kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Музыка - сестра живописи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  построен на анализе двух видов искусства - музыки и Изобразительного искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Музыка - сестра живописи"»

Открытый интегрированный урок в 5 классе на тему:

"Музыка – сестра живописи".

Учитель: Квачева О.М 22.02.17г

Цель:

Расширить знания учащихся взаимодействием двух видов искусства музыки и живописи; анализировать и выявлять внутреннее многообразие связей музыки и изобразительного искусства, соотнести средства художественной выразительности музыки и живописи.

Задачи:

Воспитательная:

Воспитывать чуткого взаимопонимания произведений великих художников и композиторов;

Образовательная:

Формировать умение анализировать музыкальное произведение, пользоваться музыкальной и художественной терминологией;

Развивающая:

Расширять кругозор, развивать ассоциативное мышление, цветового восприятия музыки и живописи, умение ассоциировать музыку с цветом на бумаге.

Оборудование:

  1. Видеопроектор

  2. Презентация по теме «Музыка – сестра живописи»

  3. Музыкальный материал.

  4. Материал для творческой работы.

Методы:

Изучение нового материала, ассоциативный поиск, анализ, сравнение, выводы











Ход урока

Слайд 1

«Сестрой живописи» назвал музыку великий Леонардо да Винчи. И действительно – эти два вида искусства развивались одновременно.

Никто из вас даже не задумывался над вопросами : Почему сестры? В чем их схожесть? Это же ведь совершенно разные виды искусства. Художнику нужны кисти и краски, а композитору - ноты и музыкальные инструменты. На сегодняшнем уроке мы поставим перед собой цель: найти родственность музыки и изобразительного искусства.

Слайд 2

Начиная с древних времен человек рисовал. Рисовал на скалах, на песке, на глине - углями, мелом и просто палочками. Издавая при этом звуки совсем не похожие на песни, но эти звуки были поиском. Человек искал музыку. Он копировал звуки природы: шум ветра, стон погибающего зверя, крик птицы. Древние женщины успокаивали свих малышей под особенные звуки, под которые засыпал малыш, а воины издавали сигнальные звуки приближающейся беды или охоты на животного.

Слайд 3

С давних времен рисовали музыкантов и музыкальные инструменты. Уже тогда, музыка и рисунок стали близки.

Время шло. Появлялись различные музыкальные инструменты. Художники рисовали картины природы, портреты людей и, среди этих картин были «звучащие картины».

Слайд 4

Человек мог нарисовать все, кроме музыки. Как ее изобразить? На что она похожа? Ведь она сиюминутна. Звук появился и тут же исчез.

Во все времена пытались добраться до этой тайны – НАРИСОВАТЬ МУЗЫКУ,

Слайд 5-8

Попыток было сделано много, а результат один. Музыка – это звук, а рисунок – это краски.

Но что же тогда их связывает? В чем сходство?

Слайд 9 К.Моне «Стог сена в Живерни»

Работа с учебником Т.Н.Науменко, В.В.Алеев (стр.128)

Эта картина- сельский пейзаж. Мы видим стог сена, деревенские домики, полевые цветы, лесные дали.

И всё это изображено по-разному.

Так стог сена на переднем плане как будто звучит громче, рельефнее(размеры)

Фон – (домики, цветы, лес) изображен более отдаленно

Сочетание на картине приближенных и отдаленных предметов составляют рельеф (передний план) и фон (задний план) произведения







Слайд 10 (Чайковский и Моне)

В музыке тоже есть рельеф и фон. Рельеф выражается в главной мелодии солирующего инструмента или голоса. Фоном является аккомпанемент, который как бы добавляет краски.

Послушайте произведение Чайковского П.И Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Ч.2

Солирующий инструмент – флейта. Нежная, печальная мелодия А фон – оркестр.

Давайте попробуем сравнить картину и музыку. Есть ли схожесть? (ответы ребят)

Итак вывод №1 – и музыка и изобразительное искусство имеет фон и главную тему(рельеф).

Слайд 11

Следующее на чем мы остановим наше внимание – это контраст. Рассмотрим картину на стр.130 Э.Дробицкого «Жизнь и смерть». Две противоположные фигуры - светлая и темная. Жизнь имеет лицо и светлые тона подчеркивают ее красоту. Смерть изображена, как темная, безликая фигура.

Слайд 12

В музыке так же обязательно есть контраст. Послушайте произведение Л.В. Бетховена «Весело - грустно» . Две совершенно разные по настроению мелодии. Одна нежная, мягкая, а другая –быстрая, радостная.

Вывод №2 - и музыка и рисунок имеет контраст.

Слайд 13

Давайте вспомним что значит понятие «тембр». В изобразительном искусстве - это цвета: темные, светлые, холодные, теплые. Один цвет имеет несколько оттенков. В музыке – один звук у разных инструментов звучит по разному. Людей мы отдичаем по тембру голоса. Мы никогда не перепутаем голос А. Пугачевой и Бьянки, Ф.Киркорова и Н.Баскова. Причина - тембр голоса.

Вывод №3и музыка и рисунок имеет окраску

Посмотрите сколько общего имеет музыка и изобразительное искусство.

Но и это еще не все.

Слайд 14

Звуковая палитра

Цветовая гамма

Музыкальная живопись

Живописная музыка

Холодные и теплые тембры

Ритмический рисунок

Мелодическая линия

Светлые и сумрачные тона

Музыкальный портрет

Посмотрите на перечисленные определения. Давайте попробуем дать характеристику каждому из них. (ответы)

Мы подошли к самому главному выводу. Перечислив все схожие черты этих двух видов искусства, можем ли мы назвать их «сестрами»? (ответ)

Слайд 15

Вывод № 4 - «Музыка – сестра живописи»

Творческое задание (индивидуальное задание)

Приближается весна. А мы знаем, что и композиторами и художниками создано огромное количество прекрасных произведений о временах года. Я вам поставлю произведение П.И. Чайковского Апрель(«Подснежник») из «Времен года», а вы раскрасите лепестки, которые лежат на партах в весенние цвета.

Вокально-хоровая работа (коллективная работа)



Вывод:

Музыка и изобразительное искусство тесно связаны между собой. Способность оживлять художественный образ, придать ему глубину и объемность это наиболее яркая выразительная сила, которая особенно очевидно проявляется в тех произведениях, где отсутствует текст или подобная литература. Музыка и живопись – это два вида искусства, которые неразрывны между собой, дополняют друг друга.

Слайд 16

Спасибо, ребята, что вы хорошо сегодня работали.

Урок окончен. До свидания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Музыка - сестра живописи"

Автор: Квачёва Ольга Михайловна

Дата: 08.03.2017

Номер свидетельства: 398372

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Образы живописи в музыке. "Музыка - сестра живописи". "
    ["seo_title"] => string(51) "obrazy-zhivopisi-v-muzykie-muzyka-siestra-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "180541"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425206920"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Музыка - сестра живописи"
    ["seo_title"] => string(26) "muzyka_siestra_zhivopisi_1"
    ["file_id"] => string(6) "433221"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508355794"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Открытый интегрированный урок по ИЗО на тему "Рисование по воображению" "
    ["seo_title"] => string(76) "otkrytyi-intieghrirovannyi-urok-po-izo-na-tiemu-risovaniie-po-voobrazhieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "137688"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417423636"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Интегрированный урок (изо, музыка) "Музыка - сестра живописи""
    ["seo_title"] => string(58) "intieghrirovannyi_urok_izo_muzyka_muzyka_siestra_zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "433602"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508540033"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) ""Музыка - сестра живописи" презентация"
    ["seo_title"] => string(40) "muzyka_siestra_zhivopisi_priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "398373"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1488924930"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства