Конспект урока.
Организационная информация
Авторы урока: Дмитрякова Елена Павловна (учитель изобразительного искусства, МХК),
Блинова Елена Владимировна (учитель музыки).
Предмет: изобразительное искусство, музыка.
Класс: 7 класс, обучение в группах(5-6 человек)
Рекомендовано проводить урок по ФГОС.
Продолжительность урока: 45 минут.
Тема урока: «Музыка – сестра живописи»
Тип урока: интегрированный, изобразительное искусство с музыкой. Изучение нового материала.
Форма: Комбинированный
Цель урока: Расширить знания учащихся взаимодействием двух видов искусства музыки и живописи; анализировать и выявлять внутреннее многообразие связей музыки и изобразительного искусства, соотнести средства художественной выразительности музыки и живописи.
Задачи: Воспитательная: - воспитывать чуткого взаимопонимания произведений великих художников и композиторов; - воспитывает эстетические чувства, художественный вкус, интерес к изучению музыки, литературы, искусства. Образовательная: - формировать умение анализировать музыкальное произведение, пользоваться музыкальной и художественной терминологией; - знакомство с творчеством музыканта и художника М.К.Чюрлёниса, закрепление рисования по воображению, создание творческих работ. Развивающая: - расширять кругозор, развивать ассоциативное мышление, цветового восприятия музыки и живописи, умение ассоциировать музыку с цветом на бумаге; - развитие пространственного мышления и творческого воображения.
Оборудование:
1.Видеопроектор 2. Презентация по теме «Музыка – сестра живописи» 3.Музыкальный материал: музыкальные композиции М. К. Чюрленис. 4.Материал для творческой работы.
Художественное оформление урока: видеоролики «Чюрленис- музыка живописи», «М.К.Чюрлениса: "Знаки зодиака", " Короли. Сказка", "Сказка. Путешествие королевны, "Соната солнца"; CDАнна Хромченкова «Мир, который нужен мне» (А.Ермолов - С.Золотухин); презентации: «М.К.Чюрленис - художник, музыкант», «Кластер».
Художественные материалы и инструменты: Формат А3, кисти, гуашь, губка, колпачки от фломастеров, баночки для воды.
План урока:
1. Организационный момент
Учащиеся со звонком, под песню «Я рисую этот мир» входят в кабинет. Рассаживаются по группам, делясь на 4 группы, по цветам стикеров (море-синий цвет, земля-зелёный, огонь- красный, солнце-жёлтый).
2.Приветствие
Учитель музыки: - Мы рады видеть вас на открытом интегрированном уроке музыки и изобразительного искусства.
-Желаем вам окунуться в мир музыки и живописи. - АМО «Самолётик пожеланий» - что вы ожидаете от нашего урока?
Учитель ИЗО: - Сегодня мы поговорим с вами о рисовании по воображению.
-Что необходимо, чтобы разбудить фантазию?»
(Предполагаемые ответы учащихся: быть любознательным, читать сказки, любить природу, увлекаться литературой и т.д.)
Учитель музыки: - Говорят, что музыка - лучший источник вдохновения. В ней есть все - настроение, эмоции и безграничная фантазия, то есть все, что нужно творчеству.
-Недаром знаменитый итальянский художник Леонардо да Винчи говорил: «Музыка - сестра живописи».
Учитель ИЗО: - Слушая музыку, перед глазами встают образы, и звуки музыки можно переложить на красочные мазки и линии. - Сегодня мы познакомимся с творчеством необычного композитора и художника Микалюса Константиноса Чюрлениса, который соединил музыку с живописью. Учитель музыки: - М. К. Чюрленис создал множество музыкальных произведений. Из них "Соната солнца", "Соната моря", "Соната весны". - Музыка их как бы наплывает на слушателя, захватывает своим движением и создает особое настроение. А самое главное его музыка великолепно живо пишет, рисует фантастические образы. Учитель ИЗО: - Если музыкой М. К. Чюрленис увлекался с детства, то рисованием он стал заниматься поздно- с 27 лет. - Он очень любил родную природу, легенды, сказки, песни. Занимался историей, философией, астрономией. - Но огромное влияние на него, как на художника оказала музыка, ведь он был глубоко образованным и талантливым музыкантом. (Показ видео о творчестве М.К.Чюрлениса) Учитель музыки: - Давайте послушаем музыку с закрытыми глазами и попробуем увидеть что в ней нарисовано (3 минуты звучит музыка). - Какие образы вы увидели? Какие краски увидели? (Ответы учащихся) Учитель ИЗО: - И в его картинах- цвет тоже главное, в цвете- смысл. Цветом разговаривает художник со своим зрителем. - Какие цвета красок любил художник? (Ответы учащихся) - Синий цвет - обладает сильной энергетикой, невозможно оторвать взгляд. Желтый цвет - свет бога, сияние, вечность, добро. Учитель музыки:- Мы говорили о красках и цвете в музыке и картинах. Давайте обобщим наше видение о Чюрлёнисе, как о творческом человеке. Составление кластера (презентация-напоминание о кластере) Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Пример кластера и составление кластера по теме урока.
Рефлексия: «Воздух - руки вверх, подуть. Огонь - игра руками, изображая огонь. Вода - тушим огонь – изображение волн. Земля – почувствовать землю ногами»
Самостоятельная и практическая работа. АМО «Автобусная остановка». Использование этого метода на интегрированном уроке ИЗО и музыки. Организация самостоятельной работы над темой «Музыка – сестра живописи» в 7 классе. Учитель ИЗО: - Свои фантастические картины Чюрлёнис действительно пел, выражая нежными красками, узорами линий, всегда причудливой и необычайной композицией какие-то космические симфонии. Чюрлёнис, как и Римский-Корсаков, Скрябин, обладал так называемым цветным слухом. Цель АМО «Автобусная остановка»: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Учитель ИЗО: - Я предлагаю вам ребята окунуться в мир Чюрлёниса. Изобразить его любимые стихии (Солнце, Море, Огонь, Землю), нетрадиционными способами живописи.
Демонстрация презентации о нетрадиционных способах (смятой бумагой, отпечатками – колпачками от фломастеров, широкими кистями, губкой). Проведение:
Определяю количество нетрадиционных способов живописи (оптимально 4-5). Участники разбиты на группы (5-7 человек в каждой). Группа – это автобусная остановка, на которой учащиеся будут находиться ограниченное время. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме (стихии Солнце, Море, Огонь, Землю). Ставлю задачу группам – обсудить основные нетрадиционные способы в живописи. После обсуждения учащимся предоставляются необходимые материалы для создания картины нетрадиционными способами живописи: 1 группа – изображает смятой бумагой стихию Земли, 2 группа – губкой стихию Солнца, 3 группа - колпачками от фломастеров стихию Море, 4 группа - широкими жёсткими кистями стихию Огня. Затем по моей команде группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. (3 минуты) Знакомятся с уже начатыми живописными композициями и добавляют нетрадиционными способами живописи свои мысли по заданной теме. (3 минуты) Исправлять написанные живописные композиции предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке - знакомство, обсуждение и добавление своих мыслей. (3 минуты) Когда группа возвращается к своей первоначальной остановке, она в течении 3 минут знакомится со своей новой изменённой живописной композицией, определяет участника группы, который будет представлять работу. После этого каждая группа презентует результаты своих работ. В завершении резюмирую сказанное всеми группами, при необходимости вношу коррективы.
Итог работы – совмещение четырёх работ в единую живописную композицию.
Учитель музыки: - Ребята давайте вместе исполним песню «Мир, который нужен мне» (А.Ермолов - С.Золотухин) Учитель ИЗО: - Заканчивается наш урок, давайте закончим предложенную фразу: Сегодня на уроке я …..
Учитель ИЗО: - Сбылись ли ваши ожидания? (ответы ребят) Учитель музыки: - Я хочу закончить наш урок словами М.К. Чюрленис «Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну».
Учитель ИЗО:- Спасибо за урок!