Конспект урока.
Организационная информация
Авторы урока: Дмитрякова Елена Павловна (учитель изобразительного искусства, МХК),
Блинова Елена Владимировна (учитель музыки).
Предмет: изобразительное искусство, музыка.
Класс: 7 класс, обучение в группах(5-6 человек)
Рекомендовано проводить урок по ФГОС.
Продолжительность урока: 45 минут.
Тема урока: «Музыка – сестра живописи»
Тип урока: интегрированный, изобразительное искусство с музыкой. Изучение нового материала.
Форма: Комбинированный
Цель урока: Расширить знания учащихся взаимодействием двух видов искусства музыки и живописи; анализировать и выявлять внутреннее многообразие связей музыки и изобразительного искусства, соотнести средства художественной выразительности музыки и живописи.
Задачи:
Воспитательная:
воспитывать чуткого взаимопонимания произведений великих художников и композиторов;
воспитывает эстетические чувства, художественный вкус, интерес к изучению музыки, литературы, искусства.
Образовательная:
Формировать умение анализировать музыкальное произведение, пользоваться музыкальной и художественной терминологией;
Знакомство с творчеством музыканта и художника М.К.Чюрлёниса, закрепление рисования по воображению, создание творческих работ.
Развивающая:
расширять кругозор, развивать ассоциативное мышление, цветового восприятия музыки и живописи, умение ассоциировать музыку с цветом на бумаге;
развитие пространственного мышления и творческого воображения.
Оборудование:
Видеопроектор
Презентация по теме «Музыка – сестра живописи»
Музыкальный материал: музыкальные композиции М.К.Чюрленис.
Материал для творческой работы.
Художественное оформление урока:
видеоролики «Чюрленис- музыка живописи», «М.К.Чюрлениса: "Знаки зодиака", " Короли. Сказка.", "Сказка. Путешествие королевны., "Соната солнца";
CDАнна Хромченкова «Мир, который нужен мне» (А.Ермолов - С.Золотухин);
презентации: «М.К.Чюрленис - художник, музыкант», «Кластер».
Художественные материалы и инструменты: Формат А3, кисти, гуашь, губка, колпачки от фломастеров, баночки для воды.
План урока:
1. Организационный момент
Учащиеся со звонком, под песню «Я рисую этот мир» входят в кабинет. Рассаживаются по группам, делясь на 4 группы, по цветам стикеров (море-синий цвет, земля-зелёный, огонь- красный, солнце-жёлтый).
2.Приветствие
Учитель музыки: -Мы рады видеть вас на открытом интегрированном уроке музыки и изобразительного искусства.
-Желаем вам окунуться в мир музыки и живописи.
Учитель музыки: -АМО «Самолётик пожеланий» - что вы ожидаете от нашего урока?
Учитель ИЗО: - Сегодня мы поговорим с вами о рисовании по воображению.
-Что необходимо, чтобы разбудить фантазию?»
(Предполагаемые ответы учащихся: быть любознательным, читать сказки, любить природу, увлекаться литературой и т.д.)
Учитель музыки: -Говорят, что музыка - лучший источник вдохновения. В ней есть все- настроение, эмоции и безграничная фантазия, то есть все, что нужно творчеству.
-Недаром знаменитый итальянский художник Леонардо да Винчи говорил:
«Музыка- сестра живописи».
Учитель ИЗО: -Слушая музыку перед глазами встают образы, и звуки музыки можно переложить на красочные мазки и линии.
Учитель ИЗО: -Сегодня мы познакомимся с творчеством необычного композитора и художника Микалюса Константиноса Чюрлениса, который соединил музыку с живописью.
Учитель музыки: -М.К.Чюрленис создал множество музыкальных произведений. Из них "Соната солнца", "Соната моря", "Соната весны".
-Музыка их как бы наплывает на слушателя, захватывает своим движением и создает особое настроение. А самое главное его музыка великолепно живо пишет, рисует фантастические образы.
Учитель ИЗО: -Если музыкой М.К.Чюрленис увлекался с детства, то рисованием он стал заниматься поздно- с 27 лет.
-Он очень любил родную природу, легенды, сказки, песни. Занимался историей, философией, астрономией.
-Но огромное влияние на него, как на художника оказала музыка, ведь он был глубоко образованным и талантливым музыкантом. (Показ видео о творчестве М.К.Чюрлениса)
Учитель музыки: -Давайте послушаем музыку с закрытыми глазами и попробуем увидеть что в ней нарисовано ( 3 минуты звучит музыка).
-Какие образы вы увидели? Какие краски увидели? (Ответы учащихся)
Учитель ИЗО: -И в его картинах- цвет тоже главное, в цвете- смысл. Цветом разговаривает художник со своим зрителем.
-Какие цвета красок любил художник? (Ответы учащихся)
Учитель ИЗО:- Синий цвет- обладает сильной энергетикой, невозможно оторвать взгляд. Желтый цвет- свет бога, сияние, вечность, добро.
Учитель музыки:- Мы говорили о красках и цвете в музыке и картинах. Давайте обобщим наше видение о Чюрлёнисе, как о творческом человеке. Составление кластера (презентация-напоминание о кластере)
Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Пример кластера и составление
кластера по теме урока.
Рефлексия: «Воздух-руки вверх, подуть.
Огонь- игра руками, изображая огонь.
Вода- тушим огонь – изображение волн.
Земля – почувствовать землю ногами»
Самостоятельная и практическая работа. АМО «Автобусная остановка». Использование этого метода на интегрированном уроке ИЗО и музыки. Организация самостоятельной работы над темой «Музыка – сестра живописи» в 7 классе.
Учитель ИЗО: -Свои фантастические картины Чюрлёнис действительно пел, выражая нежными красками, узорами линий, всегда причудливой и необычайной композицией какие-то космические симфонии. Чюрлёнис, как и Римский-Корсаков, Скрябин, обладал так называемым цветным слухом.
Цель АМО «Автобусная остановка»: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Учитель ИЗО: - Я предлагаю вам ребята окунуться в мир Чюрлёниса. Изобразить его любимые стихии (Солнце, Море, Огонь, Землю), нетрадиционными способами живописи.
Демонстрация презентации о нетрадиционных способах (смятой бумагой, отпечатками – колпачками от фломастеров, широкими кистями, губкой).
Проведение:
Определяю количество нетрадиционных способов живописи (оптимально 4-5). Участники разбиты на группы (5-7 человек в каждой). Группа – это автобусная остановка, на которой учащиеся будут находиться ограниченное время. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме (стихии Солнце, Море, Огонь, Землю). Ставлю задачу группам – обсудить основные нетрадиционные способы в живописи. После обсуждения учащимся предоставляются необходимые материалы для создания картины нетрадиционными способами живописи: 1 группа – изображает смятой бумагой стихию Земли, 2 группа – губкой стихию Солнца, 3 группа - колпачками от фломастеров стихию Море, 4 группа - широкими жёсткими кистями стихию Огня. Затем по моей команде группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. (3 минуты) Знакомятся с уже начатыми живописными композициями и добавляют нетрадиционными способами живописи свои мысли по заданной теме. (3 минуты) Исправлять написанные живописные композиции предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке - знакомство, обсуждение и добавление своих мыслей. (3 минуты) Когда группа возвращается к своей первоначальной остановке, она в течении 3 минут знакомится со своей новой изменённой живописной композицией, определяет участника группы, который будет представлять работу. После этого каждая группа презентует результаты своих работ. В завершении резюмирую сказанное всеми группами, при необходимости вношу коррективы.
Итог работы – совмещение четырёх работ в единую живописную композицию.
Учитель музыки: -Ребята давайте вместе исполним песню «Мир, который нужен мне» (А.Ермолов - С.Золотухин)
Учитель ИЗО: - Заканчивается наш урок, давайте закончим предложенную фразу:
Сегодня на уроке я …..
Учитель ИЗО: -Сбылись ли ваши ожидания? (ответы ребят)
Учитель музыки: - Я хочу закончить наш урок словами М.К. Чюрленис «Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну».
Учитель ИЗО:- Спасибо за урок!