Просмотр содержимого документа
«"Музыка - сестра живописи"»
Открытый интегрированный урок в 5 классе на тему:
"Музыка – сестра живописи".
Учитель: Квачева О.М 22.02.17г
Цель:
Расширить знания учащихся взаимодействием двух видов искусства музыки и живописи; анализировать и выявлять внутреннее многообразие связей музыки и изобразительного искусства, соотнести средства художественной выразительности музыки и живописи.
Задачи:
Воспитательная:
Воспитывать чуткого взаимопонимания произведений великих художников и композиторов;
Образовательная:
Формировать умение анализировать музыкальное произведение, пользоваться музыкальной и художественной терминологией;
Развивающая:
Расширять кругозор, развивать ассоциативное мышление, цветового восприятия музыки и живописи, умение ассоциировать музыку с цветом на бумаге.
Оборудование:
Видеопроектор
Презентация по теме «Музыка – сестра живописи»
Музыкальный материал.
Материал для творческой работы.
Методы:
Изучение нового материала, ассоциативный поиск, анализ, сравнение, выводы
Ход урока
Слайд 1
«Сестрой живописи» назвал музыку великий Леонардо да Винчи. И действительно – эти два вида искусства развивались одновременно.
Никто из вас даже не задумывался над вопросами : Почему сестры? В чем их схожесть? Это же ведь совершенно разные виды искусства. Художнику нужны кисти и краски, а композитору - ноты и музыкальные инструменты. На сегодняшнем уроке мы поставим перед собой цель: найти родственность музыки и изобразительного искусства.
Слайд 2
Начиная с древних времен человек рисовал. Рисовал на скалах, на песке, на глине - углями, мелом и просто палочками. Издавая при этом звуки совсем не похожие на песни, но эти звуки были поиском. Человек искал музыку. Он копировал звуки природы: шум ветра, стон погибающего зверя, крик птицы. Древние женщины успокаивали свих малышей под особенные звуки, под которые засыпал малыш, а воины издавали сигнальные звуки приближающейся беды или охоты на животного.
Слайд 3
С давних времен рисовали музыкантов и музыкальные инструменты. Уже тогда, музыка и рисунок стали близки.
Время шло. Появлялись различные музыкальные инструменты. Художники рисовали картины природы, портреты людей и, среди этих картин были «звучащие картины».
Слайд 4
Человек мог нарисовать все, кроме музыки. Как ее изобразить? На что она похожа? Ведь она сиюминутна. Звук появился и тут же исчез.
Во все времена пытались добраться до этой тайны – НАРИСОВАТЬ МУЗЫКУ,
Слайд 5-8
Попыток было сделано много, а результат один. Музыка – это звук, а рисунок – это краски.
Но что же тогда их связывает? В чем сходство?
Слайд 9 К.Моне «Стог сена в Живерни»
Работа с учебником Т.Н.Науменко, В.В.Алеев (стр.128)
Эта картина- сельский пейзаж. Мы видим стог сена, деревенские домики, полевые цветы, лесные дали.
И всё это изображено по-разному.
Так стог сена на переднем плане как будто звучит громче, рельефнее(размеры)
Фон – (домики, цветы, лес) изображен более отдаленно
Сочетание на картине приближенных и отдаленных предметов составляют рельеф (передний план) и фон (задний план) произведения
Слайд 10 (Чайковский и Моне)
В музыке тоже есть рельеф и фон. Рельеф выражается в главной мелодии солирующего инструмента или голоса. Фоном является аккомпанемент, который как бы добавляет краски.
Послушайте произведение Чайковского П.И Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Ч.2
Солирующий инструмент – флейта. Нежная, печальная мелодия А фон – оркестр.
Давайте попробуем сравнить картину и музыку. Есть ли схожесть? (ответы ребят)
Итак вывод №1 – и музыка и изобразительное искусство имеет фон и главную тему(рельеф).
Слайд 11
Следующее на чем мы остановим наше внимание – это контраст. Рассмотрим картину на стр.130 Э.Дробицкого «Жизнь и смерть». Две противоположные фигуры - светлая и темная. Жизнь имеет лицо и светлые тона подчеркивают ее красоту. Смерть изображена, как темная, безликая фигура.
Слайд 12
В музыке так же обязательно есть контраст. Послушайте произведение Л.В. Бетховена «Весело - грустно» . Две совершенно разные по настроению мелодии. Одна нежная, мягкая, а другая –быстрая, радостная.
Вывод №2 - и музыка и рисунок имеет контраст.
Слайд 13
Давайте вспомним что значит понятие «тембр». В изобразительном искусстве - это цвета: темные, светлые, холодные, теплые. Один цвет имеет несколько оттенков. В музыке – один звук у разных инструментов звучит по разному. Людей мы отдичаем по тембру голоса. Мы никогда не перепутаем голос А. Пугачевой и Бьянки, Ф.Киркорова и Н.Баскова. Причина - тембр голоса.
Вывод №3 – и музыка и рисунок имеет окраску
Посмотрите сколько общего имеет музыка и изобразительное искусство.
Но и это еще не все.
Слайд 14
Звуковая палитра
Цветовая гамма
Музыкальная живопись
Живописная музыка
Холодные и теплые тембры
Ритмический рисунок
Мелодическая линия
Светлые и сумрачные тона
Музыкальный портрет
Посмотрите на перечисленные определения. Давайте попробуем дать характеристику каждому из них. (ответы)
Мы подошли к самому главному выводу. Перечислив все схожие черты этих двух видов искусства, можем ли мы назвать их «сестрами»? (ответ)
Слайд 15
Вывод № 4 - «Музыка – сестра живописи»
Творческое задание (индивидуальное задание)
Приближается весна. А мы знаем, что и композиторами и художниками создано огромное количество прекрасных произведений о временах года. Я вам поставлю произведение П.И. Чайковского Апрель(«Подснежник») из «Времен года», а вы раскрасите лепестки, которые лежат на партах в весенние цвета.
Вокально-хоровая работа (коллективная работа)
Вывод:
Музыка и изобразительное искусство тесно связаны между собой. Способность оживлять художественный образ, придать ему глубину и объемность это наиболее яркая выразительная сила, которая особенно очевидно проявляется в тех произведениях, где отсутствует текст или подобная литература. Музыка и живопись – это два вида искусства, которые неразрывны между собой, дополняют друг друга.