связана с одной из картин. Так получился фортепианный цикл «Картинки с выставки». Одной из работ Гартмана на выставке была картина «Баба-Яга, или Избушка на курьих ножках». Композитор Мусоргский увидел здесь целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полет Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса. Сейчас мы послушаем и посмотрим это произведение.
Во время слушания подумайте, какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги.
IV. Анализ средств музыкальной выразительности.
Слушание «Избушка на курьих ножках» М.Мусоргского (показать портрет)
Предполагаемые ответы
1 часть. Динамика громкая, регистр низкий, ритм упругий, интонации злые, колючие. Все это характеризует Бабу-Ягу как злую, вредную, страшную, как будто она замышляет что-то плохое.
Во 2 части музыка меняется, становится тише, темп медленнее, контраст регистров – Баба-Яга загадочная и таинственная…
Д: рассказывают, какой они «видят» Бабу-Ягу в музыке.
У: Мусоргский показал, как богаты выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальных произведениях.
У: Ребята, что-то у нас Баба-Яга засиделась, надо ее расшевелить.
Физкультминутка. (При помощи бубна выбрать танцующих. Задание: придумай танец Бабы – Яги).
Баба-Яга: Ох, ну и уморили вы меня. И вообще, обиделась я на вас. Вот заладили: страшная, злая, коварная. А я ведь и доброй могу быть…иногда. А ну-ка мои подружки веселые старушки выходите, да всем себя покажите.
Выходят под музыку разные Бабки - Ёжки и представляют себя.
1. Современная Баба - Яга.
Сейчас все сказочные персонажи в шоу бизнес подались, звездами хотят стать, а я чем хуже.
Раньше меня называли Ягой, Дразнили меня костяною ногой. В сказке современной теперь я живу, Рэпом увлекаюсь, на фитнес хожу. О-о-о-е, А теперь все вместе: О-о-о-е, Сказок герои меня уважают, Звездным продюсером меня называют. Фабрику звезд я открыла в лесу, Прямо на опушке у своей избушки. О-о-о-е, О-о-о-е,
Я девушка завидная, Красива, дальновидная! Не обижайте бабусю, И вам еще сгожуся! Могу я петь и плясать, Сказки рассказывать, крестом вышивать, Могу в догонялки, прыгалки, салки... Могу развлечь весь честной народ, Да построить всех в хоровод. В общем, кто со мной, Тот просто супергерой.
2. Добрая Баба - Яга
Сейчас время… (пауза) тяжелое. Знаете, как мне трудно было жить еще недавно. С моим горбом, с моим носом-крючком. Все меня узнавали, все меня пугались. Нельзя было обмануть, нельзя было заманить. Просто беда. Но однажды я пролетала в своей ступе над лицеем. Дело было вечером. Вижу: идет мама со своим сыном. Слышу, мама спрашивает его: «Хорошая твоя учительница?» А мальчишка говорит: «Хорошая». А мама дальше спрашивает: «А почему?» И знаете, что ей сын ответил?
Дети: Не знаем
Баба - Яга. А я вот знаю! Сын ей ответил так: «Хорошая, потому что красивая, добрая, ласковая, умная». Меня тут как молнией поразило. Я поняла: красивая, умная — значит хорошая. А я? Я? Какая я раньше была? Некрасивая! Вот почему мне не везло. И тогда я с помощью волшебства срочно изменила свой облик. И теперь я просто шикарная девушка.
3. Красивая Баба – Яга
На музыку песни романса «Очи черные» Баба - Яга поет.
Бабка-Ёжка! Бабка-Ёжка!
Костяная моя ножка!
Не узнать меня!
Вот какая я! Вот какая я! Симпатичная!
4. Спортивная Баба - Яга
Баба – Яга прилетает на метле и поёт на мотив песни "Где-то на белом свете".
Где то в лесах России Избушка на ножках есть. В избушке живет старушка, Знают ее все здесь. Мимо проходят Ивашки, Заходят в гости к ней. Знают, что нет старушки, На свете всех мудрей. Ля-ля-ля,
Ягою пугают детишек, Мол, съест, не оставит костей. Фантазии, видно, излишек, У них, шибко умных людей. Ля, ля, ля, ля.
Я спортивная Яга.
Баба-яга: Ну вот, другое дело. Столько нового я сегодня на уроке узнала о себе.
V. Итоги урока.
У: Сегодня мы встретились с Бабой-Ягой, увидели какой это многогранный образ, и как его воплотили в своем творчестве музыканты и художники, режиссеры. Какой образ вам больше всего понравился?
Ответы детей.
Домашнее задание (на выбор):
1) постарайтесь проявить фантазию – нарисуйте свою Бабу-Ягу;
2) сочините песенку или частушку про Бабу-Ягу.
Баба-Яга:А я, между прочим, не просто так к вам пришла, а с гостинцем. Я ведь в сказочном лесу не одна живу, всякой нечисти там полно. Отгадаете загадки, тогда подарок вам отдам.
1. В дремучем лесу, на болоте
Вы ее непременно найдете.
Не рыбка она, не лягушка,
Моя дорогая подружка. ( Кикимора)
2.Внутри него водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки -
Пиявки да лягушки! (Водяной)
3. Есть еще в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос. (Леший)
4. Он живет глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает,
И в округе всех пугает. (Кощей)
Баба-Яга: молодцы, все загадки отгадали. (Отдает мешок).
У: Ну что ж, Баба-Яга, отправляйся в свой сказочный лес к своим друзьям и не забывай, что доброй быть все-таки приятней. А чтобы тебе веселей было идти, мы споем тебе песню.
Исполнение детьми песни « Чтоб могли на Марс летать».
VI. Рефлексия.
У: Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Может быть, что-то показалось вам трудным?
Что вам понравилось больше всего на уроке?
Оставьте свои впечатления на музыкальном стенде
Ответы детей.
У: Наш урок окончен, спасибо вам, ребята, вы очень хорошо поработали.