Просмотр содержимого документа
«Музыка объединяет континенты»
Муниципальное Общеобразовательное учреждение «Школа № 151 города Донецка»
Разработка урока по предмету «Музыкальное искусство» для учащихся 7 класса
Учитель музыки Криворучко Надежда Анатольевна
Задачи, которые я ставлю на своих уроках -увлечь музыкой, почувствовать музыку в себе, понять и разгадать ее таинственный и волшебный язык.Мои уроки направлены на воспитание хорошего вкуса, то есть на выработку «иммунитета» против всего «низкопробного» в музыке, на накопление мзыкального опыта (знаний о музыке, музыкантах, исполнительский опыт, слуховой запас),на развитие художественно- образного мышления.
Тема «Музыка объединяет континенты»
Цель: на примере творчества Джорджа Гершвина и американских народных песен показать разнообразные изобразительные возможности музыки; акцентировать внимание на значении народных источников в музыке различных народов; развивать интерес к творчеству зарубежных композиторов и исполнителей; дать понятия «джаз»; развивать вокальные навыки; воспитывать эстетические чувства, интерес к музыкальному искусству народов мира.
Музыкальный материал: Джордж Гершвин, «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»; колыбельные: «Уж ты котенька-коток», «Сидит Дрема», «Спи, сыночек мой, усни»; «Колыбельная медведицы».
Наглядное пособие: фотографии Джоржа Гершвина, видеоматериал на тему: «Опера «Порги и Бесс», «Народные колыбельные песни»; фрагмент из мультфильма «Умка».
(«Мозговой штурм») -Что вы можете сказать об этой песне?
/Это народная колыбельная песня/
-Какие песни называют колыбельными?
/Это песни, которыми успокаивают и убаюкивают детей/
III.Сообщение темы урока
Тема нашего урока «Музыка объединяет континенты»
IV. Актуализация опорных знаний
Беседа.
Колыбельные песни - наидавнейший жанр народного творчества. Первые колыбельные песни создали люди в продавние времена. Когда рождался ребенок, то в первые месяцы жизни он слышал чудесные звуки.
/Просмотр видео народной колыбельной песни «Уж ты котенька-коток » с пластическим дирижированием/
Музыка - это язык звуков, которыми человек выражает свои мысли и чувства. Через мелодизм, динамику, темп, ритм она может влиять на нас - создавать определенное настроение. Первой мелодией нашей жизни является колыбельная. Ребенок еще не понимает разговорного языка, но слушает спокойную, светлую мелодию - и засыпает. В колыбельной песне переданы чувства огромной любви и нежности к ребенку, а лирическое настроение создается благодаря плавным, покачивающим и спокойным ритмам.
/Слушание народной колыбельной песни «Спи, сыночек мой, усни»/ ( Слайд № 1 )
Вокально - хоровая работа
Разучивание народной колыбельной «Спи, сыночек мой, усни» (работа над плавностью звуковедения, дыханием, выразительностью исполнения.).
Изучение нового материала
-Прослушайте еще одну песню.
/Слушание «Колыбельной» из оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина/
- Что она вам напоминает?
/Колыбельную/
-Почему вы решили, что это колыбельная?
/Песня напевная, ласковая, нежная, спокойная. Мелодия движется то вверх, то вниз. /
- Да, это колыбельная песня, ее написал американский композитор начала ХХ в. Джордж Гершвин.(Слайд № 2) В своем творчестве он смог объединить на первый взгляд несовместимые явления: джаз, негритянский фольклор и формы европейской музыкальной классики. Джордж Гершвин родился в бедном квартале Нью-Йорка и часто себя называл «воспитанником нью-йоркских негров». До 6 лет мальчик не проявлял музыкальных способностей, но со временем услышав прекрасные мелодии, он забыл о детских играх и друзьях. Когда старшему брату купили пианино, Джордж самостоятельно научился играть. Уникальный слух, чудесная память и ежедневная кропотливая работа над собой принесли результаты. Гершвин без специального музыкального образования стал блестящим пианистом - виртуозом.(Слайд № 3)
Давайте еще раз прослушаем «Колыбельную» из оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина.
/Просмотр видеофрагмента из оперы «Порги и Бесс» («Колыбельная»)/
- Какой характер прослушанной музыки?
-В каком темпе звучит музыка?
-Понятна ли вам музыка из «Колыбельной» без перевода с английского?
-Сравните «Колыбельную» Джорджа Гершвина с народными колыбельными песнями.
Как- то Джордж Гершвин взял в руки модный роман, пролистал несколько страниц и сразу увлекся драматической историей о жизни негров рабочего поселения. Сюжет был ярким и драматичным - о дружбе и предательстве, любви и ненависти, жизни и смерти. Понравились образы главных героев- негритянской девушки Бесс и ее верного друга и защитника, убого калеки Порги. А еще в этом романе жила музыка: песни, которые сопровождали веселые и грустные события, тихие перебирания струн гитары, бодрые марши, нежные колыбельные. За несколько дней композитор и писатель обговаривали либретто, название решили не менять – «Порги и Бесс». Так началась работа над одним из известнейших произведений в истории не только Америки, а и мировой музыкальной культуры. Чтобы вдохновиться народной музыкой, композитор какое-то время жил в маленьком островном поселении. В опере Джорджа Гершвина впервые в истории музыкального театра США, негры вызывали глубокое уважение и сочувствие. (Слайд № 4)
Вокально - хоровая работа
/Разучивание «Колыбельной» Джорджа Гершвина/
«Колыбельная», как и вся музыка Джорджа Гершвина, пронизана джазовыми интонациями. Джаз - жанр профессиональной музыки, который возник в начале ХХ ст. в южных штатах США в результате взаимодействия африканской и европейской музыкальных культур. Источниками джаза были импровизационные формы негритянской народной музыки, а также танцевально - бытовая музыка белых переселенцев. Для джазовой музыки характерны: импровизационность, эмоциональность, сложный острый ритм и оригинальная гармония. (Слайд № 5)
VI. Итог урока.
Во всем мире люди живут совсем по-другому, но мы все равно можем их понимать благодаря музыке. Несмотря на то, что интонации разные, музыка близка нам. Так же, как и у нас, матери желают своим детям счастливой судьбы. Так же, как у нас, поют нежные, лирические колыбельные песни.
/Просмотр видеофрагмента из мультипликационного фильма «Умка» (колыбельная Медведицы)/
Домашнее задание: послушать и выучить колыбельные, которые вам споют ваши мамы и бабушки.